Древние тюрки - рыцари степей

                Духи предков гораздо ближе к нам, нежели мы можем думать.
                Я всего лишь незначительная, молчаливая тень, в сравнении
                с моими героическими предшественниками.

         
Жили мои пращуры на степных просторах.
Этот край отважным воинам был когда-то домом.
Юрты были им милы, кони беговые,
Дым кочевий, табуны, битвы удалые.

Когда жили дружно – враг, был для них забавой.
Выставив леса из пик, в бой неслись кровавый.
Из Китая шёлк везли, в соболях ходили.
Ели мясо, запивая кумысом кобыльим.

Солнце улыбалось им на холмах и реках.
На коне встречали день, провожали вечер.
Ханов почитали все, старцев уважали.
Богом был для них поэт, да степные маги.

Но, народ тот, подстрекал заговор имперский.
Брат на брата поднял меч, яростный и дерзкий.
Чужеземные полки ворвалися в степи.
Там в пожарищах легли старики и дети.

И о тех годах печали, в назиданье людям,
На камнях степной мудрец нацарапал руны.
У могил он слёзы лил о героях мёртвых.
Струны кобыза* он рвал от досады горькой.

Стрелы сгинули давно, в прах истлели пики.
Ветер времени унёс воинов древних лики.
Мы забрались в города, нравы поменялись.
Нам остались только сны – да без пользы – старость.

Оскудела наша цель, измельчали думы.
Наш рунический язык – стал для нас Талмудом*
Щедро залиты опять Солнцем наши степи.
В городах теперь грустят ваши вольны дети.

         
27.10.09. Караганда


Примечания:  В Интернете достаточно информации о древних тюрках и Тюркском Каганате. Расскажу от себя, только то, что знаю.
      Своим общим предком тюрки считают легендарного царевича Ашину-шэни, который еще ребенком, чудесным образом выжил посреди тотального истребления его племени главными врагами тюрок – жужанями. По легенде, мальчика спасла волчица, укрыла его в пещере и вскормила. Возмужав, принц Ашина вышел из пещеры и его род впоследствии увеличился до 500 кибиток. В благодарность о чудесном спасении, тюрки впоследствии поклонялись образу волка и вышивали изображение волчьей головы золотыми нитями на боевых знаменах.
      Принц Ашина и его родственники, долгое время были в вассальном подчинении жужаньскому кагану и выплавляли для его войска железо. Железные мечи, пики, алебарды и панцирные латы были в широком употреблении в те далекие времена неисчислимых войн и межплеменных столкновений. Это, что касается легенды. Теперь к фактам.
      На историческую арену тюрки вышли в середине 6-го века.н.э. Приблизительно в 551-552 гг. они провозглашают о создании 1-го Тюркского Каганата (552-603), -мощного военно-кочевого государства в степях Центральной Азии.
      У истоков первого Каганата стояли доблестные вожди каганы: Бумын провозглашенный в 551 году «ильханом» - правителем всех народов, а также его младший брат – каган Истеми. Бумын каган заключил союз с китайским царством Западная Вэй (535-556), что было огромным политическим достижением. Однако, Бумын каган рано отошел в мир иной, и его дело продолжил его сын Кара Иссык хан, который в первую очередь нанес ряд поражений войскам Жужаньского Каганата. Кара Иссык хан также рано умирает, при загадочных обстоятельствах...
      На степной трон восходит тогда, его брат Мукан каган – решительный и жестокий воин. В 553 году Мукан нанес сокрушительное поражение войскам Жужаньского Каганата и положил решительный конец рабству тюрков от жужан. В 554 году Мукан каган и его дядя Истеми каган, возглавили конные войска тюрок в их Западном походе. В ходе этого похода были разгромлены и подчинены многие племена: это усуни, уары, хиониты и многие другие. За короткий срок с 554 по 558 гг. тюрки создали огромную кочевую империю простиравшуюся в лучшие свои годы от Крыма и Причерноморья до Кореи и Хинганских гор.
      В период с 561 по 567 год тюркская конная кавалерия, закованная с головы до ног в панцирные латы - сражалась с армиями Ирана, племенами Средней Азии и в первую очередь, с племенем эфталитов. К территории Тюркского Каганата тогда были присоединены Бухара, Согдийская область, Тохаристан – это бывшая сфера влияния Сасанидского Ирана. Таким образом, после всех этих событий тюрки стали контролировать значительную часть Великого Шелкового пути.
      Затем, тюрки стали искать сближения и военно-политического союза с Византией против Ирана – в 568 году Истеми каган отправляет посольство во главе с купцом Маниахом в Константинополь. В результате этого посольства и переговоров с византийским императором Юстином II, тюрки заключают торговое соглашение и военный союз с Византией против Ирана. После этого события Иран обязывался выплачивать Каганату дань, в размере 40 тыс. золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.
      Влияние Тюркского Каганата на международную обстановку в Азии в те времена было очень сильным. Но, не буду слишком углубляться во все эти прошедшие события и в перипетии исторического процесса. Конечно, успехи в политике шли рука об руку с развитием военного искусства в степи. Ударной силой тюркского войска была тяжеловооруженная конница. Кавалеристы, или как их еще называли («бури» или «борилер» – в переводе с казахского – "волки"), носили панцирные доспехи и были укрыты ими с головы до ног. В бою, предпочтения отдавались: короткой пике, алебарде-секире на китайский манер, железной булатной сабле, мечу, окованной палице, короткому кинжалу для добивания, а уж в мастерстве и меткости в  стрельбе из пластинчато-рогового лука тюрки намного превосходили воинов Арабского халифата.
      Тюрки отдавали наибольшее предпочтение бою в открытой местности, в степи, на равнине, где можно было применять всевозможные маневры: ложное отступление, внезапные и стремительные удары с флангов – там, в степи тюрки были непобедимы. Кочевники не жаловали очень долгих и утомительных осад городов и крепостей, да и не было у них на это времени. Нужно было возвращаться в родные края, заниматься домом, делами стойбища, семьей, выгоном и откормом скота, водопоями и пастбищами, которые были строго и территориально разделены по родовому признаку. Нарушать территорию родового пастбища было строго запрещено в кочевом обществе – под страхом смерти.
      До принятия ислама степи в 8–9 вв, – кочевники тюрки поклонялись Богу Тенгри – извечного синего Неба Отцу – единому Богу. Были также и женские божества – богиня семьи и плодородия Умай-Ана и божество Земли Жер-Су. Существовало также и божество смерти и подземного мира - это бог Эрлиг - хан. Также в доисламский период истории тюрки носили длинные волосы или заплетали их в косы.
      Отличительным признаком культуры тюрок было возведение каменных столбов – балбалов, в честь великих воинов, полководцев. В Тюркском Каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека. Высота отдельных балбалов достигала 2-3 метра в высоту и подчеркивала статус, авторитет и особую значимость усопшего.
      Тюрки активно вмешивались в дела императорского Китая, особенно в эпоху династии Тан (618-907). Первый император династии Тан полководец Ли Юань (будущий император Гаоцзу) – был наполовину тюркского происхождения. Личная гвардия Гаоцзу состояла из 2-х тыс. тюркских латников. В 620 году, в Чаньани - столице Танского Китая проживали 10 тыс. тюркских семей. Императоры Тан проводили лояльную политику по отношению к тюркам, дабы сблизиться со степной знатью. В империи Тан стало модным носить тюркскую одежду, есть тюркскую пищу, жить летом в юрте и даже знать тюркский язык. Великий китайский поэт танской эпохи Бо Цзюй-и (772-846) посвятил свое великолепное стихотворение "Голубая юрта" каркасно-переносному жилищу кочевников-тюрков.
      В 603 году, по причине обострения тяжелых социальных противоречий, междоусобных войн, подстрекательств со стороны внешних врагов 1-й Тюркский каганат распался на 2 части – Западно-Тюркский каганат (603-704) и Восточно-Тюркский каганаты (603-744). В своем поступательном историческом развитии, древние тюрки продолжили завоевательную политику своих не менее легендарных предшественников – азиатских Гуннов или Хунну, чьи кочевые армии под предводительством кагана Аттилы покорили всю Восточную Европу и доходили до крепостных стен Вечного города – Рима.
      В Эрмитаже хранятся глиняные статуэтки тюркских гвардейцев – конные и пешие, найденные при раскопках городища Туюк Мазар в 50-ти км от города Турфан в Восточном Туркестане, ныне это СУАР – Синьцзян-Уйгурский автономный район.
      Древние тюрки оставили потомкам памятники рунической письменности (руны – символическое письмо), их называют Орхоно-енисейскими руническими письменами. Эти памятники в виде высоких каменных стелл были найдены на территории Казахстана, Монголии, Тывы, Хакасии, Горном Алтае, в долинах рек Лены и Енисея и т.д. Всего обнаружено 150 текстов, и относятся они к 6-10-му векам. Наиболее известный памятник - это памятник Бильге кагану (ок. 685-734) и его соправителю отважному полководцу Кюль-Тегину, правившим в эпоху 2-го Восточно-Тюркского каганата. Автором рунических эпитафий в честь Бильге кагана и полководца Кюль-тегина был первый тюркский поэт, писатель и историк – старший сын Бильге кагана - Йоллыг тегин, правивший Восточно-тюркским каганатом (734-739) после смерти своего отца.
      Огромный вклад в изучение и дешифровку древнетюркских рунических памятников внесли ученые из разных стран: В.Томсен из Дании, который в 1893 г. создал уникальную систему дешифрования рунической письменности; русский ученый Н.М. Ядринцев который впервые обнаружил стеллу Бильге кагана в Монголии, в долине Кошо-Цайдам, на берегу реки Орхон в 1889 году; русский востоковед В.В. Радлов прочитавший текст Кошо-Цайдамской стеллы; а также казахстанские ученые А.С.Аманжолов – автор многочисленных трудов и монографий по истории древнетюркской, арабской письменности и латинской графики; Г. Айдаров – он занимался лингвистическим анализом древнетюркской рунической письменности и др.
      Было бы несправедливо не отметить, тот великий душевный труд и огромный духовный и культурно-этнографический вклад, который внес в изучение древней истории тюркских народов СССР – замечательный российский, советский историк, ученый-востоковед, писатель, блистательный и харизматичный рассказчик Л.Н.Гумилев (1912-1992) – сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Его интереснейшая и увлекательная книга "Древние тюрки" останется на века, настольной книгой для тех, кто хочет познакомиться с древней историей тюрков еще ближе.
      * Кобыз – древнейший смычковый музыкальный инструмент с 2-мя волосяными струнами. Сохранился по сей день у народов Поволжья, Сибири, Средней Азии, Закавказья.
      * Наш рунический язык – стал для нас Талмудом* - здесь иносказательно поведано том, что мы казахи, как и другие тюркские народы, давно позабыли свое руническое письмо и читать на нем все равно, что казаху прочесть Талмуд древних евреев и понять то, о чем в нем говорится.
      *  Талмуд – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.


Рецензии