О глубине и пустозвонстве

«Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения»
                О. Бальзак

Эпоха выбирает
поколенье
и смешивает
 глину бытия,
чтоб изваять
скульптуру покаянья:
кто был возвышен
или убиен.
 
Вокруг звучит
прекрасная симфония
из пенья птиц,
соцветия рябин –
и наполняет смыслом
подсознание:
судьбою важной
каждый одарён!
 
Ты – лишь зерно,
как тень изображенья
в порханьи ножек
хрупких балерин!
Сознания живого
дерзновение…
Прорвавший тьму,
один на миллион.
                *
Глубина писательской личности определяется темами, волнующими его сознание: жизнь и смерть, война и мир, любовь и ненависть… А ещё семья, космос, родная страна и много чего прочего.
Такого масштаба были Лев Толстой и Фёдор Достоевский! И чуть менее крупные – Чехов, Бунин, Куприн и другие. Наверное, к данному ряду можно отнести и Владимира Набокова. Обособленно стоит Михаил Булгаков, со всем своим творчеством (и особенно с «Мастером и Маргаритой» – эпической картиной битвы добра и зла!).
Писатель может приукрашивать то время, что описывает в своих произведениях – в угоду тем или иным правителям, политическим силам. Но тогда он начинает грешить против самой природы творчества! Любая ложь в литературе наказуема забвением. Прекрасное знание языка или владение художественной техникой – никак не спасает творца от творческой смерти…
Подобное происходит сегодня с современной русскоязычной литературой – она мертва и не интересна! Отсюда и такая сильная тяга к переизданию биографий советских писателей, (впрочем, их судьба никого теперь особо не интересует!).
Только ювелирный «скальпель» художника может анатомировать время, в котором он живёт. В известном рассказе Толстого «После бала» нет ничего выдающегося: ни по языку, ни по технике построения повествования. Но если посмотреть на содержание глазами очевидца времени, когда жил Лев Толстой, то можно представить, какое отторжение вызвал рассказ у правящего сословия!
Не проводя, ни дай бог, никаких параллелей – хочу сказать, что мой маленький рассказ из двух частей «Гений Иванович» и «Смерть за Родину» вызвал большое количество отрицательных откликов… Ну и слава богу, такова его задача: подвергнуть анализу настоящее время – время духовного кризиса и поиска новых путей для нашей общественной и экономической жизни. Но я не знаю выходов из сложившейся ситуации: не моё дело их предлагать!
Поэтому остаётся лишь вскрывать и описывать время, в которое я живу. Что изучаю, как художник, во всех его проявлениях.
А хорошо у меня получается или плохо – уже другой вопрос и не мне об этом судить, а вам, дорогие читатели! Но если кого-то задевают и возмущает мои тексты – уже хорошо…
Значит есть эмоция, что самое важное! Как первый шаг к вдумчивому осмыслению происходящего.
 


Рецензии