КоленнонепреклонЕнный
Ушла мятущаяся, пылкая душа, большой Актёр широчайшего диапазона, талантливый поэт и пародист, интеллигент поколения 60-х, человек неуёмного темперамента, язвительный, резкий, ироничный, но вместе с тем светлый, с мягкой , смущённой улыбкой, с доверчивостью и непосредственностью ребёнка (большого и чуточку неуклюжего).
Образы его киногероев были всегда убедительны, точны, глубоки и узнаваемы и мне трудно выделить что-то стоящее особняком, ну, быть может его главная роль в картине "Дневной поезд", в изумительно психологически выверенном дуэте с Маргаритой Тереховой, где всё действие держалось на тончайших нюансах шараханий одиноких душ, интуитивно и страстно стремящихся к единению.
Среди множества его театральных работ, мне особенно запомнилась роль Вершинина в чеховских "Трёх сёстрах".
Роль, отведённая автором (Чеховым) этому герою, весьма невелика и скромна по объёму и драматургическому наполнению, но Гафт сыграл её в высшей степени виртуозно и мастерски.
Мне думается, что апофеозом всей пьесы (в чеховской задумке) и в режиссёрской интерпретации Галины Борисовны Волчек - являлся горький и ироничный парафраз шекспировской линии взаимоотношений Ромео-Вершинина (Гафта) и Джульетты-Ирины Прозоровой (Неёловой).
Ну, вспомните хотя бы сцену из шекспировской пьесы на балконе в Вероне и соотнесите её мысленно со сценой свидания Прозорова с Ириной , где вместо веронского балкона, увитого плющом, на сцене "Современника" фигурирует горбатый , как по форме, так и по (я почти уверен) режиссёрской аллюзионной задумке, "клон-мостик" - известный в Ленинграде, как Поцелуев мост.
И вот, в этом локальном апофеозе пьесы, на высшей точке моста, на перегибе обречённости судеб, встречаются любящие сердца и души Ромео-Гафта-Вершинина и Джульетты-Неёловой-Ирины.
И он, такой большой, нелепый, в распахнутой шинели-плаще Воланда, с глуповатой улыбкой и она, такая отчаянно робкая, и они оба - милые, славные, но обречённые на муки и вечную разлуку...
Да упокоится душа обворожительного актёра и поэта - Валентина Иосифовича Гафта.
Свидетельство о публикации №120121303919
Как много мы потеряли!...
Ирина Талых 16.12.2020 08:12 Заявить о нарушении
Олег Стоеросов 16.12.2020 08:13 Заявить о нарушении