Трагедия советского авиатора Рычагова, часть 1

Посвящаю эти строки выдающемуся пилоту-асу Герою Советского Союза генерал-лейтенанту Павлу Васильевичу Рычагову (1911-1941), занимавшего пост начальника Главного управления ВВС РККА с августа 1940-го года.
               
                Часть 1 Продвижение по службе

Он был красой и гордостью той страны,   
что породила его на этот свет,
но режиму, что столь безвременно послал его в небытие, -   
никакого оправдания нет.
Был также пламенным патриотом своей Отчизны
и в деле своём звезда,
но стечение трагических обстоятельств -   
погубило его навсегда.

До призыва в армию он ничем не отличался от своих сверстников,
но в авиашколах* - обнаружил способности высшего класса,
т.к. быстро освоил учебный самолёт У-1 и самолёт-разведчик Р-1,
и уже тогда - можно было увидеть в нём будущего аса.
Так, в один из учебных вылетов, будучи курсантом,
Рычагов попал в аварийную ситуацию,
когда его самолёт загорелся (после отказа двигателя)
и остро почувствовал на себе земную гравитацию.
Озеро и лес под ним -   
делали посадку прямо перед собой невозможной**,
и поэтому гибель лётчика  -
казалась попросту непреложной.

 
 * В 1930 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков,
   а в 1931 г. - 2-ю военную авиашколу в Борисоглебске.
** В то время лётчики летали без парашютов.

                стр.  1          

Однако Рычагов не растерялся
и не поддался влиянию стресса,
а развернул самолёт почти на 90 градусов и, спланировав,
посадил его на опушке леса.

Зимой 1932-ого, уже будучи после авиашколы,
наш герой  -  спас самолёт У-2 от крушения,
когда во время вылета одна из его лыж  - 
приняла вертикальное положение.
Это угрожало бы неминуемой аварией,
когда самолёт пошёл бы на посадку,
и Павел Васильевич Рычагов    -   
вновь продемонстрировал боевую ухватку.
Он предоставил второму пилоту удерживать самолёт в полёте,
и предотвратил крушение,
тем, что хладнокровно вылез из кабины на крыло и ударами ноги  -
поставил лыжу в нормальное положение.

В 1933-ьем  Павел Васильевич стал командиром звена (3 самолёта),
и сумел продемонстрировать качества таковые,
что уже через несколько месяцев возглавил авиационный отряд (12 самолётов)
и вывел его в передовые.
В продолжении верховное командование  -   
отдало должное его боевой сноровке,
и в начале 1936-го  старший лейтенант Рычагов  был награждён орденом Ленина  -
за успехи в боевой подготовке.

                стр. 2

В октябре 1936-го авиаотряд Рычагова был, правда, отправлен  - 
но не вопреки его собственному желанию,
для оказания помощи   - 
республиканскому правительству Испании.
Был командиром группы из трёх эскадрилий истребителей И-15,
на которых летал, был ранен и несколько раз его сбивали,
но на его счастье    -   
парашюты его спасали.
И однажды, спасаясь с парашютом,   
он получил почести от дружески настроенных испанцев,
когда приземлился прямо в центре Мадрида,
и был подхвачен на руки - ликующей толпой республиканцев.
В боях сбил 6 самолётов* противника лично
и ещё 14   -   ему добавили  групповые сражения,
а 31.12.1936-го капитан П.В.Рычагов был удостоен звания Героя Советского Союза   - 
за свои выдающиеся достижения.
В феврале 1937-го славный ас был отозван** в Москву,
и очень скоро   -
он, за подвиги в Испании, 
получил досрочное звание майора.

В ноябре 1937-го нашему Герою представилась возможность - 
блеснуть  и стратегическими талантами.
Это когда он был направлен в Китай,
чтоб возглавить деятельность советской авиации - в боях с японскими оккупантами.
Его испанский  боевой опыт очень пригодился в начальный период,
т.к. первые группы советских лётчиков такого опыта не имели,
и это отрицательно сказывалось в воздушных боях,
мешая достижению цели.


 * 5 истребителей и 1 бомбардировщик
** Вместе с уцелевшими лётчиками своего отряда

                стр. 3

В Китае Рычагов сам не летал, но формировал авиагруппы  - 
как старший советник по использованию советской авиации,
и под его руководством были запланированы и осуществлены  -
важнейшие боевые операции.
Авианалёты по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване  -   
заслужили высокие оценки и симпатии,
а разгром авиабазы на Тайване(23.2.1938-го) вызвал у японцев  -   
сильнейший шок и острую фрустрацию,
т.к. уничтожение 50-ти самолётов и трёхлетнего запаса топлива  -
причинило серьёзнейшую дезорганизацию.
В результате этого налёта база была временно выведена из строя
и стала непригодной на полёты,
а поэтому в течение целого месяца  -   
оттуда не взлетали самолёты.
Военное командование оценило по достоинству  -
вклад П.В.Рычагова в боевую обстановку,
и 18.3.1938-го он был награждён орденом Красного Знамени -   
за проявленную стратегическую сноровку.

В апреле 1938-го он был отозван из Китая домой
и недолго дожидался следующей награды:
14.4.1938-го ему, минуя чин полковника,
было присвоено звание комбрига (командира бригады).
Следует отметить также,
что, ещё накануне своего отзЫва,   
его в декабре 1937-го   -
избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созЫва.


                стр. 4


А далее, получив новое назначение*,
он был отправлен на Дальний Восток, и, без углубления в подробности,
наш герой в боях у озера Хасан (летом 1938-го) -
вновь раскрыл свои выдающиеся способности.
И вот за эти-то боевые качества,
порождённые в огне и пламени,
он в октябре 1938-го был награждён    -   
вторым орденом Красного Знамени.
Следует отметить также,  что в знак восторга  - 
от доблестного представителя высшего пилотажа,
Сталин предложил (ещё перед его отъездом) принять его в партию  -   
без прохождения кандидатского стажа.

В сентябре 1938-го был назначен на новую должность**, 
и  в ней отличился  на диво,
а за свои достижения он 9.2.1939-го -   
был произведён в звание комдива***.
В течение части 1939-го находился на этой должности   -   
пока не дошёл до нового горизонта,
и был продвинут на должность командующего ВВС -   
Девятой армии Северо-Западного фронта.


  * с мая 1938-го был назначен командующим ВВС Приморской группы Дальневосточного
    фронта, в состав которой входили три авиабригады (48-ая штурмовая, 69-ая
    истребительная и 25-тая скоростная бомбардировочная), несколько отдельных
    разведывательных эскадрилий, а также около 10-ти отдельных отрядов и звеньев.
 ** командующий ВВС Первой Отдельной Краснознамённой  армии
*** комдив  -  командир дивизии

                стр. 5


На этом посту он (в ноябре 1939-го - марте 1940-го)
принял участие в советско-финской кампании,
и произведение в комкоры* (11.4.1940), а также третий орден Красного Знамен (21.5.1940)  -      
свидетельствовали о славе и признании.

4.6.1940-го нашему Герою было присвоено звание генерал-лейтенанта,
и на него продолжали сыпаться горохом  -  новые номинации,
а через две  промежуточные стадии** он в феврале 1941-го был назначен   - 
и заместителем наркома обороны СССР по авиации***.
Ему было всего лишь под 29, и природа  -   
наградила его щедро и богато,
но будущее показало, что столь высокое назначение  - 
пришло к нему рановато.

                Конец первой части

       (продолжение следует в http://stihi.ru/2021/01/03/3242)

 
  * комкор - командир корпуса
 ** в августе 1940-го он был назначен начальником Главного управления ВВС РККА, а
    в декабре 1940-го - членом Главного   военного совета РККА.
*** фактически главнокомандующий авиации Советского Союза


                ИосЭф МеерОвич (Израиль)

               
                стр. 6

      



               


Рецензии
ИосЭф, добрый вечер. Замечательный рассказ об этом лётчике. Конечно, Сталин перестрелял почти всех камандиров.Отсюда и продвижение. В итоге и его угробили. Сталин любил перекладывать вину на других. Удобно было. Да и другие камандиры были рады свалить вину.Был к сажелению не осторожен. А ведь сколько Сталин погубил ,а ведь шла война.Не посмотрел на заслуги и таланты.Жестокий тиран. Добра.Здоровья.С уважением.

Игорь Фёдоров 3   18.03.2024 19:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Игорь! Рад, что Вам понравилось моё посвящение великому лётчику. И Вы абсолютно правы: те времена были ужасные. А что касается продвижения по службе именно моего Героя: тут я согласен с Вами лишь частично. До своей последней должности - он продвинулся благодаря необыкновенному лётному таланту, а вот на высшую должность в авиации - он действительно был назначен слишком рано, т.е. без необходимого административного опыта и поэтому не справился со своими обязанностями и был вполне обоснованно снят с этой должности. Вместе с тем ничего не оправдывало его смертной казни. Она принесла лишь огромный вред военно-воздушным силам (ВВС). С подлинной благодарностью за прочтение, отзыв и оценку, а также с ответным уважением, ИосЭф.

Иосэф Меерович   18.03.2024 22:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.