Реферат450
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат
«АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.»
Новосибирск, 2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы адаптации к физическим упражнениям……………...4
1.1Понятие «адаптация» и виды адаптации к физическим упражнениям……………..4
1.2Механизм адаптации к физическим упражнениям…………………………………..5
Глава 2. Особенности адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах……………………………………………………………………………………….9
2.1Адаптация детей к физическим упражнениям……………………………………...10
2.2Адаптация к физическим упражнениям людей зрелого и пожилого возраста…...13
Заключение……………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………………20
Введение
Физические нагрузки оказывают влияние на организм человека. Оно может быть положительным, однако в некоторых случаях наносит серьезный вред. Потому нужно быть предельно осторожными при выборе интенсивности и длительности занятий физкультурой. Правильная адаптация к физическим нагрузкам должна быть продуманной, медленной и постепенной.
Способность организма меняться в зависимости от условий окружающей среды можно назвать уникальным свойством человека. В широком смысле, адаптация – это возможность приспосабливаться к самым разным факторам условий жизни, окружающей среде. У атлетов эти условия значительно отличаются от тех, кто спортом не занимаются. К примеру, они обычно соблюдают строгий режим дня, следуют правилам здорового питания, а главное – регулярно подвергают свое тело интенсивным физическим нагрузкам. Статистикой доказано, что люди спортивного склада, тренирующиеся или регулярно занимaющиеся физической культурой, обращаются за медицинской помощью или консультативным лечением в среднем в 4 раза реже и болеют в 2 раза реже, чем люди, спонтанно (по настроению) занимающиеся, и в 3 раза реже, чем не занимающиеся ею вовсе на протяжении всей активной жизни.
Таким образом, вопрос адаптации к физическим упражнениям является достаточно актуальным и требует изучения основ адаптации на разных возрастных этапах.
Объект - адаптация к физическим нагрузкам.
Предмет – этапы, механизмы адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах.
Цель работы - раскрыть особенности адаптации к физическим нагрузкам на разных возрастных этапах.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды адаптации;
- рассмотреть механизм адаптации к физическим нагрузкам;
- изучить особенности адаптации к физическим нагрузкам на разных возрастных этапах.
Глава 1. Теоретические основы адаптации к физическим упражнениям
1.Понятие «адаптация» и виды адаптации к физическим упражнениям
Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации.
Существует два вида адаптации.
Генотипическая адаптация, лежащая в основе эволюции, представляет собой процесс приспособления к условиям среды популяций (совокупности особей одного вида) путем наследственных изменений и естественного отбора. Генотипическая адаптация положена в основу эволюционного учения – совокупности представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений в живой природе.
Фенотипическая адаптация представляет собой приспособительный процесс, развивающийся у отдельной особи в течение жизни в ответ на воздействия различных факторов внешней среды, а иногда (например, мобилизация внутренних ресурсов при болезнях) и на потенциально опасные изменения внутренней среды организма. Именно этот вид адаптации является предметом многочисленных исследований, проводящихся в последние десятилетия в теории и методике спорта, спортивной физиологии и морфологии, биохимии и биомеханике, психологии и медицине. Адаптация – приспособительный процесс достижения адекватных требованиям раздражителя уровня активности и возможностей функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов регуляции.
Таким образом, адаптация к физическим нагрузкам (тренировочным и/или соревновательным) – это приспособление организма не только к величине поднимаемого груза, медленному или скоростному бегу, но и к изменению биохимических процессов.
Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.
2.Механизм адаптации к физическим упражнениям
Процесс адаптации по механизмам развития разделяется на срочную и долговременную адаптации.
Срочная адаптация – это процесс срочного функционального приспособления организма к совершаемой им работе.
Долговременная адаптация – это процесс структурных перестроек в организме, которые происходят в результате накопления в нем эффектов многократно повторенной срочной адаптации.
В результате долговременной адаптации происходит увеличение мощности внутриклеточных систем транспорта кислорода, питательных и биологически активных веществ, завершается формирование доминирующих функциональных систем, наблюдаются морфологические изменения во всех органах, ответственных за адаптацию.
Срочная адаптация происходит в три стадии :
1.
Активизируется деятельность различных компонентов функциональной системы, которая обеспечивает выполнение данной работы. Это выражается в резком увеличении ЧСС, уровня вентиляции легких, потребления кислорода и т. д.
2.
Деятельность функциональной системы протекает при стабильных характеристиках основных параметров ее обеспечения, в так называемом устойчивом состоянии.
3.
Происходит нарушение установившегося баланса между запросом и его удовлетворением. Это происходит в результате утомления нервных центров, которые обеспечивают регуляцию движений и исчерпанием углеводных ресурсов организма.
Долговременные адаптации тоже формируются стадийно.
1.
Происходит систематическая мобилизация функциональных ресурсов организма спортсмена в процессе выполнения тренировочных программ определенной направленности с целью стимуляции механизмов долговременной адаптации на основе многократно повторяющейся срочной адаптации.
2.
На фоне планомерно возрастающих и систематически повторяющихся нагрузок происходит интенсивное протекание структурных и функциональных преобразований в органах и тканях соответствующей функциональной системы. В конце этой стадии происходит необходимая гипертрофия органов, слаженность деятельности различных звеньев и механизмов, которые обеспечивают эффективную деятельность функциональной системы в новых условиях.
3.
Происходит процесс устойчивой долговременной адаптации, которая выражается в наличии необходимого резерва для обеспечения нового уровня функционирования системы, стабильности функциональных структур, тесной взаимосвязи регуляторных и исполнительных механизмов.
Происходит изнашивание отдельных компонентов функциональной системы в результате нерационально построенной, часто излишней тренировке, неполноценном питании и восстановлении.
Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственно обусловленными. На проявлении срочной адаптации сказываются типологические особенности нервной системы. Поэтому у одних спортсменов стартовое состояние проявляется в высокой готовности к предстоящей работе, а у других как апатия или лихорадочно-возбужденное состояние.
Для адаптационных изменений долговременного характера характерно как проявление генетически обусловленных, так и не запрограммированных природой механизмов.
Существует три механизма адаптаций:
1.пассивный путь адаптации - по типу толерантности, выносливости;
2.адаптивный путь действует на клеточно-тканевом уровне;
3.резистентный путь – сохраняет относительное постоянство внутренней среды
Специфические адаптивные механизмы, свойственные человеку, дают ему возможность переносить определенный размах отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны количественного выражения физической нагрузки, отклоняющегося от оптимума, но не нарушающего жизнедеятельности, определяются как зоны нормы. Их две: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включается адекватные механизмы.
Механизмы обеспечивающие адаптивный характер общего уровня стабилизации отдельных функциональных систем (т. е. увеличивается потребление организмом кислорода, повышается интенсивность обменных процессов. Это происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким) и организма в целом. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения).
В общих чертах, механизм реакции человеческого организма на выполнение физических нагрузок выглядит так: в результате действия сигналов, которые воспринимаются рецепторами, в кору головного мозга поступает афферентная импульсация, там возникают возбуждающие и тормозящие процессы, которые формируют функциональную систему, объединяющую определенные структуры головного мозга. Эта руководящая система мобилизирует определенные мышечные группы. В этом процессе участвуют все моторные уровни мозга: корковый моторный уровень (моторная кора), подкорковый моторный уровень, столбовой моторный уровень, в который входят двигательные центры продолговатого и среднего мозга, сегментарный моторный уровень, объединяющий двигательные центры спинного мозга и конечное звено - мотонейроны. Одновременно с мобилизацией мышц, эта цепочка управления действует и на центры кровообращения, дыхания и другие вегетативные функции.
В неадаптированном организме центральная руководящая система действует неэффективно: координация движений, интенсивность и длительность работы недостаточны. В первую очередь это связано с недостаточными межцентральными связями и их малым количеством. В этом случае происходит неэффективная импульсация, стимулирующая не только мышцы, которые должны быть включены в работу, но и мышцы антагонисты. Одновременно происходит дискоординация в деятельности дыхания, кровообращения и мышц.
Благодаря систематическим тренировкам, происходит расширение межцентральных связей всех моторных уровней мозга, формирование динамического стереотипа как налаженной системы нервных процессов, которые формируются по принципу условных рефлексов. При этом создается действующая система целостного регулирования выполнения определенной мышечной работы. Систематические занятия физкультурой приводят к адаптации человеческого организма к выполняемой физической работе. Так как в основе адаптации лежат изменения мышечных тканей и различных органов в результате тренировок, то все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышении физической подготовленности. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, выполняют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок.
Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделять три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу. Срочный тренировочный эффект, возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0.5 - 1.0 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга. Отставленный тренировочный эффект, сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов для избыточного синтеза разрушенных при работе клеточных структур и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки). Кумулятивный тренировочный эффект - является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов. Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения выраженного кумулятивного тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок. Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации. Согласно современным исследованиям, главными результатами стресс-реакции, сопровождающей физические нагрузки, являются: мобилизация энергетических ресурсов организма и их перераспределение с избирательным направлением в органы и ткани функциональной системы адаптации; потенциация работы самой этой системы; формирование структурной основы долговременной адаптации.
Таким образом, спортивная тренировка - это активная адаптация, приспособление человека к мышечной деятельности, позволяющее выполнять физическую работу большей интенсивности и длительности. Такая адаптация касается в первую очередь процессов регуляции и координации функций, она сопровождается глубокими физиологическими и биохимическими изменениями в организме.
Глава 2. Особенности адаптации к физическим упражнениям на разных возрастных этапах
Физическая культура, являясь уникальной составляющей культуры общества, способна адаптировать ребенка к постоянно меняющимся условиям жизни, связанным с научно-техническим прогрессом, глобализацией, компьютеризацией различных сторон социума. Рассматривая с этой позиции феномен физической культуры, мы говорим, в первую очередь, о возможности средствами, методами физического воспитания, как педагогического процесса, повлиять на уровень здоровья людей в целом [2, 3].
У детей адаптация протекает не так, как у взрослых. Организм ребенка находится в постоянном обучении взаимодействия всех внутренних функций организма. На ранних этапах развития практически любые новые воздействия на организм вызывают очень бурную реакцию, в которую включаются практически все внутренние механизмы (органы, системы). Такое воздействие крайне неэкономично и все эти внутренние механизмы не справляются с поставленной адаптивной задачей. С этим и связана неспособность детского организма справляться с слишком большой физической нагрузкой.
Со временем адаптационный ответ перестает быть общим и становится более локальным, направленным на решение узкой адаптационной задачи. Под влиянием больших нагрузок в большинстве случаев наблюдается замедление созревания и снижение иммунитета у подростков. Лишь с 5-7 лет у детей организм начинает нормально реагировать в ходе своего приспособления. В период созревания адаптационные процессы замедляются и перестают быть локальными. А после 15-16 лет юноши и девушки способны адаптироваться почти как взрослые. Формирование мышечных волокон полностью приходится на 17-18 летний возраст, этот возраст считается самым оптимальным для выдерживания повышенного уровня адаптации и раскрытия дополнительных резервов организма.
К старости (70 лет и старше) происходит снижение числа «сильных» волокон и более половины объема мышечной структуры приходится на более универсальные промежуточные волокна. С возрастом изменяется эластичность кровеносных сосудов. Увеличивается содержание зольных веществ в стенках сосудов, особенно солей кальция и фтора. С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.
1.Адаптация детей к физическим упражнениям
Изучение адаптивных возможностей детского организма к мышечной деятельности позволяет определить характер текущих изменений, происходящих в организме под влиянием мышечной деятельности, прогнозировать возможные нарушения в состоянии здоровья и рационально организовывать процесс физического воспитания.
Актуальность проблемы адаптации организма детей к физическим нагрузкам определяется еще и тем, что нередко в практику физического воспитания детей переносятся принципы использования физических нагрузок, принятых у взрослых. Между тем в процессе возрастного развития, на каждом этапе онтогенеза меняется диапазон приспособляемости к физическим нагрузкам.
Изменение функционального состояния организма при физнагрузках проявляется в повышении возбудимости и лабильности ведущих для данной деятельности физиологических систем и в упрочении взаимодействия между этими системами. В зависимости от вида деятельности процессы адаптации и изменение функционального состояния происходят преимущественно в системах, наиболее активно участвующих в обеспечении выполняемых ребенком действий. Это изменение функционального состояния в конечном счете обеспечивает успешность обучения детей и подростков.
С физиологической точки зрения динамика функционального состояния обеспечивается суммацией следов нервного возбуждения при многократном повторении однотипных действий. Развитие работоспособности в процессе обучения происходит в результате перехода от первой ко второй фазе парабиоза:
I фаза – при умеренной интенсивности повторяющихся раздражений происходит усвоение ритма и, как следствие, повышение возбудимости и лабильности;
II фаза – при интенсивности раздражений выше оптимального уровня происходит обратный процесс – снижение возбудимости и лабильности. Показатели работоспособности возрастают в период врабатывания и уменьшаются в период утомления (2, С. 123).
Сердечно-сосудистая система – основное звено в транспортировке кислорода к работающим мышцам. Именно предельными возможностями повышения минутного объема крови (МОК), в первую очередь ударного объема крови (УО), ограничивается увеличение доставки тканям кислорода при мышечной работе. При этом механизмы внешнего и тканевого дыхания оказываются использованными еще не до конца. Показано, что приспособление системы кровообращения к мышечной работе происходит путем перераспределения крови между работающими и неработающими органами. Увеличиваются МОК и артериальное давление. В самом начале работы циклического характера при сокращении большой группы мышц в результате работы «мышечного насоса» увеличивается приток крови к сердцу. В связи с этим увеличивается частота и сила сердечных сокращений и соответственно возрастают УО и МОК. В работающих мышцах отмечается падение сосудистого тонуса, расширение сосудов, уменьшение сопротивления и увеличение кровотока, величина которого по современным представлениям определяется тремя основными факторами:
– местными вазодиляторными механизмами;
– работой мышечного насоса;
– препятствием току крови, создаваемым мышцами при сокращении.
Благодаря рефлекторным влияниям осуществляется регуляция просвета сосудов в неработающих областях, приводящая к перераспределению крови между органами. Имеются данные об отсутствии существенных различий в частоте пульса у детей при выполнении работы максимальной мощности. Если у 13-летних школьников частота пульса при достижении максимального потребления кислорода составляла 205 уд./мин, то у 14-15-летних – 200, а у 16-18-летних – 189 уд./мин.
При изучении переходных процессов от покоя к устойчивому состоянию при таких нагрузках, как бег, езда на велосипеде, отмечают более быстрое достижение максимальной для стандартной нагрузки ЧСС у младших школьников по сравнению со взрослыми. У детей способность к устойчивому поддержанию усиленных функций меньше, чем у взрослых. Интервал стабильности вегетативных функций ЧСС, ЧД, АД с возрастом (от 8 до 17 лет) увеличивается. В большей степени это зависит от неспособности организма ребенка функционировать при сдвигах гомеостаза. Однако данная способность нарастает с возрастом.
Для оценки у детей в ходе индивидуального развития реактивности вегетативных функций, в частности ЧСС при мышечной работе, представляет интерес концепция о потенциальной лабильности. Этот параметр связывает диапазон между естественным ритмом, в котором работает соответствующий орган или система органов, и максимально возможным. По мнению И. А. Аршавского, в результате повышения с возрастом тонуса вагуса происходит снижение интенсивности физиологических отправлений в условиях относительного покоя. Вместе с тем повышается максимально возможный ритм деятельности вегетативных систем. Отмеченное и определяет увеличение диапазона функциональных возможностей в ходе развития организма. Дети старших возрастных групп по сравнению с младшими обладают большей потенциальной лабильностью нервных механизмов, регулирующих кровообращение.
Многочисленными исследованиями показано увеличение с возрастом всех компонентов артериального давления (АД) – минимального, максимального и пульсового. При мышечной работе у детей школьного возраста наблюдается повышение максимального давления, снижение минимального. Среднее давление меняется незначительно. Выявлено, что чем старше дети, тем больше сдвиг показателей АД. Восстановление АД до исходных величин происходит тем быстрее, чем старше возраст. После физической нагрузки у детей отмечается появление феномена «бесконечного тона». Несмотря на частую констатацию этого явления, его механизм до сих пор не объяснен. Ряд исследователей расценивают такой тип реакций, как дистоничный, или дисрегуляторный.
Результаты изучения динамики потребления кислорода при выполнении нагрузок разной интенсивности свидетельствуют о том, что нагрузки, предельная продолжительность которых превышает 2,5 мин, обеспечиваются преимущественно аэробными процессами дыхания. При выполнении нагрузок, уравненных по интенсивности, эффективность кислородно-транспортной системы организма повышается с возрастом детей за счет снижения рабочего уровня ЧСС и ЧД.
Таким образом, физическая работоспособность во многом зависит у школьников от учебной деятельности и является показателем адаптации к этой деятельности.
2.Адаптация к физическим упражнениям людей зрелого и пожилого возраста
Зрелый и пожилой возраст - это закономерно наступающие этапы индивидуального развития человека. Процессы созревания и старения происходят непрерывно, неравномерно и неодновременно. Они затрагивают не в равной степени различные ткани, органы и системы организма.
К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у женщин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается старший, или старческий, возраст (75-90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями.
В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.
Интенсивность старения зависит от образа жизни, особенностей питания, двигательного режима. Чем меньше двигательная активность человека, тем при прочих равных условиях быстрее наступают в его организме изменения, характерные для периода старости. И, наоборот, при достаточно активном образе жизни работоспособность организма может удерживаться на высоком уровне до преклонного возраста.
Существует целый ряд теорий старения на клеточном, молекулярном и организменном уровнях. Общим в большинстве этих теорий являетсяпризнание роли возрастных мутаций в генетическом аппарате клетки.
Возрастные физиологические особенности приводят к изменению гомеостаза, развитию стрессовых реакций, ухудшению функций различных органов и систем, снижению умственной и физической работоспособности.
По сравнению с другими тканями организма раньше всего «стареет» соединительная ткань. Она теряет при этом свою эластичность. Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; уменьшении величины проявляемой силы; замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот; уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми).
При старении организма снижается эластичность стенок артерий, построенных из соединительной ткани. Это ведет к уменьшению кровоснабжения органов, что отрицательно влияет на их работоспособность. Особенно тяжелые последствия вызывают нарушения кровоснабжения мозга и сердца. Они не только сопровождаются ухудшением общей работоспособности организма, но и могут быть причиной тяжелых заболеваний. В связи с недостатком питания мышечные клетки сердца постепенно атрофируются. Это ведет к уменьшению объема сердца и изменению его функциональных свойств. Возбудимость, проводимость и сократимость миокарда снижаются. Для обеспечения необходимого минутного объема ослабленное сердце человека пожилого возраста должно чаще сокращаться. Если в молодом возрасте у лиц, не занимающихся спортом, сердце сокращается около 70 раз в 1 мин., то у людей пожилого возраста сердечный ритм в покое учащен до 80-90 ударов.
Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление (в среднем оно составляет в покое 150/90 мм ртутного столба). Давление, повышенное в покое, еще больше возрастает при мышечной деятельности, что затрудняет деятельность сердца. Это обстоятельство важно учитывать при занятиях физическими упражнениями с людьми среднего и пожилого возраста. Резкое повышение кровяного давления может вызывать нарушение целости артериальной стенки и вследствие этого кровоизлияние в ткани.
Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. Жизненная емкость легких вследствие этого уменьшается. При выполнении же даже легкой работы легочная вентиляция у людей пожилого возраста не может увеличиваться в должной мере. В результате в организме образуется кислородный долг, дыхание при этом резко учащается.
Понижение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом возрасте, а также уменьшение кислородной емкости крови ведет к резкому снижению аэробной производительности. Максимальное потребление кислорода после 25-30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам составляет 50% от уровня 20 лет. Люди пожилого возраста, систематически занимающиеся физическими упражнениями, могут выполнять длительную работу. Однако мощность ее не должна быть большой. Как только мощность работы, а следовательно, и кислородная потребность возрастают, организм начинает испытывать непреодолимые трудности и вынужден прекратить работу.
Анаэробная производительность с возрастом также снижается. В пожилом возрасте ткани организма плохо переносят недостаток кислорода и накопление кислых продуктов. Особенно страдает при этом сердечная мышца. Работа, требующая высокой анаэробной производительности, должна быть полностью исключена при занятиях физическими упражнениями с лицами пожилого возраста.
Изменение деятельности желез внутренней секреции играет большую роль в уменьшении работоспособности людей среднего и пожилого возраста. К 40-45 годам ослабевают функции половых желез, снижается выделение ими гормонов. Это ведет к понижению интенсивности обмена веществ в тканях.
Мышечная сила при угасании функции половых желез снижается. Уменьшенное количество половых гормонов вызывает нарушение деятельности других желез внутренней секреции. Это сопровождается временным нарушением гормонального равновесия в организме. Период, в течение которого происходит адаптация к новым условиям существования, называется климактерическим. Обычно он бывает более резко выражен у женщин. В это время особенно необходимы физические упражнения. Они облегчают приспособление организма к измененным соотношениям разных гормонов и поддерживают на необходимом уровне регуляторные функции.
Совокупность отмеченных возрастных изменений морфофункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.
В пожилом возрасте происходят существенные изменения в деятельности мозга, чаще всего это обусловлено ухудшением его кровоснабжения. Реакции на раздражения замедленны, новые временные связи образуются с трудом. Все это следует учитывать при занятиях физическими упражнениями с людьми этого возраста. Выполняемые движения должны быть простыми по координации и по возможности состоять из элементов, уже ранее знакомых занимающимся.
У людей среднего и пожилого возраста ухудшаются зрение и слух, притупляются осязание и проприоцептивная чувствительность. У людей среднего и пожилого возраста понижена эластичность хрусталика. В результате у людей этого возраста ухудшается зрительная информация об изменениях, происходящих в окружающей обстановке. При чтении и другой работе с мелкими предметами людям пожилого возраста приходится пользоваться очками, которые усиливают преломляющие свойства глаза.
Снижение эластичности тканей в пожилом возрасте вызывает и понижение слуха. С возрастом уменьшается и эластичность основной мембраны, что и ведет к понижению слуха. Люди пожилого возраста особенно плохо воспринимают высокие звуки. Ухудшение функций органов чувств ограничивает необходимую при двигательной деятельности информацию. Это осложняет управление движениями.
Ухудшение координации движений у людей пожилого возраста вызвано наряду с изменениями в деятельности мозга и органов чувств и возрастными изменениями скелетных мышц, связок и других периферических звеньев двигательного аппарата. Чем старше человек, тем меньше прочность его костей. Они становятся хрупкими, ломкими. Это важно учитывать при занятиях физическими упражнениями. Движения не должны быть очень резкими. Места приземления при прыжках не должны быть жесткими. Следует предохранять занимающихся от возможных падений. С возрастом уменьшается объем скелетных мышц и число мышечных волокон, снижаются мышечный тонус, растяжимость и сила мышц. Эти изменения сочетаются со снижением подвижности в суставах. Все это приводит к уменьшению амплитуды, скорости и силы движений. Ухудшаются с возрастом и скоростные качества.
Несколько дольше сохраняется способность к силовой работе. Однако силовые упражнения не рекомендуются людям пожилого возраста, так как при этом возникает натуживание, неблагоприятно влияющее на деятельность сердца.
Дольше других физических качеств у людей среднего и пожилого возраста сохраняется выносливость. Выносливость к работе умеренной мощности при соответствующей тренировке может развиваться до 42-45 лет и удерживаться на достигнутом уровне еще в течение нескольких лет. Известны случаи высоких спортивных результатов, показанных в беге на длинные дистанции и в лыжных гонках людьми старше 40 лет. Однако эти люди регулярно занимались спортом с молодых лет.
Систематически выполняемая динамическая работа умеренной мощности способствует сохранению относительно высокого уровня общей выносливости. Хорошие результаты в этом отношении дают длительный бег трусцой, прогулки на лыжах, гребля и другие виды физических упражнений, не предъявляющих чрезмерных требований к сердечнососудистой и дыхательной системам и в то же время заставляющих их длительно функционировать на несколько повышенном уровне.
У людей, не занимающихся физическими упражнениями и достаточной по объему физической работой, выносливость с возрастом снижается так же, как и другие физические качества.
Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечнососудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы:
содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности;
не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;
пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.
Заключение
Адаптация – приспособление организма, популяции или другой биологической системы к изменившимся условиям существования или деятельности. Проблема адаптации необычайно широка и многогранна. Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма – эту цель должны ставить перед собой люди. Организм спортсмена во время тренировок оказывается подвержен различным внешним воздействиям, из которых первое место занимают физические нагрузки. Адаптация к этим физическим нагрузкам это приведение организма к требуемой физической активности. Способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении оптимального состояния и повышенной работоспособности будет являться результатом адаптации.
Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Выделяют два основных этапа адаптации: срочный и долговременный. Скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена.
От сложности задачи, поставленной перед организмом человека, зависит количество числа звеньев регуляции, которые включаются в работу, а также с каким напряжением будут функционировать физиологические системы организма.
Двигательная активность – основное свойство человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. Физические упражнения положительно влияют на деятельность и развитие двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Адаптация к физическим нагрузкам для школьников и студентов очень полезно для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свою меру тренировки и отдыха. Без адаптации к физическим нагрузкам человек получит хроническую перетренированность, что приведет к нарушению важнейших систем организма. С возрастом внутренние механизмы организма человека работают медленнее и их адаптивная способность снижается. Самое главное соблюдать режим сна и питания, чтобы помочь организму адаптироваться в стрессовой ситуации.
Список используемой литературы
1.Васильева В.В. Физиология человека: учеб, для сред, и высш, учеб, заведений / В.В. Васильева. - М.: ФиС, 1973.
2. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. /Учебник. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
4. Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Методические основы развития физических качеств / Под ред. А.В.Карасева. - М.: МПТОС, 1999 . - 368 с.
5. Чанчаева Е.А. Физиология физического воспитания и спорта: учебно-метод, комплекс / Е.А. Чанчаева. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007.
6. Чешихина В.В., Кулаков В.Н., Суслов Ф.П. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - 230 с.
Свидетельство о публикации №120121604684