Как я собирала репродукции живописи

С юных лет собирала репродукции живописи. Началось это вот как. В 4-ом классе мы уже ходили по кабинетам, перейдя из начальной школы в среднюю школу, но еще не старшеклассники. Учительница русского языка взяла бюллетень и нам велели перейти к замещающей в другой кабинет русского языка и литературы.
  Двери кабинета распахнулись, ребята ввалились гурьбой. Я собиралась пройти к своему месту обычному - и вдруг увидела в конце класса что-то вроде огромного щита. На нем были прикреплены открытки. Картинки. Но не такие как новогодние открытки или другие к праздникам. И не просто картинки. Это было иное. Я сразу поняла. Я подошла, завороженная, ближе, и стала рассматривать неотрывно. Девушка в клетчатом платке. Дамы в ненаших одеяниях. Пейзажи не из наших мест явно. Другой мир. Приглядевшись, я стала разбирать надписи. Художник, название, Холст, масло, год. Третьяковская галерея. Эрмитаж. Русский музей.
Это была первая картинная галерея, которую я увидела. Уже скоро я узнала, что это нельзя называть картинами, а нужно - репродукциями с картин художников. И что есть такое увлечение:собирать репродукции. Я сразу увлеклась. Я покупала открытки живописи, они продавались. Нечасто и негусто, чаще я видела их в киосках и иногда на книжных развалах. Комплекты открыток, например" Импрессионисты и постимпрессионисты", "Французская живопись 19 века", "Барбизонская школа живописи". "Английская живопись", "Итальянские пейзажи в русской живописи" и т.д.
Но таких счастливых приобретений в моей коллекции было сравнительно мало. Я знала и об альбомах живописи, видела в книжных магазинах и в Букинисте, на книжном развале продаваемые владельцами, в списках издательств. Но даже не открывала их. Чего напрасно расстраиваться, все равно для меня это также недоступно, как и покупать картины на аукционах, даже малоизвестных художников. Но коллекционер живописи я была не менее страстный, а в отличие от иных, не рассматривала это увлечение как "инвестиции в предметы искусства", и даже не подозревала, что их покупают именно с такой целью, инвестировать. Для меня это была чистая страсть коллекционера. Я вырывала беззастенчиво репродукции из любых журналов и книг, где находила их, от большеформатной репродукции до крохотного ч/б изображения, если только под ним значилось например, Рубенс, Серов. Ван Гог. Или, например, Гейнсборо. Или Родченко. Кандинский. Соц.реализм. Скульптуры античности или современности, как скульптурные работы Веры Мухиной. Архитектурные шедевры. Собирала и абстрактную живопись, и поп-арт, и модерн, и классику, всё что попадалось.
Собирала я до окончания школы и после несколько лет. Потом мои интересы плавно стали перетекать в другие сферы.  Коллекция моя рассыпалась и исчезла. частью утерянная, частью раздарила открытки, импрессионистов или итальянскую живопись, барбизонцев отдала ребятам, им нравились сюжеты и реалистичность, вот на абстракционистов не позарились. и т.д. Нету коллекции больше.
А начать снова всё было недосуг. Ведь теперь есть интернет. Но я уже писала, что он только расхолаживает, исчезает охотничий азарт, лежащий в основе коллекционерской страсти. Писала как собирала грампластинки. Кстати, собирала в коллекции живописи и праздничные открытки, как часть изоискусств, это тоже Изо, часть художественной культуры своего времени. Несколько лет назад к Новому году из интернетных богатств делала альбомы рождественских и новогодних открыток дореволюционных и первых советских лет. Увлекательнейшее занятие и заодно много узнаёшь нового.

Читала номера "Юного художника" и др., что находилось.

Понемногу складываются знания в, казалось бы, непрофильном интересе, побочном.
Я и сама рисовала, и мои рисунки тоже пропали, а больше я сама выкинула. Хотя имела в кругах местной детворы статус "художницы", рисовала их домашние задания по рисованию и даже по рисовальному кружку задаваемые. Перечитала вот забытые записи в дневнике, как я разнесла в пух и прах постановку этого дела, судя по тому, что видела отсутствие всякого прогресса у племянницы и рисовала за нее.

А вот сейчас нужна была репродукция для статьи и я вспомнила Томаса Гейнсборо, моего любимого английского художника, чьи полные очарования английские пейзажи помню. Однажды написала целую статью, точнее дневниковую запись, разросшуюся до статьи по портрету Иоганна-Кристина Баха кисти Гейнсборо(а это сын Баха старшего, один из сыновей-композиторов). Гейнсборо — ведущий европейский художник Барокко. И сейчас встретилась вот это чудесная картина, которой не знала, и не могу отказать себе в удовольствии не репродуцировать ее и наверное с нее возобновить свою Коллекцию живописи. Сейчас уже не придется варварски рвать книги и журналы. Есть интернет-необъятность. Правда, и радости меньше от приобретения. Хотя... Вот обрадовалась же не меньше этой картине Гейнсборо. "Портрет дочерей художника, преследующих бабочку". Какая прелесть.

Последнее, что собирала, это репродукции импрессионистов, Пикассо. Прочла несколько книг о художниках, например, помню большую библиотечную книгу о Ван Гоге с репродукциями — так что помню почти все наиболее известное и менее известное кисти Ван Гога. 

Но, сейчас меня больше тянет к Барокко — всему, что создала эта эпоха. Долгое время очень тянуло к музыке Барокко. Но сейчас понимаю, что все эпохи самодостаточно-многогранны и целостное это полотно неправильно рвать, изучая только музыку или только живопись. Нужно изучать даже научные концепции, чтобы понять по-настоящему ту же музыку и живопись. Читать философов, мистиков и т.д. Это такой подход...не  всякому искусствоведу или историку науки по силам.
Жизнь коротка, искусство вечно...Говорили древние.

Да, Клод Моне Астры. Написала стихи к букету астр Моне. Можно продолжить. Камиль Коро. Но это не импрессионист, а романтическая французская живопись.

А что альбомы живописи были недоступны, а про аукционы живописи я только читала в СМИ, — это лучшее, чем если бы все это сразу было. По одной открытке, по картинке из книжки или журнала, по хворостинке в связку, — складывается многое, исподволь.
Это вернее, чем получить сразу всё, и сразу станет скучно. Или слишком трудно всё это одолеть. Мало и хорошо — вдвойне хорошо.(Б. Грасиан).
А малое незаметно накапливается, и однажды понимаешь, что по этому предмету много чего знаешь, самой удивительно...Но главное не в этом, а в радости познания.

17/12/2020
Томас Гейнсборо. Ловля бабочки. 1727г. Лондонская картинная галерея.


Рецензии
главное в познании. Ваши слова.
действительно, для мооих лет это аксиома.
нет ничего интереснее процесса познания.
тоже собирал открытки. тоже вырывал из журналов репродукции.
собирал марки, этикетки со спичечных коробков. грампластинки классической музыки, магнитные записи рок музыки...
сколько денег уходило на все эти увлечения.
сейчас все это пылится где попало валяется из того что уцелело, осыпается от старости... те же магнитные пленки. некоторым уже полвека от роду.
удивительно широки ваши запросы.
Вы хотите объять необъятное.
удачи!

Ясерый   28.10.2022 05:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей Александрович!
Пока так, ладно? Вас по имени-отчеству.
Давайте возобновим.
Всё, что вы перечислили. Интернет дает нам широкие возможности вернуться в юные годы на новом витке развития.
Если у нас прежние увлечения пришли в хлам, но и мы словно что-то в душе держим "в хламе".
Поэтому следует вернуться к прошлому. Я вернулась в виде, например, добавления репродукций в свои произведения:и себе радость, и людям польза, и произведения лучше смотрятся, и что-то оставлено в вечности, а не на свалке.

Да, всегда мечтаю объять необъятное. Но вот и у вас же так:всему отдали дань увлечения, страсти познания, коллекционирования, что тоже суть форма познавания. Видимо, в нас с вами есть что-то отличающееся от большинства, коли книги и журналы рвали, выдирая "репродукции картин".
Спасибо за ваши визиты и отклики.

Зера Черкесова Новеллы   28.10.2022 23:44   Заявить о нарушении
"Присвоения богатств, которые выработало человечество". Узнаёте цитату, висящую и нные даже на стенах учреждений, где прямо выбито.
Вот в таких формах и тоже приятно это присвоение - через коллекционирование, и отдых заодно.

Зера Черкесова Новеллы   28.10.2022 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.