Завет

ПЕРВЫЙ ЗАВЕТ
 
До закона Моисеева было время, когда мы были безгрешными и невинными. Тогда Бог заключил с нами завет, согласно которому мы из благодарности к Богу, сотворившему нас, сотворившему всё для нас, должны были плодиться, размножаться и наполнять землю Божьими людьми, быть водимыми Богом, благодаря чему владычествовать над всею землёю, возделывать и хранить свой едемский сад и себя в нём. Если же мы по неизвестным или известным нам причинам не были водимы Богом, мы из благодарности к Нему должны были искать Его (Деян.17;26,27). Мы должны были из страха духовной смерти не вкушать плодов от дерева познания добра и зла.

Невинные, мы имели семь степеней защиты для того, чтобы не согрешить: 1) мы не могли существовать иначе, как будучи водимыми Богом; 2) не знавшие зла, мы не могли чувствовать, мыслить и поступать дурно; 3) были предупреждены о смертельном последствии непослушания; 4) Бог дал нам умилённые, благодарные сердца, побуждающие нас благодарить, хвалить, славить Бога, искать Его, призывать Его имя; 5) дал нам страх Господень – из умилённого, благодарного сердца страх огорчить Бога; 6) в трудных обстоятельствах Адам мог искать помощи и защиты у Бога, а его жена – у Адама; 7) мы не имели плотской, греховной природы. Имея такие степени защиты, мы были в рабстве своей природы. Но желание Бога, чтобы мы водились Им, не слепо следуя своей природе, не из страха смерти, а свободно из умилённых, благодарных сердец.

Поэтому Бог дал нам волю. Наша воля была свободна. Благодаря ей мы могли делать выбор и, следовательно, как Бог, иметь ответственность. Поэтому Бог поместил в едемском саду дерево познания добра и зла. В силу предоставленных нам Богом семи степеней защиты, дерево познания добра и зла не представляло для нас никакой опасности, потому что у нас не могло даже возникнуть желания согрешить. Едемский змей –  вот что делало нас свободными в едемском саду.


ЗАВЕТ ДО ЗАКОНА

Вследствие того, что мы однажды, не будучи водимыми Богом, не взыскали Бога, обольщённые змеем, осуетились в своих умствованиях, наше несмысленное сердце омрачилось, мы, называя себя мудрыми, обезумели, заменили истину Божию ложью, поклонились и послужили твари вместо Творца, согрешили и духовно умерли.

Обольстив нас, диавол подарил нам свой диавольский подарок – противящуюся волю, плотскую, земную, душевную, бесовскую. Актом согрешения мы нарушили заповедь, в результате чего она была отменена.

Рим.5;12,13: «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть... и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили... ибо и до закона грех был в мире». Апостол Павел говорит о времени после грехопадения и до закона Моисеева. Наш разговор об этом времени. Был ли в это время заключён завет между нами, людьми, и Богом? Был. Мы не должны были уже владычествовать над землёю, поскольку потеряли это владычество, не должны были уже хранить свой сад, поскольку не сохранили его, но мы не должны были скрывать свой грех (Быт.3;7), должны были признать свои грехи, своё греховное состояние, приносить жертву за грех, чтобы наши беззакония были прощены и грехи покрыты (Быт.3;21). Ева должна была стать матерью всех живущих (Быт.3;20). Мы должны были плодиться, размножаться и наполнять землю Божьими людьми, быть водимыми Богом, для чего должны были искать Его, должны были возделывать землю, из которой взяты (Быт.3;23).

Часть людей на земле пошла путём исполнения этих заповедей. Авель признавал свои грехи, своё греховное состояние, верой принёс жертву за грех и ею получил свидетельство, что он праведен (Евр.11;4). Во времена Еноса, сына Симова, внука Адамова, мужи Божии начали призывать имя Господа, искать Бога, называться именем Господа. Верою Енох ходил Богом (Быт.5;24), и «Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11;5). Верою Ной утешил «нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт.5;29). Все мужи веры от Еноса призывали имя Господа, искали Его; от Еноха – ходили Богом. Этого завета Ноев завет и закон Моисеев не отменили. И после потопа и после Синая нам надлежало: 1) признавать свои грехи, своё греховное состояние, приносить жертвы за грех; 2) призывать имя Господа, искать Бога; 3) водиться Богом; 4) плодиться, размножаться и наполнять землю Божьими людьми; 5) возделывать землю, которую проклял Господь.


ЗАКОН

С приходом закона прежний завет не был отменён. Мы не должны были скрывать свой грех (Быт.3;7), должны были признать свои грехи, своё греховное состояние, приносить жертву за грех, чтобы наши беззакония были прощены и грехи покрыты; должны были плодиться, размножаться и наполнять землю Божьими людьми; быть водимыми Богом, для чего должны были искать Его, должны были возделывать землю, из которой взяты. На Синае Бог дал Своему, избранному Им народу закон заповедей как всему народу так и священству. Исследуя закон, иудейские учителя насчитали в нём 613 заповедей, которые надлежало неукоснительно соблюдать. Несоблюдение заповеди считалось грехом, за который полагалось соответствующее наказание. Всякий грех, совершаемый человеком, ведёт его к духовной смерти, так как отделяет его от Бога. Указанием на это было предусмотренное законом принесение жертвы за грех.
   
В трактате «Шаббат», лист 31а рассказывается как некий иноплеменник, принявший еврейство, спросил у Гиллеля (75г.дон.э. – 5г.н.э): «Научи меня всей Торе, пока я стою на одной ноге», и Гиллель сказал ему: «Всё, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему (это другая формулировка заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого самого себя»). Всё остальное комментарий. Иди и учи». Та же идея высказана Апостолом Павлом в Гал.5;14 и Иисусом Христом в Мтф.7;12.
Однако в Мтф.22;36-40 Иисус говорит, что заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим...  есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Здесь Господом высказана глубокая мысль о том, что в заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» заключается весь закон, но исполнен он может быть только при условии нашего хождения Богом, в случае, когда Бог с нами. А Бог с нами, когда мы с Ним, и только в случае, если мы будем искать Его, Он будет найден нами (2Прлп.15;2). Поэтому первая и наибольшая заповедь в законе – это (Вт.6;5) «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими», и чтобы народ не сомневался в том, что это значит, двумя главами ранее, во Вт.4;29 сказано: «Когда ты взыщешь... Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоею». Израилю надлежало любить Бога, приходить к Нему, искать Его, находить, ходить им и так исполнить заповедь любви к ближнему, а если бы кто согрешил по ошибке, то закон предусматривал принесение жертвы за грех.
 
Итак, любить Бога, приходить к Нему, искать Его, находить Его, ходить им. Евр.11;6: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Любить невидимого Бога, приходить к Нему, искать Его, находить Его, ходить им можно только верою. «А без веры угодить Богу невозможно». Верою, из любви к Богу, в прихождении к Нему, в искании, в нахождении Его, в хождении Им праведным пред Богом Захарии и его жене Елизавете удалось поступать «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». «Израиль» же, «искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» (Рим.9;31), не потому что до него невозможно было достигнуть, а «потому что искали не в вере, а в делах закона» (32). И Давид сетует (Пс.13;2,3) «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». И Павел цитирует (Рим.3;10,11): «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога».

Мог ли ветхозаветный человек оправдаться исполнением всех Господних заповедей и уставов? Может ли человек поступать по всем Госполним заповедям и уставам беспорочно? Судя по тому, что Захария и Елизавета были праведными перед Богом, да (Лк.1;5,6). Судя по тому, что христианин Анания (Деян.22;12) был мужем праведным по закону и одобряемым всеми иудеями в Дамаске, да. Но если да, то почему Пётр и Павел, не будучи лицемерами, (Гал.2;16) «узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть»? Что означают «дела закона» в этом случае и почему человек оправдывается не тем, что поступает «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», «а только верою в Иисуса Христа»?

На Апостольском соборе в Иерусалиме Ап. Пётр по долгом рассуждении (Деян.15;7) и по действию Святого Духа (28) сказал, что (8) Сердцевед Бог дал язычникам свидетельство, даровав им Святого Духа так же, как и христианам из иудеев, (9) не положив никакого различия между язычниками и иудеями, верою очистив их сердца. Верою очистив сердца язычников, Сердцевед Бог не положил никакого различия между язычниками и иудеями. Ибо (Гал.3;26-29) все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже ни иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все - одно во Христе Иисусе. Если же мы Христовы, то мы семя Авраамово и по обетованию наследники. Поэтому, когда некоторые христиане из иудеев, (5) из фарисейской ереси (1) учат братьев (5) обрезываться по обряду Моисееву и соблюдать закон Моисеев, то они искушают Бога, (Вт.6;16) что является нарушением заповеди, искушают Бога тем, (Деян.15;10) что желают возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни христиане из иудеев ни их отцы. Обрезываться по обряду Моисееву и соблюдать закон Моисеев – это иго, которого не могли понести иудеи. Почему?

Потому что подзаконные были грешными, мёртвыми от Едема (Рим.5;12), плотскими, проданными греху (Рим.7;14), ибо не жило в нас, то есть в плоти нашей, доброе; потому что желание добра было в нас, но чтобы сделать таковое, того мы в себе не находили (18). Поэтому, хотя (Рим.7;12,14) закон свят, духовен, и заповедь свята и добра, (Рим.8;3) закон, ослабленный обольщённой и развращённой нашей плотью был бессилен.

Праведный будет жив верою, а закон не по вере. Тот, кто исполняет его, будет жив им, но так как праведный будет жив верою, то ясно, что законом никто не оправдывается перед Богом (Гал.3;12,11). Если бы при изменении отношения к закону, закон оказался бы в состоянии животворить, то праведность была бы от закона (21), и не было бы необходимости в перемене закона. Но (Евр.7;18,19) закон был отменён по причине его немощи и бесполезности, потому что ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. «Ибо» – (Евр.8;7) – «если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому». Евр.10;1-4: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Жертвы, приносимые по закону (Евр.9;13) освящали «осквернённых, дабы чисто было тело». Этим (8,9) Дух Святой показывал, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния, которая есть образ времени, когда приносились дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенными приносящих их. Жертвы, приносимые по закону (14) не могли очистить нашу совесть от мёртвых дел для служения Богу живому и истинному. Поэтому закон и пророки говорили о Новом завете.


НОВЫЙ ЗАВЕТ

Иисус Христос, Бог (1Тим. 3;16), явившийся в подобии греховной плоти (Рим.8;3), оправдал Себя в Духе (1Тим.3;16), был предан за наши грехи (Рим.4;25), праведник за неправедных (1Пет.3;18), освободил нас от власти над нами сатаны (Еф.2;2), выкупил нас из рабства греха к смерти (Рим.6;16). Мы, верою приняв Иисуса Христа, уверовав в Его имя (Ин.1;12), имеем рождение свыше от слова благовествования (1Кор.4;15) и от Святого Духа (Ин.3;3,5), данного нам (Рим.5;5), Который мы получили не через дела закона, а исключительно через наставление в вере (Гал.3;2); верою, примирившись с Богом смертью Иисуса Христа, мы оправданы Его Кровью (Рим.5;9,10); имеем Отца и Сына во Святом Духе, рождение свыше, спасение, усыновление, наследие, стали новой тварью, стали духовными не своими делами и усилиями, а исключительно благодатью Спасителя Иисуса Христа.
Мы верою приняли решение покаяться, то есть отвратиться от греха и обратиться к Богу, решение креститься, то есть погрузиться в Иисуса Христа, стать Богу верными и добрыми работниками: отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Иисусом Христом (Мтф.16;24), куда бы Он ни пошёл (Отк.14;4). Вследствие этого Бог Духом Святым дал нам умиление.

Из умиления вытекают решимость служить Богу; страх Господень – из умилённого, благодарного, любящего сердца страх огорчить Бога; решимость покаяться и креститься. Деян.2;37,38: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Пётр не сказал им, чтобы они приняли обрезание по обряду и соблюдали закон Моисеев, показав этим с чего следует начинать христианину.

По Своём воскресении Иисус Христос явился многим (1Кор.15;5,6), вознёсся во славе (1Тим.3;16), воссел одесную Бога на небесах (Мрк.16;19), умолил Отца, дабы дал нам Своего Святого Духа (Ин.14;16), чтобы познать нас, достигнуть нас, чтобы Отец и Сын пребывали в нас Святым Духом. Мы, будучи оправданы Кровию Иисуса Христа, примирившись с Богом смертью Иисуса Христа, спасёмся жизнью Иисуса Христа, вселившегося в наши сердца Святым Божиим Духом (Рим.5;9,10) и через познание Его имеем всё для жизни и благочестия, то есть праведности (2Пет.1;3). Нам надлежит со страхом и трепетом совершать своё спасение (Флп.2;12).
 
Нам, верою признавшим себя грешными и мёртвыми по нашим грехам и преступлениям, из признательности и благодарности к Спасителю Богу принявшим Иисуса Христа Господом, Господином нашей жизни, Бог дал Святого Духа. Бог – Отец и Сын во Святом Духе – вошёл в наши сердца Духом Святым, данным нам. Рим.5;5: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Рим.8;16: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии». Иисус Христос достиг нас (Флп.3;12).

Но Бог хочет, чтобы мы любили Его не только сердцем, но и всею душою, всем своим существом и разумением (Лк.10;27), чтобы познали Иисуса Христа так, как мы познаны (1Кор.13;12), и достигли Его так, как Иисус Христос достиг нас (Флп.3;12). Познавать Иисуса Христа надлежит в страхе Божием (Деян.2;43), а также в учении, в общении святых, в хлебопреломлении, в молитве (Деян.2;42,43), в поклонении, в преклонении (Пс.94;6) в славословии, в песнопении, в благодарении (Еф.5;18-20), в хвале, благотворении, общительности (Евр.13;15,16), чтобы достигать Иисуса Христа (Флп.3;12); исполняться Им (Еф.5;18) и пребывать в Нём (Ин.15;4,5) для того, чтобы водиться (Гал.5;18), ходить духом, поступать (Гал.5;16), жить по духу, а не по плоти (Рим.8;4), разуметь  Божие, разуметь Священные Писания (1Кор.2;14), духом умерщвлять плотские дела (Рим.8;13), получать от Бога обличения, наставления, назидания, ободрения, утешения, идти крестным путём покаяния, освящения, умерщвления греховного тела плоти, распятия своего ветхого человека, делать добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф.2;10), служить Богу духом (Флп.3;3), владычествовать на земле, возделывать и хранить свою жизнь, наполнять землю Божьими людьми, потому что «нет осуждения... тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил... (нас) ...от закона греха и смерти», потому что, если будем жить по плоти, то умрём, а если духом станем умерщвлять плотские дела, будем живы (Рим.8;1,2,13).

А как же закон? Закон дан нам для того, чтобы мы знали чего нам желать в Господе? Ибо (1Ин.2;20,27-29) мы имеем помазание от Святого. Помазание, которое мы получили от Него, в нас пребывает, и мы не имеем нужды, чтобы кто учил нас, но как само сие помазание учит нас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило нас, в том и пребываем. Нам надлежит пребывать в Иисусе Христе, вошедшем в сердца наши Духом Святым, данным нам, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. И если мы знаем, что Он праведник, знаем и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него. Иер.31;33,34: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». В наши сердца вошёл не писанный закон Моисеев, но Сам Законодатель.


Рецензии