Реферат368

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774

Реферат на тему
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
   

Обучающийся:
Руководитель:
               

Новосибирск 2020

ВВЕДЕНИЕ
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. спорт девиантный поведение социальный
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.;

1. Понятие девиантного поведения

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
;
2. Причины девиантного поведения

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально - психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.
Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется.
Ещё одна из причин девиаций - возрастные особенности психики подростка.
Для психического развития характерны возрастные кризисы. При воспитательном воздействии взрослых ребёнок начинает сопротивляться, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести.
Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать "искажения отношений подростка с действительностью".
Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.
Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании (социально отрицательные) связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать, прежде всего, как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка.
Таким образом, подростковый возраст - трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков.;

3. Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и спорта

Высокие темпы роста подростковой преступности наглядно показывают, что подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, а ее ежегодный рост дает основание предполагать, что в ближайшее время положительные сдвиги маловероятны, если не будут приняты кардинальные меры по улучшению системы профилактики отклоняющегося поведения.
Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния девиантному поведению среди подростков и молодежи, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт (ФКС), которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.
В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта в профилактике постоянно возрастает, о чем свидетельствуют результаты работы двух Всероссийских научно-практических конференций по проблеме: "Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи".
Одним из важнейших направлений в профилактике среди молодежи является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства.
В последние десятилетия при школах, ПТУ стали создаваться подобные структуры. Основная направленность их деятельности заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.
Однако по данным социологических исследований, более 3 млн детей отлучены от занятий физической культурой в школе, а в спортивных секциях занимаются не более 20% учащихся. Весьма примечателен тот факт, что в ряде регионов, где профилактическая работа строится в основном с акцентом на проведении физкультурно-массовых мероприятий, рост числа трудных подростков из года в год не увеличивается.
К основным причинам, сдерживающим использование физической культуры и спорта в профилактике отклоняющего поведения, следует отнести:
• отсутствие должного финансирования;
• нехватку спортивных баз;
• недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы ФКС;
• недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни;
• снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов;
• отсутствие целенаправленной работы по физическому воспитанию, особенно в дошкольных учреждениях;
• низкие темпы развития клубной системы занятий ФКС с учетом потребностей и возможностей населения;
• недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.
Программа профилактики девиантного поведения у подростков и молодежи должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности, средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям ФКС и блока дифференцированного применения ФКС для коррекции психоэмоционального состояния; повышения уровня двигательных способностей и функционального состояния организма.
Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины, если таковые имеются, девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетных видов этой деятельности.
Методика физического воспитания педагогически запущенных подростков имеет свои специфические особенности, так как наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.
Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности.
В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:
• учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;
• усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;
• важно своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;
• в процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемость.
Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах отводится коррекции психоэмоционального состояния подростков, используя для этого следующие методические приемы:
• создание педагогических условий, в которых тревожные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);
• при неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;
• предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;
• извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;
• проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, поддержание инициативы, самостоятельности и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно-спортивную деятельность являются:
• на начальном (побуждающем) этапе - беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, ознакомление с особенностями и характеристиками видов спорта;
• на этапе формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту - беседы, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе и т.д.;
• на этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта - контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях, ходатайство о снятии с учета в органах милиции.
Любые задачи профилактики девиантного поведения средствами физической культуры и спорта решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.
Концепция профилактики асоциального поведения среди молодежи средствами физической культуры и спорта должна опираться на государственную Концепцию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, предусматривающую пути, средства и методы "формирования у населения устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культуры и спортом, навыков здорового образа жизни, моды на спорт, особенно среди подрастающего поколения".
Среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:
• повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их образования в области ФКС;
• наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;
• физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть включен в план всех образовательных учреждений;
• объем двигательной активности на всех возрастных этапах (он должен составлять не менее 6-8 ч в неделю).
Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:
• урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
• дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
• спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников и др.).
Следует развивать систему пропаганды физической культуры и спорта через средства массовой информации, и особенно телевидение, поскольку для молодежи именно оно - основной источник информации.
Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия физической культурой и спортом.
Многолетними исследованиями профессора В.К. Бальсевича и его учеников показано преимущество занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях, построенных по принципам системы спортивной тренировки с применением индивидуально -дифференцированного подхода. В настоящее время уже доказано, что при интенсивных физических нагрузках увеличивается производство эндогенных опиатов в организме, и в особенности при занятиях экстремальными видами двигательной активности, что в конечном итоге выполняет функцию профилактики состояний фрустрации. Вместе с тем нельзя не учитывать отношение учащихся к различным видам двигательной активности и определенным видам спорта.
Исследования в этом направлении показали, что младшие школьники отдают предпочтение спортивным играм, лыжному спорту, легкой атлетике. В меньшей степени им нравятся различного рода эстафеты и гимнастические упражнения. В числе предпочтительных видов физических упражнений мальчики назвали футбол, плавание, борьбу, а девочки - упражнения со скакалкой, обручем, теннис.
Ответы мальчиков 5-7-х классов выявили низкую избирательность интересов. Предпочтение отдается игровым видам спорта - 63%, плаванию - 25%, атлетизму - 7%. У девочек на первом месте плавание - 39%, затем целый ряд индивидуальных видов спорта, таких как фигурное катание, коньки, лыжи, туризм. К наиболее предпочтительным видам спорта юноши старших классов отнесли спортивные игры - 67%, атлетизм - 18%, плавание - 13%. Девушки отдают предпочтение занятиям аэробикой - 40%, плаванием - 16%, причем выявленная тенденция нарастает с 9-го по 11-й класс.
Анализ интереса к урокам физической культуры показал, что с возрастом он снижается: у девушек - с 92% в 1-м классе до 56% в 9-м, а у юношей соответственно с 97 до 80%. В числе причин пропусков уроков физической культуры на первое место подростки ставят лень, на второе - отсутствие спортивной формы. Общий анализ показал неустойчивость мотивов учащихся к занятиям физической культурой.
Полученные данные позволяют говорить о необходимости поиска новых моделей, средств и форм организации школьного физического воспитания подростков как необходимого условия предупреждения девиантного поведения. В обобщенном виде данное направление профилактики с использованием средств и методов физической культуры и спорта должно предусматривать: выявление подростковых групп и их лидеров, изучение внутриличностных и межличностных отношений в неформальных группах, создание благоприятного климата в неформальных группах, организацию для детей "группы риска" форм досуга, разработку средств и методов педагогического воздействия, исходя из интересов и потребностей школьников; коррекцию физического и нравственного здоровья в системе тренировки.
Важными направлениями работы по профилактике отклоняющегося поведения средствами физической культуры и спорта являются систематизация, обобщение и распространение передового опыта, накопленного в различных регионах России.
В целях создания эффективных технологий и организационно-управленческих моделей физкультурно-профилактической работы среди, подростков и молодежи Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму создал Федеральные экспериментальные физкультурно-спортивные центры по разработке и апробации технологий профилактики наркомании. Анализ работы таких центров, проведенный специалистами Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта, позволяет говорить о том, что там, где имеются высококвалифицированные кадры, разработаны научно обоснованные методические рекомендации профилактики наркомании и намечены конкретные методические пути реализации этой проблемы.
В сложившихся условиях видится необходимость координации работы экспериментальных центров в плане единства методологических подходов, методов исследования и путей реализации программ профилактики асоциального поведения средствами физической культуры и спорта. При этом приоритетными направлениями работы каждого центра должно быть его ведущее "сильное" звено. В конечном итоге такая работа позволит реализовать единую систему профилактики негативного поведения.;

Заключение

Девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы, необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход и применять меры по его ликвидации.
Социальная профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению. В основе наиболее распространенных форм антиобщественного поведения подростков лежит удовлетворение потребности личности в самоутверждении и самореализации. Для подростков характерна повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда новых и сильных ощущений.
Одним из важнейших направлений в профилактике отклоняющего поведения является вовлечение молодежи в физическую культуру и спорт.
Основная цель заключается в отвлечении детей от асоциальных явлений микросреды, вовлечении в спортивные секции, формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, в нравственном воспитании при активном использовании средств и методов физической культуры и спорта.;

Список используемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст]: учебник/ Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2000.-326с.
2. Кон, И.С. Психология старшеклассника. [Текст]: учебник/ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
3. Столяренко, А.М. Социальная психология. [Текст]: учебное пособие/ А.М. Столяренко. - М.: Наука, 2001.-254с.
4. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. [Текст]: учебник/ Ю.Б. Можгинский. - С-П.: Высшая школа,2000 - 238 с.
5. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. [Текст]: учебник / В.Г. Степанов. - М.:, 1988. -458 с.
6. Кабачков, В.А. Социально - педагогические подходы к профилактике подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта/В.А. Кабачков // Физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 36-39.
7. Шиянов, Г.П. Особенности организации и методики физической подготовки школьников 11-13 лет с учетом соматической зрелости/ Г.П. Шиянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 11.
Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. – М.: Вербум, 2001.

Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 2001.

Олиференко, Л. Муниципальная система социально-педагогической поддержки // Народное образование. – 2000. - № 8.

Озолина, Е.В. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук / Е.В. Озолина, B.C. Дмитриев, Н.О. Рубцова // Теория и практика физического воспитания. - Москва. - 1999. - №5.


Рецензии