Новая лунная космическая гонка. Выглядывающий

Первый день на Луне

«Выглядывающий» выход из корабля.

Экипажи предыдущих экспедиций «Звезда» в первые часы после посадки на Луну обычно готовились к выходу на поверхность. Но к моменту посадки «Звезда-15» прошло уже больше одиннадцати часов с тех пор, как Скотов и Травин проснулись после предыдущего ночного отдыха. И, если бы они сейчас попытались осуществить полноценную восьми часовую вне корабельную деятельность, тогда в итоге у них мог получиться сверхнапряжённый двадцати шести часовой рабочий день. Поэтому, прежде чем предпринимать первый выход на поверхность, решено было уделить несколько часов работе внутри лунного модуля, а затем предоставить космонавтам восемь часов для полноценного сна. Для того, чтобы заполнить остаток дня высадки, Скотов и Травин давали учёным и специалистам в Звёздном подробные описания окружавшей их местности. Но они не ограничились видами из двух иллюминаторов лунного модуля, выходивших на одну сторону корабля. Надев гермошлемы и перчатки скафандров, космонавты через два часа после посадки начали так называемый «Выглядывающий» выход из корабля. Скотов открыл верхний люк лунного модуля и убрал стыковочные узлы. Затем, встав на обшивку двигателя взлётной ступени, он высунул голову, плечи и руки из корабля. Так командир смог осмотреть окрестности во все стороны и сделать панорамные снимки с помощью семидесяти миллиметровой камеры с большим пятисот миллиметровым объективом. Солнце ещё было низко, оно поднялось над горизонтом всего на тринадцать градусов. Скотов доложил на Землю:

— Горы вокруг очень большие, но они все имеют скруглённые формы, — сказал он.

— Меня поражает, что совсем нет остроконечных пиков.

Позднее Скотов вспоминал, что до полёта специалисты по видеографии говорили, что в районе высадки практически нет скал и крупных валунов. Однако у них не было видео с деталями поверхности менее двадцати метров. А вот специалисты по радиолокации, напротив, уверяли, что в Хэдли существуют целые поля гигантских валунов, особенно у подножия горы Хэдли Дельта, куда были запланированы две поездки на «Луноходе-3». Но во время «выглядывающего» выхода Скотов не обнаружил практически ни одного крупного камня или валуна.

— Условия для езды вполне приличные. — доложил он в Звёздный.

Через тридцать три минуты после начала выхода Скотов вернулся в кабину, поставил на место стыковочное оборудование и закрыл люк. Первая в истории космонавтики и единственная на сегодняшний день «выглядывающая» вне корабельная деятельность была завершена. Скотов, кстати, впоследствии сожалел, что она получила такое немного странное название:

— Лучше было назвать это обзором позиции, — говорил он.

После продува кабины Скотов и Травин сняли скафандры. Они стали одними из первых среди космонавтов, побывавших на Луне, кому посчастливилось забраться в свои спальные мешки и заснуть без тяжёлого космического снаряжения. Травин впоследствии вспоминал:

— Спальник Давида висел сверху, в направлении от передней части кабины к задней, а мой под ним — перпендикулярно. Мой спальный мешок был немного наклонён, и ноги слегка болтались. В лунном модуле было немного шумно: работали всякие насосы и вентиляторы. Ощущения были такими, как будто спишь в котельной. Но как же было комфортно! Спальные мешки походили на матрасы, наполненные водой, а мы были лёгкими, как пёрышки. Из трёх ночей, проведённых на Луне, именно в первую я спал лучше всего.

продолжение следует...


Рецензии