Родина

Т ИЗДАТЕЛЕЙ:

 В руках у тебя, читатель, первая брошюра, изданная по решению районного совета краеведов.
В статьях В. С. Касимовского в основном оставлена орфография и пунктуация публикации газеты «Уфимские губернские ведомости».
 Совет краеведов намерен в будущем издать районную книгу Памяти, другие брошюры исторического и краеведческого характера.
Если у тебя, читатель, есть предложения, замечания, напиши их совету краеведов 452530, Месягутово, И. Усова, 6, РОНО.
Средства от реализации брошюр пойдут на создание районного музея.
Скопировал эти статьи для района учитель Тастубинской средней школы Павел Яковлевич Мокроусов.
ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ВЫПУСК Н. ЧЕРЕПАНОВА.



Этнографический очерк села дувана, уфимской губернии, златоустовского уезда. —
(Составлен Действительным Членом Уфимского Статистического Комитета
В. Касимовским).



ОТ РЕДАКЦИИ:


Эта интересная и полезная, как образец описания селений в этнографическом отношении, статья, которой мы намерены уделить место в нескольких последующих нумерах наших Ведомостей, доставлена уважаемым автором в Статистический Комитет при следующей записке:
 «Имею честь представить в Статистический Комитет программу для собирания сведений по этнографии России, присланную мне Действительным Членом Императорского Общества Естествознания при Московском Университете, Филипом Диомедовичем Нефедовым, с просьбой о просвещенном содействии, через известных мне лиц, изучению этнографии нашей губернии и о присылке этнографических сведений к нему.

Так как вопросы программы представляют живой местный интерес, и так как этнография нашей губернии только начинает разработываться, то не сочтет ли Комитет полезным напечатать прилагаемую программу в потребном числе экземпляров, и просить Священников и народных учителей доставлять в Комитет этнографический материал, согласно вопросам программы, и по экземпляру таковых этнографических сведений доставлять к г. Нефедову? Разработку нее материалов я готов принять па себя.

Составив этнографический очерк с. Дувана (хотя далеко не полный), имеющий быть напечатанным в Уфимских Губернских Ведомостях, я решаюсь обратить благосклонное внимание Комитета, — не найдет ли он возможным в обсуждение вопроса о напечатании моей статьи отдельной брошюрой, для рассылки ее при упомянутой программе?»

 Предложение г. Касимовского будет представлено имеющему последовать в непродолжительном времени Общему Собранию Статистического Комитета, а пока спешим с искреннею признательностью воспользоваться просвещенным трудом г. Касимовского, и надеемся, что при увеличившемся в настоящее время, по введении у нас земских учреждений, интеллигентном персонале и числе читателей наших Ведомостей, по селам и деревням, настоящий труд, как доброе семя, попадет, хоть местами, на благодарную почву и разрастется хоть десятирицею, а в совокупности составится богатый материал для местной этнографической и вообще описательной статистики.



1



Нельзя при этом не относиться с глубоким уважением к высоко просвещенной инициативе, положенной в основание сказанного дела во многих губерниях, учреждением церковных летописей, которые если не везде могут воспроизводить сейчас исторические материалы, то, без сомнения, повсюду положат основание будущей местной истории и современной статистике: тут кстати цитировать высокую мысль Шлецера «статистика есть остановившаяся история, а история — двигающаяся статистика», следовательно, то, что сейчас споспешествует статистике, то в последствии сделается достоянием истории.

Н. Гурвич.



Предисловие автора



Предпринимая издание этнографической статистики, я считаю долгом во первых сказать об ней то правдивое слово, что она писана не с книги, — так как опыт мой является первым в этом роде,—не с чужого голоса, а писана с натуры. Во первых, она во многом служит дополнением к напечатанной мной в 1858 году в Уфимских Губернских Ведомостях статейки «Кунгуряки». В третьих, за напечатанием предлагаемой статейки, будут напечатаны весьма интересные в этнографическом отношении дополнения, —песни, раскрывающие поэтическую жизнь народа, и особенности народной речи, как выражения своеобразного духа народного, также заговоры, нашептывания и проч. вообще все, что касается темного понимания невидимой силы. Затем, пусть другие полнее поймут мой край родной, и напишут обширную этнографию его! А моя скромная задача исполнена: дело собирания этнографических материалов начато.



ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ с. ДУВАНА


В 146 верстах от уездного города Златоуста и в 257 верстах от губернского города Уфы, к северовостоку от нее, по направлению к Уральскому хребту, по почтовому тракту из Уфы в Златоуст, под 56° с. ш. и 76° в. д. находится село ДУВАН, с каменного церковью. Жителей в нем: 2307 м. п. и 2539 ж. п. Село разбросано в длину на 5 верст, в ширину на версту и местами более версты. В Дуване находятся: волостное правление, воинское присутствие. 2 начальных училища, мужское и женское.



ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ


История заселения Дувана следующая: Слишком 100 лет тому назад жители некоторых селений Кунгурского уезда Пермской губернии стали приезжать в башкирскую Дуван-Мечетлинскую волость и кортомить (т. е. брать в аренду) новые, удобные для



2


хлебопашества земли. Эти крестьяне кунгуряки имели свой временный притон в маленькой мордовской деревушке, имеющей домов 20, находящейся при реке Малой Кошелевки и называемой, по имени башкирской волости, Дуваном. Земля пахотная — вновь была столь плодородная, что пришельцы задумали построить, с согласия башкир, свои дома.


Первыми башлыками селенья были Павел Токарев и Савватий Швалев и Денис Ширяев. Эти три родоначальника, в период времени от 1760 до 1770 года, по письменному договору, заключенному с башкирцами, по уверению старожилов сроком на 20 лет, успели захватить довольно обширное пространство земли. Швалев застроился около мордовской деревни Дуван, по другую сторону речки; Токарев и Ширяев поселились вниз по речке на расстоянии версты при озере Шырып. Довольные своим новым житьем, новые поселенцы стали приглашать селиться своих земляков. И вот потянулись семьи не только из Кунгурского, но из других уездов Пермской губернии Через 10-15 лет русское поселение имело уже около 50 разбросанных дворов, и приписано было приходом к церкви Юрюзанского завода. Захватывая чужие плодородные земли и за ничтожную плату, и бесплатно, пришельцы естественно имели споры с башкирскими вотченниками.

В избежение разных неприятностей, крестьяне в 1789 году купили у башкирцев землю на 50 лет, по письменному, учиненному законным порядком, договору. А по приговору 1795 года башкирцы уступили русским дуванцам в вечное и потомственное владение лесной и пахотной земли длиною примерно 40 и шириною 10 верст. Ныне, по размежевании, оказалось земли более 23.872 десятин.

Аборигены, мордва, по окончании срочных договоров с башкирцами на кортомленную на года землю, быстро исчезли: одни уехали в Оренбургский уезд, а большая часть — в Бугурусланский (Самарской губернии). Этo случилось в конце XVIII столетия.

За это время, в течение 30 лет, считая от поселения башлыков, Дуван имел уже около 200 дворов. Тогда жители, по совершении актов на землю, перестали принимать в среду свою посторонние семейства.

В 1807 году, 30 июня, Указом Св. Синода дозволено построить в дер. Дуване каменную церковь во имя св. Апостол Петра и Павла. Дело построения церкви шло тихо. Лишь только начали приготовляться материалы, около 1816 года, был определен к новостроящейся церкви первый священник Николай (но фамилии неизвестный). Он прожив в этом приходе около 3-х лет, и не дожив до отстройки церкви, умер. Священник этот, говорят, был очень добрый и влиятельный на приход. Его помнят дуванцы-сторожилы, помнят и знают его одинокую могилу. Она — на церковной площади рядом с местом, где была деревянная часовня.


3




Церковь, заложенная в 1819 году благочестивым Терентием Кувацким, освящена при священнике Лукиане Сергееве (схороненном в церковной ограде), благочинным Уфимским протоиреем Смоленской церкви Василием Михайловым. Одновременно с Дуванскою церковью стали строиться церкви в соседних селах: Тастубе, Ярославке и Месягутове, но строились и освящены позже дуванской.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


Границы Дувана: к. С. село Тастуба (в 6 верстах), почтовая станция; к Ю. мордовское село Кизильяр (12 в), к ЮЗ приходская деревня Кошелевка (12 в), к В. приходская деревня Лемазы (18 в), к ЮВ башкирская деревня Уль-кунды.

Водою дуванцы не похвалятся. Кроме колодцев есть 2 озера: Стародеревенское (называемое по улице Старой деревне), годное только для мытья белья, и Шырып, постоянно плесневеющее летом и затягивающееся тиной от мельницы, находящейся на речке Малой Кошелевке, втекающей в озеро. Вода сносная и годная для самовара берется жителями из речки Суханки. Суханка, шириною в 2-3 сажени, весной течет по песчанному руслу, летом большею частью скрывается в земле, отчего и называется Суханкой.

Климат дуванский, по близости от селения красных лесов по речкам Кошелевки и Юрюзани и по Северо-восточному положению, неподалеку (в 100 верстах) от центральных Уральских гор, значительно холоднее противу местностей, лежащих около городов Бирска и Уфы. Разница в климате начинается ближе к Уфе, с окончанием степных местностей, станциею, по тому же Сибир­скому тракту, от татарской дер. Явгильдино до Байков. С Байков начинаются красные леса, тянущиеся по речкам: Бердяжу и Байки и судоходным рекам: Уфе и Аю; от Байков идут кряжи гор, от­роги Уральского хребта. Отсюда начинается полоса ячменя; с этой местности и далее к Златоусту сеют ярицу (яровую рожь). Ранняя зима и поздняя весна отражаются на хлебопашестве и огородничестве дуванцев. Случается, что мороз бывает и в Ильин день: в иное лето позяблет пшеница; просо и греча не засеваются, потому, что не доспевают: огурцы родятся плохо, обыкновенная цена их — 40 и 50 коп. за сотню; арбузы и дыни не родятся. О разведении плодовых деревьев: садовых вишен, яблонь и проч. нечего и думать при суровом климате.

Местность самого селения ровная. Вблизи, в 2 верстах, на западе есть голая гора Попалюшка. Она получила свое название от слов: попалить пал. Эта горка переселенцами-хлебопашцами была выпалена, чтобы стать удобною для посевов на ней. Замечательная особенность этой, одиноко стоящей горки та, что шум на ней предвещает заранее бурю. От пересечения встречных, ударяющихся в гору, ветров происходит вихрь, производящий шум. За Попалюшкой начинается и тянется к речке Юрюзань большой красный лес, сосновый и еловый, есть лес березовый. В лесах растут,


4


при обилии туманов, много грибов: груздей, рыжиков, волменок. обабков, масленников, белянок. Все грибы известны у крестьян под именем губ: «Ехать за груздями» по крестьянски «Ехать по губы». Похлебка из грибов называется губницей. В красных лесах особенно в так называемой кутюме (20 в. от села на гарях, горелых местах) растет в изобилии крупная малина; на полях на полях растут клубника и костеника, на горах водится земляника.


Рецензии