Новая лунная космическая гонка. Поездка к горе

Второй день на Луне

Поездка к горе Хэдли Дельта.

Через семь часов семь минут очередной оператор связи разбудил космонавтов и настойчиво попросил найти разлившуюся воду, подсказав, что искать её, возможно, следует за обшивкой двигателя взлётной ступени, куда она могла затечь из-за сильного наклона «Сокола». Когда Скотов доложил, что лужа найдена, Звёздный ответил, что вычерпать её можно пустыми контейнерами из-под пищи, собрав в контейнер от кассет с гидроксидом лития. Остатки воды следовало собрать полотенцами. Скотов и Травин так и сделали, полностью вычерпав и осушив всю лужу. Водой были под завязку заполнены два контейнера из-под кассет с гидроксидом лития, ещё примерно с пол контейнера вошло в мешок для хранения гермошлемов. От половины одного из контейнеров Скотову предложили освободиться, слив её в систему сброса мочи за борт. А два полных контейнера следовало закрыть крышками и заклеить их клейкой лентой, но не слишком плотно, а так, чтобы воздух мог постепенно из них выйти во время разгерметизации. Уже когда Скотов и Травин надевали гермошлемы, Звёздный попросил их дозаправить водой ранец Травина. Телеметрия показывала наличие в системе пузырьков воздуха. Накануне, Травин, чтобы сэкономить время, заправлял ранец одновременно кислородом и водой, наклонив его примерно на тридцать градусов. А ранец, как подсказали специалисты с Земли, при заправке водой должен находиться в вертикальном положении. Из-за этой задержки и сбора разлившейся воды космонавты уже отставали от графика примерно на один час. Затем с помощью клейкой ленты Скотов починил антенну на ранце Травина, которую тот сломал накануне, забираясь после прогулки в корабль. Отломившуюся часть антенны Скотов приклеил к основанию не в вертикальном положении, а в горизонтальном, закрепив её на верхней поверхности ранца. Качество связи было вполне нормальным.

Через четыре часа двадцать одну минуту после пробуждения Скотов выбрался из кабины лунного модуля на лестницу и выбросил на поверхность контейнеры с водой. Затем он достал из грузового отсека и передал Травину наверх очередной поддон с запасами пищи на следующий, последний день на Луне, новыми аккумуляторами и кассетами с гидроксидом лития для ранцев. Примерно через десять минут после Скотова на лунную поверхность спустился и Травин, оба выбрались из «Сокола» на этот раз гораздо проворнее, чем в первый. Перед началом второй поездки Звёздный попросил Скотова сначала несколько раз переключить выключатель переднего рулевого электродвигателя, а затем в обычном порядке включить электропитание «Лунохода-3». После этого нужно было выключить переднее рулевое управление и снова включить. Когда всё это было проделано, передний рулевой электродвигатель заработал, как ни в чём ни бывало. Скотов даже пошутил:

— Должно быть, ночью на Луну, прилетали парни из Роскосмоса и Космического Центра Управления, чтобы починить нам своё детище.

Через пять часов восемь минут после подъёма и почти через час после разгерметизации кабины астронавты тронулись в путь. Некоторое время у Скотова ушло на то, чтобы приспособиться к новым условиям вождения. Сначала он ехал с включённым рулевым управлением обеих пар колёс. Но через две минуты остановился и переключился только на переднее рулевое управление. Командиру показалось, что так луноход более послушен, особенно при движении вниз по склонам. Но ещё через четыре минуты Скотов снова остановился и включил заднее рулевое. Полноприводная езда была оптимальной, с чем согласились и в Звёздном.

Во второй поездке перед астронавтами стояла задача добраться до фронта Апеннин, подняться немного в гору и сделать там по возможности три лунологические остановки. Сначала Скотов и Травин ехали строго на юг к россыпи кратеров средних размеров у отрогов горы Хэдли Дельта. Лунологи считали, что там могут обнаружиться образцы обломков древней лунной коры, выброшенные когда-то в результате ударов метеоритов. Наиболее интересными представлялись кратер Шпора, довольно свежее образование сорока метров в диаметре, и большой валун, лежавший на склоне чуть выше Шпоры. Через двадцать шесть с половиной минут после начала поездки Скотов решил остановиться, чтобы немного передохнуть, о чём было доложено Звёздному. Командир немного устал от езды по пересечённой местности, которая требовала предельной концентрации и внимания. Он попил воды и съел часть «фруктовой палочки». У Травина клапан трубочки контейнера с питьевой водой по-прежнему не работал. Он сделал несколько фотографий горы Хэдли Дельта для панорамы. После двухминутного отдыха космонавты снова поехали. Вскоре начался подъём, скорость снизилась с десяти до восьми километров в час. Скотов и Травин доехали почти до кратера Шпора и повернули на восток, вдоль фронта Апеннин. К Шпоре они решили заехать позже, на обратном пути, как и к большому валуну, который они приметили на склоне чуть выше. Вскоре космонавты остановились у небольшого свежего кратера. От «Сокола» до этой остановки они ехали сорок две минуты, за это время было покрыто расстояние шесть с половиной километров, по прямой до лунного модуля было пять километров.

Выйдя из «Лунохода-3», космонавты обнаружили, что находятся на склоне крутизной от восьми до десяти градусов. Некоторое время Скотов вслух восхищался способностями «Лунохода-3», который без труда забрался на такую высоту. Это место было почти на сто метров выше равнины, на которой стоял лунный модуль. Сам «Сокол» был отлично виден внизу вдали, и Скотов пообещал, что через минуту зрители на Земле увидят потрясающую картинку. Сначала космонавты немного поднялись от «Лунохода-3» вверх по склону к небольшому кратеру, сфотографировали его и совком взяли несколько проб грунта со спёкшимся стеклом из центра кратера и из его кромки на склоне горы пришлось приспосабливаться. Подолгу стоять боком к склону, слегка согнутой в колене верхней ногой, в скафандрах не получалось. Поэтому большую часть времени астронавты стояли лицом к горе, наклоняясь в её сторону. Немного спасало то, что грунт на склоне был мягким, дутыши в нём слегка утопали, и это давало дополнительную опору. Вдобавок время от времени Скотов и Травин использовали маленькие кратеры, как ступеньки, на которых было удобно стоять. Собрав поблизости несколько образцов породы, астронавты спустились на двадцать пять метров ниже «Лунохода-3», к небольшому десятиметровому кратеру. Здесь они собрали большое количество камней, сделали много фотографий собранных образцов, горы Хэдли Дельта и лунного модуля вдали. Один крупный камень, который не влезал в тефлоновый пакет, Скотов расколол одним ударом молотка на несколько кусков. Для определения свойств грунта Травин, по просьбе Звёздного, на кромке кратера прокопал совком небольшую канавку. Грунт был не очень рассыпчатым, похожим на графитовый порошок, стенки канавки хорошо держались. Чтобы сфотографировать результат, Скотов встал на внутреннюю стену кратера, крутизна которой была вдвое больше крутизны склона горы. Сделав два снимка, он попытался выйти из кратера, но потерял равновесие и упал на руки и колени. На этот раз Травин протянул руку, чтобы помочь своему командиру встать на ноги. Затем космонавты ещё немного углубили канавку и взяли два совка грунта с её дна. После этого они спустились к противоположной, нижней стенке кратера, и Травин взял пробу грунта с помощью трубки-пробоотборника. Он легко смог заглубить одну секцию трубки руками, настолько мягким был грунт. Единственную сложность представило возвращение к «Луноходу-3» вверх по склону. Космонавты немного запыхались. Скотов сказал, что карабкаться сюда от подножия горы было бы очень тяжело, а Травин предложил впредь оставлять луноход ниже места работы. Когда они поднялись к «Луноходу-3», у Травина пульс был сто тридцать ударов в минуту, у Скотова, соответственно, девяносто шесть. Здесь Звёздный попросил космонавтов набрать совком побольше грунта. Они загрузили в пакет чуть больше одного килограмма. Скотов сделал серию снимков с помощью фотокамеры с пятисот миллиметровым объективом, а Травин на «Луноходе-3» щёткой почистил от пыли лунный передатчик информации, видеокамеру и её объектив, после чего картинка, принимаемая на Земле, стала значительно лучше. В месте первой остановки космонавты поработали один час четыре минуты, после чего Звездный попросил их поехать обратно, на запад, к валуну, который они видели по пути сюда. До него они добрались всего за три минуты. Склон здесь оказался гораздо круче, около пятнадцати градусов, и космонавты решили поставить луноход чуть выше валуна. Даже Травин согласился, что к этому месту его недавнее предложение не подходит. Хотя скала метр в высоту, метр в ширину и три метра в длину была частично засыпана грунтом и совершенно очевидно пролежала на своём месте уже не один миллион лет, нетрудно было представить, как она скользит или катится вниз. На месте этой остановки навигационные приборы «Лунохода-3» показывали, что от начала поездки пройдено шесть целых и девять десятых километра, до «Сокола» по прямой было пять километров. Космонавтам было сложно вылезти из лунохода. Кроме того, «Луноход-3» стоял так, что сориентировать телевизионную антенну на Землю было крайне затруднительно, поэтому видеокамеру здесь решили не включать. В Звёздном даже засомневались, сможет ли экипаж вернуться от валуна к своему средству передвижения. Но Скотов, сказав, что до валуна недалеко, решил попробовать дойти до него. Он передвигался с трудом, грунт под его ногами осыпался вниз по склону. На полпути он остановился и вернулся назад, чтобы подъехать к валуну на «Луноходе-3». Травину было проще спуститься к новому месту парковки пешком. Чтобы сесть в луноход в жестком скафандре, нужно было встать сбоку от «Лунохода-3» и запрыгивать на сидение боком. На крутом склоне проделать это было нелегко, тем более что «Луноход-3» стоял правым бортом вниз по склону, а его сидение находилось как раз справа. Травин уже начал было спускаться, но Скотов попросил его остановиться и последить за тем, как он будет маневрировать. Он вёл луноход очень медленно и предельно осторожно, потому что никто не мог предсказать, как тот поведёт себя при таком наклоне на сыпучем грунте. Чтобы его левое сидение оставалось в более высоком положении, Скотов сначала потихоньку сдал на несколько десятков метров назад, а потом съехал вниз и запарковался рядом с валуном, но чуть ниже. «Луноход-3» стоял очень ненадёжно.

Левое заднее колесо не доставало до грунта почти пятнадцать сантиметров. Оставлять его в таком положении без присмотра было нежелательно, он мог случайно самопроизвольно поехать вниз. И Скотов решил, что о планах поработать здесь лучше забыть. Но Травину, спускаясь, в любом случае предстояло пройти мимо валуна. Дойдя, он остановился, чтобы сфотографировать его, и тут заметил, что вблизи он казался светло-зелёным. Травин вызвался подержать «Луноход-3», пока Скотов сходит и убедится во всём своими глазами. Командир, который за время подготовки к полёту стал большим энтузиастом лунологии, немедленно согласился. Когда Скотов убедился, что Травин занял удобную позицию и крепко держит «Луноход-3», он пошёл вверх к валуну. Сначала Скотов сказал, что не видит ничего зелёного, но, присмотревшись повнимательнее, по совету напарника, к верхней половине валуна, признал, что Травин прав. Огромный камень, действительно, был зелёным, и это была брекчия, горная порода, сложенная из угловатых обломков. Скотов щипцами поскоблил поверхность валуна и отколол от него несколько небольших кусков. Анализы, сделанные позже на Земле, показали, что в них много стекла с высоким содержанием окиси магния. Это и придавало всему валуну зелёный оттенок. Поблизости Скотов собрал образцы грунта, который также выглядел зеленоватым. Работа около валуна продолжалась чуть больше шести минут, затем командир вернулся к «Луноходу-3». Травин предложил Скотову сесть первым, пока сам он будет продолжать держать «Луноход-3». В этом был смысл, хотя, в таком случае, Травин остался бы не пристёгнутым ремнями безопасности. Скотов запрыгнул в сидение с первой же попытки, а потом отъехал немного до первого небольшого кратера. Там на своё сидение лунохода без проблем запрыгнул и Травин. Скотов старался ехать очень аккуратно, предупреждая напарника о каждом малейшем повороте, а Травин держался обеими руками. Двести тридцать метров до следующей остановки у кратера Шпора они покрыли за две минуты сорок восемь секунд, средняя скорость «Лунохода-3» на этом отрезке составляла четыре целых девять десятых километра в час, почти вдвое меньше, чем на равнине. Всего Скотов и Травин на этот момент проехали семь целых и три десятых километра, расстояние до лунного модуля сократилось до четырёх целых и семи десятых километра.

продолжение следует...


Рецензии