Как я собирала репродукции живописи

С юных лет собирала репродукции живописи. Началось это вот как. В 4-ом классе мы уже ходили по кабинетам, перейдя из начальной школы в среднюю школу, но еще не старшеклассники. Учительница русского языка взяла бюллетень и нам велели перейти к замещающей в другой кабинет русского языка и литературы.

Двери кабинета распахнулись, ребята ввалились гурьбой. Я собиралась пройти к своему месту обычному - и вдруг увидела в конце класса что-то вроде огромного щита. На нем были прикреплены открытки. Картинки. Но не такие как новогодние открытки или другие к праздникам. И не просто картинки. Это было иное. Я сразу поняла. Я подошла, завороженная, ближе, и стала рассматривать неотрывно. Девушка в клетчатом платке. Дамы в ненаших одеяниях. Пейзажи не из наших мест явно. Другой мир. Приглядевшись, я стала разбирать надписи. Художник, название, Холст, масло, год. Третьяковская галерея. Эрмитаж. Русский музей.

Это была первая картинная галерея, которую я увидела. Уже скоро я узнала, что это нельзя называть картинами, а нужно - репродукциями с картин художников. И что есть такое увлечение:собирать репродукции. Я сразу увлеклась. Я покупала открытки живописи, они продавались. Нечасто и негусто, чаще я видела их в киосках и иногда на книжных развалах. Комплекты открыток, например" Импрессионисты и постимпрессионисты", "Французская живопись 19 века", "Барбизонская школа живописи". "Английская живопись", "Итальянские пейзажи в русской живописи" и т.д.
Но таких счастливых приобретений в моей коллекции было сравнительно мало. Я знала и об альбомах живописи, видела в книжных магазинах и в Букинисте, на книжном развале продаваемые владельцами, в списках издательств. Но даже не открывала их. Чего напрасно расстраиваться, все равно для меня это также недоступно, как и покупать картины на аукционах, даже малоизвестных художников. Но коллекционер живописи я была не менее страстный, а в отличие от иных, не рассматривала это увлечение как "инвестиции в предметы искусства", и даже не подозревала, что их покупают именно с такой целью, инвестировать. Для меня это была чистая страсть коллекционера. Я вырывала беззастенчиво репродукции из любых журналов и книг, где находила их, от большеформатной репродукции до крохотного ч/б изображения, если только под ним значилось например, Рубенс, Серов. Ван Гог. Или, например, Гейнсборо. Или Родченко. Кандинский. Соц.реализм. Скульптуры античности или современности, как скульптурные работы Веры Мухиной. Архитектурные шедевры. Собирала и абстрактную живопись, и поп-арт, и модерн, и классику, всё что попадалось.

Собирала я до окончания школы и после несколько лет. Потом мои интересы плавно стали перетекать в другие сферы. Коллекция моя рассыпалась и исчезла, частью утерянная, частью раздарила открытки — импрессионистов или итальянскую живопись, барбизонцев отдала ребятам, им нравились сюжеты и реалистичность, вот на абстракционистов не позарились. и т.д. Нету коллекции больше.

А начать снова всё было недосуг. Ведь теперь есть интернет. Но я уже писала, что он только расхолаживает, исчезает охотничий азарт, лежащий в основе коллекционерской страсти. Писала, как собирала грампластинки. Кстати, собирала в коллекции живописи и праздничные открытки, как часть изоискусств, это тоже часть художественной культуры своего времени. Несколько лет назад к Новому году из интернетных богатств делала альбомы рождественских и новогодних открыток дореволюционных и первых советских лет. Увлекательнейшее занятие, и заодно много узнаёшь нового.

Читала номера "Юного художника" и др., что находилось.

Понемногу складываются знания в, казалось бы, непрофильном интересе, побочном.
Я и сама рисовала, и мои рисунки тоже пропали, а больше я сама выкинула. Хотя имела в кругах местной детворы статус "художницы", рисовала их домашние задания по рисованию и даже по рисовальному кружку задаваемые. Перечитала вот забытые записи в дневнике, как я разнесла в пух и прах постановку этого дела, судя по тому, что видела отсутствие всякого прогресса у племянницы и рисовала за нее.

А вот сейчас нужна была репродукция для статьи и я вспомнила Томаса Гейнсборо, моего любимого английского художника, чьи полные очарования английские пейзажи помню. Однажды написала целую статью, точнее дневниковую запись, разросшуюся до статьи по портрету Иоганна-Кристина Баха кисти Гейнсборо(а это сын Баха старшего, один из сыновей-композиторов). Гейнсборо — ведущий европейский художник Барокко. И сейчас встретилась вот это чудесная картина, которой не знала, и не могу отказать себе в удовольствии не репродуцировать ее и наверное с нее возобновить свою Коллекцию живописи. Сейчас уже не придется варварски рвать книги и журналы. Есть интернет-необъятность. Правда, и радости меньше от приобретения. Хотя... Вот обрадовалась же не меньше этой картине Гейнсборо. "Портрет дочерей художника, преследующих бабочку". Какая прелесть.

Последнее, что собирала, это репродукции импрессионистов, Пикассо. Прочла несколько книг о художниках, например, помню большую библиотечную книгу о Ван Гоге с репродукциями — так что помню почти все наиболее известное и менее известное кисти Ван Гога.

Но, сейчас меня больше тянет к Барокко — всему, что создала эта эпоха. Долгое время очень тянуло к музыке Барокко. Но сейчас понимаю, что все эпохи самодостаточно-многогранны и целостное это полотно неправильно рвать, изучая только музыку или только живопись. Нужно изучать даже научные концепции, чтобы понять по-настоящему ту же музыку и живопись. Читать философов, мистиков и т.д. Это такой подход...не  всякому искусствоведу или историку науки по силам.
Жизнь коротка, искусство вечно...Говорили древние.

Да, Клод Моне Астры. Написала стихи к букету астр Моне. Можно продолжить. Камиль Коро. Но это не импрессионист, а романтическая французская живопись.

А что альбомы живописи были недоступны, а про аукционы живописи я только читала в СМИ, — это лучшее, чем если бы все это сразу было. По одной открытке, по картинке из книжки или журнала, по хворостинке в связку, — складывается многое, исподволь.
Это вернее, чем получить сразу всё, и сразу станет скучно. Или слишком трудно всё это одолеть. Мало и хорошо — вдвойне хорошо.(Б. Грасиан).
А малое незаметно накапливается, и однажды понимаешь, что по этому предмету много чего знаешь, самой удивительно...Но главное не в этом, а в радости познания.

17/12/2020
Томас Гейнсборо. Ловля бабочки. 1727г. Лондонская картинная галерея.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/128833.html


Рецензии
впрочем шампиньоны уплетают из сумермаркетных консервов, вот то что я есть не буду ни за что, а доширак очень даже годится как ланч.

Зера Черкесова Новеллы   19.12.2020 18:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.