А когда-то...
Известностью, и славой, и богатством»
А когда-то ...
Жил-был под крышей музыкант –
Потрёпанная скрипка и смычок ужасно старый:
Мальчишке инструмент учителя достался,
Когда тот путь земной закончил, став воспоминанием.
Когда он брал смычок – то забывал себя!
Казалось, скрипка что сама играла –
Мелодии из ветра заплетя,
Из мыслей тех, кто слушал, стоя рядом.
Тот мальчик и не помнил бега дней –
Хлеба кусок, глоток воды – да солнца лучик!
Мог сесть играть на улице, в канаве душной, и во сне –
Мог скрипкой песнь неся – лететь – из крыльев в руки!
Он вспоминал усталые глаза
Учителя, чьим другом была скрипка –
Они прожили жизнь, но не погасли,
В последний сон даже уйдя – с улыбкой!
Учитель говорил: «Играй для ветра!
Играй для звёзд, для моря, и для солнца!
Это – они – твоей рукой ответно
Ведут смычок дорогою мелодий.
Они тебе дадут природы силы –
И незачем тебе и будет помнить ноты.
Играй, и средь каких угодно сильных –
Ты будешь самым сильным – духом весь свободный!»
И он играл, довольствовался малым.
Учитель не ушёл, остался – в сердце.
Но дальше жизнью этой пробиваясь –
Ему внушали: «Можешь стать известным!
И будет у тебя хлеб с кремом сладким,
Будут вино, и женщины у ног!
Ты представляешь – скрипкой Страдивари –
Насколько грандиозней был бы ты для толп!»
Ведь мальчика учитель вёл по краю,
Чтоб обходить все искушенья медных труб ...
Но спровоцировали внутренним желанием:
«Учитель бы гордился тобой, парень, ты ж не глуп!
Надо расти, духовно развиваться!
А с малым – лишь бродяги годны грязи.
Ты хочешь для учителя награды?
Так вылезай из грязи прямо в князи!»
Однажды – вместо хлеба и воды –
На завтрак оказались Изыски гурманов,
А вечера наполненно-пусты
Стали – кумиру посвящением дифирамбов.
Летели пОд ноги букеты из цветов,
Над головой не ветер – бархатные шторы,
Печатка золотая, скрипка миллион
И «лучшие на свете», но – чужие ноты.
Это затягивало, годы в бег гурьбой
Проваливались, будто их и не было ...
...
Однажды бывшему мальчишке
Модный некий «пост» <*>
ПредлОжил провести эксперимент:
«Сходите в андеграунд – и проверим –
Пусты там все, или ценители всё ж есть?
Посмотрим, сборы как пойдут?
Известна ль там Известность?
Сравним «чувство прекрасного» –
Хотя сомненья что-то здесь ...
Они бегут там всё, боясь попасть под поезд ...
У всех свои заботы – денег где добыть.
Вы же богаты – Вам не трудно для народа,
Их просветить, сыграв мелодий знатных им».
И бывший мальчик, а теперь совсем мужчина,
Взяв лучшую из скрипок, что имел,
Заранее готовый к встрече «с быдлом»,
Пошёл играть, как называю я, в метрЕ.
Конечно он старался – он маэстро!
И техника поставлена, натренирована рука,
Знает мелодий лучших он изЫски специй,
От коих публика театров падает в экстаз!
Там, в тёплых креслах, бархатом обитых,
В нарядах с жемчугами бриллиантов –
Они готовы заплатить хоть сколько, но – «за имя»,
И право рассказать потом о том, «что я бывал вот там-то!».
Они вздыхают-ахают, кричат так «БРАВО!»,
Что сборы прошибают потолок.
А выйдя, сев в немалых денег стоящих авто,
Забыв мелодий тех гурманистых забавы –
Обсудят ставки бирж и прибыль, и жене пальто.
Маэстро сам, сим «миром» живший эти годы,
Забыл, как чуять фальшь, звучавшую в хлопках,
И в ожидании заслуженных оваций пешеходов –
Приехал – ноты, скрипка – должен быть аншлаг!
А мимо пробегали замороченные клерки,
Забыв кинуть пятак «великому певцу души»:
«Лицо холёное, костюм вон вообще небедный –
А мне бы до зарплаты хоть прожить!»
А кто-то на бегу, увидев сквозь мелодию – мальчишку,
Что ветру – солнцу – звёздам скрипкой песни пел –
До слёз пронятый мысленно: «СПАСИБО!!!»
Ему сказал, но – «нужно на работу ведь успеть,
Уволят же за опозданье, дома – дети!».
Остановились кто-то из не так закрученных бытьём,
Иль едущих ещё куда, не на работу –
Послушали, стояли, думали мелодией!
Что было мелочи карманами – футляру отдали за то.
Кто-то боялся, оступившись, жертвой стать
В опасном мире из железно-рельсовой подземки,
И на бегу ступени по привычке посчитав,
Прикидывал, как удивит! коллег:
«Маэстро мирового уровня, представьте – и в метрЕ!»
Играл маэстро, а над ним – бетонный потолок ...
... (А) когда-то ... он умел в канаве сточной,
Закрыв глаза, увидеть – времени порог,
И как вращаются прямо в руках галактики со звёздами! ...
Сейчас же, глядя в «кружку для оценки смысла» –
Футляр, в котором в мелочь пару пятаков,
Привыкнув сравнивать сквозь денег призму,
И на овациях массива – звуки нот ...
А тут вдруг – тишина! за исключением миазмов улиц шума,
И молчаливый топот многих ног ...
Разочарован! спесь внутри угрюмо
Всё гаденько нашёптывает что-то ...
Мелодии доиграны. Оваций нет.
В футляре одна треть от одного билета из театров.
Усталость на плечах: «У данных публик не в цене.
И что тут я пред ними прыгал глупым франтом?!».
А те, кто видели и слышали его –
Делились: «Представляешь, ЧТО я видел!
Бесплатно, среди пыли нашего метро –
Маэстро ТАК! играл, но грустно как-то … может выгорел?».
Прошла может неделя – и тот самый «пост»,
Что спровоцировал на «соцэксперимент»,
Всю мелочь посчитав, и сколько чего стоимость,
Писал, что «среди быдла духа нет».
Усовестили клерков, приподняв элиту,
И убедив маэстро – что «это не он»
Играл и не сказать, что и «не очень сильно»,
А вообще не вышел за пределы те, закатаны в бетон.
Обидеть же маэстро – как же можно!
Он гений! Его сборы бьют рекорды!
Но вот беда – что после всей этой истории
Маэстро как-то сдулся внутри что ли ...
Он ждал оваций! что его все знают!
Что на руках носить должны, кричать!
То «БРАВО-БИС», что так звучит на всяческих «Ла Скала»!
И слух его привычный услаждать.
Сломалось внутри что-то ... страдивари ...
За миллионы ... в звуки вкралась фальшь.
И меньше стали звать, огня не чуя (перед рябчиками),
Сборы упали. И куда себя девать???
Вино? В нем утонуть? Или по вене?
Внутри орёт огромнейший концерт!
А руки так хотят ... Но больше техника
Не радует, и денег стало – нет.
Продал, что было – и ушли подруги,
Кто восхваляли в дифирамбах, обнимали.
И все, кто раньше пел восторгом «о величьи его духа» –
Игрушки новые нашли, другие … «чёрные квадраты».
Вот он опять один, но ведь уже совсем не мальчик ...
Под крышей голуби токуют, божьи дети ...
И выбор мал, что общество представило:
Иль спиться, или спиться, или то и это ...
Однажды, глядя на пустые, все в заплатках, крыши,
И труб с дымАми толпы, так безсмысленных –
Он задремал ... бокал упал ... разбился ...
И в сне – увидел – своего учителя!
Тот руку взял, поднял, вложил прям в пальцы
Ту скрипку старую с истрёпанным смычком.
Сказал: ты прошёл путь того ж страдания,
Что до тебя и я собой прошёл.
Чтобы узнать, что настоящее и ценно –
Тебя учил я, но видать сей «мир»
Всё же принудит жизнь отдать размену
Ненужных медных труб, «что ты кумир».
Я тоже был маэстро «из Ла Скала»,
Я тоже до тебя сыграл толпе,
Я тоже думал, что она глухая –
Пока не вспомнил – как играть – на ветер!
Проснулся он – в руках та маленькая скрипка,
А на висках подёрнул иней сединой ...
Взял инструмент, пошёл по краю крыши –
И стал ИГРАТЬ – как птица поутрУ поёт.
Что плещет океан, у ног вздымаясь.
Что шепчут звёзды солнцу издалЯ.
Куда уходят тучи. И Любовь Святая –
На небо как восходит в розовых зорЯх!
Как дождь кропит собой пески глухие –
Оазис расцветая, дав им жизнь.
Как в впадинах морских щебечут рыбы,
И как выносит свету их молву дельфин.
Играя, он забыл о партитурах.
И не заметил, что уже – летит!
Когда немного смолк, поверхности коснувшись –
Увидел взгляд мальчишки изподлобия глазищ:
Заморыш маленький сидел на краешке канавы
И, рот раскрыв, испуганно смотрел –
А ручки, ножки – отбивали такты!
Мелодий, что маэстро только пел.
Тот, подойдя к мальцу, смотрел ему в глаза …
И вдруг всплыло внутри, что –
А когда-то ...
Учитель так же вот его нашёл, такого ж малыша –
На краешке облупленном канавы ...
...
Он подал руку – тот опасливо смотрел,
Потом спросил: «а дашь мне поиграть на скрипке?».
Ответил: «Да». И как и много тому раньше лет
Назад, сказал ему: «Иди за мной – я твой учитель».
И это НЕ «конец».
_______
Родной, Любимый – это всё
Плод ТВОИХ ИДЕЙ
Ты – МОЙ ГЕНИЙ!
Вдохновитель!
И – Учитель.
16.12/3
//любые сходства сюжета – НЕ биографичны
полностью фантазийный стих, но основанный частично на примерах публичных личностей
«Ла Скала» упомЯнут чисто символично
<*> СМИ, печатное издание, как таковое в принципе
Свидетельство о публикации №120121600199