Ludwig van Beethoven. Из глубин души слеза

               
  «Fight, Ludwig, and then the wall will fall»: Christian Gottlob Nefe.


…Стоя  ЛИЦОМ к  ОРКЕСТРУ, совершенно  ГЛУХОЙ, ОН  дирижировал  своей  «Героической» симфонией,(для хора, солистов, оркестра)…
НЕ  МОГ видеть реакции  публики.
  УРАГАН  ОВАЦИЙ зрителей,  ПОДНЯВШИХСЯ  в  ЕДИНОМ    ПОРЫВЕ  ЗАЛА,  СОТРЯСАЛ   СТЕНЫ!
 Солистка хора  ВЫШЛА к рампе и РАЗВЕРНУЛА  КОМПОЗИТОРА  лицом к  ЗАЛУ !!
ОН  УВИДЕЛ!!!   Восторженные  лица, их  восхищенные глаза и  улыбки, рукоплескающее людское море!!!

…Последнее в жизни автора  произведение, ДЕВЯТАЯ  СИМФОНИЯ - музыка  ПРЕОДОЛЕНИЯ, победы человеческого ДУХА, завершающаяся  ошеломляющим  триумфом  КОМПОЗИТОРА!
В финале звучит тема радости, ликующая, величественная и могучая, как гимн.
Чтобы усилить  торжество победы, автор вводит  солистов и хор, исполняющий  гимн – «Оду к радости» (впервые в симфонической музыке  подобный  синтез:  вокально – инструментальное  исполнение), превратившееся в апофеоз… признание композитора – ГЕНИЯ  СВОЕЙ  ЭПОХИ !!!
Людвиг ван Бетховен –  явление в мировой музыкальной культуре, исполнитель -  виртуоз, при жизни ставший легендой – великий немецкий композитор, дирижёр, представитель музыкального направления «венского классицизма».

 …Ненастным декабрьским  вечером,  блуждающая по  улицам Бонна...СУДЬБА... заглядывая в  окна  -  нашла  ЕГО,    БУДУЩЕГО   ГЕРОЯ  своего  народа!
 В семье пьюще - поющего придворного тенора... МАЛЬЧИК  РОДИЛСЯ,  Людвиг ван Бетховен, (крещёный 17 декабря 1770 года)!

Деспотичный и грубый  отец своего  многочисленного  семейства, обнаружив у 4-летнего  Людвига уникальные способности к музыке, решил залатать финансовые  дыры  - сделав сына  музыкальным вундеркиндом, каким был в это самое  время 17-летний Моцарт.

Заставлял малыша упражняться до изнеможения, лишив  детства, ИЗБИВАЛ за непослушание. Изо дня в день, с утра до ночи  сидел за клавесином, разучивая  упражнения, совершенствовал  технику исполнения, переписывая партитуры, упражняясь в игре на скрипке, изучая теорию музыки. Если  что не получалось, отец  запирал его в холодный чулан…  (Одна из  вероятных  причин ТИНИТА – воспаления внутреннего уха, что в  28 привело к глухоте).

 В восемь лет  мальчик  зaрабатывает на жизнь концертами. К десяти годам, играя на клавесине, принят органистом в  городской собор.
В одиннадцать лет  оставив занятия в школе, самостоятельно учит итальянский, французский и латынь, по ночам зачитывается  Шекспиром.
 В тринадцать Людвиг играет на скрипке, альте и виолончели в капелле при монаршем дворе.

Лишенный тепла и родительской ласки, подросток остаётся угрюмым, нелюдимым и замкнутым.

Лучиком  света - СУДЬБА  приведёт в его жизнь  органиста придворной капеллы, мудрого и доброго наставника, Кристиана Готлоба Нефе, который, будучи  отцом  своих  шестерых  детей – окружит  заботой и этого умненького  мальчика, с благоДАРНОСТЬЮ  принимающего отеческую  заботу  своего  учителя, принявшего  участие  в жизни,  обучении, формировании ЛИЧНОСТИ юного  дарования: формировании  вкуса,  раскрытии  авторской  индивидуальности, обучению основам  теории музыки, интереса к древним языкам, философии, литературе, истории, этике. .
 Самым известным учеником Нефе стал  Бетховен:  тот помогал  в работе над   первыми сочинениями, опубликовал   произведения юного дарования, организовал  учебную поездку в Вену. Талантливый ученик  заставил  Моцарта говорить о нём с восхищением, пророчив блистательное будущее, которое  прервалось  – ЛЮДВИГ вернулся домой, узнав, что его мама серьезно больна и умирает.


«Сражайся,  ЛЮДВИГ… и  тогда  ПАДЁТ Неприступная  СТЕНА» -  такое  напутствие  дал  УЧИТЕЛЬ – НЕФЕ  своему   УЧЕНИКУ –БЕТХОВЕНУ,  стоя  у  гроба  его  матери!

…17-летнему Бетховену-младшему распоряжением архиепископа, была передана зарплата отца, (который окончательно спился), и его обязанности в городском оркестре. Стал  главой семьи, тем, что от нее осталось: мать и несколько старших ее детей умерли от туберкулеза, на попечении Людвига остались младшие братья, пьяница отец.

Когда молодому музыканту вновь представилась возможность поехать учиться в Вену, он с радостью покинет Бонн, город своего детства, тяжелые воспоминания которого всю жизнь будут бередить ему душу.
В юности он казался  странным, таким и оставался  до конца своих дней: одеваясь во что придется, ходил по улицам, размахивая руками, дирижируя, бормоча под нос музыку.
…Лохматый,  одетый  в лохмотья, голодный, неухоженный - молодой композитор шагал по мостовой  ВЕНСКОЙ улицы, когда СУДЬБА вновь  послала    ему  АНГЕЛОВ !!

«Меценатство». ... Благотворительность в России имеет давние и глубокие традиции, генетически  заложенные!!
 

 РУССКИХ Покровителей, (архивные  документы  и  теперь  хранят  тепло  руки благодарного  композитора, что хранят  письма,  памятные  посвящения на  партитурах)!!
Освоиться  среди  чопорной,столичной  аристократии, которая «Встречала  по  одёжке»… наладить быт, достойное, комфортное  проживание, питание,  ЛЮДВИГУ первым  помог меценат Иван Броун-Камус, сын вельможи при дворе Екатерины.
 
Николай Борисович (затем его сын Юрий Николаевич) Голицын - музыкант, литературный критик, автор многих биографических очерков об Отечественной войне 1812 года, был другом и меценатом композитора Людвига Бетховена.
Именем Голицына Бетховен назвал свои «голицынские квартеты». Сама переписка князя с великим композитором хранится здесь, в литературно-музыкальном музее города Мичуринска, в доме Голицыных.
А «русским квартетам» Бетховен обязан Андрею Разумовскому, русскому послу в Вене. Неравнодушный к музыке дипломат…  вовсе СОДЕРЖАЛ не  только  Бетховена, но и  музыкантов  струнного квартета, которые  первыми  исполняли  написанные  произведения — вошедшие в  историю, как  «квартеты Разумовского».

Не  смогли  меценаты  оградить  гения от  болезни, что  надвигалась.

Нет ничего страшнее для музыканта, - потерять слух.
 С 26 лет  стремительно наступает глухота. По совету докторов  уединился в пригороде Вены, покой и тишина  не дали улучшения.
 До 40 лет  еще улавливал высокие ноты, а к 48 - наступила полная потеря слуха…. был в  отчаянии и близок к самоубийству. Вспоминая НЕФЕ и его  слова, запишет: "Это же глупость - оставить мир раньше, чем я выполню все, к чему ощущаю призвание".
« В течение двух лет я избегал почти всех общественных мероприятий, потому что это было выше моих сил — сказать людям, что я не слышу,- писал он.- Если бы у меня была другая профессия, было бы легче, но в моей профессии это катастрофа».

Его музыка с каждым годом становится все меланхоличнее и тревожнее.
Писал  свои шедевры, зажав в зубах карандаш, другой конец которого упирался в корпус рояля. Благодаря такому прикосновению Бетховен чувствовал вибрации инструмента. Он не мог больше выступать с концертами — но продолжал сочинять гениальную музыку. Искусствоведы утверждают,  самые прекрасные произведения  написаны, когда слышал звуки только в  голове…

Суровый и вспыльчивый характер стал еще невыносимей. В  дневниках  писал, что чувствует, как мир ускользает от него, перестал встречаться с друзьями, появляться в свете, скрывая идущую по пятам болезнь.

…17-летняя аристократка итальянского происхождения Джульетта Гвиччарди, приехавшая в Вену из провинции.  мечтая стать пианисткой, искала достойного учителя. Бетховен согласился дать несколько уроков, бесплатно.  Джульетта преподнесла  несколько собственноручно вышитых мужских рубашек, тронув до глубины души.

НЕДОВОЛЬНЫЙ игрой,( повторяя  отцовские   замашки), швырял ноты на пол, неистово кричал, отворачиваясь от девушки, та молчала, собирала нотные тетради с пола.
 Потом  искренне раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения. На пике  чувств приступил к созданию  сонаты, которую  посвятил ей, под названием «Лунной»,начиная писать в состоянии великой любви, восторга и надежды, заканчивая  шедевр  в гневе, ярости и сильнейшей обиде.

Ветреной кокетке,  надоел  учитель с его глухотой, обезображенным оспой лицом, завела роман с 18-летним графом Робертом фон Галленбергом, в письме написала: "Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который ещё борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем!"

Униженный неоднократно женщинами, так никогда  не женился, хотя сватался неоднократно: Доротея Эртман, немецкая пианистка, одна из лучших исполнительниц произведений Бетховена - не  пожелавшая разделить   судьбу, Певица Элизабет Рёккель, Тереза Мальфатти и  ещё  длинный  список соискательниц!

Ему завести роман было  сложно... молодая певица венской оперы на предложение встретиться с ним насмешливо, прилюдно ответила, что «композитор настолько безобразен во внешнем виде, да к тому же кажется ей слишком уж странным», что встречаться с ним она не намерена.

 Ах, не  встретилась  ему  РУССКАЯ  ЛИЗА, ГАЛА... та, что  баню истопила, выкупала, одела в чистые  одежды, накормила,  спать с собою уложила…

"Неужель не слышите, как сердце бьётся,
Как поёт бессмертная душа,
Как мелодия то плачет, то смеётся,
Как она прозрачно хороша…?!


Как божественно разлились в ля-миноре
Звуки нот…или по жилам кровь -
Волны чувств тоскующего моря,
По которым шествует ЛЮБОВЬ!

А к кому она идёт? - Навеки тайна.
Людвиг даму сердца скрыл в капризе -
В пьесе-«безделушке», что летит печально
Сквозь века к загадочной Элизе".

------------

*- «К Элизе» - фортепианная пьеса-багатель** Людвига ван Бетховена.

**- bagatelle (фр.) - безделушка



Осенью 1826 года Бетховен слег. Длительное лечение и три сложнейшие операции прошли безрезультатно. А через полгода великий гений музыки Людвиг ван Бетховен скончался. Перед погребением было произведено вскрытие тела гения и черепа, в том числе, дабы выяснить истинную причину глухоты композитора. На удивление специалистов, никаких патологий в ушной области выявлено не было. Парадоксально, но факт.
Композитор умер… в самом дальнем углу его письменного стола нашли длинное письмо на десяти страницах «к бессмертной возлюбленной». ИМЯ  КОТОРОЙ  ОН  УНЁС  С СОБОЙ...

«Мне жаль, что Вы не одержимы мной.
Как жаль, что я не околдован Вами!
Не воспарим мы вместе в мир иной
Над серыми и будничными днями!

Жаль, никогда не загляну в глаза,
Я в Ваши, взглядом нежным и наивным,
Узрев, как из глубин души слеза
Скользнет вдруг по ресницам Вашим длинным!

Не осушу на брудершафт вина бокал,
Не спрячу мой сюрприз для Вас под ёлкой
И не поздравлю с Новым Годом, Ваш овал
Прижав к своей щеке с щетиной колкой!

Не сотворю для Вас любви сонет!
Не пропою его при встрече очной,
Не напишу в письме – на Интернет
Иль в весточке, что – голубиной почтой…

Мне жаль…Как жаль..! Как мне безмерно жаль,
Что бескорыстная любовь не в моде…!
Стекает строками моя печаль,
Под стать дождливо-грустной непогоде…

Но если невзначай в ночной тиши
Вам почему-то без причин взгрустнется,
То знайте – так флюид моей души
Печально-нежно к Вашей прикоснется»…

http://stihi.ru/2020/12/03/7906
http://stihi.ru/2020/12/08/7524
Автор  ПОЭЗИИ: Валерий  СТАРОСТИН


ПОСТСКРИПТУМ:
"Изумительные строки посвящения гениальному немецкому композитору,  Людвигу ван Бетховену!!
Спасибо, уважаемая Надежда, за обращение к моей скромной лирике и включение двух стихотворений в Вашу прекрасную публицистскую работу! Спасибо за сотворчество и гармоничное звучание лирических строк стихов с Вашими, не менее лиричными, строками прозы, особенно строк «К Элизе»!
Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе». Биограф знаменитого композитора Людвиг Ноль (Ludwig Nohl) первым высказал версию относительно адресата пьесы, которая изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). Рукопись с нотами мелодии он обнаружил в доме Терезы Малфатти, которая в свое время была ученицей и другом композитора. Известно, что Бетховен был влюблен в Терезу и даже сделал ей предложение в 1810 году, которое она отвергла, предпочтя ему богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «F;r Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля. Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рёкель прядь своих волос и перо, которым он записывал свои партитуры.
Сегодня уже никто не скажет с достоверностью, кому же композитор посвятил свое творение, но «К Элизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений Людвига ван Бетховена…

С искренней признательностью и созвучием, теплом благодарной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей)".


  К  250 – летию  со   дня  РОЖДЕНИЯ
  ЛЮДВИГА  ван  БЕТХОВЕНА!!!



Надежда  Зернова


Рецензии
Изумительные строки посвящения гениальному немецкому композитору
Людвигу ван Бетховену!!
Спасибо, уважаемая Надежда, за обращение к моей скромной лирике и включение двух стихотворений в Вашу прекрасную публицистскую работу! Спасибо за сотворчество и гармоничное звучание лирических строк стихов с Вашими, не менее лиричными, строками прозы, особенно строк «К Элизе»!
Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе». Биограф знаменитого композитора Людвиг Ноль (Ludwig Nohl) первым высказал версию относительно адресата пьесы, которая изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). Рукопись с нотами мелодии он обнаружил в доме Терезы Малфатти, которая в свое время была ученицей и другом композитора. Известно, что Бетховен был влюблен в Терезу и даже сделал ей предложение в 1810 году, которое она отвергла, предпочтя ему богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля. Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рёкель прядь своих волос и перо, которым он записывал свои партитуры.
Сегодня уже никто не скажет с достоверностью, кому же композитор посвятил свое творение, но «К Элизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений Людвига ван Бетховена…

С искренней признательностью и созвучием,
с теплом благодарной души соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   10.12.2020 00:06     Заявить о нарушении
СПАСИбо, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Написанную ВАМИ рецензию, без купюр,как соавторскую ремарку - ввела в текст, ставшей традиционной.
Тиражируется материал по многим источникам, редактору, хозяину нравится это новшество.
Я - готова к любой форме подачи информации, только бы достучаться в души тех, для кого сегодня БЕТХОВЕН...п ё с... из мультфильма...без вариантов.

В СССР интеллектуалов взращивали с пелёнок: в каждой семье, был музыкальный инструмент, каждый знал историю культурного наследия не только родного,генетически заложенного!
Энциклопедические знания поражали многих за рубежом, кто сталкивался с нашими детьми, свободно владеющими историей творчества человека с её вехами цивилизации!

Знающих в лицо и поимённо ГЕНИЕВ, проживающих в разных географических поясах планеты,оставивших "коды ДА ВИНЧИ" в своих формах деятельности: Открытиях,Сонетах,Полотнах,Симфониях... с их «престо»- квинтэссенцией ярости и страсти,"пиано" - зловеще нисходящих и восходящих трезвучий параллельными октавами, разрешающихся в тональность доминанты (фа-минора)... глубокого, тёмного звучания нижнего фа, самого низкого звука рояля того времени.

Знали дети, что сказал об "Апассионате" Ромен Роллан — «пламенный поток в гранитном русле». Это была не только титаническая борьба стихии и воли самого Бетховена,(глухого музыканта, сражающегося с недугом, лишениями, уготованными судьбой).
Как первопрходец - геолог, он отыскивал в недрах потаённых залежей непознанной человеческой ДУШИ - ЗОЛОТЫЕ ЖИЛЫ, которыми должны уметь пользоваться люди!
ОСТАВИЛ НАМ свою тайнопись... МУЗЫКУ: ДОРОЖНУЮ КАРТУ, ПУТЕВОДИТЕЛЬ в буреломах времени реформ.
ГДЕ, притаившись среди развалин эпох - ЖИВЁТ и ДЫШИТ её величество ЛЮБОВЬ, созидающая, божественная СИЛА на ЗЕМЛЕ!!!

БЛАГОдарю за соавторство и созвучие, уважаемый ВАЛЕРИЙ!
Опять много написала, иначе, о БЕТХОВЕНЕ -никак!!!
Искренне, с улыбкой выполненной работы!

Надежда Зернова   10.12.2020 14:05   Заявить о нарушении
СПАСИБО, уважаемая Надежда, за очередное соавторство в нашем творческом союзе!!

С искренним удовлетворением от сотворчества и теплом души Соавтора,
Валерий (Чёрный Водолей).

Валерий Старостин   10.12.2020 23:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.