Реферат277
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Выполнил
Проверил
Новосибирск – 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА 4
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕНОСТИ 6
ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА. 9
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
;
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества.
Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее.
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня можно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. В.М.Выдрин выделил наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем видам деятельности, которые необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям.
;
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Фундаментальным принципом физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта при научной организации труда в формах так называемой профессионально-прикладной физической подготовки и военно-прикладной физической подготовки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка призвана решать такие задачи:
1. Вооружить учащихся прикладными знаниями о профессии, о физических качествах, необходимых им для успешного выполнения трудовых операций, для высокоэффективного труда.
2. Сформировать у учащихся двигательные умения и навыки, которые будут способствовать производительному труду будущих специалистов.
3. Воспитать у них физические и психические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности.
4. Способствовать лучшему освоению трудовых операций, ускоренному обучению профессии.
5. Научить использовать средства активного отдыха для борьбы с производственным утомлением, для быстрого и полного восстановления сил.
6. Предупредить и снизить производственный травматизм за счет увеличения силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости при выполнении трудовых операций, в процессе жизнедеятельности.
Программой физического воспитания для средних специальных учебных заведений предусмотрено ознакомление учащихся с теоретическими основами ППФП, обучение их некоторым профессионально-прикладным физическим упражнениям, способам воспитания и самовоспитания основных физических качеств, необходимых специалисту того или иного профиля, подготовка их к участию в простейших соревнованиях по профессионально-прикладным видам спорта.
Для понимания задач ППФП, для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, эффективного применения их на практике важно научиться вдумчиво анализировать условия труда специалистов, требования к их физической подготовленности. Для этого приведен ряд примеров такого анализа. По аналогии с ними можно проанализировать деятельность специалиста любого другого профиля.
;
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Для характеристики различных видов труда чаще всего используются понятия его физической тяжести и нервно-психической напряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объём физических усилий за время работы. Нервно-психической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на физический и умственные, а различные сочетания этих двух основных видов труда позволяют выделить третий вид - смешанный труд.
Примерами преимущественно физического труда являются профессии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых сопряжены со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится также и спортивная деятельность в подавляющем числе видов спорта, особенно в лёгкой атлетике, велогонках, тяжелой атлетике, лыжном спорте и др.
Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников и других, производственная деятельность которых позволяет полностью или частично исключить компонент физического труда.
С развитием техники непосредственно на различные механизмы все более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. С развитием автоматизированного производства физические нагрузки на человека в процессе труда постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие автоматики, комплексной механизации, электроники, робототехники требует устойчивости к психическим напряжениям, быстрого восприятия, осмысливание большого потока информации о ходе производства.
Для измерения объёма и мощности выполняемой физической работы применяются различные количественные меры: масса поднятого груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предложены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности. Для этого измеряют ЧСС или суммарные пульсовые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов результаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначительным общим суточным расходом энергии, лишь не на много (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличии от этого очень тяжелый труд физический труд требует предельного суточного расхода энергии- от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений – 180 -200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные люди, да и то непродолжительное время.
Если тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерениях физической работы. Лишь измерение ЧЧС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать приблизительную оценку этой напряженности. К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теряет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов в минуту. Доля же физического труда при этом относительно невелика.
Смешанные виды труда (в современном производстве таких подавляющее большинство) предъявляют к организму человека различные требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно- психической напряжённости. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена - выпускников средних специальных учебных заведений.
Приведём несколько примеров условий труда специалистов и переносимых ими нагрузок. Возьмем некоторые типичные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.
Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынуждных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортные условия труда - запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего в под земных выработках, высокого уровня общей и специальной физической подготовки.
Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтеров. Добывающая техника и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена, вынужденных находиться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значительно сократилась при возросшей нервно-психической напряжённости.
Труд специалистов литейных цехов, доменного и прокатного производства протекает в условиях подготовки сырья и плавки металла, формовочных и обрубно-очистных операций по металлу при резких колебаниях температуры окружающего воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. В процессе трудовой деятельности этих специалистов важное место занимают визуальные и инструментальные наблюдения за технологическим процессом, работающими машинами и агрегатами; большое количество активных однотипных движений и операций, монотонность которых приводит к быстрому утомлению; большое количество передвижений (возле формовочное машины, на плацу); перемещение грузов с помощью вспомогательных механизмов или вручную; работа в непосредственной близости от расплавленного металла, работа в респираторах, защитной одежде и обуви. На работу специалистов горячих цехов положительно влияют такие качества, как общая выносливость и большая физическая сила человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чувство равновесия и вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний температуры окружающего воздуха; хорошее состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Механизация и автоматизация современного доменного и прокатного производства облегчили труд рабочих и инженерно-технического персонала. Труд последних все больше приближается к смешанному виду труда.
Существует не мало профессий, работа в которых связана с постоянным напряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, швеи-мотористки, телеграфисты, операторы счетных машин и др.). Регулярные нагрузки у представителей таких профессий часто приводят к появлению болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека сменить профессию. Надежным профилактическим средством в таких случаях является самомассаж, специальная физическая подготовка. Они способствуют развитию выносливости, гибкости и подвижности пальце, повышается работоспособность человека.
Условия труда других специалистов также имеют свои особенности, к их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовые операций. Причем практически во всех профессиях, особенно в труде специалистов среднего и высшего звена, отмечается снижение компонента физического труда. Явление гиподинамии отрицательно сказываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль специальных физических упражнений, направленных на ликвидацию дефицита двигательной активности работающих, закаливание, на их профессионально-прикладную физическую подготовку.
В приведенных примерах – описаниях условий труда специалистов – есть общие черты, элементы сходства.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки.
;
ПРИКЛАДНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ВИДОВ СПОРТА.
Приведенные выше примеры показывают, что существуют значительные различия в условиях труда специалистов разных профессий. Однако для всех трудящихся необходимо хорошее здоровье, высокий уровень физического развития. Следует заметить также, что каждая профессия требует от работающего преимущественного развития одного или нескольких ведущих физических качеств. Так, геологу по преимуществу необходима физическая выносливость, шахтеру – общая и силовая выносливость, физическая сила, летчику и космонавту – ловкость и вестибулярная устойчивость и т. д. Поэтому разнообразны и средства, применяемые для решения частных задач ППФП специалистов разных профессий.
Рассмотрим некоторые физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в ППФП специалистов разного профиля.
Гимнастика.
Оздоровительное, общеразвивающее и профессионально-прикладное значение гимнастики заключается в том, что ее упражнения воспитывают такие физические качества, как ловкость, гибкость, мышечная сила и др.; формируются эстетически привлекательные формы тела, умение владеть своим телом в пространстве, сохранять и восстанавливать равновесие при разнообразной и меняющейся опоре, выполнять точные движения отдельными частями тела; воспитывать морально- волевые качества – смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства профессионально необходимы космонавтам и десантникам, летчикам гражданской и военной авиации, монтажникам-высотникам, строителям, пожарным, водителям, механизаторам сельского хозяйства, сборщикам точных механизмов, цирковым артистам и представителям многих других профессий.
На основе гимнастических упражнений составляют комплексы УГГ, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики в трудовых коллективах.
Легкая атлетика.
Упражнения легкой атлетики, в основе которых лежат естественные движения человека-ходьба, бег, прыжки и метания, способствуют самосовершенствованию этих жизненно важных умений и навыков. Кроме того, они повышают функциональные возможности всех органов и систем, в особенности нервно-мышечной, сердечно- сосудистой. Дыхательной, т.е. тех. Которые в наибольшей степени обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Различные упражнения легкой атлетики воспитывают у человека такие важные физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также морально- волевые качеств упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности, силу воли и др. Большую роль эти упражнения играют в профессиях геологов, агрономов- землеустроителей, зоотехников и др.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются военном деле, в быту и труде. Физические качества, воспитанные человеком в ходе занятий лыжным спотом, способствуют успешному выполнению таких дел, в которых человеку требуются выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительность действий. Этим объясняется широкая общая роль различных видов лыжного спорта – гонок и скоростного спуска, слалома и прыжков с трамплина, лыжной акробатики и других видов спорта. Лыжный спорт находит непосредственную роль в ряде профессий: лыжами пользуются охотники на промысле, к месту работы на лыжах часто добираются строители железных дорог и других отдаленных объектах, не обходятся без лыж зимой геологи, не говоря уже об исследователях Арктики и Антарктики.
Плавание.
Как важно уметь плавать - известно каждому. Но плавание имеет не только утилитарное значение. Существует большое количество профессий, связанных с работой в воде и на воде: моряки и речники, водолазы, сплавщики леса, геологи, строители мостов, исследователи морских глубин, нефтедобытчики на прибрежном шельфе, гидрологи, рыбаки, спасатели и др. Для этих специалистов умение плавать является неотъемлемой частью профессиональной подготовки.
Туризм имеет большое образовательное и прикладное значение. Умение ориентироваться на местности с картой и компасом, по природным ориентирам и местным предметам, по народным приметам имеет большое значение в военном деле и труде многих специалистов. Особенно важно это для геологов, землеустроителей, зоотехников, чабанов, охотников, строителей отдаленных объектов и др. Ловкость, физическая выносливость, воспитываемые туристическими походами, находят применение практически всюду. Если к этому добавить, что туризм является незаменимым средством активного отдыха людей напряженного умственного труда, то будет понятно его прикладное значение.
Спортивные игры.
В ходе занятий спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на различные раздражители – световые, звуковые, тактильные (чувствительные) и др. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы в работе операторов вычислительных машин и пультов АСУ, рабочих у станков с программным управлением, водителей различных транспортных средств и других профессий, где требуется повышенная быстрота ответных реакций на внезапное появление объекта, срочность выбора и принятия решений. Для воспитания этих качеств и являются наиболее полезными спортивные и подвижные игры, различные виды спортивных единоборств.
Специально-прикладные виды спорта. Кроме перечисленных видов для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Они помогают развивать профессиональные навыки и приемы работы в специфических условиях, в характерной для данной профессии экипировке пожарным, водолазам, гидрологам, мостостроителям, милиционерам, строителям высотникам. Специально-прикладные виды спорта пока существуют не для всех профессий, но отдельных упражнений, элементов видов спорта, имеющих непосредственное или косвенное прикладное применение в данной профессии, достаточно много. При творческом поиске их могут найти не только преподаватели физического воспитания, но и сами учащиеся.
;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного изучения литературных источников. Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспособности работающих. Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста. Практические занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной установкой; индивидуальные самостоятельные занятия. Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества. Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта. Индивидуальные самостоятельные занятия учащихся профессионально-прикладными физическими упражнениями, элементами специально-прикладных видов спорта – перспективная форма организации ППФП будущих специалистов.
;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 В.С. Титов «Профессионально-прикладная направленность физического воспитания»
2 В.И. Ильин « Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов»
3 Р.С. Чумакова « Профессионально-прикладная подготовка студентов»
4 Р.Т. Раевский «Профессиональная подготовка энергостроителей»
5 В.И. Фильников «Теория и практика физической культуры»
Свидетельство о публикации №120120704258