Агулия жемчужный край планеты

Раиса Шестакова
                «АГУЛИЯ – ЖЕМЧУЖНЫЙ  КРАЙ ПЛАНЕТЫ»
(Тема Родины в творчестве Короля Поэтов Фатхулы Джамаля. Часть 2).
Часть 1 здесь:
https://ok.ru/group/53046634283240/topic/152506002734056

                Агулия, с тобою я навеки –
                Неразделима с Родиною связь!
                Ф. Джамаль (Бедюк)

Продолжим чтение стихов из сокрытой книги «Поэма Агула» – следующую подборку из шести стихов, вошедших в цикл «Жемчужный край». Это очень светлые, лирические, наполненные нежной грустью стихи, полные любви к родному краю, к его дивным пейзажам. Эту любовь Джамаль несёт по жизни и куда бы его ни забросила судьба, он всегда стремится на лоно природы.

Иллюстрация носит глубокий философский и эзотерический смысл. Поэт стоит в центре композиции твёрдо, уверенно на каменной глыбе. Камень означает стабильность, нерушимость, вечность, бессмертие. Символ камня существует у всех народов и во всех религиях мира, в том числе в исламе и христианстве. Такова Кааба, «чёрный камень», поклонение которой перешло с древнейших времен в религию Мухаммеда. Или храм св. Петра в Ватикане. Петр – переводится как камень. И сам Христос сказал своему апостолу Петру: "Ты – камень, и на сём камне я создам церковь свою!"

Эзотерический смысл символа камня изложил  Христос в притче о доме: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое».

Через иносказание, доступный пониманию пример Христос показывает необходимость веры в Бога и исполнения его заветов как фундамента, основы любого действия и всей жизни человека. Христос, ссылаясь на стих из Псалмов «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла», говорит о себе, как об отверженном строителями камне, положенном потом во главу угла. Христос стал главой, краеугольным камнем религиозного учения, а его хулители и гонители – презренными изгоями.

Джамаль тоже станет краеугольным камнем дагестанской литературы и по праву займёт достойное место среди великих поэтов России. Те же, кто препятствовал его карьере, завидовал чёрной завистью его богоданному таланту, будут забыты и прокляты в веках как Иуда, предавший Христа, и как убийца А. Пушкина.

Камень помимо крепости обладает мощной энергетикой.  Вокруг всех объектов Вселенной существуют энергоинформационные поля. Древние мудрецы знали, что камни, скалы обладают космической энергией. Индусы называют ее Праной, китайцы - Чи, японцы - Ци. С помощью натуральных камней врачи издревле лечили различные заболевания. В настоящее время в большинстве медицинских центров широко применяется стоун-терапия. 

Хочется привести в качестве примера историю с Петром Первым. Он часто посещал гигантский валун близ Петербурга, отдыхал на нём, заряжаясь его энергетикой. Однажды он сильно заболел и попросил отвезти его в это сакральное место. Императора занесли на вершину валуна на носилках, а вниз он спустился на своих ногах. Когда об этом узнал скульптор Этьен Фальконе, приглашённый  Екатериной Второй для создания монумента Петру Великому, он категорически заявил, что будет высекать памятник только из этого валуна. И вот с 1782 года Сенатскую площадь в Петербурге украшает шедевр, равного которому нет в мире среди конных статуй.

Люди, где бы они ни жили, приспосабливаются к окружающей природе: кочевые скотоводы живут в юртах из шкур животных, степняки сооружают мазанки из глины и кизяка, африканцы – шалаши из пальмовых листьев и т.д.  Люди, родившиеся в горах, не испытывают недостатка в строительных материалах. Дома, хозяйственные постройки, ограды, дороги – всё сделано из камня на века. Горцы – это особая порода людей, независимо от национальности и религии. Они живут высоко над землёй и обладают острым, панорамным зрением как орлы. Они гораздо ближе к небу, Космосу, Солнцу, Луне, звёздам, к Богу, а  значит, уже на подсознательном уровне лучше ощущают Мироздание.

Они дышат  прозрачным воздухом, напоённым ароматом цветов и кристально чистого снега, пьют воду горных родников. Но самое главное – это космическая энергия неба, скал, домов, пронизывающая их организмы и наполняющая духом свободы и независимости. Поэтому меня не удивляет, что именно в горах Кавказа родился уникальный, гордый Поэт-Космореалист Фатхула Джамаль, впитавший в себя  космическую энергию и воплотивший в себе мудрость веков, переданную ему старцами.

Гранитные камни на иллюстрации окружены деревьями – в них также заложен философский, эзотерический смысл. Дерево символизирует в культурах и религиях многих народов ось мира, древо познания добра и зла, священное дерево, космическое дерево. Например, в Тайланде и сегодня поклоняются деревьям, а христиане сохранили за рождественскими елями и соснами символику возрождения.

Наши языческие предки до принятия христианства поклонялись деревьям, молились в рощах. Они были ближе к естественной природе, понимали её лучше, чем мы, испорченные индустриальным обществом. Деревья играли огромную роль в жизни человека: из них строили жилища для себя и домашних животных, создавали всевозможную хозяйственную утварь и обувь, отапливали помещения.Славяне использовали целебную силу деревьев в банях, в парных, где берёзовыми, дубовыми и прочими вениками изгоняли болезни, очищали лёгкие, наполняли энергией тело.

Во время войны деревья спасали людей от голода и цинги. В сосновых лесах, где деревья источают целебную, благоуханную смолу-живицу, создают санатории для лёгочных больных. Леса очищают воздух, вырабатывают кислород.  Деревья кормят, поят, лечат людей – как же их не любить и не благодарить за все блага? Вот и молились на них язычники, но ведь вся природа – творение Господа, так что на подсознательном уровне  люди  благодарили Творца, создавшего это великолепие и благо.

В широком смысле дерево означает Вселенскую вертикальную связь. Корни символизируют нижний мир, или ад; ствол – серединный мир, или землю; крона – верхний мир, или небо. Дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, и стремлением морального человека к духовным высотам.«Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звёздам, оно – путь, соединяющий нас с небом» – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Думается, что наши предки именно это имели ввиду, высаживая деревья на могилах усопших, – прах к праху, а дух к Богу.

Камень или скала, дерево или роща — все эти понятия символически взаимосвязаны и представляют Космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями, символизируя вечное, а дерево — преходящее, что мы и видим на иллюстрации. Итак, гранитные камни, на которых стоит Джамаль - пассионарный Поэт, символизируют бессмертие, вечность его поэзии, а также твёрдую, несгибаемую позицию и бескомпромиссность в отстаивании веры, принципов классической литературы, идеалов демократии и свободы слова. Эти камни являют собой и символ его исторической Родины – Агула и Дагестана, являются напоминанием о сакральном месте его рождения у священной горы Каф, с которой он связан незримыми лучами космической энергии. Вся композиция скальной породы и деревьев вокруг неё являют собой модель Космоса, в центре которой находится авангардный Поэт, автор теории Космореализма, Король Поэтов Фатхула Джамаль. Разноцветные кроны деревьев в данном случае можно интерпретировать как поэтические жанры, используемые Джамалем в его творчестве.

Божественную красоту природы художники-пейзажисты передают в пленэрной живописи, ландшафтные дизайнеры – в чудных садово-парковых композициях, наполненных философским смыслом и предназначенных для креативных посетителей. Каждый предмет на картине, каждый артефакт в садах поэзии несёт смысловую нагрузку. К сожалению, далеко не все люди обладают способностью видеть прекрасное вокруг себя.  Однажды я была потрясена фразой женщины, категорически утверждавшей, что деревья не цветут. Допустим, что она не учила в школе ботанику, всякое бывает, но как можно, прожив жизнь, не поднять глаза вверх и не увидеть благоухающие акации, липы, каштаны, берёзы, клёны, осины? Складывается впечатление, что некоторые люди обделены всеми органами чувств, живут как роботы, зомби. Не удивительно – сидя у телевизора ничему хорошему не научишься. Это страшное оружие дезинформации и деградации человека.

Джамаль рассказывает о красоте родной природы языком высокой поэзии, восхищая читателей несравненными метафорами. Предлагаемая подборка стихов настолько хороша и понятна, что не требует никаких пояснений. Эти стихи написаны любящим сердцем и доступны всем возрастным категориям, социальным и профессиональным группам. Они красивые как природа Дагестана и не могут никого оставить равнодушным. Если человек не любит поэзию, значит его сердце покрыто панцирем. Это такой же несчастный человек, как слепой, что не видит восходы и закаты, или глухой, который не слышит пение птиц. Только людям Творец дал речь, а особо одарённым – поэтический талант. Предлагаю окунуться в сказочный мир упоительных образов гениального метафориста, Короля Поэтов Фатхулы Джамаля, насладиться дивной природой Кавказа и божественными по красоте и смыслу стихами.

«ЖЕМЧУЖНЫЙ  КРАЙ»
РАССВЕТ
Стремительною конницей рассвет
Летит с горы. Река несётся с гулом,
Винтовочною гильзой минарет
Взметнулся над разбуженным аулом.

Идут хребты, подняв свои горбы,
Как караван в туманной мгле Кавказа.
Снопы лучей ложатся на снопы
Лучистой ржи на скошенных террасах.

И, как лучи от солнца, от луны,
Отходят в горы тропы от аула.
Там высоко пасутся табуны,
Стада, отары горного Агула.

На синем фоне – перья облаков,
Жужжит пчела, бушуют травы луга.
В долинах застывает гул веков.
Река бурлит. Деревья шепчут глухо.

ПОД  НЕБОМ  РОДИНЫ
Агулия – в созвездьях и снегах –
Страна моей тревоги и надежды.
С лугов твоих – с цветной твоей одежды,
Сорвав букет, держу в своих руках.

Я ароматом губ твоих пропах.
Суровый край, тебя хулят невежды.
Смотрю в глаза твои, но, как и прежде,
Любовь мою не выразить в словах.

Огнём зари душа твоя цветёт.
Кровь горных рек питает твои жилы.
Бессмертна ты – бессмертен мой народ.

Гигантский глаз – огромный небосвод –
Влюблён в тебя, мой край родной и милый,
И сердце твоё манит он в полёт.

В ГОРАХ
Река губами лижет берега
И валунам разглаживает скулы.
По берегам – скалистые аулы,
В аулах – задремавшие  века.

Отарами по небу – облака.
И водопад, захлёбываясь в гуле,
Как диких пчёл встревожившийся улей,
Бьёт в лица скал и жалит им бока.

Дрожит родник в излучине. Над ним
Стрекозы с изумрудными глазами.
Полдневный их полёт неутомим.

К родной земле любовью одержим,
Лечу душой, как голубь над горами.
Огонь любви в словах невыразим!

   СОКРОВИЩНИЦА
Влюблён в тебя мохнатый горный лес,
Трава полей, ручьи, цвета и звуки.
Влюблён  и я, познавший вкус разлуки,
Лишь о тебе поётся моя песнь.

А звёзды – украшения небес,
Слетают, словно птицы, в твои руки.
А я – тростник в песке речной излуки.
Я прахом был. Но для тебя воскрес.

Сокровищница мифов и чудес,
Любимый край, открой свои секреты,
Развеяв пыль пустых людских словес.

Сыны твои – мы за тебя в ответе.
В твоей душе мир растворился весь.
Агулия – жемчужный край планеты!

ЯЗЫК ПРЕДКОВ
От времени рушатся стены.
В песках исчезает родник.
Великую связь поколений
Хранит лишь бессмертный язык.

Мы разумом можем нередко
Другие наречья познать.
Но радость и боль наших предков
Не в силах они передать.

Нам выжить язык помогает
В дни бедствий и горьких невзгод.
А если язык исчезает,
С земли исчезает народ.

В колодцах вода высыхает.
Лишь речь неподвластна векам.
Кто предков язык забывает,
Достоин забвения сам.

БЕДЮК
Там, где берут своё начало реки,
И скалы образуют полукруг,
Как тур, остановившийся в разбеге,
Стоит моё селение Бедюк.

Я вырос здесь среди снегов вершинных,
Как меж камней пробившийся росток.
Здесь меня учили быть мужчиной,
Здесь моё начало – мой исток.

Я слышал тут легенды и преданья.
И жизнь текла струёю родника.
Я постигал высокое звучанье
Агульского родного языка.

Текут, текут в теснинах горных реки.
Раздумия сплетаются, как вязь.
Агулия, с тобою я навеки –
Неразделима с Родиною связь.

Внимательный читатель, конечно, обратил внимание на то, что все шесть стихотворений состоят из четырёх строф. В стихах «Рассвет», «Язык предков» и «Бедюк»  все строфы включают  по четыре строки, остальные стихи относятся к итальянскому сонету, построенному по принципу 4+4+3+3, то есть два четверостишия сменяются двумя трёхстишиями. Джамаль в совершенстве владеет теорией и практикой стихосложения. Но, даже не зная всех этих нюансов, читатель зачаровывается мелодикой его поэзии, эти душевные строки хочется перечитывать вновь и вновь.

Прекрасные стихи, в которых каждое слово проникнуто беззаветной, горячей  любовью к родному краю. Такие шедевры рождаются, когда душа поэта  переполнена счастьем, восторгом или ностальгией, когда перехватывает дыхание от нахлынувших чувств. Это как инсайт, внезапное озарение свыше и – россыпь жемчужных метафор!  Услада слуха: «Стремительною конницей рассвет летит с горы», «Винтовочною гильзой минарет взметнулся над разбуженным аулом» – удивительная  лаконичность, непревзойдённость,  оригинальность каждой метафоры, повествующей о рождении нового дня! Поразительная эмоциональная экспрессия: рассвет летит, река несётся, минарет взметнулся, аул разбужен – отточена каждая фраза, продумано любое слово! «С лугов твоих – с цветной твоей одежды, сорвав букет, держу в своих руках»  – изысканность, галантность, изящество! «Я ароматом губ твоих пропах», «Река губами лижет берега и валунам разглаживает скулы» –  восхитительная чувственность и нежность!

«И водопад, захлёбываясь в гуле, как диких пчёл встревожившийся улей, бьёт в лица скал и жалит им бока» – изумительная, ажурная метафора как замысловатая виньетка! «А звёзды – украшения небес, слетают, словно птицы, в твои руки» - падающие звёзды действительно подобны летящим птицам. Кто же не видел звездопад в августе! Но только Джамаль придумал такую утончённую, элегантную метафору. Каждая строка вызывает восторг и изумление  ювелирной точностью образов.

«Как тур, остановившийся в разбеге, стоит моё селение Бедюк» – да, как тур, удивлённо прервавший свой бег на краю пропасти, так и родной аул как будто внезапно остановился на краю обрыва. «Я вырос здесь среди снегов вершинных, как меж камней пробившийся росток» – действительно, мощная энергетика нежного ростка, пробивающая толщу асфальта, сравнима с ярой, неукротимой энергией Джамаля, разбивающей все преграды на его пути.

Язык уникальной поэзии Джамаля насквозь метафоричен, а создание метафор, по определению Гегеля, является показателем гениальности поэта. Этому искусству невозможно научиться, подчёркивал античный философ, а значит, это такой же талант от Бога, как и пророческий дар. Объяснить это феноменальное явление можно, на мой взгляд, также тем, что Джамаль  впитал в себя лучшие достижения мировой поэзии. Он соединил в своём филигранном творчестве гениальное мастерство и профессионализм поэтов Востока и Запада.

Знаменитый немецкий поэт и прозаик Иоганн Гёте чрезвычайно высоко оценивал восточную поэзию: «На Востоке считают, что существует семь светил Поэзии, а множество остальных поэтов являются второстепенными. Я, Гёте, занял бы среди этих второстепенных второстепенное место. Европейской поэзии нужно ещё семь веков, чтобы подняться до уровня восточной Поэзии». Мечта Гёте воплотилась самым неожиданным образом в творчестве великого Поэта, которого дал миру малочисленный народ агулов!

Пути Господни неисповедимы, и нам не дано знать причинно-следственные связи, известные только Творцу, но вот некоторые аналогии напрашиваются. Даже сам Христос был явлен миру не в золоте и парче на белом коне, а в яслях среди наших меньших братьев. Значит, Богу было угодно прославить древний, многострадальный народ в лице Джамаля и тем показать, что ему одинаково дороги все нации и языки. Этим объясняется неиссякаемая и чистая как родник его любовь к Родине, соотечественникам и языку.

Пронзительные, щемящие строки, исходящие из глубины души, посвящает Поэт своей Отчизне: «Агулия – в созвездьях и снегах – страна моей тревоги и надежды», «Любовь мою не выразить в словах»,  «Бессмертна ты, бессмертен мой народ», «К родной земле любовью одержим, лечу душой, как голубь над горами. Огонь любви в словах невыразим!», «Лишь о тебе поётся моя песнь» – это невозможно читать без слёз. Благоговейная, безбрежная, необъятная любовь переполняет любящую, тоскующую и страдающую душу Поэта. Думаю, что Джамаль плакал, когда писал эти строки, сердце его точно обливалось горячими слезами неземной любви. Это такая безграничная любовь, которую нельзя вместить в сердце, и Джамаль растворил её во Вселенной.

Господь даровал ему озарение поднять Поэзию на немыслимую прежде высоту и обосновать теорию Космореализма. Когда Бог создал Человека, он дал ему Слово, Речь. Прошли тысячелетия, и вот уже этот Дар Божий, любовно взращённый, взлелеянный, выпестованный гениальными поэтами планеты, достиг своего апогея и возвратился во Вселенную к престолу Господа – мир вступил в антропокосмический этап эволюции Вселенной.

Джамаль, как лингвист, историк, патриот знает, что народ существует, пока жив его язык. Если же он исчезнет, люди Агула ассимилируются, растворятся в других народах и языках, утратят свою самобытность. Джамаль прилагает титанические усилия для объединения земляков и сохранения родного языка. Он с болью в сердце пишет: «Кто предков язык забывает, достоин забвения сам». Он возродил письменный язык агулов, организовал уроки агульского языка в интернете, пишет тексты песен на родном языке. Отрадно конечно, что песни на стихи Джамаля исполняют дагестанские певцы и тем самым популяризируют агульский язык, но этого недостаточно. Необходима государственная поддержка для сохранения культур всех народов многонационального Дагестана. Но вместо таковой чиновники совершили чудовищный акт вандализма против немногочисленного народа, уничтожив тираж уникального литературного памятника – «Поэму Агула».

Самое невероятное, запредельное, не доступное пониманию человека разумного то, что варварство совершили представители своей нации!  Это злодеяние можно квалифицировать как предательство национальных интересов либо полное слабоумие людей, случайно попавших во власть. Как можно не понимать значение творчества Джамаля, если его неординарность видели сверстники, восхищались сокурсники, ему предсказывали большое будущее университетские преподаватели! Его величественную, уникальную поэзию оценили коллеги,  а также литературоведы, историки, культурологи, лингвисты, философы. Почему же местные высокомерные бюрократы, чванливые чинуши возомнили себя непревзойдёнными знатоками? Почему они решили, что им позволено ломать человеческие судьбы, надругаться над лучшими представителями национальной культуры? Не удивительно, когда домохозяйки и примитивные обыватели не разбираются в классической культуре. Но дипломированный специалист, занимающий государственный пост, должен соответствовать своему статусу.

Давно известно, что талантливых людей в России подстерегают две беды – зависть менее удачливых коллег и некомпетентность чиновников. Вертикаль власти в стране сверху донизу пронизана чудовищным невежеством алчных бездарей. Чтобы не быть голословной, приведу пару примеров из тысячи подобных. Из 31 министра в правительстве страны только два человека имеют профильное образование! Например, корпорацию «Роскосмос» возглавляет журналист, проваливший все громко обещанные космические программы: и полёт на Луну, и экспедицию на Марс, и все прочие прожекты, изначально звучавшие как фантазии барона Мюнхгаузена или галлюцинации пациентов Канатчиковой дачи. Но он не привлечен к ответственности, даже после расследований фактов воровства им бюджетных средств, и продолжает руководить «Роскосмосом».

Министерство обороны возглавляют по очереди литератор, мебельщик и оленевод, не служивший ни дня в армии, не закончивший даже военное училище, но обвешанный как новогодняя ёлка смехотворными наградами, звёздами и аксельбантами.  В результате – очередной провал, позорнейший разгром российской техники и уничтожение тысяч солдат турецкими беспилотниками в войне за Нагорный Карабах. Разрекламированная   ультразвуковая ракета «Циркон» на деле оказалась картинкой американской ракеты, опубликованной ещё в 2009 году. В гуманитарной сфере тоже плачевные результаты. Лишь один пример  со слов депутата государственной думы Г. Зюганова: «В МГУ имени Ломоносова, лучшем вузе страны, студенты факультета журналистики написали диктант с количеством ошибок не менее 80 на странице!» Удивляться нечему, если власти считают вредными общественные науки – гуманитарии это мыслители, а оккупантам не нужны думающие люди, поэтому и ввели пресловутое ЕГЭ.

Антинародная оккупационная власть преуспела только во лжи и ограблении страны, от Москвы  до последнего дагестанского аула. Тысячи уголовных дел ждут своего часа, поэтому социальная революция в России неизбежна. Как говорил А. Линкольн: "Можно обманывать часть народа всё время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ всё время". Главари иудофашистского уголовного режима ответят за все преступления, в том числе за двенадцать миллионов эмигрантов. Изверги понесут суровое наказание  за уничтожение тысяч заводов и деревень, больниц и школ,  за разгром науки, системы образования и культуры. Никто не уйдёт от ответственности, каждому воздастся по заслугам: перед уголовным судом, перед Богом и людьми, перед судом истории, потомками и собственной совестью.

Компрадорская буржуазия национальных республик понесёт заслуженную кару за сотрудничество с врагами народа и предательство национальных интересов, за коррупцию, казнокрадство, обнищание населения, репрессии против диссидентов, изгнание интеллектуальной элиты, подмену высокой культуры убогими поделками жалких бездарей, растление молодёжи. Масштабы преступлений иудофашистского уголовного режима столь велики, что уже превзошли все извращения Древнего Рима в канун первого пришествия.

Вспомним притчу Христа о Господине, который, отправляясь в чужую страну, дал своим слугам деньги – кому пять талантов, кому два, кому один – по их силам и способностям. Вернувшись, он потребовал отчёта о том, как они распорядились талантами. Выяснилось, что первые два человека удвоили капитал, а третий закопал его в землю. Вот на него господин и разгневался, велел отдать талант первому человеку, а бездельника отправил во тьму внешнюю, где скрежет зубовный, то есть в ад. Речь в притче идёт о втором пришествии Христа, когда каждый человек отчитается о содеянном. Так вот Джамаль и есть тот первый человек, приумноживший данный ему Богом дар! За это Господь его вознаградит, а его врагов и клевретов накажет.

Хочется привести поучительный пример не только из Библии, но также из новейшей истории. В СССР многие интеллектуалы были настроены против тоталитарной коммунистической системы. Одним из самых известных в творческой среде был молодой художник-нонконформист, убеждённый православный монархист, непримиримый враг коммунистической диктатуры Илья Глазунов. На его полуподпольные выставки стояли многотысячные, многочасовые очереди, чтобы увидеть картины, не имеющие ничего общего с пресным социалистическим реализмом. Его подвергали гонениям, хотели лишить советского гражданства – он всё претерпел и выстоял.

Наступила вторая оттепель, яркая и короткая пора демократии и гласности. По инициативе И. Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, ректором которой он был назначен. В 2004 года была открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова. Этим важнейшим событиям в своей жизни он обязан двум мэрам Москвы: Г. Попову и Ю. Лужкову. Эти люди сделали благое дело для города и знаменитого художника, и как бы к ним ни относиться, почитатели таланта И. Глазунова всегда будут вспоминать их с благодарностью.  Его же ненавистники и притеснители, бывшие партийные функционеры потерпели крах, канули в Лету.

Двадцать лет вычеркнуты из жизни России – для истории мгновение, но для человека целая эпоха. Это время упущенных возможностей, особенно на сравнительном фоне успешного Китая и других динамично развивающихся стран. С горечью и душевной болью я думаю о невозвратных потерях для русской науки и культуры в связи с оттоком интеллектуалов за границу. По этой причине духовный и нравственный уровень населения весьма заметно снизился. Вот и Фатхула  Джамаль, который мог украсить филологический факультет любого университета, учить талантливую молодёжь поэтике, вынужден был покинуть Россию, чтобы иметь возможность независимого  творчества в свободной, демократической стране.

Яркая, несравненная поэзия Джамаля восхищает и волнует множество поклонников его уникального таланта в разных странах. Она по достоинству оценена специалистами самого высокого уровня. Нет сомнений, что его сборники стихов и поэм редкой красоты и любви к Родине должны быть во всех библиотеках, в каждом учебном заведении Дагестана, на их примере необходимо воспитывать у молодёжи гордость за свой прекрасный край.  Поэзия Джамаля в новой свободной России займёт достойное место в антологии классической литературы. Король Поэтов Фатхула Джамаль – это золотой самородок Кавказа, прижизненный классик, а его бессмертная Поэзия – один из самых  светозарных бриллиантов в сокровищнице подлинной российской культуры.

Шестакова Раиса
Член Европейского литературного клуба
Кандидат исторических наук, доцент


Рецензии