Эра религиозного знания не ушла?

                Эра религиозного знания не ушла ?
          (Об актуальности синергийной деятельности  человека)
    
      Исторические сдвиги начала 3 – го тысячелетия подтвердили: развитие не линейно. Развитие кого? Конечно, мы имеем в виду человека в обществе. Одним из признаков образованности ещё недавно считалось признание закономерности отмирания религии. Этого события в Советском Союзе ожидали, чуть ли ни со дня на день. Вместо этого мы на сегодня только в одной РПЦ имеем «полтора-два храма в день».  И это на фоне, продолжения в мире развёртывания секуляризации. Впрочем, «российский религиозный ренессанс», наверно, тоже не навсегда.   
   Но и секуляризация  не означает отмирания религиозного сознания. Мнение учёного мира склоняется к тому, что секуляризация демонстрирует явное изменение положения религиозного сознания и знания в обществе, но не его отмирание..
           Нам представляется, правильнее  говорить об эре  не религиозного, а мифолого-религиозного  знания. Хотя это и разные формы знания (миф и религия), но они генетически связаны и в историческом прошлом, и в настоящее время. В религиозное учение включены мифы. Тот или иной миф потенциально может войти в религиозную систему. Мифы присутствуют и в искусстве и в науке.  Мифы, считающиеся более ранней формой знания,  чем религии, подготовили условия для функционирования «полноценных» религий.
         В наше время религиозное знание воспринимается как реликтовое.  И его история позволяет признавать, что вся духовная культура: искусство, философия, наука выросли из религии. Может быть, точнее было бы говорить из мифа. Но миф в религии образует с ней такой симбиоз, что их трудно разделить. В мифе религия запечатлевает себя.
        Религия в синергии с мифом создала пространство для всех остальных форм духовной культуры, в том числе и для науки.  Наука не только вознесла материально людей надо всеми живыми существами планеты кроме, разве что, вирусов и микробов, но и создала технические возможности для самоистребления человечества.
      А знаний, которые указывают  на то, как избежать этого самоистребления, большая часть человечества ни искать, ни усваивать, ни углублять  не спешит, а это должно быть делом каждого человека и не в рознь, а синергийно.  Религии давно отметили эту проблему: человеку с его индивидуализмом и агрессивностью к окружающему миру грозит самоистребление. Религии представили свои варианты знаний о том, как решить эту проблему: молитвой (в целом, ритуалами) и нравственно-моральным самосовершенствованием. Именно второй вариант обуславливает сохранение значимости религии в обществе. 
     Секуляризация побуждает религии терпимее относиться друг к другу. Полагаем, что постепенно секуляризация приведёт религию к синергии с наукой, искусством и философией на основании определения имплицитно в качестве основной своей социальной функции (функции религии): нравственно-моральное возвышение (совершенствование) человека, а, следовательно, и спасения его. История опыта религиозного сознания демонстрирует, что только оно  в лучших своих проявлениях (в мировых религиях) может апеллировать не к частным, а к общечеловеческим ценностям. Ведь в конечном итоге, действительно, на планете Земля перед  лицом необъятной Вселенной мы пока не обнаружили других существ, обладающих разумом, и пока только себя мы можем считать братьями и сёстрами по разуму. Разум людей – это и разум всех живых существ на планете и, может быть, это достояние всей Вселенной.
       Социальная борьба примет характер борьбы за обретение и развитие знания, но не о том, как спастись отдельным индивидам, или  отдельным группам людей (это вчерашний день религиозного знания) , а всечеловечно. А всечеловечно  –  значит в синергии со всеми формами знания (не то, что выдаётся за знание, а то, что является знанием) и сознания . 


Рецензии