***

Ярослав был посажен в Новгород и был одним из тех, кто пытался отделить свою территорию от территории Киевской Руси (по Повести временных лет он отказался в 1014 году платить дань в Киев). По словам Игоря Данилевского https://www.youtube.com/watch?v=eH6oIW_nXa8 , в свое время вышла книга. Н.Н. Ильина (его кандидатская диссертация с названием" Летописная статья 6523 года и ее источники. Ильин обратил внимание на то, что летописный рассказ имеет ряд противоречий. Это рассказ о том что происходило сразу после сразу после смерти Владимира. Якобы власть в Киеве захватил Святополк (считавшийся сыном Владимира) но он был на самом деле сыном Ярополка, брата Владимира (которого Владимир убил) вдова Ярополка красивая монахиня-гречанка будучи беременной становится женой Владимира и сын, который у нее рождается считается Владимировичем. а не Ярополковичем) И якобы этот Святополк, родившийся "от двух отцов" Убивает Бориса (младшего брата) и Глеба и собирается убить Ярослава. А Ярослав в это время в Новгороде готовится к войне с отцом: нанимает скандинавов, которые пока война не началась занимаются грабежами и насилием. Новгородцам это естественно не понравилось и они, собравшись с силами убили этот отряд. Обиженный этим Ярослав собирает лучших Новгородцев и убивает их. В ту же ночь он получает известие из Киева о том, что Святополк захватил власть (убил Бориса и Глеба) и собирается идти войной на Ярослава. Тогда Ярослав обращается к новгородцам за помощью, после чего начинается длительная борьба за Киевский престол. Как известно, закончившаяся победой Ярослава , ставшим Киевским князем в 1018 году. Но есть источник, рассказывающий об этих же летописных событиях, но с иной точки зрения. Это немецкая хроника Титмара Мерзебургского (современника событий), а летописный рассказ пишется "задним числом"... Так вот он рассказывает, что Святополка не было в это время в Киеве, потому что сразу после женитьбы на дочери Болеслава Храброго  Святополк был посажен в темницу, откуда сразу после смерти отца он бежал в Польшу, договорился с Болеславом. Болеслав вместе со Святополком пошел освобождать свою дочь.
Ярослав сражался с еще одним своим братом - Мстиславом Тьмутараканским. Побеждает Мстислав, они делят  с Ярославом всю русскую землю на две части: Ярославу Мстислав победивший отдает Киев, (но он туда не едет, а едет в Новгород) и только после кончины Мстислава становится полноправным Киевским князем. При Ярославе были построены Золотые ворота в Киеве, учредил два монастыря: Святого Георгия и святой Ирины (Георгий это крестильное имя самого Ярослава, а Ирина - имя его супруги, шведской принцессы Ингигерды), он повторяет константинопольскую модель (с Золотыми воротами), хотя и сам Константинополь не был оригинальным - он повторял Иерусалимскую модель. Ярослав создает такой "сакральный" центр русской земли  (1036-1037 гг.) А.А. Шахматов считает, что в это же время создается "Древнейший свод"



Шахматов А.А. Корсунская легенда о крещении Владимира. С. 112. Ср.: «Вниде Володимеръ въ град и дружина его, и посла Володимеръ ко цареви, Василью и Костянтину, глаголя сице: “Се град ваю славныи взях; слышю же се, яко сестру имата девою, да аще е не вдаста за мя, створю граду вашему, якоже и сему створих”. И слышаста царя, быста печальна, [и] въздаста всть, сице глаголюща: “Не достоить хрестеяномъ за поганыя дати. Аще ся крестиши, то и се получишь, и царство небесное приимеши, и с нами единоврникъ будеши. Аще ли сего не хощеши створити, не можемъ дати сестр[ы] своее за тя”. Си слышавъ, Володимеръ рече посланымъ от царю: “Глаголите царема тако: Яко азъ крещюся, яко испытахъ преже сихъ днии законъ вашь, и есть ми люба вра ваша и служенье, еже бо ми сповдаша послании нами мужи”. И си слышавша, царя рада быста и умолиста сестру свою, имянемъ Аньну, и посласта къ Володимеру, глаголюща: “Крестися, и тогда послев сестру свою к тоб”. Рече же Володимеръ: “Да пришедъше съ сестрою вашею крестять мя”. И послушаста царя и посласта сестру свою, сановники нкия и прозвутеры. Она же не хотяше ити: “Яко в полонъ, — рече, — иду, лучи бы ми сде умрети”. И рста еи братья: “Еда како обратить Богъ тобою Рускую землю в покаянье, а Гречьскую землю избавишь отъ лютыя рати”» (Лаврентьевская летопись. Стб. 110). Аналогичный ответ Анны приведен в Никоновской летописи: «Яко въ поганыя, рече, иду; лучи бы мн зд умрети»

(Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью // ПСРЛ. [3-е изд.; репр. изд.:

СПб., 1862.] М., 2000. Т. 9. С. 54).

Киевская Русь - это термин историографии 19 века, такого термина в Древней Руси не было. Была просто Русь. Митрополией был Киев. Митрополия в переводе с греческого - мать городов. Сформировалась некая матрица при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе - еще триста лет после их правления все подчинялось определенным законам. В 11 веке была закреплена система, впоследствии приведшая к раздробленности Руси, к консервации довольно примитивных форм феодализма.

Святополка прозвали Окаянным за то, что он якобы убил Бориса и Глеба.
После Крещения Руси грамотность распространилась практически повсеместно: появились школы, грамотными были и женщины, количество грамотных людей в Киевской Руси составляло не 2 процента как в странах западной Европы, а гораздо больше. Распространению грамотности способствовало то, что у славян материал для письма почти всегда был под рукой (в отличие от египтян и греков, использующих папирус, а народы западной Европы использовали очень дорогой пергамент), русские писали на бересте .
До нас дошла Псковская летопись, "Книга глаголемая Новый летописец", Лаврентьевская летопись, и др.


Рецензии