Русские православные братства Малороссии

Польская оккупация западной Руси породила такое явление как русские – православные братства.
Это от части связано с развитием городов и ремёсел и эпохой Возрождения в Европе. Но главным мотиватором объединения людей в самоорганизующиеся общины было ущемление их в правах.
Русские-православные люди в Речи Посполитой были третьим сортом - лучше чем татары, но хуже чем так называемые украинцы и тем более католики - поляки.
На епархиальном  совете в Перемышле 1545 года католические попы признали русских отщепенцами, это означало, что они заранее были лишены прав на справедливый суд.
И католики и греко-католики (украинцы) могут их просто тупо грабить.
Украинцами поляки обычно называли тех православных, что подчинились Брестской унии 1596 года и перешли под власть папы римского. Папа за это сохранил им православный обряд и стали они греко-католиками. То есть украинец изначально это греко – католик.
По Брестской унии король Сигизмунд признавал лишенными сана и преданными анафеме всех епископов и священнослужителей, оставшихся верными Православию. Король призвал своих русских подданных не слушаться их и не иметь с ними общения, но признавать только перешедших в унию митрополита Михаила Рогозу и епископов-изменников.
В те времена польский и русский языки еще не так сильно разошлись, славяне понимали друг друга. Главным отличием была вера. Если ты стал католиком – ты стал поляком, твои дети уж точно.
Да ты можешь называть себя при этом русином, но главное, что ты католик. Ибо не католик поляком быть не может. А если ты православный - ты русский, ибо твоя идентичность основана на другой истории.
Закон был на стороне униатов, чьи права на собственность подкреплялись привилегиями короля Сигизмунда Третьего. Униаты пользовались ими в судебных разбирательствах против церквей и мещан, отказывавшихся принять Унию.
Начался передел имущества. И как следствие гражданская война, а потом и развал Речи Посполитой.
Но братства возникли не тогда, а сильно раньше из обычая опекать церковь, то есть помогать ей в ремонте и закупке необходимого для службы. В Речи Посполитой они приобрели яркий национальный и политический характер.
Русские православные братства самоуправлялись, противопоставляя себя власти Польши.
В 1538 году возникло братство скорняков в Вильно (ныне Вильнюс), в 1542 - 44 годах Благовещенское и Никольское братство во Львове.  Дрогобычское Крестовоздвиженское в 1556, и виленское Троицкое в 1563.
Кроме православных священников, в то время уже существовал класс образованных русских людей, которые могли стать интеллектуальной основой для братского движения.
Русские православные братства возглавлялись не священниками, а образованными людьми, такими как малоросс Юрий Дрогобыч (1450 – 1494) – доктор философии Болонского университета, первый среди восточнославянских мыслителей ставший автором произведения, изданного на латыни. В Болонском университете Дрогобыч стал первым русским доктором искусств и доктором медицины, преподавал медицину и астрономию. В 1481 ; 1482 годах он был ректором Болонского университета ; в то время центра передовых гуманистических течений, прежде всего в естествознании и философии.
Павел Русин (1470-1517)из Кросно (ныне город в Польше, учился и преподавал в Краковском университете, потом возглавлял там кафедру римской литературы. Павла Русина считают первым поэтом-гуманистом Малороссии, хотя писал он на латыни, потому, что учился на латыни.
Парадокс русской литературы того времени в том, что православное духовенство, которое сопротивлялось католицизму использовало латынь.
А 17 лет учившийся в Италии, непобедимый в диспутах красавец Станислав Ореховский (1513 – 1566), ставший по настоянию отца католическим священником всё равно проповедовал превосходство православия. Однажды в присутствии короля и высшего духовенства, Ореховский произнес речь о нравственных преимуществах православных женатых священников над безбрачными ксендзами. После чего пошел и женился. За это его предали анафеме и забрали у него имущество.
Первые русские ученые учились не на Руси потому, что у нас не было университетов. Монгольское нашествие сильно притормозило развитие России как Великороссии, так и Малороссии. Даже первая книга напечатанная кириллицей по-русски, была напечатана в 1491 году немцем Фолем в Кракове.
Эти и другие образованные русские люди отрицали божественное происхождение власти, высказывали идеи ограничения монархии законом, выступали против подчинения светской власти духовной.
Мы не изучаем их деятельность в школе, ибо их приватизировали так называемые украинские историки. А мы с этим согласились, отдав истоки русской науки в руки украинских националистов. Но дело в том, что - упомянутые мной люди обиделись бы если бы  их назвали украинцами, они называли себя русинами или русскими людьми.
В 1569 году произошла Люблинская уния, по которой православная Литовская Русь, то есть Русь доставшаяся после монгольского нашествие Литве переходила под управление польского короля. Литва была вынуждена пойти на это ибо была сильно напугана поражениями от Ивана Грозного и Польше были переданы обширные территории Литовской Руси — Подляшье, Волынь, Подолье и Среднее Поднепровье. Вновь образованная страна названная Речь Посполитая (Rzeczpospolita) и сходу превратилась в одну из сильнейших на континенте. Ее население составляло примерно 8 млн. человек.
Название новой страны полонизированная калька с латинского - «res publica». Она и в правду была республикой мелких и крупных шляхтичей- землевладельцев.
В результате её появления русское православное население Литвы подверглось насильственной полонизации, обращению в католическую веру и грабежу, а древние памятники нашей культуры уничтожались.
Православные стали живее объединятся в братства, чтоб не пропасть по одиночке.
Распространение братств в Малороссии ускорило получение в 1586 году Львовскими Успенским братством  возникшим в 1572 году ставропигии от Антиохийского патриарха Иоакима Четвёртого (Антиохия современная турецкая Антакья ).  Стремясь избежать зависимости от коррумпированных архиереев и в то же время оставаться на канонической основе, братчики обращались за ставропигией (непосредственное подчинение) к константинопольскому патриарху и, как правило, её получали. Ставропигия  это  «крестовоздвижение» — статус, присваиваемый православным монастырям, общинам, школам и соборам, дабы сделать их независимыми от местного епископа.  Такие общины подчинялись непосредственно самому патриарху. Епископы могли зависеть от местной власти или вести себя не совсем по христиански. По этому и патриарху и общине в захваченной католиками Малороссии был выгоден статус.
Вслед за Люблинской политической унией произошла и уния духовная - Брестская.  Родина русского православия - Киевская митрополия стала униатской, поскольку к Унии присоединился сам митрополит Михаил Рогоза (ум. В 1599), первое духовное лицо в Литовской Руси. Предусматривалось, что подчинённые Рогозе киевские священники также автоматически признают Унию, однако этого не сделали ни главные монастыри Киева, ни большинство священников, ни миряне.
К концу 16 –го века в Речи Посполитой существовало около 40 русских православных братств. Самым сильным и влиятельным было братство при Успенском соборе в городе Львове.
В 1616 году в Киевское братство, вступило всё войско Запорожское. По сути казачество, особенно Запорожская Сечь само по себе было православным братством, только военизированным.
Страна скатывалась к жестокой гражданской войне. Православные храмы передавались католиками-помещиками в аренду иудеям, которые взимали плату за совершение богослужений и треб, а в случае неуплаты денег могли присвоить церковное имущество.
Депутат с Волыни Лаврентий Древинский на сейме 1620 года говорил: "Уже в больших городах церкви запечатаны, церковные имения расхищены, в монастырях нет монахов, там теперь запирают скот. Дети мрут без крещения. Покойников вывозят из городов без погребения, как падаль. Мужья с женами живут без церковного благословения. Народ умирает без причащения. Во Львове неуниат не может приписаться к цеху. К больному нельзя открыто идти со Святыми Тайнами. В Вильне тело православного покойника нужно вывозить из города только в те ворота, в которые вывозят нечистоты…".
В итоге русские восстали и снесли Речь Посполитую, да так, что Польша восстановилась только через 300 лет.

По каким же правилом жили русские православные братства:

1. Естественно братства защищали права православных и резко выступали против Брестской унии, когда часть православных священников перешла под власть Ватикана в обмен на безопасность и сохранение доходов. На Брестском соборе против заключения унии выступили представители 20 братств - попы их не послушали, они сами их боялись.

2. Священник в братстве не назначался сверху, а выбирался общиной. Вообще большинство братств не допускали в свои ряды духовных лиц их приглашали для службы и треб, только и всего. Так братства контролировали духовенство.
По этому православие было свободнее католицизма, в котором жесткая иерархия начинавшаяся с наместника бога папы римского.
Православный священник полностью зависел от своего прихода, его выбирали сами прихожане. Этого не было у католиков.
Попы в ответ пытались сами создавать братства, что бы иметь в них влияние.
Греко - католики подражая православным тоже создавали свои братства, но уже позже лет на 200. Главное их отличие, в том, что Греко католические братства полностью подчинялись духовенству, но некоторые греко-католические братства таки отстаивали принцип выборности священников.

3. Вступление в братство не зависело от места жительства, хотя большинство братчиков составляли прихожане определённого храма по названию которого называлось и братство. В одном православном приходе могло быть только одно братство делившееся на старшее и младшее отделения, первое для женатых, второе для холостяков.

4. Ежемесячно братчики собирались для решения текущих дел и чтения духовной литры. Вместе праздновали праздники по случаю которых устраивался пир вскладчину – братчина. Вместе хоронили умерших, а в случае необходимости защищали свой храм и недвижимость от захвата католиками.

5. Старшина братства выбиралась ежегодно на общем собрании. Собрание выбирало или утверждало: казначея, писаря, сборщиков милостыни, попечителей храма, богадельни и школы, и делало ревизию братской казны.

6. Казна формировалась за счёт вступительного и ежегодных взносов братчиков, штрафов за проступки, добровольных пожертвований, завещаний, средств от аренды или продажи братского имущества и книгоиздательства.

7. Недвижимое имущество братства могли составлять построенная им церковь, братский дом, в котором проходили собрания, здания, где жил церковный причт и другое.

8. Братство было обязано заботиться о храме и братском доме, содержать причт, школу и учителей.

9. Братчики заботились о вдовах и сиротах, поддерживали обедневших, содержали богодельни.

10. Уставы русских православных братств жестко запрещали обращаться к светским судам. Спорные вопросы решались внутри братства выборной старшиной. Братчики защищали своих членов перед властями Речи Посполитой.

11. Каждое братство стремилось обзавестись своей типографией. Они  издавали антиуниатские листовки и богослужебные книги. С 1576 года во Львове в типографии основанной Иваном Фёдоровым было издано более 30 наименований книг.

12. Учителя в братствах назывались дидоскалы. В трёх – пятилетнее обучение входили не только навыки чтения и счёта, геометрия и астрономия, но навыки ведения диспутов, произнесения речей, пения и игры на музыкальных инструментах.
Школьники ставили представления на библейские сюжеты.
В братской школе вместе учились: мещане, казаки, шляхта, низшее духовенство.
Дети из бедных семей и сироты учились бесплатно. Главной задачей было подготовить новых духовников и учителей. Сотни братчиков становились странствующими учителями и проповедниками русской культуры.

13. Носили «всесословный» характер. Имея в своем составе родовитых и состоятельных людей, братства набирали политический вес.
Среди братчиков не допускались ссоры и пьянки, для всех было обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим, честность и вежливость.

14. Братства давали беспроцентные ссуды своим предпринимателям и создавали предприятия доходы с которых шли в общий котёл.

Снижению значения братств способствовала деятельность по упорядочению внутри церковной жиз-ни митрополита Киевского и Галицкого Петра Могилы (1596 - 1647), желавшего укрепить власть духовенства через поддержку польского короля, борьбу с казачеством и давление на братства. Он сделал много хорошего для православия, но ему как бывшему офицеру не нравилась "анархия" царившая в братствах. Всё должно было быть единообразно и единоначально.
В 1676 году решением сейма братствам запрещено было сноситься с патриархом и велено подчиняться местным епископам. Так поляки заставили православных подчиняться воле епископов. Ослабевшие братства не смогли сопротивляться  унии: в конце 17 – начале 18 –го веков многие из них закрылись или приняли унию. Потом уже при вхождении Польши в Российскую империю православные храмы и монастыри забирались у униатов обратно, правда передоверять их уже было особо некому.
Но некоторые братства просуществовали до 19-го века.
Таким образом, русские, православные братства украинизировались и стали основой для кровавой украинизации Малороссии в 19 –ом веке уже при австрийской власти, когда австрийцы начали активно накачивать тему украинства.
Подчинение православных епископам сломало православные братства , а поляки и австрийцы латинизировав их использовали их опыт для борьбы с русской идентичностью.

Никто не нанёс столько вреда православию как сами попы.

Со временем православие из народной религии превратилось в инструмент подавления самоорганизации народа и дубину самодержавия. Роль православных братств взяли на себя многочисленные гонимые властью духовные движения – секты.
Начиная с 60-х годов 19 -го века светская и церковная власть России устраивала под названием братств организации, которые мало общего имели с давними русскими братствами создававшимися снизу.

Важно иметь в виду, что Малороссия это понятие, введённое греческим патриархом в 14 веке, она включала в себя земли современной западной Украины, восточной Польши и части Белоруссии. А Великороссия это всё, что восточнее и кстати Киев был частью Великороссии. Делились они не по этническому , а по епархиальному принципу. Великороссией восточная часть Руси была названа потому, что в ней после нашествия монголов и захвата части Руси литовцами и поляками сохранилось больше епархий. Только по этому.


Рецензии