На земле и под землёй

Люди часто отказываются от того, что не ихнее. Потому что не знают, что с этим делать.

Существует три вида подземных городов и поселений: убежища на момент нападения врага, подземные штольни для добычи полезных ископаемых и просто для жизни.

В данное время  во всех трёх никто не живёт. Разве только потому, что их оттуда выгнали?
Может быть.

Тогда куда делись, те, кто всегда жил в подземных городах государствах и от них остались  упоминания  в русских сказках? Птица Рух, подземные  солнце и небо из других источников – неужели это всё выдумки? Посмотрим.

Но отдельные города под землёй – одно, а Подземные города-государства, скрытые от человеческих глаз? Вполне вероятно, что где-то глубоко под землёй они продолжают тайно жить и существовать, не смотря ни на что. Но почему тайно? Потому разбой  и хищничество на поверхности Земли  до сих пор не поставлены в рамки  законов государств.

Вот и смотрим:

«Подземный город Наур (фр. Cit; souterraine de Naours) — подземный ансамбль, расположенный под городом Наур во Франции, провинция Пикардия. Одно из самых знаменитых подземных сооружений во Франции[1]. Является так называемым «мюшем» (Muche) — подземным убежищем, характерным для севера Франции, которые создавались для того чтобы пережидать нападения на поселения, для спасения жизней и имущества.

Ансамбль подземного города Наура был способен вмещать до 3 тысяч человек. Начало его сооружения относится к IX веку[2]. Использовался жителями Наура на протяжении многих столетий. Жители скрывались там иногда в течение продолжительного времени, захватив с собой припасы еды, имущество и даже домашний скот. Использовалась хитроумная система дымоходов, чтобы не открыть расположение убежища дымом от очагов.

Открытие подземного города состоялось в конце XIX века. Сеть подземных улиц, галерей и площадей достигала 2 километров и располагалась, в среднем, на глубине 33 метра, среди построек находилась и довольно большая церковь. Сооружение убежища велось вручную.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Подземный_город_Наур

ПОДЗЕМНЫЙ ДВОЙНИК НАУРА

Шел 1636 год, восемнадцатый год Тридцатилетней войны. Войска принца Томаса, главнокомандующего испанской армии, вторглись на равнину провинции Пикардия. Испанцы только что захватили Корби и сожгли монастырь — гордость этого города. По всей Пикардии поднимались тяжелые клубы дыма от горящих деревень.

Крестьяне провинции привыкли к бедствиям войны, если, конечно, такое можно назвать привычкой. Им просто не повезло. Так уж получалось, что их местность всегда лежала на пути завоевателей, откуда бы те ни приходили — то ли с близкого морского побережья — норманны, потом англичане, — то ли из соседних стран.

Испанские солдаты-наемники грабили и насильничали везде, куда им удавалось ворваться. Разбой сменялся кутежами, а кутежи разбоем. Лишь поселок под названием Наур, расположенный в пятнадцати километрах к северо-западу от Амьена, избежал печальной участи.

Дома, амбары и хлева здесь оказались... абсолютно пустыми. Жители исчезли, словно по колдовству. В хижинах, из труб которых продолжал виться дымок, испанцы находили на столах тарелки с еще горячей похлебкой, а в домах, где у владельцев имелись шпиндельные часы, пружины их продолжали раскручиваться и стрелки вращались, отмеряя быстролетящие мгновения.

Что случилось с жившими здесь за последние полчаса? Несколько солдат вскарабкались на высокий холм над поселком, увенчанный двумя ветряными мельницами. Напрасно. Нигде — ни на дороге, ни в полях — не видно никаких следов беженцев. Взбешенные наемники подожгли одну из мельниц и, суетливо крестясь, поспешили убраться из этого заклятого места.

Подданные его католического величества короля Испании не впервые столкнулись с подобной загадкой. Так повторялось каждый раз, когда чужеземные захватчики подступали к Науру. Поселок, спасающийся от разграбления, хранил свою тайну многие сотни лет. В старом пергаменте, хранящемся в аббатстве Корби и датированном 780 годом, можно прочитать: «Враги, вторгающиеся в поселок, никогда не находят в нем его обитателей. Можно подумать, что они, подобно муравьям, скрываются под землю».

Кто знает, возможно, тайна осталась бы неразгаданной и по сию пору, если бы в 1886 году епископ Амьенский не назначил в Наур нового кюре — аббата Даникура. Даникур, археолог-любитель, понимал свою пастырскую миссию по-своему. Разумеется, в первую очередь он должен был спасать души паствы, но во-вторых — и здесь никто не смел ему перечить, — аббат полагал, что обязан извлекать из земель своего прихода все археологические ценности, какие только можно было найти.

А потому его часто видели на полях с мотыгой в руках. Деревенские парни не раз помогали пастырю в раскопках, и вот результат: остатки галло-римских зданий впервые увидели свет солнца спустя 1500 лет. За ними последовали готический свод, щипцовая стена романской эпохи... Однажды вечером, просматривая в тиши своей обители старый труд по географии, Даникур с удивлением узнал о существовании в общине подземелий. Текст не сообщал никаких подробностей, и можно вообразить себе нетерпение аббата, проведшего бессонную ночь и спешащего закончить утреннюю мессу, чтобы приступить к поискам. Первым делом он опросил жителей. Старики с каким-то страхом стали вспоминать о каменоломнях, давным-давно заброшенных и забытых. Входы в подземелья были засыпаны, но старожилы все же смогли приблизительно указать их расположение.

Упоминание о каменоломнях вызвало у аббата глубокое удивление: ведь в Науре камень никогда не добывали. Однако несомненно и другое — воспоминания поселян должны были на чем-то основываться, поэтому в ближайшее же воскресенье Даникур обратился к жителям Наура с просьбой о помощи. Почти двадцать лет — до 1906 года — шли добровольные раскопки. Особенно усердствовала молодежь прихода, посвящая весь свой досуг лопате и кирке.

И наконец... обнаружилось одно из крупнейших во Франции подземных убежищ — целая сеть улиц, галерей и площадей общей протяженностью до двух километров. Тайна была открыта — именно здесь обитатели Наура в древности укрывались от преследований завоевателей. Поселку на поверхности земли соответствовал подземный городок, своего рода «суб-Наур». Он был достаточно велик, чтобы укрыть всех жителей, дать им приют на несколько дней, недель, а то и месяцев, вмещал запасы зерна и даже стада!

Убежище находилось под холмом в среднем на глубине 33 метров.

Грунт третичной формации состоит здесь из горизонтальных слоев известняка с прослойками черного камня. Подобное расположение очень выгодно — кремень обеспечивает прочность сводов и одновременно определяет высоту помещений: в большинстве случаев галереи достигают в высоту 1 метра 90 сантиметров.

Подземелье было высечено вручную. Строителям пришлось извлечь на поверхность около 30 000 кубических метров скального грунта: камень, добытый из холма, шел в свое время на возведение построек, строительство дымовых труб, цоколей домов. Но это являлось, так сказать, побочной целью. В основном подземелье создавалось с самого начала как убежище от врагов.

В нем насчитывается 28 галерей-улиц, ширина их колеблется между полутора и двумя метрами. По сторонам открываются более или менее обширные помещения, служившие жилищами отдельных семей. При входе в них хорошо заметны пазы — следы несохранившихся дверных коробок; видны также углубления для шарниров и задвижек. Ниши в стенах, где когда-то горели масляные светильники, еще хранят в верхней части слои копоти.

Главная галерея, проходящая с востока на запад, пересекает все другие. Некогда она начиналась и заканчивалась выходами наружу. Прочие улицы, идущие с севера на юг, имели, в свою очередь, выходы у подножия холма, так что попасть в убежище или покинуть его для жителей Наура труда не представляло. Но все эти «городские ворота» были надежно защищены почти непроходимыми зарослями кустарника, ориентироваться в которых могли только местные жители. Пытались ли враги проникнуть в убежище? В хрониках не сохранилось никаких упоминаний о резне или убийствах. Ибо мало было проникнуть внутрь, требовалось еще найти путь в непроглядном лабиринте галерей, да еще к тому же в определенных местах дорогу преграждали прочные двустворчатые деревянные двери.

Улицы были маркированы знаками, позволявшими пещерным обитателям уверенно передвигаться под землей. Но эти знаки — звезды, солнце, стрелы, арбалеты — оставались загадкой для чужаков. В некоторых местах галереи расширялись и образовывали площади, на которых имели обыкновение собираться жители. Здесь узнавали новости из внешнего мира, принесенные каким-нибудь отважным мальчуганом, здесь люди беседовали друг с другом, избегая путем общения психологических опасностей заточения. Площади эти теперь расчищены, и каждая имеет свое название: Зал Собора, Зал Собраний, Площадь Предков, Ротонда... Высота их значительна. Для того чтобы раскопать Ротонду которая к моменту открытия оказалась совершенно засыпанной, потребовалось около четырех лет. На поверхность извлекли четыре тысячи кубических метров щебня и камня. Результаты поразительны: окружность этой площади-пещеры — 60 метров, а высота — более двадцати пяти. Фактически аббату Даникуру не удалось достичь даже каменного пола подземелья, а после него никто уже этим не занимался.

В потолке Ротонды зияет огромная трещина: в давние времена здесь на полметра осел грунт. Владельцы соседних ферм как раз и засыпали эту впадину впоследствии, но страх, охвативший их при виде «провалившейся» горы, глубоко укоренился в сердцах поселян, суеверная боязнь, что гора снова может провалиться, жила в поколениях, и, несомненно, именно это чувство вызвало ту первоначальную сдержанность, с которой жители встретили расспросы аббата о существовании подземелья.

Как уже говорилось, вынужденное пребывание жителей Наура под землей бывало иногда очень продолжительным. Об этом свидетельствуют не только легенды, но и многочисленные находки. В поселке, укрывшемся под землей, имелись свое судилище и даже тюрьма, в которой заключенные могли пребывать только в сидячем положении. Существовала и церковь, хорошо сохранившаяся до сих пор, где могло разместиться до 400 человек. Каким же образом обогревались беглецы, как они готовили пищу? Отопление было излишне: здесь, под землей, естественная температура в любую пору года держалась на одной точке + 9,5° С. Люди прошлого, по-видимому, находили ее достаточной, и сам Даникур, более закаленный, чем обитатели современных квартир, отзывается о климате в подземельях как об «очень теплом». Пищу готовили коллективно — в шести обособленных кухнях, снабженных вытяжными каналами диаметром более метра. Глубина этих вертикальных каналов-колодцев колеблется от 25 до 33 метров, и сами по себе они представляют поразительное творение. В основании их по сей день можно видеть выемки для вертелов, на которых подземные обитатели жарили себе мясо. Выходивший дым скрывался на вершине холма в чаще густых кустарников и деревьев.

Впрочем, эти предохранительные меры показались недостаточными, и вот хитроумные пикарийцы (вспомним предприимчивого Планше, слугу д'Артаньяна!) нашли иное средство избавляться от дыма, не вызывая подозрения у нежелательных наблюдателей.

Проще всего было заставить дым выходить там, где ему и положено, то есть из труб жилых домов. Поэтому два колодца подключили к очагу домика мельника, стоявшего рядом с мельницами на вершине холма. Верхнюю часть остальных четырех колодцев перекрыли каменными сводами на глубине около восьми метров от уровня земли, затем соединили их горизонтальным каналом. Дым продолжал выходить среди деревьев, но горизонтальный дымоход в какой-то степени очищал его от взвешенных частичек угля, оседавших в виде сажи на стенках и потолке канала, поэтому следы подземной кухонной деятельности стали еще менее заметными. Проведенные лабораторные анализы сажи дали точные данные о продолжительности службы дымовых колодцев-каналов, которые никто никогда не чистил.

В подземном убежище жизнь тихо и незаметно (можно было бы сказать, даже «уютно», если слово «уют» применимо к подобным обстоятельствам) шла своим чередом. На каменном полу мало-помалу накапливались слои почвы, приносимой деревянными башмаками крестьян, копытами лошадей и коров. Все это уплотнялось, слеживалось, складывалось в пласты, напоминавшие археологу Даникуру листы древней летописи. Повседневные предметы быта — потерянные, забытые или выброшенные — возникали под руками аббата в обратном хронологическом порядке. Если та или иная ветхая вещь, извлеченная из забытья, не давала ответа на вопрос о времени ее происхождения, то здесь на помощь приходили монеты, скрывавшиеся в разных слоях почвы. Иногда монеты оказываются спрятанными — одна из галерей подземного поселка даже получила название галереи Клада. Здесь в 1905 году бригада добровольцев из Наура натолкнулась на тайник, в котором хранилось двадцать золотых монет разных эпох.

Итак, жители уходили под землю вместе с домашними животными. Пути их передвижения легко обнаружить. Вдоль галерей, в которых помещался скот, известняковые стенки на высоте, равной росту барана, вытерты до глянца, словно здесь работали опытные шлифовальщики. В камне вырублены кормушки, края их закруглены и отполированы бесконечными прикасаниями морд животных. Заметны выемки, в которые входили жерди примитивных стойл.

Галереи некогда были соединены пандусами для свободного прохода скота. Темной ночью животных выводили на водопой к речке Наурд, протекавшей у подножия холма: здесь они утоляли жажду, будучи надежно укрыты мраком и тенями деревьев и кустов.

В одной из галерей случайно была сделана находка, представляющая огромный интерес для ученых: большой глиняный сосуд, полный зерна, — остаток запасов, хранившихся в подземелье в давно прошедшие времена. Специалисты установили, что зернам этим не менее 200 лет. Даникур, которому их сохранность показалась удовлетворительной, посадил в 1902 году семена в плодородную почву и собрал 90 колосьев. На следующий год он повторил опыт, число колосьев возросло, но качество зерна не изменилось. Оно выглядело «тощим, хилым и коричневато-серым, как рожь», — короче говоря, это было зерно былых веков, столь отличное от современных сортов пшеницы, но тем не менее оно тысячелетиями успешно кормило человека.

Проанализировав огромное количество находок, обнаруженных как на полу, так и на стенах «суб-Наура», Даникур смог установить точную историю подземелья. Он насчитал десять периодов пребывания в нем человека, начиная от вторжения норманнов около 850 года, до царствования Людовика XIV, когда в 1709 году в Пикардии побывали английские войска. Впрочем, и впоследствии подземелье не было забыто. Контрабандисты использовали его для хранения соли, приобретенной ими за границей без оплаты «га-бели» — соляной пошлины. В годы Великой французской революции холода загоняли сюда местных прядильщиц и вязальщиц. Света лучины или свечи, отражавшегося от белых сводов и стен подземелья, худо-бедно хватало на всех работниц...

Что заставило людей покинуть подземный поселок? В 1822 году сорвавшимся камнем был убит молодой парень. Некоторое время спустя подобный же трагический случай стоил жизни двум другим. И жителей Наура охватил страх перед древним убежищем. Соляные делишки, работы и посиделки прекратились. Попытались было превратить подземелье в каменоломню, но известняк оказался низкого качества и легко трескался от мороза. Входы засыпали, и примерно около 1830 года последний человек покинул подземелье. Как писал Даникур, в нем «воцарилось молчанье смерти»...

Н. Новиков
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1653/

Недавно открытый подземный город в Турции

Буквально до последнего времени именно Диренкую был самой масштабной находкой среди подобных пещерных поселений на территории державы. Но совсем недавно произошло еще одно уникальное открытие. Так, в 2013 году в Каппадокии, недалеко от замка Невшехир совершенно случайно во время сноса старого строения строители наткнулись на странные подземные входы под землю, ведущие в целый комплекс туннелей. В результате строительные работы были остановлены, а на место раскопок вызвали экспертов и археологов. Как оказалось, внутри пещер есть всё необходимое для выживания: водные шахты, церкви, винодельни, кухни, гардеробные, системы вентиляционных каналов, прессы для выжимки льняного масла, которое использовалось, как топливо для осветительных фонарей. Схожесть с Деринкую есть: это наличие часовни, складские помещения для хранения зерновых культур, хлева для скота, спальные комнаты и множество лестниц и переходов. Согласно оценкам геофизиков, площадь комплекса может занимать около 46 гектаров, а глубина всех уровней пещерного поселения приблизительно составляет около 100 метров. До сих пор большая часть помещений не была раскопана и исследована.

Существует мнение некоторых исследователей, которые утверждают, что ни один из существовавших в те времена народов не мог построить так быстро и с такой поразительной точностью такие подземные сооружения. Самое большое доказательство их правоты состоит в том, что у жителей не было и быть не могло никаких измерительных приборов, а также технических средств, умений и навыков для возведения подобных конструкций.

Если Вы собираетесь посетить средиземноморскую Анталию, Аланию или другие курорты в качестве туриста, либо покупателя турецкой недвижимости, советуем обратить своё внимание на уникальные исторические достопримечательности этого и других регионов государства. Это не только расширит Ваш кругозор, но и покажет, насколько прекрасна, разнообразна и неповторима Турция.

Агентство Профит Реал Эстейт, больше новостей о Турции.


Вот и доказательства: жили себе, не тужили, и вдруг их разорили и заставили выйти на поверхность. Одна культура затоптала другую и это в порядке вещей.
А пока на поверхности жили русские, никто  никого не трогал. Из таких заметок из Интернета видно – кто именно топтал и уничтожал: испанцы, турки, греки, французы и другие нации, которые терпеть не могут, когда кто-то на «их земле» живёт не так, как они. Всех бы они переделывали, видоизменяли и смешивали в единую массу.

Теперь понятно, почему чудь белоглазая на Урале с приходом Белого царя «сама в гору ушла и сама себя там сожгла». Что это был за белый царь – не указывает никто,  сразу приписывают русскому царю.

Но теперь, когда все пришлые народы стёрли  нас русских в точку и почти уничтожили нашу идентичность, вдруг все поняли, что даже в этом отношении к людям, могущим жить в темноте, у нас всегда было самое человеческое отношение.

Защита прав меньшинства стала привилегией. Квотирование. Агрессивное  меньшинство приходило в своих шатрах, шалашах, юртах и фигвамах  на чужие  земли и заставляло жить коренной народ по их правилам. Отсюда и понятие «россияне».

Политики спорят о потере русскими своей идентичности и каждый своими домыслами и словесными  установками  топчет русский народ. Потому что сами  нерусские.

Почему даже Соловьёв – самый трезвый человек на Земле – на  свои встречи не пригласил хотя бы один раз на квотированные 5-6 мест в передаче только одних русских? Да потому что сам на половину еврей. И он не хозяин этой передачи, а всего лишь ведущий. Не понравится им этот Соловьёв – пригласят другого «Соловьёва», лишь бы фамилия у него была русская.

Поэтому и только поэтому нет сегодня Русского Интернета.

Другие нации нас боятся. Потому что думают, что когда мы обнаружим все их исторические безобразия, поступим с ними так же, как они поступали с нами.

Вот почему мы сегодня должны доказывать всем и каждому, что мы не такие.

Но, тем не менее,  ДРЕВНИЙ БЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК оставил свои следы везде. И совсем скоро мы узнаем, кто был тем ужасным разорителем наших ПОДЗЕМНЫХ  РУССКИХ ТЕРМИТНИКОВ.

И почему до сих пор сохранилось такое понятие, как РУССКАЯ ЗЕМЛЯНКА.

Кубер-Педи, Австралия

«В 2019 году британская газета The Telegraph назвала Кубер-Педи — крупнейшее на земле месторождение опалов — самым странным городом в мире. Поселение старателей было основано в 1920-е годы, и его название дословно переводится с языка аборигенов как «подземная нора белого человека». Причинами, по которым жилища выстроили под землей, стали суровый жаркий климат Южной Австралии и желание укрыться от нападений местных диких собак динго. Шахты и разработки в подземном городе соседствуют с домами, ресторанами, кафе, магазинами, церквями и другими атрибутами обычной городской жизни, включая кладбище. В этом регионе почти нет растительности даже на поверхности земли, поэтому деревья в Кубер-Педи сварены из обрезков железа».

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5e274fbb9a7947ac96dd4997

А вот это сообщение будет интересно нашим олигархам и миллиардерам, которые любят доказывать, что они русские. А тут и доказывать ничего не надо: купить и устроить в том ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ  Музей Острова Буяна. С чего-то же надо начинать Русь Матушку восстанавливать!  Ведь всем давно известно, что это британцы стёрли с лица земли цивилизацию Русского острова, на котором по описанию Пушкина было: «ВСЕ НА ОСТРОВЕ БОГАТЫ, ИЗОБ НЕТ, ОДНИ ПАЛАТЫ». А теперь периодически  лицемерно в случае чего разорители рода русского прячутся от нас:

Берлингтон, Великобритания

«Подземный комплекс Берлингтон в графстве Уилшир называют городом холодной войны. Его возвели в 1950-х годах как убежище для британского правительства и 4 тыс. ключевых государственных служащих на случай нападения Советского Союза. Попасть в укрытие могли только сотрудники — брать с собой семьи запрещалось. А еще до сих пор неизвестно, имела ли право на убежище королевская семья. Подземный город занимает 95 кв. км — там расположены госпитали, железнодорожная станция, паб и точка вещания BBC, откуда британский премьер мог обратиться к нации после ядерной атаки СССР. В бункере возможно было прожить 90 дней, не выходя на поверхность. Город холодной войны существовал в режиме готовности к атаке до 1991 года — момента официального прекращения ядерного противостояния. Информация о существовании Берлингтона была раскрыта в 2004 году, в специальном сообщении Министерства обороны Великобритании. Правительство страны до сих пор пытается продать ставший ненужным бункер либо найти ему коммерческое применение».

Подробнее на РБК:
https://realty.rbc.ru/news/5e274fbb9a7947ac96dd4997

КАК ИЗВЕСТНО – ЛЮБОЙ СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОМА НАЧИНАЕТСЯ С ФУНДАМЕНТОМ. Так пусть и будет это подземелье куском для будущего фундамента нашего Русского Дома. Ведь ДОМ – понятие очень объёмное.

Значение слова ДОМ в Словаре Даля

«ДОМ м. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; южн. хата; княжеский и вообще большой, вельможеский, палаты, дворец; помещичий, в деревне, усадьба; маленький и плохонький, хижина, лачуга; врытый в землю, землянка. Умалит. домец, домик, домок, домочек; домишка, домишечка; увелич. домина, домища. Держать дом, вести дом, хозяйство, распорядок. Открытый дом, хлебосольный. Если к дому, где больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. У кого дом горит, того в жилой дом не пускать, тверск. Ни у одного вора нет каменного дома. Дом хорош, да хозяин негож. Хорош домами (город), да плохи головами. Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушел? вода, рыба, невод. Три кола вбито, бороной накрыто, и то дом. || Семейство, семья, хозяева с домочадцами; || род, поколенье, говоря о владетельных или высоких особах. Весь дом выбежал на улицу. Дом этот княжит уже три века. Просим к нам всем домком, опричь хором. Дон, Дон, а лучше дом! И тесен дом, да просторен он. В гостях хороша девка. а дома лучше того. Будь, как у себя дома. Богатому везде дом. Полон дом, полон и рот. Мало тому, у кого много всего в дому. Дом невелик, да лежать не велит. Домом жить, обо всем тужить. Дом яма, никогда не наполнишь. Домом жить, не разиня рот ходить. Дом вести, не лапти плести (не задом трясти, не плясать). Свой дом не чужой: из него не уйдешь. Скопила хозяйка домок — не надобен и замок, нечего запирать. Бегает от дому, будто черт от грому. Дома и солома съедома. Что в поле ни родится, все в доме пригодится. Каков Дема, таково у него и дома (и в доме). Каково кому на дому (У всякого в дому) не ведомо никому. Каково на дому, таково и самому. Червь дерево тлить, а злая жена дом изводит. Худу быть, кто не умеет домом жить. Чужим умом не скопить дом. Кто умеет домом жить, тот не ходит ворожить. В людях — радуйся, царице, а дома — не рыдай мене, мати! Сидеть одному, когда нет никого в дому. Дома сидеть, ничего не висидеть. Хлеб дома, а оброк на стороне. Дом господский, а обиход сиротский, бедный. Зачем в люди по печаль, когда дома плачут? Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому! Лучше пребывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных. Дома как хочу, а в людях, как велят. Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница, о раскольниках. Дом дому (хозяин хозяину) не указ. Всякий дом потолком крыть, не выноси сора. Всякий дом хозяином держится. Весь дом вверх дном. Твой дом, твои и гости (твоя и воля). Здесь не сижу, дома не хочу, понеси меня к нам, причуды. Сказал бы и еще сказку (пословицу), да дома забыл. Как ни валять, а дома не бывать (не ночевать)! Сгори мой дом, клятва. Так завирается, что дома не ночует, т. е. не выпутается. Жил на дому, а очутился на Дону, в бегах. Дурак дом строит (о горожанах): под постой возьмут! || Костр. твер. дом говорят вместо домовище, домовина, гроб. Дома нареч. у себя, в своем жилье, не в гостях, не в людях. Один все сидит дома, другой дома не живет. В гостях хорошо, а дома лучше. Поп Васька дома? — "А кто тут?" — Я, Василий Иваныч! дразнят чуваш. У нас дома нездорово. Дома не в гостях: посидев не уйдешь. В людях ангел, а дома черт. По дураки (дураков), не за море ездить, и дома есть, в своей земле на родине. Нет дома муки, так попроси у Луки. Много в людях, да дома нет, добра. Что дома есть, за тем к соседу не ходить. На стороне добывай, а дому не покидай. Домой нареч. домовь стар. и сев. домом арх. домойка смол. в свой дом или в свое жилье, туда, где живешь, откуда родом. Тяжело понес, и домой не донес. Тяжело понесешь, домой не донесешь. Кабы тебе все это на себе домой нести! что наврал. Идти лучше домой, не дождовшись побой (побоев). Пора домой, не дождаться б побой. Поедим, попьем и домой пойдем. Ступай домой, и Бог с тобой! Домовый, к дому относящийся или к нему принадлежащий. Домовая контора, управляющая домом. Домовая крыша. Иногда говорят домовой: солдат пошел в домовой отпуск. Домовой м. домовик, дедушка, постен, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая половина олон., суседко, батанушка; дух-хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и пр. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Есть домовой сараешник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихйные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопаст) в водяного; но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым, сатаной. Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Купил дом и с домовыми. Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь. На Иоанна Лествичника домовой бесится, 30 марта. На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке, 28 января. Увидать домового, к беде, к смерти. Домовой стучит, возится. Его домовой душит. || Домовик, вологодск. влазень, привал, приемыш к дочери, призяченный. Домовая сущ. ж. стряпуха, хозяйка у печи и стола в крестьянском доме. Домовный, домозний, домашний, относящийся, принадлежащий к дому или к семейству в различных значениях. Домовные люди, домовладельцы, противоположно бездомный, бездомки. Домовний обиход, хозяйственный. Домашнее пиво, корчажное, дома сваренное. Домашнее платье, буднишнее, обиходное. С домашней думой в люди не ходят. Домашний человек, свой, близкий, живущий в доме или часто запросто бывающий. Домашние дела, о государстве, дела внутреннего управленья; о семье, хозяйственные или семейные. Домашние ваши, в виде сущ. односемьяне, чада с домочадцы. Сын да дочь домашние гости, свои. Сын домашний гость, а дочь в люди пойдет. Домашняя копейка рубля бережет, о непокупном припасе. Домашнего (своего) вора не убережешься. Домашние мысли в дорогу не годятся. Вам дорожним, а нам домашним, нужно. Домовитый человек, зажиточный и хороший хозяин. Домовитый больше продает, чем купит, чем покупает. Домовитость, зажиточность, полное хозяйство, достаток. || В твер. Домовитые, почетное прозванье жениховых родителей. Домовитка, скопидомка, добрая и заботливая хозяйка. Домилище, ср. стар. жилье, жилище, жительство, квартира, помещенье. Домовина ж. домовище ср. домовье пск. гроб, особ. однодеревый, долбленый, какой любят крестьяне в новг. вологодск. костр. и пр. Дома нет, а домовище будет. Кто домовины не видывал, тому и корыто за диво. На чужбинке, словно в домовинке. Дом строй, а домовину ладь, т. е. помни. Возьми себе на домовину! говорят вору или обидчику. || Домовище, встарь, также стан, притон, всякое жилье кроме собственного дома, напр. землянки в осадных работах, бараки, блиндажи и пр. || Домовище, арх. опасный омут, притон водяного. || Домовин м. домовины мн. домочадцы, семья, прислуга. Домовинов нет, так есть домовой. Домовинный, к домовине, гробу относящийся. Домовник м. домовница ж. стар. домовик смол. пск. владелец, хозяин дома; ныне иногда управляющий домом. Домовник м. домовница ж. домосед, не выходящий из дому; кто остается в доме с ребятишками, для присмотра в страду, когда все уходят на работу. Батюшка в пир, матушка в пир, и я, озорник, дома не домовник! Домовка кур. домашний скарб, хозяйство. Домаха, домашка, ж. домовня пск. домоседка, домовница, добрая хозяйка. || Новг. засидевшаяся дома девка. Домашество ср. домашность, домовщина ж. домашний обиход, хозяйство и все домашние принадлежности. Домашество водить, не стряхня рукава ходить. По домашности все пригодится. Она всей домовщиной заправляет. Домашник м. перм. домашнее платье, сарафан, будничник. Домашничать, домовничать, быть домовником или домовницею, домахою; сидеть дома, заниматься домашним обиходом, хозяйством. Домашничанье, домовничанье ср. домашние занятия, хозяйничанье. Домовать на дому — закладать жену, т. е. жена порукой в хозяйстве. Домовать на Дону — закладать жену, коли должать на чужбине. Ни дом домить, ни семью кормить, одинокому. Домиться, селиться, обзаводиться домом, хозяйством. Домоблюститель, домоблюстительница, смотритель, управитель, домохранитель, домострой; дворецкий. Домоблюстительство ср. смотрение за домом. Домовладыка об. глава дома или семейства, большак. Домовладелец м. домовладелица ж. хозяин дома, домохозяин и домодержец. Домоводство ср. домохозяйство, домостройство, домашний обиход. Домовод м. домоводка ж. хозяин, домострой. Домоводный, к домоводству относящийся. Домодержец м. домодержица ж. домохозяин, домовладелец. Домоделковый, домоделочный, домодельный, своей, домашней работы. Домодельщина, то же. (Наумов). Доможил м. живущий в доме, нанимающий дом; или живущий хорошим домом, составляющий дом. Это наш доможил. || Астрх. домовой. Доможирец м. доможира об. домочадец. Домозаводство ср. домостройство, домохозяйство. Домоздание, домоздательство ср. постройка, возведение дома. Домоздатель м. кто рубит избы, кладет дома; плотник, каменщик и пр. Домоправительство ср. домоблюстительство, управленье домом; домоправительный, к этому относящийся. Домоправитель м. домоправительница ж. управляющий домом, делами, либо хозяйством. Доморачительство ср. забота о порядочном хозяйстве. Доморачительный, старательный по домашнему обиходу. Доморачитель м. доморачительница ж. заботливый по домоводству. Домородная челядь, дворовые люди, в доме рожденные и выросшие. Доморощенный, б. ч. о животных, выращенный, выкормленный в дому. Доморосток м. доморощенка об. доморощенное животное. Домостарица, приживалка, подруга и начетчица, для домашнего, келейного быта, б. ч. у раскольников. Домостроительство ср. домостройство, домохозяйство, домовний обиход, наблюденье за порядком в дому. Жене краса, домостройство. Не наряд жену красит, домостройство. Домостроительный, домостройный к домостройству относящийся. Домостроитель м. домостроительница, домострой, домостройка, хороший хозяин; приставленный к домостройству, управитель, дворецкий, эконом. || Домострой, письменное наставление домохозяину, дворецкому; рукописи под заглавием домостроя ходят в народе. Домосед м., домоседка ж. охотник сидеть дома. Вор воробей домосед, а люди не хвалят. Домоседный, домосидный, к домоседству относящийся. Домоседные, домосидные казаки, отслужившие срок полевой или внешней службы, обязанные только домашнею службою по войску; домосидчики. Домоседство ср. сиденье, занатия дома. Доброй жене домоседство не мука. Домоседничать сидеть дома, не выходя в люди. Быть на домоседстве или на домосидке, на домашней, домосидной службе. Домотканный, дома вытканный. Домотканина ж. ткань домашней работы, затрапезник, полосушка. Домоторка об. (торкаться) нищий, побирушка. Домоустройство, домохозяйство ср. домостройство, забота о добром порядке всего домашнего обихода: одежды, пищи, опрятности, покоя, удобства и пр. Домохозяин м., домохозяйка ж., домодержец, домовладелец, кому принадлежит дом; глава семье, большак, большуха, которые распоряжаются порядком в доме. Домочадец м. воспитанный в доме служитель; вообще вся прислуга. Просим покорно к нам с чады и домочадцы!

 Толковый словарь живого великорусского языка

Источник: https://gufo.me/dict/dal/

17.12.20 г.


Рецензии