Скорлупа самодостаточности

Ab ovo .(Входит в произведение "Поймать Змея".
Ab ovo(в буквальном переводе «с яйца») -это устойчивый фразеологический оборот, обозначающий «с самого начала».

Но, коль уж мы решили обратиться к древним , то и ответа будем искать с помощью их  речевых "жестов".

Слово «принцип» происходит от латинского prnceps — «первый»,  на  русским  слово принцип заменяют словом «начало».

Помните?: " В начале было слово"...И...(т) слово было Бог(ом)...

Но где, как говорится, Гораций и где Моисей?!)

Однако начинать можно и с Моисеевых яблок , коль уж он автор Пятикнижия, а можно и ...с яиц:

В сатирах Горация «ab ovo» употребляется в словосочетании «с яиц до яблок» (лат. ab ovo usque ad mala), то есть от начала и до конца трапезы.так уж было принято у них. у философов и поэтов).

А можно просто: накрыть стол и ...выбирай что хочешь!)

Но.... трапезничать можно по разному - можно питать душу и сердце, питая просвещать ум, а можно просто  поделиться новыми  кулинарными рецептами творческой кухни и не только.

В любом случае, прежде, чем мы последуем дальше , в глубь темы, познакомимся поближе  с вышеупомянутыми авторами. 

Справка:

Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), часто просто Гораций (8 декабря 65 до н. э., Венузия — 27 ноября 8 до н. э., Рим) —  это древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа..,Квинт Гораций Флакк родился 8 декабря 65 года до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного имения в Венузии — римской военной колонии на юго-востоке Италии, на границе Лукании и Апулии
Отец Горация был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к свободнорождённым, но такое происхождение, тем не менее, рассматривалось как социальная неполноценность, которая окончательно сглаживалась только в следующем поколении. Этот фактор оказал определённое влияние на мировоззрение и творчество Горация. О матери поэт не рассказывает, хотя упоминает няню Пуллию.
Когда будущий поэт был ребёнком, его отец оставил имение, спокойную экономную жизнь в провинции и переехал в Рим, чтобы дать сыну должное столичное образование, которое могло бы ввести его в более высокие общественные круги. В столице отец исполнял должность комиссионера на аукционах, получая по одному проценту со сделки от покупателя и продавца. Согласно Светонию, он также торговал солёной рыбой..

...а Моисей?
...а Моше (ивр.  [Моше] — «взятый (спасённый) из воды» XIII век до н. э.) в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовавший  так называемый  Исход евреев из Древнего Египта, сплотивший израильские колена в единый народ.

Согласно Книге Исход, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен...Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорождённых еврейских младенцев мужского пола.., таким образом "имя" Моше- было очень злободневно для евреев чьи дети плыли в корзинах по воде...
Хотя нет таких сведений. Спасенным оказался только он- Моше - не у каждого, знаете ли  мать - Иохаведа (ивр,  — «Бог моя слава») — в Пятикнижии жена Амрама, мать Моисея, Аарона и сетра пророчица- Мириам, способная подойти к принцессе фараоновой и предложить ей взять в кормилицы ...еврейку.)(Исх. 2). Мириам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея (Исх. 15:20).

Правда Аарон вместе с Мариам подвергли сомнению единоличное право общения Моисея с Богом, и посему  Господь повелел им троим явиться к скинии:
 «Сошёл Господь в облачном столпе», обвинив Аарона и Мириам в недоверии к Моисею «и воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе» (Чис. 12:9).

В общем все как обычно- отблагодарили сестрицу...

В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

Раввинистическая литература, в частности агада, прославляет Аарона как великого миролюбца и миротворца, в отличие от непреклонного Моисея. Одно из преданий утверждает даже, что по нему Израиль горевал больше, чем по Моисею. Кротостью объясняется и его поведение с золотым тельцом.

Аарон (ивр. , Арон; «высокий», «гора», «гора света», «учитель», «просвещённый», аналог широко распространённого на Востоке имени Гарун, араб. )  — в библейском Пятикнижии старший (на три года) брат Моисея и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник.Библия отводит Аарону второстепенную роль по сравнению с Моисеем.
Аарон выступал «устами» Моисея перед Израилем и фараоном, творил чудеса перед фараоном (в частности, Ааронов жезл превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней.В каббале раскрывается соответствие Аарона и сфиры ход.Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (так как он был священником) и Елисавета (Лк. 1:5).
Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр. 7:11), ему на смену идёт Иисус Христос — священник по чину Мелхиседека.

Еще несколько слов о Гора-ции:(простите мне намек на игру слов Гора(ций) и "гора света" в значении имени Аарона, но ...как говорится что есть- то и едим:)

Так вот:Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и философией (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был, например, сын Цицерона).

В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим, что даже писал на нём стихи.

Литературные и философские занятия Горация в Афинах были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины прибыл Брут. Посещая философские лекции, он вербовал приверженцев республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря — Антонием и Октавианом. Как и Цицерон, Гораций стал сторонником дела республики и присоединился к Бруту.

Гораций поступил в армию Брута и получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (то есть офицера легиона)...

Ну..,коль уж мы оказались в  римской армии, то нам следует как следует изучить какой ценой "Побеждающий получает Все" ,хотя, если быть более точным, то  фраза Иоанна в его откровении звучит так:"Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном."Откровение Иоанна 21:7

 

Тут ведь главное что?
-Умение выбирать,- скажет ментор.
-ну все, так все,- воскликнет новичок не совсем понимая,  что от яиц до яблок еще много чего придется...если не "съесть". то хотя бы понадкусывать!)

Посему ... вернемся к...Выбору.

А кто нас учит делать правильный выбор?  Что значит "все"? М? Ведь в этом "Все" может заключаться всякое- разное, в том числе и то, с чем побеждающему не совладать, верно, Верона? Ведь побеждающий это еще не победитель.)


Почему , собственно, Верона? Просто  там тоже имеет место быть театр военных действий, в том числе постановочный.Около 30 года нашей эры,на главной площади города  — Пьяцца Бра был построен античный римский амфитеатр под названием  Арена-ди-Верона.Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа.Амфитеатр в Вероне четвёртый по размеру среди аналогичных римских построек в Италии (после Колизея, амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере и амфитеатра в Поццуоли).Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений.

Здание было построено за пределами городской черты и состояло из четырёх эллиптических колец (внутренние оси 44,43 и 73,68 метра; внешние (включая несохранившееся четвёртое кольцо) — 109,52 и 138,77 метра). Первоначальный фасад был облицован белым и розовым известняком из Вальполичелла. Сохранившийся фасад амфитеатра выполнен из камня, цемента, речной гальки и кусков кирпича.

Внутри амфитеатра полностью сохранилась кавея. Строение было рассчитано на более чем 30 000 зрителей, зрительские места сделаны по греческому обычаю в форме мраморных лестниц в 44 яруса.

(После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII—XIX веках — бои с быками.)

Ныне Амфитеатр  Арена-ди-Верона известен своими оперными и концертными постановками, проводимыми в нём. Это самый масштабный оперный концерн в мире, принимающий в год до 600000 зрителей.

(Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас, спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноимённой опере Понкьелли. Кроме Каллас, в фестивале в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано, Тито Гобби, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Рената Тебальди, Анатолий Соловьяненко, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Кристиан Йоханссон, и много других исполнителей.)

Но...не все так просто с побеждающими :

Посему-более полная версия:

"Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает."
Откровение Иоанна 2:17 – Откр 2:17:


И, поскольку мы возвращаемся к теме армии. а значит и боев, то немного информации о Гладиаторах нам тоже не помешает:

Гладиа;тор (лат. gladiator — «меченосец», от gladius — «меч», «гладиус») — боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публике на специальных аренах за право быть освобожденным от рабства.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ. Отныне государство возлагает на своих магистратов заботу об их устроении. Гладиаторские игры становятся и в столице, и по всей стране любимейшим зрелищем, и это быстро берут в расчёт те, кто хочет выдвинуться. Цезарь в 65 году до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы; страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э. по предложению Цицерона был принят закон, запрещавший кандидату в магистраты в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов».

Нужно сказать, что основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд, подобный древней борьбе сумо в Японии. Что и давало возможность обойти запрет на гладиаторские бои перед выборами:никто, не мог запретить частному лицу «дать» Зрелищный гладиаторский бой. и тем самым собрать немалые средства с многочисленной публики- под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры...()

Кого только не видели арены Рима:

В 63 году н. э. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата I, в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.

В 325 году Константин Великий созвал в Никее Первый Вселенский собор, всячески способствуя распространению христианства; в том же году он обнародовал в Берите (ныне Бейрут) свой эдикт, порицавший «кровавые игрища» во всей Римской империи.

Отныне судам было предписано посылать преступников не «на арену», а на каторжные работы в рудники. Однако, судя по всему, эдикт императора повлиял в первую очередь на восточные провинции Империи. На самом же Апеннинском полуострове, там, где в свое время возникли гладиаторские игры, Константин сам способствовал отмене собственного эдикта, предоставив жрецам в Умбрии и Этрурии, в порядке исключения, право на организацию таких игр, и после этого гладиаторские игры начали повсюду возрождаться.

Несмотря на это, христианская церковь упорно продолжала добиваться окончательного запрета кровавых забав.

В 357 году император Константин II запрещает всем римским солдатам и офицерам добровольно поступать в гладиаторские школы.

Через восемь лет, в 365 году, император Валентиниан подтверждает эдикт Константина, запрещающий римским судьям приговаривать преступников «к арене», и только  в 399 году император Гонорий закрыл последние гладиаторские школы...Однако  окончательный и абсолютный запрет гладиаторских боев последовал вновь только ... пять лет спустя.

Поводом к этому послужил случай, описанный епископом Феодоритом Киррским (ок. 393—460 гг. после н. э.). В 404 году некто Телемах, христианский монах из Малой Азии, выскочил на арену и бросился между сражающимися, пытаясь разнять их. Это благочестивое рвение стоило ему жизни: разгневанная толпа набросилась на миротворца и растерзала его.

Однако жертва Телемаха была не напрасной: под впечатлением его мученической смерти император Гонорий навсегда запретил гладиаторские игры.

В Византии гладиаторские бои были отменены навсегда эдиктом императора Анастасия  только I в 494 году..!

В случае, когда гладиатор был ранен и не мог сражаться, он поднимал указательный палец вверх, таким образом останавливая бой, признавая свой проигрыш и прося царя решить его участь. В зависимости от мнения царя, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, цари «выбирали» при помощи жесто.

Таким образом свобода  раба могла стоить ему жизни, зависящей от жеста императора, который, касаясь пальцем своей шеи показывал куда нужно наносить удар добивая жертву:победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце.
 
Но... вернемся к Горацию, который, как нам уже известно,поступил в армию Брута и получил даже несколько неожиданную для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (то есть офицера легиона)...

Должности военных трибунов занимали в основном дети всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций (скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже позволила ему вкупиться в коллегию писцов...

В битве при Филиппах в ноябре 42 года до н. э. войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство, после чего и Брут и Кассий покончили самоубийством. После этого поражения Гораций пересмотрел свою позицию и отказался от какой-либо деятельности в этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминал о своих ранних республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него роковой. В одной из Од он обратился к своему другу Помпею, который также принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщил, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком трусости).

Ну...что тут скажешь?...Это же не "Щит безбожья" Архилоха, верно?)

В Италию он вернулся, вероятно, в начале 41 года до н. э. Отца уже не было в живых; его родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и наследственное имущество Горация оказалось конфискованным. После амнистии, объявленной в 40 году до н. э. сторонникам Брута, он приехал в Рим и остался там. Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться поэзией, Гораций имел достаточно средств, чтобы вступить в коллегию квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные должности этой коллегии считались почётными. Гораций работал секретарём (scriba quaestorius), что обеспечило ему возможность жить в Риме и заниматься литературой.

Литературные поиски Горация перекликаются с классицистическим движением, которое возглавлял Публий, Вергилий, Марон, и Луций Варий Руф.
 Оба старших поэта стали его друзьями.
В 39—38 годах до н. э. они представил Горация Гаю Цильнию Меценату, близкому другу и соратнику Октавиана.

Меценат, после девятимесячных раздумий, приблизил к себе поэта. Попав в окружение Мецената и соответственно принцепса, Гораций сохранил присущую ему осмотрительность, не пытался выделиться, во всем проявлял уравновешенность. К программе социальных и политических реформ, проводимых Августом, Гораций относился с должным вниманием, не опускаясь, однако, до уровня «придворного льстеца». Горацием двигало не столько согласие с идеологией принципата, сколько чувство благодарности за долгожданный мир, восстановленный Августом в Италии, в которой почти сто лет происходили гражданские войны.

Сблизившись с  принцепсом Меценатом и его окружением, Гораций обзавёлся сильными покровителями и безусловно получил от Мецената существенные подарки. Предположительно в 33 году до н. э. Гораций приобрёл своё прославленное имение в Сабинских горах, на реке Тибур, около теперешнего Тиволи.

2 сентября 31 года до н. э. Гораций вместе с Меценатом присутствовали при битве у мыса Акций. В 30 году до н. э. вышла вторая книга «Сатир» и «Эподы», сборник из 17 стихотворений, которые он писал одновременно с сатирами. Название «Эподы» было дано сборнику грамматиками и указывает на форму двустиший, где короткий стих следует за длинным. Сам Гораций назвал эти стихотворения «ямбами»; образцом для них послужили ямбы греческого поэта первой половины VII века до н. э. Архилоха.

Лирические стихотворения вышли под названием «Песни» («Carmina»), но ещё в античности их стали называть одами. Это название сохранилось за ними до нашего времени. В античности греческий термин «ода» не был связан с собственно торжественным пафосом и употреблялся в значении «песня», как эквивалент латинского carmen.

В 17 году до н. э. с беспрецедентной торжественностью справлялись «вековые игры», празднество «обновления века», которое должно было знаменовать конец периода гражданских войн и начало новой эры процветания Рима. Август поручил Горацию написать гимн для церемонии праздников. Для поэта это явилось государственным признанием ведущего положения, которое он занял в римской литературе. Торжественный «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона Палатинского хором из 27 юношей и 27 девушек 3 июня 17 года до н. э.

Можно сказать, что теперь, когда Гораций давно «охладел» к лирике, он стал популярным, признанным её мастером. Август обращается к Горацию с новым поручением написать стихотворения, прославляющие воинскую доблесть своих пасынков Тиберия и Друза...

К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Книга, состоящая из трех писем, создавалась между 19 и 10 годами до н. э.Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

Вернувшись после амнистии в Рим и столкнувшись там с нуждой, для стартового сборника Гораций, тем не менее, избирает именно сатиру (несмотря на такую комбинацию факторов, как своё низкое происхождение и «подмоченную республиканскую» репутацию). Однако концепция Горация позволяет ему взяться за жанр, наименее подходящий для человека в его положении. В «Сатирах» Гораций не нападает на изъяны своих современников, но только демонстрирует их и высмеивает; изменять поведение людей или «наказывать» их Гораций не мыслит. Гораций не «брызжет яростью», но обо всем говорит с веселой серьёзностью, как человек доброжелательный. Он воздерживается от прямых порицаний, приглашает к размышлению о природе людей, оставляя за каждым право делать собственные выводы

Смерть Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 года. Как указывает Светоний, умер Гораций «в пятый день до декабрьских календ, в консульство Гая Марция Цензорина и Гая Азиния Галла, в Риме, через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни. Наследником своим вслух объявил Августа, так как, мучимый приступом болезни, был не в силах подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина, подле гробницы Мецената».

Комментаторы всех периодов считают «Послания» значительным шагом в искусстве изображения внутренней жизни человека; сам же Гораций даже не причислял их к собственно поэзии.


Но...продолжим:

Принцип или основа, начало, первоначало (лат. principium, греч. , дословно первейшее) — постулат, утверждение, на основе которого создают научные теории и законы, юридические документы, выбирают нормы поведения в обществе.
В философии вместо слова принцип часто используют специальный термин «бритва».

  Существует также и условный термин "Принципаты" в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи в период ранней империи  особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты(27 год до н. э. — 284 год н. э.). Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.

Теперь самое время вспомнить  сатиры Горация*, где «ab ovo» употребляется в словосочетании «с яиц до яблок» (лат. ab ovo usque ad mala), то есть от начала и до конца трапезы.

Нельзя не улыбнуться мысли о самодостаточности "Первых среди равных" облаченных в скорлупу этой самой самодостаточности.

Конечно, для принципов   армии Древнего Рима (от лат. princeps — первый)— воинов тяжёлой пехоты римского легиона в IV—II вв. до н. э.. целостность этой "скорлупы" равносильна сохранению боевого облачения и совокупности всех сил и навыков воина  в полной его самодостаточности. И...хорошо когда " скорлупа" эта разрушается изнутри( по решению самого Принципа ли принципата в парламенте власти; хуже- когда она разрушается снаружи- под давлением обстоятельств, которые сильнее Тебя.Все это имеет не меньшее значение для любого человека , который является первым среди равных, но чаще "уравненных" теми или иными правилами или условиями - временными или условно постоянными.

У "Самодостаточности" - есть определенное состояние души, и наличие  особых жизненных умений. Самодостаточность имеет свои разнообразные грани и определяется несколькими линиями. Это способность жить своими силами, обходиться без посторонней помощи, организовывать жизнь вокруг себя самому, за свой счет.

Самодостаточность привлекает многих, но - каких многих?

Условие здоровой самодостаточности - отсутствие страхов или умение их преодолевать. Тревожный человек - не самодостаточный человек, или его самодостаточность приобретает черты изолированности, черты убегания от жизни.

Аллегория Ab ovo ведет нас в ряд первейших и самодостаточных , однако еще не проявленных в окружающих их мир.Поди догадайся кто там: Гусь лапчатый, или  задиристый боевой Петух, а может это вообще Кукушонок, на которого первые среди равных никак не рассчитывали?Я уж не говорю о крокодилах  и  иных яйцекладущих птице-зверях, тем более о Кобрах!)...в Принципе( Начале) то все они как бы равны, но на поверку...А на поверку не каждый из них станет Интеллегентом*, верно?

А теперь познакомимся с некоторой частью порядка существовавшего в римском легионе:
 
Гастаты (hastatus) — наиболее молодые — 1 ряд
Принципы (princeps) — воины в расцвете сил (25—35 лет) — 2 ряд
Триарии (triarius) — ветераны — в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях.

Легион  возглавлял легат (legatus) — обычно это был сенатор, занимавший эту должность в течение трёх лет. Ему непосредственно подчинялись шесть военных трибунов — пять штабных офицеров и шестой — кандидат в сенаторы.

Примипил (Primus Pilus): Самый высокий по рангу центурион легиона, возглавлявший первую сдвоенную центурию. В I—II веках н. э. при увольнении с военной службы примипил зачислялся в сословие всадников и мог на гражданской службе достичь высокой всаднической должности. Название дословно означает «первая шеренга». Из-за сходства слов pilus (шеренга) и pilum (пилум, метательное копьё) термин иногда неправильно переводится как «центурион первого копья».

Принципы были вооружены метательными копьями (пилумами) и традиционным коротким мечом-гладием. Остальную экипировку они покупали на свои средства: обычно она включала в себя большой прямоугольный щит (скутум), бронзовый шлем и кольчугу.

По Ливию, принципы вступали в бой, если гастатам не удавалось решительным натиском сломить сопротивление врага. В этом случае они организованно отходили за линию принципов, где находился значок легиона, а манипулы принципов организовывали сплошную линию и атаковали противника. Если атака принципов не давала результата, они отходили за третью линию триариев.

Специальные почётные посты:

Аквилифер (Aquilifer): Чрезвычайно важный и престижный пост (дословный перевод — «несущий орла»). Потеря символа, «орла», считалась ужасным бесчестьем, после которого легион расформировывался. Если орла удавалось отбить или вернуть иным способом, легион заново формировали с тем же именем и номером.
Сигнифер (Signifer): В каждой центурии был казначей, который отвечал за выплату жалования солдатам и сохранность их сбережений. Он же нёс боевой значок центурии (Signum) — древко копья, украшенное медальонами. Наверху древка находился символ, чаще всего орёл. Иногда — изображение открытой ладони.
Драконарий (Draconarius): Кавалерийская должность аналогичная пехотному сигниферу. Возил верхом штандарт турмы (или алы) в виде дракона, появившегося в позднее время.

Имагинифер (Imaginifer): В бою нёс изображение императора (лат. imago), который служил постоянным напоминанием о верности войска главе Римской империи.

И, наконец, пятая когорта или, по-другому, "непобедимая когорта", или "последняя тысяча":

Эта когорта состояла из самых опытных воинов, воинов, за плечами которых были не только компании, а целые войны, и вступала в бой эта когорта в самый решающий момент схватки и именно она решала исход сражения.

Эта когорта никогда не отступала без приказа - она побеждала противника или погибала! Потому она и называлась "непобедимой", т.к. её нельзя было победить. Её можно было только уничтожить.

А, уничтожив последнюю когорту легиона, противник уничтожал весь легион, т.к. основной костяк легиона - это именно те воины, которые и были хранителями орла легиона.

Так вот, именно воины последней когорты легиона и назывались в древнем Риме интеллигентами(понимающими).Происходитслово "Интеллигенрт" от лат. intelligens (intellegens) «сведущий, понимающий», далее из intellegere (intelligere) «воспринимать, познавать; мыслить»...


                Часть вторая

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным.
На смену принципату пришёл доминат, где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

Возникновению принципата предшествовал, как выделяет его проф. СПбГУ А. Б. Егоров, один из больших системных кризисов в древнеримской истории — эпохи гражданских войн 133—31 годы до н. э

Профессор МГУ В. С. Сергеев отмечал, что первые десятилетия принципата для всего римского мира характеризовались оживлением во всех областях экономической и культурной жизни.

На смену принципату пришла система Домина;т (лат. domin;tus — господство ; dominus — господин, хозяин),  она была  установленная императором Диоклетианом (284—305 годы). В доминат включают период тетрархии.

Тетрархия (греч.  — правление четырёх, четверовластие) — название политического режима, при котором верховная власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами; четверовластниками)

На вопрос " как тебя зовут" Четверовластники вполне могли ответить  нечто совершенно непроизносимое типа Тетраграмматона, а уж , ежели вам придет в голову  изобразить  Четверовластников, то уж тут вам никак не обойтись без ..."Видения Иезекииля, которому принадлежит описание тетраморфа — четырёх образов над таинственной колесницей, которые книга «Зо;ар» называет четырьмя архетипами, формирующими черты лица каждого человека...Единого...в четырех...)

Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 года. Её введением был разрешён Кризис Римской империи III века.

В 285 году император Диоклетиан назначил военачальника Максимиана младшим соправителем («цезарем»), а в 286 году — «августом». Диоклетиан управлял восточной половиной империи, а Максимиан — западной. В 293 году, посчитав, что военные и гражданские проблемы требуют специализации, Диоклетиан с согласия Максимиана назначил двух цезарей в помощники августам: Галерия и Констанция Хлора. Предполагалось, что августы будут отрекаться после 20-летнего правления, а власть будет переходить к цезарям. Так была создана первая тетрархия.

Четыре тетрарха базировались не в Риме, а в других городах ближе к границам — военных штабах, руководящих защитой империи от врагов (Сасанидской Персии) и варваров (в основном германцев, а также многочисленных кочевников из восточных степей) на Рейне и Дунае. Эти города известны как «столицы тетрархов». Хотя Рим перестал быть действующей столицей, «Вечный Город» оставался номинальной столицей всей империи. Он не был низведен до уровня провинции, но подчинялся префекту города (praefectus urbis). В дальнейшем та же система была введена в Константинополе.

Четырьмя столицами тетрархов были:

Никомедия в северо-западной Малой Азии (сейчас Измит в Турции), база для защиты от вторжений с Балкан и из Персии. Никомедия, была столицей Диоклетиана, восточного и главнейшего августа. При последней реорганизации в 318 г. Константином I Великим его область, соседствовавшая с наиболее сильным врагом — Персией, стала преторианской префектурой Oriens («Восток»), ядром будущей Византии.
Сирмий (сейчас Сремска-Митровица в районе Воеводина современной Сербии, около Белграда) на дунайской границе была столицей Галерия, восточного цезаря. Она стала балканско-дунайской префектурой Иллирия.
Медиолан (сейчас Милан, около Альп), а не Рим, был столицей Максимиана, западного августа. Его областью стала Италия и Африка с незначительной протяженностью внешних границ.
Августа Треверорум (сейчас Трир, в Германии) была отдалённой столицей Констанция Хлора, западного цезаря, около важной границы по Рейну. Поэтому несколько раньше она была столицей галльского императора Тетрика I. Эта четверть стала префектурой Галлия и включала Германию, Галлию, Испанию и Британию.
Аквилея, порт на побережье Адриатики, и Эборак (сейчас Йорк) в северной Англии, неподалеку от кельтских племен в современных Шотландии и Ирландии), также были важными городами для Максимиана и Констанция соответственно.

Между четырьмя тетрархами не было чёткого разделения земель, так что нельзя считать, что в это время Римская империя распалась на четыре государства. У каждого императора была зона влияния внутри Римской империи, но не более того. Верховная власть фактически принадлежала Диоклетиану.

В 305 году закончился 20-летний срок правления Диоклетиана и Максимиана, и оба сложили с себя полномочия. Их цезари, Галерий и Констанций Хлор, оба стали августами и назначили двух новых цезарей, Максимина — Галерию и Флавия Валерия Севера — Констанцию. Вчетвером они образовали вторую тетрархию.

Однако вскоре эта система нарушилась. Когда Констанций умер в 306 г., Галерий назначил Севера августом, в то время как Константин I, сын Констанция, был также провозглашён августом войсками своего отца. В то же время Максенций, сын Максимиана, не захотел быть исключённым и одержал победу над Севером, заставив того отречься от трона. Затем Максенций приказал убить Севера в 307 г. И Максенций, и Максимиан провозгласили себя августами. Таким образом, в 308 г. на звание августа образовалось четыре претендента (Галерий, Константин, Максимиан и Максенций), а на звание цезаря — только один (Максимин).

Константин стал великим и...окончательно "утвердил" христианство...

Однако позднее...католическое духовенство видимо решило применить так называемую "Филосовскую бритву"- принцип, который позволяет исключить («сбрить») маловероятные объяснения для различных феноменов...С тех пор католические священники практически не носят бороды, но для Санта Клауса есть исключение,которое, по всей вероятности только подтверждает это правило.)

А как же  скорлупки?,- спросите вы. ...Доспехи самодостаточности бережно хранятся в оружейных музеях Граца , господа.)

Но...вернемся к истории:

Хотя тетрархия длилась только до 313 года, многие её черты сохранились и впоследствии. Деление империи на четыре региона продолжалось в форме префектур, каждой из которых управлял префект претория. Префектуры были разделены на диоцезы, которые в свою очередь — на провинции.

Понятие consortium imperii[en], разделения имперской власти, неоднократно появлялось в дальнейшем.

Идея деления на две части, запад и восток, также не исчезла. В конце концов она привела к окончательному разделу Римской империи на две независимые части.

На тетрархии делилась древняя Фессалия: это были Фессалиотида, Фтиотида, Пелазгиотида и Гистиеотида. Филипп II Македонский при реорганизации Фессалии восстановил исконное деление области на четыре округа, причем наряду с тетрархией установил так называемые декархии.

Тетрархиями назывались также части областей, занятых в Галатии (в Малой Азии) тремя галльскими племенами (трокмами, тектосагами и толистобоями): во главе каждой части стоял тетрарх, имевший высшую военную и судебную власть, которая была наследственной и пожизненной.

Двенадцать тетрархов и 300 старейшин составляли национальное собрание названных трёх племён. Это деление Галатии на тетрархии удержалось до времён Помпея, при котором вся область соединилась под властью одного правителя, Дейотара.

Под именем тетрархов были известны также правители некоторых сирийских племён и некоторые из членов царствующего дома Иродиадов в Палестине.

Добавим только , что личное имя Йехезкель (в идише — Хацкл, Ехескл) популярно среди евреев, несмотря на то, что он пророчествовал против иудеев буквально следующее:

Иезекииль предрекает, что иудеи будут предаваться каннибализму (Иез. 5:10). Он сетует, что среди его соплеменников процветает солярный культ (Иез. 6:4), распутство (Иез. 22:11) и корыстолюбие, а интерьеры Иерусалимского Храма (за 5 лет до его разрушения) осквернены изображениями рептилий (Иез. 8:10).
Сами израильтяне, по замечанию Иезекииля, изрядно смешались с соседними народами, поэтому он бросает упрёк Израилю:

« отец твой аморрей, а мать твоя хеттеянка (Иез. 16:3) »
Однако Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния (Иез. 18:23).



(продолжение следует)


Рецензии