Константин Бальмонт. Паганини русского стиха

 
…Небо  разверзлось нескончаемым ливнем: рваные тучи  метались  по небу,  косые нити дождя  стучались  в  оконное  стекло, жалобно  стонали  ветви деревьев, словно  щенки  бездомные - просились  в  тепло комнаты.

Сквозняком открывшейся  форточки -  разметало по  полу листы  рукописей…  «Дурной сон»  - предчувствие, где ещё  не  высохли  чернила оставленных   строк:

«Мне кажется, что я не покидал России
И что не может быть в России перемен.
И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.
И множество волков. И ряд тюремных стен…»

  24 декабря 1942 году в приюте «Русский дом» близ Парижа, в Нуази-ле-Гран в русском общежитии матери Марии - умер 75-летний Константин Бальмонт, «Паганини русского стиха».
Русский поэт-символист, переводчик, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Был номинирован в 1923 году на Нобелевскую премию по литературе.

…Оккупированная  Франция  погрузилась в  рабское  смирение перед  фашистами, их  режимом, правилами жизни.
 Немцы относились к  русскому престарелому  кумиру  читающих  поклонников БЕЗРАЗЛИЧНО, русские же гитлеровцы  -  продажные  твари  - попрекали за то, что  тот поддерживал революционеров.
На похоронах Бальмонта не было ни поэтов, ни поклонников.
Шел сильный дождь.
Когда гроб стали опускать в могилу, она оказалась наполненной водой, гроб всплыл, его пришлось придерживать шестом до тех пор, пока могила не была засыпана…


«Люби!» — поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
«Люби!» — поёт сирень в цветной пыли.
«Люби! Люби!» — поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг — вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мёртвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

«Когда слушаешь Бальмонта - всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его "певучей силе"».

 Напишет Александр БЛОК, восторгаясь творчеством  первого  русского  символиста, автора, в возрасте пятидесяти лет  написавшего  «ЛЮБИ» -  сонет, вошедший в сборник «Сонеты Солнца, мёда и Луны», изданный в 1917, а затем в 1921 году.
Итоговый в творчестве поэта:  вобравший  в себя  мотивы, поэтические идеи  творческого наследия, литературное направление и жанр.

Это у него всё от  мамочки -  Веры Бальмонт (Лебедевой), родом из семьи военного, большого любителя литературы... владела несколькими иностранными языками, отличалась вольнодумством, принимала в своем доме «неблагонадежных» гостей.  Бальмонт напишет, что мама не только научила его любить литературу, но и поделилась «душевным строем». Константин был третьим из семи сыновей  Бальмонтов, наблюдая, как мама занимается грамотой со старшими братьями, сам начал читать в пятилетнем возрасте.
Отец, радуясь успехам сына,  подарил  первую книгу!
 
Семья образованных людей дворянского  происхождения, живших во Владимирской губернии. Отец служил в земстве, мама,  увлеченная словесностью и музыкой, передавала это детям.
Учился Константин в уездной гимназии в Шуе, примкнул к нелегальному кружку «Народная воля», распространял листовки, за что был исключен из гимназии. В 18-летнем возрасте  дебютировал в литературе: три его произведения опубликовал столичный журнал, поступил в Московский университет, изучал юридические науки. Учеба закончилась арестом за участие в студенческих волнениях и высылкой в Шую.
Судьба первого «Сборника стихотворений»  была печальной: автор сжег все экземпляры, потому что стихи интереса не вызвали.

Мучительные попытки наладить отношения с первой супругой, закончились… выходом в окно… на  мостовую… многочисленными  увечьями, лечением, хромотой на  всю жизнь, переломным  и плодотворным в творческом плане, осознанием своего  предназначения.
 Владимир Короленко, профессор Московского университета Николай Стороженко, добиваются для молодого человека заказ на литературные переводы, которые давали Бальмонту средства к существованию.
Потом  был  Петербург.  В настоящую поэзию вошел со сборником «Под северным небом».

Стихи полны романтических переживаний, пронизаны безрадостными настроениями, одаренность  была очевидной.  Позднее сборник стихов «В безбрежности» продемонстрированы литературные попытки   СОЕДИНИТЬ  СЛОВА с  МЕЛОДИКОЙ, создавая блестящие стихотворные формы.
Упорная работоспособность: читал исторические труды, работы по естественным наукам; осваивал другие языки; интересовался народным творчеством.
Сборник «Горящие здания» - звучит жажда внутреннего освобождения, тяга к самопознанию, постижению своего мира.
 В новом литературном течении он становится признанным мастером символизма, творчество — востребованным. «Будем как Солнце», «Только любовь. Семицветик» - толпы поклонников,  кружки подражателей- бальмонистов, в которых литераторы изучали блистательную форму стихов Бальмонта, его рифмы и то, что называли хрустальными созвучиями.

 Это была не просто популярность, а влюбленность в поэта.
Стихи Бальмонта для детей этого периода наполнены очаровательными персонажами — феями, эльфами, росинками. Автор в них создавал идеальный мир, которых завораживал детей.
 Современники Константина Бальмонта называли его «вечная тревожная загадка». У него была масса последователей, был образцом литературного стиля для Марины Цветаевой и Игоря Северянина, Максимилиана  Волошина. Самый яркий из  поэтов Серебряного  века.
 
 Мы знаем  его  по  школьной  программе, которая и  сегодня  включает Стихи – «Камыши», «Осень», «Снежинка», «Фея», «К зиме» и другие.
 
В 1905 году вовлечен в политическую жизнь страны, в революционные события, сблизился с Максимом Горьким, сотрудничал с социал-демократической прессой.
 Наступившие после революции репрессии грозили поэту арестом.
Отправился в Европу как в первую эмиграцию. Там издал два сборника с откликами на революционные события. Годы эмиграции проводит в путешествиях по Африке, Австралии, Индии.
  Россия его не забывала. В Петербургском университете отметили 25-летие литературного творчества Бальмонта, публично провозгласили великим русским поэтом.
 
Февральскую революцию Бальмонт приветствовал, но категорически не принял Октябрьскую.
Писал, что она принесла хаос и ураган сумасшествия, а большевики стали для него разрушителями, подавляющими личность. В 1917–1920-х поэт бедствует вместе со всеми в стране, но на соглашательство с новой властью не идет, не печатает свои произведения. В 1920-м ему удалось добиться разрешения на временную поездку за границу. В Россию он больше не вернулся.


…Эмиграция  была  вынужденной, во Францию выезд   голодающему, нищенствующему Бальмонту устроил верный друг, поэт Балтрушайтис, бывший литовским посланником в Москве, - спас его.
Константин Дмитриевич  работал, занимался  переводами,жил среди книг: Библия, летописи Нестора, труды по астрономии, Пушкин, Гете...
Его переводы Шелли, Байрона, Бодлера, Руставели до сих пор СЧИТАЮТСЯ   КЛАССИЧЕСКИМИ!

 Работал на пределе сил. И, как результат, - депрессия, перешедшая в душевную болезнь…

 В эмигрантской среде Бальмонта не приняли, ставили в вину то, что он не бежал, а выехал по официальным документам, подозревали в сотрудничестве с советской властью. Большевики обрушили обвинения на него как на человека, обманувшего их доверие.
В эмиграции поэт тяжело переживал разрыв с Россией: тяжесть жизни на чужбине отражены  в произведениях  сборника «Марево». Бальмонт очень жалел, что уехал, появлялось желание вернуться. В 1923 году номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но удостоился европейский поэт.
 Значительная часть творчества в эмиграции состояла из сотрудничества с русскими газетами и журналами, а также из публицистических выступлений.
 Возмущало безразличие европейского общества к тому, что происходило в Советской России при большевиках. Жить становилось труднее, гонорары и помощь от фондов  нерегулярными. 1930 год - проявились признаки психического заболевания, поэт периодически лечится в клинике. Последние  годы жизни стали «сумеречным состоянием».
Умер Бальмонт  24 декабря 1942 года от пневмонии...на  чужбине,с послевкусьем горестей разлуки с РОДИНОЙ.

 «Из сладких горестей - из всех,
Дарованных судьбою властной,
Нет сладостней и слаще тех,
Что вызрели в любви несчастной.

От них не деться никуда.
Они, сердечность обостряя,
Ведут по жизни сквозь года,
Страданьем душу осветляя.

И мы несём по жизни боль,
И познаём себя чрез муки,
И человеческую роль
Играем по любви науке.

И узнаём, что Бог - любовь,
И что мы все - есть Божьи дети!
Завет - «Любить!» - хранит в нас кровь,
Неугасимая до смерти…

Куда ведёт судьбы стезя
Без крыл любви, без мук страданья?
Влюблённый в самого себя -
Зашорен на Пути познанья.»


http://stihi.ru/2020/12/22/7718
Автор  ПОЭЗИИ:  Валерий  СТАРОСТИН


СВЕТЛОЙ  ПАМЯТИ  КОНСТАНТИНА  ДМИТРИЕВИЧА   БАЛЬМОНТА


Надежда  Зернова


Рецензии
Спасибо, уважаемая Надежда, за чудесную публицистическую работу,
посвящённую «Паганини русского стиха» - Константину Бальмонту,
и приуроченную к 78-й годовщине его смерти!
Несказанно рад включению стихотворения в Ваше эссе!!

БЛАГОдарю Вас за созвучие и соавторство в рамках нашего сотворчества!!!

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   24.12.2020 23:37     Заявить о нарушении
ВАМ преогромное СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Подвели итоговую черту ЖИЗНИ, Творчеству, СУДЬБЫ великого ГЕНИЯ - поставив этот размашистый росчерк строк стихаТВОРЕНИЯ в заключении эссе!!

За всё Константином Дмитриевичем была произведена плата по счетам: за талант, успех, прекрасных женщин, что радовали, воодушевляли, восхищали !!!

Нет, баловнем судьбы не был, хоть и был в маковку поцелован БОГОМ!
"Кредит доверия", что выдан небесной канцелярией - с честьою пронёс, увеличив кратно... вернул... вместе с ДУШОЙ!!!

Оставаясь преданным своей РОССИИ, своему народу!
БЛАГОдарю, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Думаю, мы с ВАМИ сделали достойный материал ПАМЯТИ,

78 годовщине смерти "Паганини русского стиха"

БЛАГОдарю за созвучие соавторства!
Искренне!

Надежда Зернова   25.12.2020 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.