Добро и зло с одной личиной

(фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи из трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане)


А творчество не терпит торопливости,
Оно не терпит также суетливости,
Бывает, ради одного мазка,
В сомненьях бродишь год и два.
*
Так Леонардо с «Тайною вечерью»,
Отринув искушенья к лицемерью,
В сомнениях страдал перед стеною,
Санта-Мария, церкви,  пред собою.
Как показать Иуду и Христа,
Несовместимость пустоты и лик творца?

Нашёл он быстро для Христа натуру,
Из той же церкви певчего фигуру,
Всем подошел: мечтателен, задумчив,
Взгляд умных глаз на будущее вдумчив.
Про всех всё знает. И не нужно осужденье,
Любое зло не исключит спасенья.

Натуру для Иуды искал долго,
Шли дни за днями – не было всё толка.
Три года пролетело, как мгновенье,
Не посещало Леонардо откровенье.
Пока однажды у канавы сточной,
Ему попался нищий полуночный.

И всё что надо для характера Иуды,
Всё отражали нищего  глаза и губы,
Греховность, себялюбие, бесчестье,
И страха огонёк в глазах – возмездье,
За совершённое предательство Мессии,
Идти ведь это противу Стихии.
*
А жалкий нищий наконец-то протрезвел,
И фреску пред собою он узрел,
И закричал он  в страхе и волнении:
- Я её видел уже раньше без сомнения!
- Когда и где? – не выдержал тут Леонардо,
На крепостной стене раздался выстрел из бомбарды.

- Я видел её года три назад, я пел в церковном хоре,
Тогда я счастлив был и не предвидел, что случится горе,
Один художник рисовал с меня Христа,
Для фрески этой… у меня была мечта…
Как больно мне всё это вспоминать,
Иуда и Исус. Ну как себя понять?
7 декабря 2020 г.


Рецензии