Реферат473
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат
«Значение ФК для будущего инженера»
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...….. 3
1 ФК как целостное образование……………..……………………..……………….. 4
1.2 Профессионально важные качества инженера…………..…………..………...... 4
1.3 Профессиональная физическая культура личности……….………..…………... 5
1.4 Задачи физической подготовки………………………………………………...… 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………………..……... 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….………..….…… 10
ВВЕДЕНИЕ
Современное высокотехничное производство и рыночные отношения выдвигают исключительно высокие требования к качеству подготовки специалиста-инженера и его конкурентоспособности, которые определяются не только тем как сформировались профессиональные знания, умения и навыки, а и уровнем его здоровья, трудоспособности и надежности. Учитывая эти условия, при подготовке студента, будущего инженера необходимо формировать навыки профессиональной физической культуры, которая могла бы обеспечить компенсацию отрицательных факторов профессиональной деятельности, улучшить здоровье и трудоспособность, повысить адаптационные резервы систем организма инженера, и тем самым увеличить производительность его профессиональной деятельности [1].
ФК КАК ЦЕЛОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профессиональную физическую культуру инженера можно определить как целостное образование, включающее систему профессиональных мотивов достижения совершенства и долголетия в инженерной деятельности, без снижения работоспособности и готовностью к развитию путем выполнения физических упражнений, направленных на компенсацию отрицательных факторов профессиональной деятельности, улучшения здоровья и трудоспособности, повышения адаптационных резервов организма инженера.
За последние десятилетия, благодаря высоким темпам научно-технического прогресса и компьютеризации, полностью изменило характер и условия работы на производстве. Большинство инженерных профессий механизировано, возрос процент умственной, малоподвижной работы. Созданные «комфортные» условия работы приводят к «мышечному голоду», а это ведет к уменьшению энергетического потенциала, снижению трудоспособности и стойкости к заболеваниям. При этом повышается эмоциональное и нервное напряжение, увеличивается нагрузка на органы зрения. Все это нуждается в учете и корректировании системы физического воспитания студентов в направлении формирования у будущих специалистов «умственных, малоподвижных профессий» ценностного отношения к физическому воспитанию, мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с компенсаторной, профилактической и оздоровительной направленностью [1].
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРА
Каждая профессия имеет свою двигательную специфику, отличающуюся условиями труда, психофизиологическими характеристиками и предъявляющая различные требования к уровню развития физических качеств, психофизиологических функций и психических свойств личности. Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками.
Профессионально важные качества инженера: выносливость, быстрота, ловкость, эмоциональная устойчивость. Выносливость необходима для обеспечения высокого уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, механизмов внешнего и внутреннего дыхания. Быстрота - для точности движений, двигательной реакции, ловкости рук, пальцев, равновесия. Эмоциональная устойчивость необходима для переключения, концентрации внимания, оперативного мышления, решительности, смелости, стойкости. Студентам-химикам необходимо включать в физическую подготовку такие занятия, которые способствуют развитию адаптации к недостатку кислорода, повышают резервные возможности организма, формируют и совершенствуют навыки в лазании, работе на высоте, передвижении по ограниченной опоре, в задержке дыхания. Элемент состязания, сопряженный с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для воспитания и совершенствования, наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.). С помощью средств физической культуры можно развивать механизмы неспецифической адаптации и подготовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией, шумом [2].
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
Само понятие "профессиональная физическая культура инженера", является новым и требует своего уточнения. Оно по отношению к "физической культуре личности" есть видовым, поэтому для определения его содержания уточним понятие "физическая культура личности". Современное представление о физической культуре личности учеными в области физического воспитания (М.Я. Виленский, В.А. Волков, П.И. Залетаев, В.П. Шеянов, Б.И. Загорский и др.) связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и культурой, широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. По мнению Р.С. Сафина, физическая культура личности, является органическим единством ценностных ориентаций, мотивационно-потребностной сферы, физического совершенства и практической деятельности. Более целостный подход в определении этой категории, опираясь на фундаментальные исследования личности в психологии, дает Т.В. Скобликова, физическая культура личности это целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя мотивационно-ценностный, ориентационный, операционный, энергетический, оценочный компоненты, а также мыслительной деятельности в режиме методологической рефлексии как внутренний план сознания. Принимая его за основу и учитывая профессиональные мотивы и условия деятельности инженера, профессиональную физическую культуру инженера можно определить как целостное образование, включающее систему профессиональных - мотивов, достижения совершенства и долголетия в инженерной деятельности, без снижения работоспособности и готовностью к развитию; умения культурной организации трудовой деятельности, а также ценности и культурные привычки выполнения физических упражнений направленных на компенсацию отрицательных факторов профессиональной деятельности, улучшения здоровье и трудоспособности, повышение адаптационных резервов организма инженера. Таким образом, профессиональная физическая культура многокомпонентное и многоуровневое понятие, которое можно представить в виде модели (рис. 1)
Рисунок 1 - Модель профессиональной физической культуры
Рассмотренная модель позволяет сформулировать задачи физического воспитания: 1) образовательные - формирование средствами физического воспитания прикладных знаний, умений и привычек; профессиональной физической культуры личности (ценностное отношение, знание и привычки с ППФП); готовности к профессиональной физической самоподготовке; 2) воспитательные - формирование интереса, стойкой мотивации к занятиям, воспитание профессионально важных физических, психических, личностных и эмоционально-волевых качеств; 3) развивающие - развитие психофизической подготовленности, высокого уровня трудоспособности; 4) оздоровительные - формирование необходимого уровня здоровья, которое обеспечит высокую трудоспособность и надежность в профессиональной деятельности; 5) культурологические - формирование ценностей и культурных привычек [3].
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет развивать физические способности, формировать и улучшать двигательные навыки, воспитать необходимые морально-волевые качества, увеличивать сопротивление организма к отрицательному воздействию особых условий профессиональной деятельности. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки основаны на последовательном воплощении общепедагогических и основных принципов методики физического воспитания, которые конкретизируются относительно особенностей ее содержания и построения в реальных условиях профессионального образования и деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в высшем учебном заведении ставит следующие задачи:
1. Пополнить запас студентов прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда;
2. Сформировать двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов;
3. Развить и воспитать физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности;
4. Ускорить освоение трудовых операций для более успешного обучения профессии;
5. Использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил;
6. Предупредить и свести к минимуму производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность. Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности. Активное воспитание профессиональной физической культуры непременно приведет к положительным результатам. Роль физической культуры и спорта в подготовке специалистов очень велика, и заслуживает большего внимания [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Егорычева Е.В. Развитие социально значимых свойств у студентов вузов с помощью физической культуры / Т.Н. Хаирова, Л.Б. Мусина, С.В. Мусина // Известия ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - №7. - С. 105-107.
2 Слепова Л.Н. Личностно-центрированная модель образования в физическом воспитании/ Л.Н. Слепова, Л.Б. Дижонова, Т.Н. Хаирова, С.П. Липовцев // Известия ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - №10. - С. 155-157.
3 Борейко Н.Ю. Педагогические условия профессионально-прикладной физической подготовки студентов высших технических учебных заведений: Х., 2008. - 20с.
4 Яркова Т.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и социального образования, филиал Тюменского государственного университета, г. Тобольск.
5 Александров, И.И. Эффективность учебного процесса по физической культуре студентов технического вуза / И.И. Александров. – СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. – С. 200–201.
Свидетельство о публикации №120121704105