По мотиву Б. ф. Мюнхгаузена. Берёзка

Третий День:
перевод-фантазия на тему стихотворения
Б. ф. Мюнхгаузена (1874 - 1945)  <Сказание о Берёзке>


Бог наш, создатель вселенной,
В некий таинственный час
Этот благой, несравненный
Мир сотворил ради нас.

В те баснословные лета
Первых трудов и работ -- 
Тьму отделил Он от света,
Сушу Он вывел из вод.

Чтобы земля была садом,
Райскими кущами,- впрок
Нужную  будущим чадам
Создал растительность Бог.

Древо -- насущная пища,
Древо -- хранитель огня,
Древо -- основа жилища,
Надобность всякого дня.

Гордые кедры и ду'бы,-
Царственные дерева,-
Годны на балки и срубы,
И кораблей кузова.

Вязы, платаны и буки,
Стебли цветка и волчца,-
Всех их взлелеяли руки,
Щедрого Бога-отца.

Добрый Творец улыбался,
Думая втайне о  т о й,
Что' он создать собирался
В день сокровенный шестой.

И, помышляя о Еве,-
Дабы свой глаз изощрить,
Бог вознамерился в древе
Облик ее предварить:

Стройное тело берёзки
В роще среди тополей,
Прелесть небрежной причёски,
Кожа, что снега белей.

Ветер её обнимает,
Треплет ей косы шутя;
Мнится, береза качает
В нежных объятьях дитя.

Вся она свет и смиренье,
Будущей Евы родня,-
Лучшее божье творенье
Долгого третьего дня.

------------------------------

От переводчика.

Стихотворение основано на двух библейских версиях о сотворении мира:
Одна из них повествует о том, что
  в первый день Бог создал небо, землю, свет, и отделил свет от тьмы,
  на второй день создал твердь земную и твердь небесную,
  на третий - сушу, моря и растения,
  на четвёртый - светила на тверди небесной,
  на пятый - рыб, пресмыкающихся и птиц,
  на шестой - зверей земных, скотов и человека,
  в седьмой же день Творец "почил.... от всех дел Своих, которые делал".
Другая версия рассказывает о создании райского сада и двух деревьев в нём:
  древа жизни и древа познания, а также о сотворении Евы из ребра первочеловека Адама.

------------------------------

Об авторе по  Википедии и др. источникам

Бёррис... барон фон Мюнхгаузен (нем. Boerries...Freiherr von Muenchhausen, 1874 - 1945): 
немецкий поэт, писатель, видный официозный литератор третьего рейха.
Принадлежал к старинной саксонской аристократии, из которой вышел, в частности, знаменитый рассказчик барон Мюнхгаузен, ставший литературным персонажем.
Учился в монастырской школе, затем в лицее, высшее образование в области права и политологии
получил в Геттингене, Берлине и Мюнхене.
Во время Первой мировой войны служил офицером в кавалерии. После войны занялся 
литературной и редакторской деятельностью, основал т. наз. Немецкую академию поэзии.
В 1933 г. Мюнхгаузен в числе других членов академии присягнул на верность А. Гитлеру.
Однако на исходе 1930-х гг. Мюнхгаузен постепенно отошёл от политики, хотя его позиция была
двойственной: с одной стороны, он редактировал тексты еврейских и политически неблагонадёжных
авторов, с другой -- требовал в их отношении принятия жёстких мер.
Тем не менее в 1941 г. он подготовил и издал "Антологию еврейской поэзии", что могло бы
рассматриваться уже как прямой вызов нацистской идеологии.
В 1944 г. Мюнхгаузен был включён в  список работников искусств, безусловно не подлежащих
призыву на фронт. В марте 1945 г., через три месяца после смерти жены, он покончил с собой,
приняв яд.
Первые сочинения фон Мюнхгаузена относятся к его студенческим годам. В 1897 г. он выпустил
поэтический сборник. Следующая книга появилась в 1900 г. Поэт использовал в творчестве
наравне с греческой и индийской также еврейскую мифологию, выказывая не только знание
библейских сюжетов, но и осведомлённость о современных иудейских традициях.
С 1898 по 1905 г. Мюнхгаузен публиковал свои баллады в традиционном стиле; переложенные на
музыку, они стали популярны среди молодёжи.
После окончания Второй мировой войны для стихов Мюнхгаузена нашлось место в школьных
пособиях ФРГ, но затем интерес к его поэзии стал заметно угасать.
 
------------------------------

Оригинал   
Muenchhausen, Boerries von
Birkenlegendchen

Birke, du schwankende, schlanke,
wiegend am blassgruenen Hag,
lieblicher Gottesgedanke
vom dritten Schoepfungstag.

Gott stand und formte der Pflanzen
endlos wuchernd Geschlecht,
schuf die Eschen zu Lanzen,
Weiden zum Schildegeflecht.

Gott schuf die Nessel zum Leide,
Alraunenwurzeln zum Scherz,
Gott schuf die Rebe zur Freude,
Gott schuf die Distel zum Schmerz.

Mitten in Arbeit und Plage
hat er ganz leise gelacht,
als an den sechsten der Tage,
als er an Eva gedacht.

Sinnend in goettlichen Traeumen
gab seine Schoepfergewalt
von den mannhaften Baeumen
einem die Maedchengestalt.

Goettliche Haende im Spiele
lockten ihr blonden das Haar,
dass ihre Haut ihm gefiele,
seiden und schimmernd sie war.

Biegt sie und schmiegt sie im Winde
froehlich der Zweigelein Schwarm,
wiegt sie, als liegt ihr ein Kinde
fruehlingsglueckselig im Arm.

Birke, du maedchenhaft schlanke,
schwankend am gruenenden Hag,
lieblicher Gottesgedanke
vom dritten Schoepfungstag!


Рецензии