Поэтические Экзерсисы 165
Глава Шестая
Бальмонт поклонялся мигу, мгновенно полагая, что мгновение всегда единственно,
Неповторимо. Что мгновение открывает истину, даёт поэту возможность увидеть
Далёкую даль. Сам поэт, как бы был вписан, в это мгновение, этот смысл вложен
В его стихах: "Я не знаю мудрости, годной для других, только мимолётности я,-
Влагаю в стих. В каждой мимолётности вижу я миры, полные изменчивой радужной
Игры". Когда Бальмонт появился на литературной арене, больше всего поразила
Читателей, пожалуй музыкальность его стихов. Уж очень сильно они отличались от
Анемичной журнальной поэзии конца прошлого века! В них была давно не слыханная
В русской поэзии звонкость, певучесть, было просто богатство свежих рифм, в том
Числе и внутренних,- в них была щедрая музыкальная звукозапись. Бальмонт как бы
Заново показывал читателю красоту и самоценность слова, раскрывал, по выражению
Иннокентия Анненского , его музыкальную потенцию. Бальмонт как бы шёл навстречу
Девизу, провозглашённого во Франции поэтом Верленом:"Музыка - прежде всего". Он
Очаровывал читателя вкрадчивыми и плавными - возвратными повторами, в которых
Лилась мелодия:"Я мечтою ловил уходящие тени, уходящие тени погасшего дня. Я на
Башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня". Какая
Завораживающая сила в его поэзии!? Валерий Брюсов, на первых порах попавший под
Обаяние Бальмонта, писал, что всех любителей поэзии Бальмонт влюбил в этот свой
"Звонко-певучий стих". Что "равных Бальмонту в искусстве стиха в русской поэзии,
Русской литературе (после А.С. Пушкина), исключая отдельные стихотворения поэтов
Просто не было". В дальнейшем оценки Брюсова были гораздо сдержанней, а сам поэт
Горделиво заявлял в 1907 году:"Имею спокойную убеждённость, что до меня в целом,
Не умели в России писать звучных стихов". Новизна поэтических средств, которой
Гордился Бальмонт, была, конечно относительной. "Стих Бальмонта, писал тот же
Брюсов в 1912 году,- это стих нашего прошлого, усовершенствованный, утончённый,
Но, по существу, всё тот же:"другие поэты" не только "предтечи" Бальмонта в этом
Искусстве стиха, но несомненно его учителя". Структура стиха у Бальмонта была
Традиционной, но уже в лучшие коронные его книги, проникли риторика, ложные
Красивости, бряцание рифмами - всё то, что было потом названо "бальмонтовщиной".
Свидетельство о публикации №120122105102