Осьминог. Сказка основана на теории рек

Жил-был осьминог Осип, и попал он как-то раз в реку. (А осьминоги, как вы знаете, в реке не живут.) Сильное течение было у этой реки, а дно - глубокое.

Много разных существ обитало там: щуки, караси, сомы, окуни, угри, пиявки, головастики и даже раки. А по бережкам прыгали лягушки, крякали утки, охотились цапли и орали чайки. Лягушки ловили комаров и никак не могли угнаться за стрекозами. Раки пятились. Бобрики грызли деревья вдоль этой реки и строили плотины. А головастики резво плавали туда-сюда и играли в войнушку с пиявками, пока не становились лягушками. Под водой была целая иерархическая система, основанная на размере жителей. В общем, здесь царил привычный уклад жизни.

И вот, занесло осьминога Осю в этот уклад. Сперва он не понял, где он, и выплыл повыше, чтоб свысока осмотреть. На поверхности реки плавали мальки. Они никогда не интересовались, что там в глубине. И завидев осьминога, быстренько "сделали ноги", ничего не сказав. Течение наверху реки сильное, волны подгоняет ветер. Осю унесло ещё дальше. Теперь он точно никак не мог вернуться назад. Он барахтался всеми своими щупальцами, но так и не понял, как тут плавать. И нырнул он поглубже.

И вот, оказался осьминог Осип почти на самом дне реки. Здесь было столько всего интересного! Камни, какие-то палки, бутылки и крышки, арматуры, и даже бетонные плиты. Осины щупальца запутались в какой-то упаковке, а на его голову налипла медицинская маска. Он еле высвободился, заплыл за большую каменную глыбу и решил немного отдохнуть от течения.
- Кто ещё припёрся сюда? - вдруг услышал Осип. И в тот же миг почувствовал, как кто-то щиплет его клешни. Это был рак!
- Здравствуйте, рак! Извините, я тут просто решил отдохнуть немного. Скоро уплыву.
- Вот и я тоже один раз отдохнуть тут решил, и вот уже 20 лет тут живу.
Удивился Ося, как это так можно жить в таком месте... Тут же почти нет света, а вокруг валяется всякий хлам. Да и чем тут питаться?
- А тебе я тут жить не советую! Давай проваливай, а то щупальца пообрубаю! - проворчал рак и затрещал своими клешнями. Ося тут сразу понял, где раки зимуют...И отправился дальше.

И вдруг окружило его какое-то чёрное облако. И это не он выпустил чернила. Это была целая толпа пиявок. Они шептались про него между собой, а самые выскочки кричали: "Фу, что это за чудовище!", "Только посмотрите, какой неуклюжий", "Противное существо!" и даже смеялись над ним. Некоторые пиявки старались ужалить Осю, чтобы просто над ним поприкалываться. Но Ося своими восьмью щупальцами разогнал их и поплыл дальше.

"Я какой-то не такой," - думал Осип, и искал, как же ему выбраться. Барахтался он всеми щупальцами, и уже устал. Кораллов в реке, конечно, не было, и не за что было ему ухватиться, чтоб отдохнуть. "Вот бы с кем-нибудь приятным повстречаться, чтоб он мне подсказал, где здесь можно укрыться..." - и повстречался Осипу Карась. И решил Ося поговорить с ним.
- Здравствуйте, Карась! Подскажите, а есть ли у вас тут какая-нибудь пещера?
- Здравствуйте, Осьминог. Нет, пещеры здесь нет, - сказал Карась кругообразно открывая рот, в который тотчас же заглотил опарыша и крючок вместе с ним...

Ося испугался и отплыл. Вдруг увидел, как много разных рыбок спешат кто куда. Целыми толпами. Они неслись в разные стороны, и Ося поинтересовался:
- Здравствуйте, Щука, куда вы идёте?
- Я в чужие дела нос не сую, и вам не советую! - и ускользнула по своим делам.
- Здравствуйте, Окунь, а куда вы спешите?
- Заняться нечем? Плывите работать! - отрезал Окунь.
Что ещё тут рассказывать. Так все занятые рыбки Осю и отсылали.

Стал он дёргать своими щупальцами, пробивать дорогу сквозь суету этих рыб, стремительно выбирался из этого течения, плыл против него, и вдруг! Огромная Белуга заслонила лучи солнца, как будто тёмная грозовая туча. Она плыла как хотела, без спешки, и очень спокойно. Она ни на кого не ругалась, не была недовольна чем-то, а просто величественно смотрела по сторонам. Следом за ней плыл Язь, Карп, Сом, Осётр - и все они были гораздо больше осьминога Оси.

- Ну, что сказать, Осьминог... Жители реки мне уже про тебя рассказали. Здравствуй.
- Здравствуй, Белуга! Ты правишь этой рекой?
- Мы правим. Мы - самые крупные рыбы. Нас мало, и мы ведём за собой остальных существ. В лидерах всегда меньшинство. Ты мог бы попасть в наш клан крупных рыб. Но ты не рыба. Ты мог бы плавать с щуками и карасями, но ты не такой ловкий. А на нашем дне тебе не за что ухватиться... Куда ты думал пристроиться?
- Я искал, и ищу какое-нибудь ущелье... - тревожно ответил Ося.
- Ты будешь скрываться в ущелье всю жизнь? А питаться чем думаешь? Ты ведь хищник и тебе необходимо охотиться...
Осе нечего было ответить. Он боялся, что крупные рыбы съедят его. И от страха он выпустил чернила. Но никого это не смутило.
- Такие, как ты, всегда видят мир только через свои чернила. А дальше своих присосок ничего не замечают. Но река быстро унесёт твои чернила течением, - сказала Белуга и уплыла со своей свитой дальше.

Ося разозлился. Он был оскорблён и унижен. Ему совершенно не нравилось всё в этой реке! Ни с кем ему не удалось подружиться. Никто ему не помог, не направил его. И даже самые крупные рыбы только высокомерно его опустили. Ося хотел кричать от ярости! И он очень быстро стал дёргать своими щупальцами, поплыл против течения далеко вперёд, ударяясь о чьи-нибудь плавники, разгребая всякие водоросли, не замечая, кто и что ему кричал вслед, он плыл как ракета, запущенная горючим от слова "горько". Ему было горько и он гонял эти мысли: "Ну почему так? Что это за жизнь-то такая! Маленькие рыбки - ничего не получают, всего пугаются. Средние рыбки живут в постоянной спешке. А крупные рыбы такие серьёзные и с таким оскалом, что к ним не подступиться и помощи от них - не жди. Ещё и это течение!". Он яростно плыл, пока силы его не оставили. А когда он устал...

Вдруг течение пропало. Вокруг стало как-то свободнее... По сторонам не давили больше берега... И лучи солнца так мирно проходили сквозь воду, и никто их не загораживал. Вода стала чище, а дно ещё глубже. "Где это я?" - словно очнулся Ося. И увидел разноцветных красивых рыб, моллюсков, коньков, звёзд, ракушек вокруг себя! Он был в океане... Он почувствовал здесь себя "как рыбка в воде". Здесь никто не упрекал его, не прогонял... Здесь ему было хорошо. А перед ним открывались новые приключения и большие возможности.


Рецензии