Реферат396
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат
«Профилактика девиантного поведения молодежи средствами физической культуры и спорта»
Студент: (Фамилия И.О.)
Руководитель:
(Фамилия И.О.)
Новосибирск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Технология профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры 5
Диагностический этап 7
Мотивационный этап 9
Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта 10
Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной деятельности, отношение к здоровому образу жизни как к ценности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
;
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет давнюю историю, она появилась одновременно с зарождением человечества. Уже тогда общество ставило на её пути некие преграды, которые удерживали людей от поступков, противоречащих представлениям людей о правилах поведения. На первых порах такими ограничениями стали мифы и запреты – табу. В дальнейшем понятия о дозволенном и недозволенном изменялись, складывались другие правила. Длительное время определённые правила устанавливала религия. Постепенно, по мере развития человеческого общества, стали формироваться и более устойчивые правовые, морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем в последствии пытаться что-то изменить. Но, к сожалению, в нашем обществе до сих пор не предпринимается достаточно мер для профилактики девиантного поведения молодёжи.
Существующие социальные проблемы заставляют нас задуматься о том, почему это происходит. Почему ребенок изначально открытый и устремленный к добру, взрослея, постепенно приобретает асоциальный тип поведения. Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе ребёнка. В школах наблюдается рост формального отношения к детям, проще стали относиться к увеличению числа второгодников. Учителей перестало волновать определение детей в школы-интернаты, в детские дома, и даже спец. школы и ПТУ.
Было проведено социологическое исследование по употреблению алкоголя и наркотиков студентами вуза и колледжа. Приобщение респондентов к алкоголю происходило от 5-6 лет до 17 лет включительно. До 10 лет впервые попробовали 9,2% студентов; в 11-12 лет — 7,6%. В 13-14 лет — интенсивность приобщения увеличилась и составила 27,0%, а в 15-16 лет — уже 39,3%. В 17 лет впервые познакомились с алкоголем всего 5,6% опрашиваемых.
Основную роль в приобщении подростков и детей к алкоголю играли питейные традиции и обычаи. В целом, больше половины (67,7%) мальчиков и 79,4% девочек из числа употребивших впервые, познакомились с алкогольными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. Остальные мотивы первого знакомства с алкоголем, курением и наркотиками таковы: «из любопытства», «за компанию с друзьями», «случайно», «от нечего делать».
Это говорит о необходимости принятия соответствующих мер органами здравоохранения, просвещения и другими заинтересованными ведомствами. Для организации и проведения профилактической работы среди детей и подростков, для оперативной корректировки и оценки ее эффективности необходимо постоянно отслеживать ситуацию, т. е. школьные психологи должны проводить мониторинг факторов риска на местах.
Очень часто причины девиантного поведения несовершеннолетних кроются в семье. Семья является одним из важнейших институтов ранней социализации. В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты раннего семейного воспитания очень трудно исправимы.
;
Технология профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры
Высокие темпы роста подростковой преступности наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики отклоняющегося поведения.
Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния девиантному поведению среди подростков и молодежи, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт (ФКС), которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.
В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта в профилактике постоянно возрастает, о чем свидетельствуют результаты работы двух Всероссийских научно-практических конференций по проблеме: "Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи".
Одним из важнейших направлений в профилактике среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
В последние десятилетия при школах, ПТУ стали создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.
Однако по данным социологических исследований, более 3 млн детей отлучены от занятий физической культурой в школе, а в спортивных секциях занимаются не более 20% учащихся. Весьма примечателен тот факт, что в ряде регионов, где профилактическая работа строится в основном с акцентом на проведении физкультурно-массовых мероприятий, рост числа трудных подростков из года в год не увеличивается.
К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике отклоняющего поведения, следует отнести:
• • отсутствие должного финансирования;
• • нехватку спортивных баз;
• • недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы ФКС;
• • недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;
• • снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;
• • отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;
• • низкие темпы развития клубной системы занятий ФКС с учетом потребностей и возможностей населения;
• • недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.
;
Диагностический этап
Первый этап, названный диагностическим, имеет своей целью изучение знаний, мотивов и включенности их в спортивно-оздоровительную деятельность. Ведущей педагогической задачей при организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи является выявление знаний и значения физической культуры и спорта в жизни человека; изучение причин сложившегося негативного отношения к урокам физической культуры и отсутствие желания заниматься в досуговой деятельности спортом.
Необходимыми условиями решения поставленных задач при организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи являются диагностика психолого-типологических особенностей и изучение физических качеств, спортивных умений и навыков учащихся; межличностных отношений в коллективе, оценка уровня сформированности интереса к урокам физической культурой.
С целью диагностики можно реализовать следующие методы: анкетирование; наблюдение; беседа с родителями и обучающимися; анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, планов работы; и методики: карта наблюдений педагогов за проявлением у подростков признаков девиантного поведения (Н.В. Майсак) [1], карта социально-педагогического наблюдения по выявлению уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой, социальная анкета и диагностика склонности к девиантному поведению; тест «Кто я?» И.С. Клециной, адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой, методика «Твои желания», опросники аффилиации (потребность в установлении добрых отношений) и «Потребность достижения успеха» Р.С. Немова, анкета «Осознание обучающимися физических качеств»; методика «Мир моей семьи» Л.М. Фридмана.
Диагностика причин нежелания подростками заниматься спортивно -оздоровительной деятельностью позволит выявить, у какого количества учащихся отсутствует установка на позитивное проведение досуга, кто нуждается в изменении своего образа жизни и тех, кто регулярно занимается в секциях, клубах, а также делает зарядку. Так же диагностика поможет выявить тех, кто не проявляет интерес к здоровью и нарушает режим дня и питания.
Наличие выявленных факторов поможет выявить процент учащихся, имеющих плохое самочувствие и жалобы на состояние здоровья, что в свою очередь негативно влияет на состояние опорно-двигательной, центральной нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
;
Мотивационный этап
Цель второго, мотивационного, этапа – интенсивное обучение подростков и молодёжи с девиантным поведением разным методам и приемам физической деятельности, мотивация их к развитию физических качеств, спортивных умений и навыков. На втором этапе решаются задачи, связанные с профилактикой девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта. Среди них:
; применение разных средств и методов, способствующих включению всех учащихся («слабых», «средних», «сильных») в активную спортивно-оздоровительную деятельность на занятиях физической культуры;
; разработка дидактических материалов по профилактике девиантного поведения, способствующих активной включенности подростков и молодёжи в занятия физической культурой и спортом;
; реализация сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации спортивно-оздоровительной деятельности девиантных учащихся;
; развитие тренерами и преподавателями в подгруппах коллективной деятельности взаимного контроля, взаимного обучения, взаимопомощи, самоуправления.
Спортивно-оздоровительная деятельность учащихся по профилактике девиантного поведения должна включать комплекс занятий в спортивных залах, бассейнах, организацию спортивно-туристических сборов, обучающих семинаров и тренингов и др. Включенное и невключенное наблюдение за школьниками позволит выявить мотивы и потребности в зависимости от социальной обстановки. В формировании позитивных мотивов и потребностей большую роль играет стремление соответствовать социальным нормам и стандартам, расширение знаний о пользе и необходимости физических упражнений, повышение интереса к модным видам спорта и воздействие средств массовой информации.
Этап целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта
На третьем этапе целенаправленной организации профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта решается задача перехода сформированного индивидуального опыта спортивно-оздоровительной подготовки обучающихся в их систематическую индивидуальную спортивную деятельность.
С учетом возрастных особенностей девиантных личностей, для которых ведущей деятельность является общение со сверстниками, основной формой организации на уроках-тренировках должна являться работа в малых группах, в парах, в командах. Эта принципиально значимая форма активизации спортивно-оздоровительной деятельности подростков имеет целью формирование спортивно-коммуникативных возможностей обучающихся. Всё это обеспечивает объективные условия для реализации потенциальных физических возможностей каждого подростка, работающего в составе малой группы, целенаправленно ориентируя его на совместную активную спортивно-оздоровительную деятельность. Работая в малой группе и взаимодействуя в ней, учащиеся интеллектуально обогащаются, приобретают и заимствуют такие личностные качества, которые невозможно приобрести вне группы. В процессе профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта совершенствуются знания, умения и навыки обучающихся, приобретаются навыки позитивного межличностного общения, перерастающие в сотрудничество и умение работать в коллективе, формируя такие качества как взаимопомощь, чувство ответственности, силу воли, выдержку, целеустремленность.
При этом на каждом занятии фиксируются промежуточные результаты исследования индивидуальных особенностей, поведенческих характеристик, стилей взаимоотношения, спортивных достижений девиантных учащихся. Особое внимание обращается на контроль за внешним проявлением состояний, возникающих при выполнении тренировочных заданий, а именно контроль за непроизвольным мышечным напряжением, мимикой, словесным сопровождением, изменением психо-эмоционального состояния, реакцией в случае победы или поражения.
Доминирующим стимулом становится стремление подростка к успеху, известности, независимости, а, следовательно, инструментом реализации своих потребностей становится соревновательная деятельность.
;
Этап формирования потребности в спортивно-оздоровительной деятельности, отношение к здоровому образу жизни как к ценности
Заключительный этап технологии профилактики девиантного поведения подростков и молодёжи средствами физической культуры и спорта – это формирование потребности в спортивно-оздоровительной деятельности, отношение к здоровому образу жизни как к ценности. Ведущей задачей является развитие навыков самостоятельной физической деятельности и желания достигать значительных успехов в физической культуре и спорте. На данном этапе проводятся специально организованные формы занятий физическими упражнениями и воспитательные мероприятия, направленные на формирование интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой. Идёт повышение продуктивности воспитательно-образовательного процесса и перевод девиантных подростков в активных субъектов по выбору здоровой жизненной и профессиональной траектории.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001.
2. В.С.Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», М.2000
3. Олиференко, Л. Муниципальная система социально-педагогической поддержки // Народное образование. – 2000. - № 8.
4. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.
Свидетельство о публикации №120121303711