Реферат601
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Новосибирск – 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРМИН «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»..........................................4
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА – ОЛИМПИЙСКИЙ ВИД СПОРТА ДЛЯ 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 6
3.1. Истоки 6
3.2. Развитие и спортивный путь художественной гимнастики.............................10
СПИСОК ;
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика – это сложно-координационный спорт. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые под музыку с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания.
Современная художественная гимнастика – это вид спорта, в котором содержатся элементы танца, пластики, балетного и циркового искусства, а также некоторые элементы акробатики. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой.
Хотя танец, как способ выражения эмоций и чувств, существует на протяжении всей истории человечества, зарождение данного спорта началось только в 19 веке, поэтому художественная гимнастика считается одним из самых молодых видов спорта в мире. Однако за период развития гимнастика сильно видоизменилась и усложнилась.
Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России.;
1. ТЕРМИН «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА»
Термин "художественная гимнастика" родился в открывшейся в 1934 году "Высшей школе художественного движения" Ленинградского государственного института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии "Темас" Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Первыми педагогами Высшей школы стали Елена Николаевна Горлова, Роза Абрамовна Варшавская, Анастасия Михайловна Невинская, Зинаида Давыдовна Вербова, Александра Михайловна Семенова-Найпак. Вместе с первыми ученицами - Анной Николаевной Ларионовой, Юлией Николаевной Шишкаревой, Татьяной Тимофеевной Варакиной, Татьяной Петровной Марковой, Лидией Ниловной Кудряшовой, Ариадной Ричардовной Башниной, Софьей Васильевной Нечаевой, Галиной Александровной Бобровой они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин – "художественной гимнастики", ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.
Сделать художественную гимнастику красивой, изящной, привлекательной во многом помогли ведущие мастера балета Мариинского театра. Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец – выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец – будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии имени А. Вагановой Николай Ивановский.
В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.
Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом.
В настоящее время достаточно чётко обозначились три значительно различающихся уровня современной художественной гимнастики:
1) высший уровень – элитно-олимпийская художественная гимнастика, функционирующая в центрах олимпийской подготовки;
2) средний уровень – спортивно-образовательная художественная гимнастика, осуществляемая в рамках ДЮСШ, ДСО и ВУЗов;
3) массовый уровень – оздоровительно-развивающая художественная гимнастика, предлагаемая спортивно-оздоровительными клубами и школьными секциями.
2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА – ОЛИМПИЙСКИЙ ВИД СПОРТА ДЛЯ ВСЕХ
Художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку.
Наиболее типичными упражнениями художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии.
Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются основным её содержанием.
Россия – родина художественной гимнастики. Это наш подарок олимпийскому движению. Художественная гимнастика – это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток. Она вобрала в себя ранее существовавшие «эстетическую гимнастику», где главенствующей была выразительность человеческого тела, «ритмическую гимнастику», где все было подчинено темпо-ритму музыкального или звукового сопровождения, «женскую гимнастику», где доминировала танцевальность движений, «свободную пластику» Айседоры Дункан. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей.
Художественная гимнастика в настоящее время очень популярна в России. Средства её универсальны (танцевальные шаги, прыжки, повороты, равновесия, волны, наклоны, музыка, предметы и др.), позволяют решать самые разные задачи физического, эстетического, эмоционального, духовного воспитания. Художественной гимнастикой занимаются лица различных возрастных групп. Средства гимнастики включены в программы дошкольных и школьных образовательных учреждений. Огромная популярность художественной гимнастики отмечается среди студентов высших учебных заведений, проводятся Всероссийские студенческие соревнования. Широкое развитие получает «клубная» художественная гимнастика.
Необходимо подчеркнуть, что большое количество гимнасток-чемпионок, завершивших свою спортивную карьеру, работают преподавателями-тренерами в различных образовательных учреждениях и клубах (Юлия Барсукова, Ольга Капранова, Дарья Кондакова и др.). Алина Кабаева ежегодно проводит детские фестивали по художественной гимнастике, в которых принимает участие огромное количество юных спортсменок из различных регионов России. Всё это способствует популяризации и дальнейшему процветанию уникального женского вида спорта.
3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
3.1. Истоки
Художественная гимнастика в своём становлении и развитии прошла долгий путь, собрав воедино всё самое лучшее из спорта и искусства.
Всем известно, что люди начали танцевать ещё в глубокой древности. Танец как способ выражения эмоций и чувств существует на протяжении всей истории человечества. Это связано с многогранностью танца, сочетающего в себе средства музыкального, пластического, спортивного, эстетического и художественного развития и образования человека. В разные века танец носил специфический для этого времени характер. Танец изменялся и приобретал всё новые направления. Позже стали появляться танцевальные студии и студии театрального искусства.
В конце XIX – начале XX века большую популярность получили студии выразительной гимнастики Франсуа Дельсарта, ритмической гимнастики Эмиля Жак-Далькроза, танцевальной гимнастики Жоржа Демени и свободного танца Айседоры Дункан. Их творческое наследие получило признание во всём мире и послужило основой развития нового направления художественного движения, которое и явилось истоком зарождающегося вида спорта для женщин.
Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811-20 июля 1871, Париж), являясь французским певцом, вокальным педагогом и теоретиком сценического искусства, создал систему выразительной гимнастики для актёров и танцовщиков. Наблюдая за движениями взрослых и детей, которые выражают свои эмоции мимикой и жестами, а также изучая греческое искусство, он систематизировал жесты по их значению, смыслу и эмоциональной окраске. Дельсарт видел основу движения в его естественной природе, стремился сочетать гимнастические упражнения с музыкой. Он создал упражнения, соблюдая следующие принципы:
; слитное включение многих суставов в действие;
; связь между эмоциональным состоянием человека и телодвижениями;
; противопоставленные движения рук и ног при движениях (различные характеры ходьбы, бега).
Все эти идеи и принципы, разработанные Ф. Дельсартом, являются очень ценными для художественной гимнастики и легли в основу базовых движений.
Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865 года, Вена – 1 июля 1950 года, Женева) – швейцарский композитор и педагог создал авторскую систему, названную ритмической гимнастикой, в которой он попытался перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. В основу своей системы Э. Ж. Далькроз положил понятие ритма музыки и пластическую реализацию музыки. Его цель – привести человека к самопознанию, обрести радость жизни, помочь избавиться от физических и психологических комплексов и создать ясные представления о своих силах и творческих возможностях.
Далькроз изучал и анализировал различные направления, в которых сочетались гимнастические движения с музыкой, получившие распространение в те времена. Он выделил в них как положительное, так и недостатки, что дало возможность сформировать неповторимый стиль своей ритмической системы. В художественной гимнастике такой подход нашёл применение и дальнейшее развитие.
Жорж Демени (1850-1917) – французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, основанной на достижениях физиологии и анатомии. Ж. Демени считал, что основным недостатком существовавших в то время систем гимнастики является чрезмерная резкость, прямолинейность и искусственность движений. Он разработал следующие принципиальные требования к физическому воспитанию:
; гимнастика должна быть динамичной, следует избегать статических упражнений;
; в движениях необходимо добиваться полной амплитуды. Если одни мышцы полностью напряжены, то противоположные мышцы должны быть полностью расслаблены;
; движения должны быть естественными, а угловатые и отрывистые – должны быть исключены;
; мышцы, не участвующие в движении, должны быть расслабленными;
; при обучении упражнениям необходимо переходить от известных к неизвестным, от лёгких к более трудным, от простых к сложным.
При физическом воспитании девушек Ж.Демени ставил иные задачи, наиболее важными из которых являлись: развитие изящества, приобретение ими хорошей осанки, гибкости, ловкости, умения двигаться плавно и грациозно. В занятия включались упражнения с булавами, палками, венками, а также движения танцевальных шагов, всевозможные ритмические движения и импровизация. Занятия проводились в основном под музыку, чаще всего взятую из классических произведений. Все утверждения и положения гимнастической системы Ж.Демени являются и сейчас основополагающими для художественной гимнастики. В современной программе спортсменок используются видоизменённые предметы, предложенные Демени, а воспитание гармонически развитой личности, грации, гибкости и красоты движения является основой занятия художественной гимнастикой.
Айседора Дункан (27 мая 1877, Сан-Франциско – 14 сентября 1927, Ницца) – американская танцовщица, основоположница свободного танца. Она понимала танец как своеобразный вид искусства, отвергала строгие каноны классического балета, стремилась в танце к естественности, слитности воедино танца и музыки. В танцах Дункан импровизировала, что было вдохновенно и искренне, необыкновенно ритмично, музыкально и неповторимо. Она танцевала под высокохудожественную музыку Чайковского, Вагнера, Шуберта, Бетховена, Моцарта, Шопена и др. Эмоциональная восприимчивость музыки и воплощение её в движении лежат в основе её метода. Значительное влияние творчество Айседоры Дункан оказало и на развитие художественной гимнастики. От спортсменок требуется индивидуальная интерпретация музыки и полная её взаимосвязь с движениями для создания запоминающегося образа.
Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькро и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие ритмопластических школ «женской гимнастики» в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение. В 1923 была создана «Студия пластического движения», руководимая 3. Д. Вербовой. Программа обучения в студии включала ритмическую гимнастику и сольфеджио по Ж. Далькрозу, пластику, гимнастику, акробатику, элементы хореографии, композицию вольных упражнений, анатомию. Студия готовила преподавателей физического воспитания для средних школ и техникумов. Для подготовки специалистов высокой квалификации в Институте физической Культуры в Москве в 1934 была создана кафедра художественного движения и акробатики, руководимая М. Т. Окуневым. В этом же году в Ленинграде при Институте физической культуры имени Лесгафта создается первая всесоюзная школа художественного движения.
3.2. Развитие и спортивный путь художественной гимнастики
Историю советской гимнастики как полноценного вида спорта можно условно поделить на два периода. Первый период (1947-1963) характеризуется формированием художественной гимнастики как средства физического воспитания женщин, созданием советской школы художественной гимнастики.
С 1963 начинается второй период развития художественной гимнастики в СССР. В этом же году создается техническая комиссия по художественной гимнастике при женском техническом комитете Международной федерации гимнастики. С этого периода советские гимнастки регулярно участвуют в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира (с 1963) и Европы (с 1978), что предопределило создание ещё одной международной организации, а именно - Европейской Федерации Гимнастики (UEG). Художественная гимнастика завоевывает все большую популярность во всем мире. Закономерным итогом этого является включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр в Лос-Анджелесе (1984).
Первое соревнование по художественной гимнастике было проведено в 1939 году в Ленинграде. Состязание проходило в рамках личного первенства по произвольной программе и было посвящено Международному женскому дню 8 марта. В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, а в 1949 в Киеве – первый чемпионат СССР. Командное первенство выиграли москвички, абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира.
Победители I-го чемпионата мира (справа налево) Л. Савинкова,
Т. Кравченко, Э. Аверкович. Будапешт 1963 год.
Титул абсолютной чемпионки завоевала москвичка Людмила Савенкова. Две золотые медали в отдельных видах многоборья на чемпионате мира 1969 в Варне, завоевала Галима Шугурова. Четыре раза она становилась абсолютной чемпионкой СССР (1970, 1972, 1973, 1978). А в 1978 была провозглашена первой абсолютной чемпионкой Европы. В 1977 появилась новая королева мировой гимнастики Ирина Дерюгина – пятикратная абсолютная чемпионка СССР, обладательница Кубка СССР (1975-1979), неоднократная чемпионка мира и Европы в отдельных упражнениях. В 1979 году на чемпионате мира в Лондоне Ирина Дерюгина стала победительницей в многоборье. А серебряным призером в многоборье и чемпионкой мира в упражнение с лентой стала Елена Томас. Она же стала абсолютной чемпионкой СССР в 1980 году. В 1982 году абсолютной чемпионкой Европы стала Даля Куткайте. Абсолютной чемпионкой СССР в 1981 году стала Ирина Девина, а в 1985-1986 гг. Галина Белоглазова.
Олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся лишь в 1984 в Лос-Анджелесе. Чемпионкой стала канадка Лори Фанг, а главные соперницы – советские и болгарские спортсменки, из-за бойкота этой Олимпиады социалистическими странами, не принимали в ней участия. Во всех последующих Играх побеждали славянки.
На Олимпиаде в Сеуле (1988) чемпионкой стала Марина Лобач из Белоруссии, в Барселоне (1992) – Алаксандра Тимошенко, в Атланте (1996) – Екатерина Серебрянская (спортсменки из Украины). В Сиднее (2000) олимпийской чемпионкой стала Юлия Барсукова из России. На Олимпиаде 2004 года в Афинах золото завоевала Алина Кабаева.
Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация художественной гимнастики» (сокращенно ВФХГ) создана учредительной Конференцией 12 сентября 1991 года в Иваново и зарегистрирована Министерством юстиции РСФСР 9 января 1992 года. 2 февраля 2001 года на отчетно-выборной Конференции утверждена новая структура Федерации. Главным тренером сборной команды России утверждена Заслуженный тренер страны Ирина Александровна Винер.
Ирина Винер-Усманова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер сразу двух стран – России и Узбекистана, заслуженный работник физической культуры РФ. С 1992 г. являлась главным тренером Центра олимпийской подготовки.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная гимнастика как один из самых зрелищных видов спорта в последние годы получила широкую популярность как в нашей стране, так и за рубежом, что явилось закономерным итогом включения её в программу Олимпийских игр. И не случайно при упоминании о красоте в спорте всегда называют художественную гимнастику. Именно средствами этого вида спорта воспитывается один из основных компонентов телесной красоты человека – выразительность движений, развивается и совершенствуется умение занимающихся раскрыть свой внутренний мир, свои переживания, настроения.
Художественная гимнастика положительно влияет на развитие таких качеств, как мягкость, грациозность и плавность движений, развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интернет ресурс:
https://studbooks.net/803665/turizm/hudozhestvennaya_gimnastika
2. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития: учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терёхина. – М.: Человек, 2014. – 200 с.
3. Художественная гимнастика: учебник для трен., преп. и студ. ин-тов физ. культ. / под общей ред. проф. Л.А. Карпенко. – М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики; С/ПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003. – 384 с.
4. http://vfrg.ru/ – официальный сайт Всероссийской федерации художественной гимнастики.
Свидетельство о публикации №120122303073