Реферат622

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774


РЕФЕРАТ
Предупреждение профессиональных заболеваний и самоконтроль

               
                Новосибирск 2020 г.
 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.Профилактика профессиональных заболеваний и лечебная физкультура.4
2.Предупреждение производственного утомления…………………….…….8
3.Физическая культура как профилактическое средство против травм…..10
5.Почему необходимы физические упражнения…………………………...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………...………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………………….………17


 
 
ВВЕДЕНИЕ
В процессе трудовой деятельности на работающего воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье. Не представляет сомнений и тот факт, что полное исключение из производственной среды неблагоприятных факторов невозможно. Это практически невозможно даже в тех производствах, где внедрены передовая технология процесса, современное оборудование и для которых высокая культура производства, отличное медицинское обслуживание. И тем более это недостижимо на отечественных предприятиях в условиях экономического кризиса, отсталой технологии и устаревшего оборудования. В связи с этим остро встаёт вопрос по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.
Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний – система мер медицинского (санитарно-эпидемиологического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического и т. д.) и немедицинского (государственного, общественного, экономического, правового, экологического и др.) характера, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных последствий. Развитие многих профессиональных заболеваний и профессионально обусловленных заболеваний зависит от комплексного взаимодействия повреждающих факторов и от качества трудовой жизни. Все работники должны приобретать гигиенические знания и навыки, выполнять нормы и требования, обеспечивающие безопасность труда.
 ;
 1. Профилактика профессиональных заболеваний и лечебная физкультура
Задачами физкультуры в целях профилактики профессиональных заболеваний являются улучшения функционального состояния и предупреждения прогрессирования болезни: повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления, повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам бывают абсолютными и относительные:
1) Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения 2-3 степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия, эмболия легочной аорты; инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность.
2) Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более-5; системная или легочная
3) гипертензия; умеренно выраженная степеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ; выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония 2-3 степени, ретинопатия 3 степени; пороки сердца; резко выраженная анемия; ожирение 3 степени, протекающее с отдышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевание О Д А; заболевание крови.
Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятие ЛФК (лечебная физическая культура), терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении.
Подготовка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные, релаксирующие, упражнения, игры на воздухе. А при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем- упражнения в ходьбе, катание на коньках.
При проведении занятий с людьми, имеющими изменения опорно-двигательного аппарата, важны профилактические занятия, направленные в первую очередь на придание человеку правильной осанки и на нормализацию функций ОДА (опорно-двигательный аппарат), профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок. Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.
Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки человека, а также для профилактики заболеваний:
1. Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)- одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений. Улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнение выполняется под музыку. УГГ лучше выполнять утром в сочетании с закаливанием, но не очень рано, особенно больным с заболеванием сердечно – сосудистой системы.
2. Координация движений. Включая игры в урок физкультуры, можно значительно повысить нагрузки за счет эмоционального фактора, а если их проводить на берегу реки, моря, то эффективность возрастает еще и за счет закаливания и эмоционального факторов.
3. Ходьба и бег. Имеют огромное значение в нормализации обменных процессов, функционального состояния кардиореспираторной системы. Ходьба как физическое упражнение – ценное средство для улучшения деятельности ЦНС, сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Во время ходьбы дыхание должно быть ритмичным, глубоким, не следует задерживать дыхание и разговаривать во время ходьбы. Дышать через нос, особенно зимой. Ходьба должна быть продолжительной, но не утомительной.
Бег – физическое упражнение с большой нагрузкой. Он развивает выносливость, особенно полезно для профилактики заболевания сердечно - сосудистой системы, ожирения и др. Его лучше сочетать с ходьбой и дыхательными упражнениями. Ходьбу и бег можно проводить днем и вечером.
4. Велосипедный спорт способствует усилению обмена веществ, тренировке кардиореспираторной системы и др. Велопрогулки показаны при заболеваниях сердечно - сосудистой, дыхательной систем и нарушение обмена веществ, а также при последствии травм суставов ног (для разработки тугоподвижности и тренировки мышц). Зимой велопрогулки заменяются упражнениями на велотренажерах.
5. Катание на коньках рекомендуется при многих заболеваниях легких, обмена веществ, нервозах и др., для нормализации обменных процессов, улучшения функционального состояния и тренировки сердечно - сосудистой системы. Кроме того, катание на открытом воздухе обладает и еще закаливающим эффектом. Дышать следует через нос. Одежда должна соответствовать погоде, не стеснять движений.
6. Плавание - отличное тренирующее средство и закаливающее. Если плавание сочетать с прогулками, играми, то оздоравливающий эффект еще более возрастает. Плавание усиливает деятельность кардиореспираторной системы и обмен веществ, а при травмах и заболеваниях позвоночника ведет к исчезновению болей и улучшению подвижности в суставах. Осторожность следует проявлять при заболеваниях сердца, легких, ЛОР - органов, особенно в осенне-зимнее время из-за опасности переохлаждения и обострения или возникновения простуды.
Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания.
Во время мышечной работы увеличивается циркуляция крови и улучшается метаболизм тканей. Исследования показывают, что в состояние покоя от 25% до 40% крови находятся так называемом депо, около 50% капилляров не функционируют, снижена вентиляция в альвеолах. При выполнении физических упражнений часть крови из депо поступает в общий поток и принимает участие в обмене веществ. Если учесть, что 40% массы тела составляет мышечная ткань, то можно оценить роль мышечной работы в нормализации кровообращения и обмена веществ.
Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года, но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм.

;
2. Предупреждение производственного утомления
Труд и отдых – две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых – состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще И.М.Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха.
Активный отдых – это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое. Активный отдых используется и при умственном труде. Смена напряженной интеллектуальной деятельности другим ее видом или легким физическим трудом приводит к быстрому снятию утомления, исчезновению ощущения усталости.
Механизмы активного отдыха, согласно одной из гипотез, связаны с явлениями индукции в нервных центрах: активные центры, управляющие деятельностью, используемой в качестве активного отдыха, «наводят», индуцируют и углубляют процессы торможения в утомленных центрах, чем способствуют более быстрому восстановлению их функциональных возможностей. Согласно другой гипотезе, эффекты активного отдыха развиваются в результате дополнительной афферентации от новых групп рецепторов, посредством чего повышается общий тонус ЦНС, ускоряются восстановительные процессы. Вероятно, обе эти гипотезы дополняют друг друга.
В профилактике развития утомления, снижении его глубины большую роль играет рациональная организация труда и отдыха, учитывающая специфику работы. Так, прекратив физическую работу, человек сразу выключается из трудового процесса, а потому достаточно эффективными могут оказаться приемы пассивного отдыха, особенно при тяжелом физическом труде.
При умственной работе мозг склонен к инерции, продолжению мыслительной деятельности в заданном направлении. После окончания работы «рабочая доминанта» полностью не угасает, что вызывает более длительное утомление ЦНС, чем при физическом труде.
Правильная организация труда включает внутрисменные перерывы на отдых, использование так называемой функциональной музыки. Сменность работы в различное время суток нежелательна, поскольку развивается десинхроноз.
Работоспособность человека в значительной мере определяется процессами восстановления, протекающими на разных этапах жизнедеятельности.
;
3. Физическая культура как профилактическое средство против травм
Повреждением или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей, электричества и другое), нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, перелом костей и прочее) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранение груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер), сочетанным (перелом костей таза с разрывом мочевого пузыря), комбинированным (перелом бедра и обморожение стопы и т.п.).
Действия механического фактора, вызывающего повреждение, проявляется в виде сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.
Травмы бывают открытые, с нарушением целостности кожных покровов, и закрытые, когда изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
По тяжести травмы делятся на тяжелые, средней тяжести, легкие.
Тяжелые травмы – это травмы, вызывающие резко выраженные нарушения здоровья и приводящие потерю трудоспособности сроком выше 30 дней.
Травмы средней степени тяжести – это травмы с выраженными изменениями в организме, приведшие к нетрудоспособности от 10 до 30 дней
Легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей нетрудоспособности.
К ним относятся ссадины, потертости, поверхностные раны, легкие ушибы, растяжения 1-й степени и др.
Кроме того, выделяют острые и хронические травмы.
Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора.
Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела.
Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного или часто повторяющегося воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушения их функций и структуры.
Иногда выделяют очень легкие травмы (без потерь трудоспособности) и очень тяжелые (приводящие к инвалидности и смертельным исходам).
Малоподвижный образ жизни способствует развитию различных отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела.
Наиболее распространенными недугами являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаления легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения – неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а так же аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника.
Наблюдения показали, что работники с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве в статике и динамики. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И что характерно для таких работников случайные падения, удары на производстве, в быту оборачивались травмами различной степени тяжести.
Физические упражнения имеют большое значение на развитие и укрепление костной системы. Под их влиянием клетки костей и мышц лучше снабжаются кровью и тем самым укрепляются. Таким образом, физические упражнения являются действенным средством предупреждения заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобном положении.
;
4. Почему необходимы физические упражнения
1.Снижение риска заболеваний. Исследования показывают, что физическая активность играет существенную роль в уменьшении шансов развития многих недугов, среди которых диабет, сердечно-сосудистые заболевания, повышенный уровень холестерина, инфаркт, остеопороз, артрит, боль в пояснице, рак молочной железы и многие другие.
2.Чувство собственного достоинства. Ощущение удовлетворения, появляющееся после активной физической деятельности, является одним из наиболее приятных состояний человеческого организма. Кроме того, если вы в состоянии соблюдать план регулярных тренировок, вам подвластно и многое другое в жизни. Физические занятия - это деятельность, которая формирует и укрепляет не только тело, но и самооценку.
3.Быстрое снижение веса. Физические тренировки регулируют аппетит в течение всего дня.  Это означает, что не испытывая резких вспышек голода и перестав ощущать неожиданную потребность в насыщении, вы с гораздо большим вниманием и спокойствием подходите к выбору и качеству пищи.
4.Усиление защиты организма. Регулярные занятия – великолепный способ укрепить иммунную систему. Исследователи выяснили, что занятия физическими упражнениями, защищают организм от проникновения инфекции и развития многих болезней верхних дыхательных путей, в числе которых грипп, ангина, насморк, бронхит.
5. Обретение спокойствия и психической уравновешенности. Стресс вызывает в нашем организме реакцию, выпуская определенные гормоны, в том числе кортизол, повышенное содержание которого может неблагоприятно отразиться на нашем здоровье.
 Физические упражнения способствуют снижению в нашем организме уровня кортизола и высвобождают такие гормоны «хорошего самочувствия», как серотонин, адреналин, допамин и эндорфины, которые, в свою очередь, продуцируют чувство радости, спокойствия и удовольствия.
6.Избавление от бессонницы. Американские исследователи определили, что упражнения улучшают качество и продолжительность сна у всех людей, имевших до этого различные нарушения сна.
7.Энергетическая подзарядка. Все очень просто: мускулы производят движение, функционируя как своеобразный «двигатель» нашего тела. Регулярные тренировки держат наш «двигатель» в «рабочей форме», способствуя его оптимальной эффективности, улучшая тем самым физические возможности, энергетический уровень и общее состояние организма, делая вас крепкими, бодрыми и здоровыми.
8.Трехмесячное японское исследование, в течении которого специалисты следили за людьми, занимавшимися бегом три раза в неделю, выявило значительное улучшение функционирования головного мозга при выполнении упражнений, стимулирующих деятельность сердечно-сосудистой системы. В конце тренировочной программы специальные тесты, определяющие показатели памяти, выявили у всех бегунов существенное улучшение навыков и способностей запоминать информацию по отношению к предыдущим результатам. А канадские исследователи утверждают, что люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, гораздо меньше подвержены риску развития болезни Альцгеймера. Кроме того, вероятность возрастного снижения умственных способностей у этих людей также намного меньше.
9.Превосходное самочувствие. Диски, отделяющие и защищающие костные хрящи в позвоночнике, с возрастом усыхают и уменьшаются. Кости позвоночника деформируются, оседают и начинают тереться друг о друга, что сказывается на росте и служит причиной возникновения многих проблем, связанных с болями в спине. Однако регулярные упражнения сжимают и расслабляют диски, сохраняя их гибкими и эластичными, кости позвоночника – здоровыми.
10.Стимул к общению и активной жизни. 
Не стоит переживать если вы не находите времени в вашем плотном графике, чтобы пообщаться с друзьями и коллегами. Просто назначьте совместно с ними определенные «даты занятий». Помимо того, что это поощрит вас тренироваться, это даст вам дополнительный стимул для общих приятных встреч в спортивном зале, которые, согласитесь, не столь уж часты в наше напряженное и загруженное работой время.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служит надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний, в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др., способствуют мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.
1.Использование средств, направленных на повышение неспецифической устойчивости и сопротивляемости организма, целесообразно на всех этапах подготовки.
2.Необходимо планировать пребывание в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных климатических и санаторно-курортных факторов.
3.За эффективностью восстановительных средств нужен объективный контроль, поскольку исчезновение чувства усталости еще далеко, не всегда означает наступление восстановления (восстановление работоспособности не всегда совпадает во времени с восстановлением отдельных функций).
4.Контроль должен быть комплексным с обязательным исследованием показателей, отражающий состояние основных для обеспечения работоспособности при данном характере нагрузки функциональных систем, и реакции организма на физическую нагрузку.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ.  изд. – 2-е изд. стер. – М.: Химия, 1999 – 400 с.
2. Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.


Рецензии