Имя на поэтической поверке. Ролан Быков

  Ролан Анатольевич Быков  (12.10.1929. Киев. – 06.10.1998. Москва), актёр, режиссёр, сценарист, педагог, народный артист СССР – 1990 год.

  В представлении не нуждается, но мало кто знает, что Ролан Быков с детства писал стихи. Вот, что он сам писал об этом в предисловии к сборнику своих стихотворений:

 «Пишу везде: на съёмках, в поезде, в ресторанах, в письмах, на салфетках, иногда импровизирую, не записывая. Они помогают в трудную минуту подняться над суетой, сохранить в себе себя. Поэт – конечно, тот, кто открыл свой язык, создал свою художественную материю – это возможно лишь ценой всей жизни без остатка.

  Там, где звучит Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Давид Самойлов, Иосиф Бродский – я влюблённый поклонник.

  Поэтому я не написал «Ролан Быков. Стихи», а «Стихи Ролана Быкова» - это совсем другое. Просто многие люди – поэты, и живут в стихах. Независимо от того, пишут они или нет – я один из них…

  Если б не стихи, я не смог бы, например, снять и защитить фильм «Чучело». Меня обвиняли Бог весть в чём, предлагали посадить, требовали запрещения фильма.

Каждый день возвращался я домой раздавленным, убитым. Желая только одного – чтобы всё это кончилось. По старой привычке к дневнику я писал стихи, и они спасли меня – я выдержал…».

  Ролан Быков автор книги «Я побит – начну сначала!», которая была написана в жанре дневниковых записей и сказки «Заколдованная принцесса».

  А сборник стихов Ролана Быкова впервые увидел свет в 1994 году, за 4-е года до ухода талантливого режиссёра и поэта из жизни.

  В 2010 году вышел сборник «Стихи Ролана Быкова». Его подготовила к печати его жена Елена Санаева.

Стихи Ролана Быкова, как правило, неизвестны широкому кругу читателей.

     ***

Стою над морем Берингом,
Давно на море не был,
Вблизи – то море с берегом,
Вдали – то море с небом.

Вблизи – то всё обычное,
Тоской на сердце ясность,
Вдали – всё больше личное –
Манящая опасность.

Вдали мечта рождается
И катится волною,
Вблизи, как полагается,
Становится прибоем.

Ты море, душу вызволи
Из этой злой неволи…
Как я люблю вас издали –
Чем далее – тем боле.

  Ролан Анатольевич Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве.

  Отец – Семён Геронимович Гордановский, (по паспорту Антон Михайлович Быков) сын поляка и чешки. Прошёл четыре войны. В Первую мировую бежал из австрийского плена, В Гражданскую воевал в 1-й Конной армии С. М. Будённого.

  В 1924-1926 годах служил разведчиком в Ч К и забрасывался в Германию под разными документами. Последними были на имя Антона Михайловича Быкова, его он взял в качестве официального.

  Занимал различные руководящие и партийные должности, в 1934 году был переведён в Москву для работы в Академии внешней торговли. Во время Великой Отечественной войны вновь вызвался добровольцем на фронт.

  Мать – Ольга Матвеевна Быкова (настоящее имя Элла Матусовна Ситняковская, еврейка, дочь нэпмана и несостоявшаяся актриса.

  В 1937-1941 годах Ролан учился в московской средней школе №579. С 1939 года занимался в театральной студии «Родник» Городского дома пионеров, вместе с ровесниками, ставшими со временем известными режиссёрами и актёрами: Александр Митта, Игорь Кваша, Владимир Андреев.

  С началом Великой Отечественной войны его, мать и старшего брата Геронима, 1926, эвакуировали в Йошкар-Олу, отец ушёл добровольцем на фронт. После войны в семью не вернулся, мать воспитывала двух сыновей одна, Геронима и Ролана.

  В 1941-1943 годах Ролан учился в йошкар-олинской средней школе, а затем семья вернулась в Москву и до 1947 года, Ролан Быков учился в средней школе №525.

  В школьные годы увлёкся театром, занимался в студии Дома пионеров. А позднее, когда получил аттестат,  он решил поступить в  театральный институт.

Правда, из-за неординарной внешности, плохой дикции и маленького роста-158 см., его не взяли ни в Школу-Студию МХАТ, ни в ГИТИС, ни в ВГИК, куда он безуспешно поступал.

Зато он успешно прошёл вступительные испытания в Театральное училище имени Щукина, и был зачислен на курс Леонида Шахматова и Веры Львовой.

  После окончания училища начинающий актёр в течение семи сезонов работал в Московском театре юного зрителя, а параллельно, начиная с середины пятидесятых, он снимался в кино.

  Позднее он перешёл в малоизвестный тогда студенческий Театр МГУ, где занимался постановкой спектаклей, а потом в качестве главного режиссёра работал в Ленинградском театре Ленинского комсомола, в 1959-1960 годах, однако вскоре решил полностью посвятить себя кино.

  В кино начал сниматься в 1954 году, первую роль сыграл в фильме Владимира Басова «Школа мужества».

Поначалу больших ролей ему не доверяли, но даже героев второго плана ему удавалось сыграть очень точно и достоверно.

  Первый успех в кино пришёл к Ролану Быкову в 1959 году, когда он талантливо воплотил образ «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина в кинокартине «Шинель», в дебютной постановке режиссёра Алексея Баталова.

Режиссёрский дебют в кино – в 1962 году, когда поставил комедийную ленту «Семь нянек». В жанре комедия была снята и вторая картина – «Пропало лето»-1964 год.

  В начале  шестидесятых годов Ролан Быков устроился работать в киностудию «Мосфильм» режиссёром, именно с этого момента он начал снимать свои кинофильмы, став одним из лучших создателей детского кино.

  Фильм «Айболит – 66», снятый по сказке Корнея Чуковского, стал заметным шагом в развитии музыкально-комедийного кино, а сыгранная роль им Бармолея – одной из ярких страниц артистической биографии. Доктора Айболита сыграл Олег Ефремов,  грустного разбойника Фрунзик Мкртчян, весёлого разбойника Алексей Смирнов.

  Ролана Быкова можно по праву назвать одним из лучших режиссёров детского кино. А созданные им фильмы: «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и особенно «Чучело», вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.

О фильме «Чучело» необходимо сказать подробнее. Художественный фильм «Чучело» Ролана Быкова о шестикласснице, Лене Бессольцевой, в исполнении дочери Аллы Пугачёвой -  Кристины Орбакайте, сумевшее выстоять в столкновении с подлостью и предательством.

  Фильм снят в 1983 году по одноименной повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году на основе случая с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот.

  Для советского кинозрителя фильм стал откровением, так как стал одним из первых, в котором советские школьники были показаны антигероями.

   Фильм вызвал широкий общественный резонанс и обширные дискуссии в СМИ: одни требовали фильм уничтожить, так как он «позорил честь советских детей», другие, наоборот, восхваляли Быкова за такую «дерзость» и утверждали, что изображённая картина весьма реальна.

  В 1986 году фильм «Чучело» был удостоен Государственной премии СССР, а также Гран-при Международного кинофестиваля в Лионе, Франция.

Сюжет такой. В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, в исполнении Юрия Никулина, бывшего военного, который коллекционирует картины, написанные одним из его предков, и устраивает картинную галерею в своём доме.

  В городке деда недолюбливают из-за его замкнутого образа жизни. Когда Лена приходит в свой новый шестой класс, одноклассники своим поведением ясно дают понять, что презирают её.

  Причина неприязни к Лене кроится в том, что все считают её такой же чудаковатой, как её деда, которого в городке называют «заплаточником»: он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.

«Чучело» - последняя большая актёрская работа Юрия Никулина и последняя режиссёрская работа Ролана Быкова в полнометражном кино.

  В фильме Ролан Анатольевич – исполняет эпизодическую роль дирижёра военного оркестра суворовского училища. В фильме «Чучела» прозвучала песня Аллы Пугачёвой «Старинные часы» а также песня «Куда уехал цирк», Валерия Леонтьева.

Вот кинокартины режиссёра  Ролана Быкова, которые являются «золотым фондом» российского детского киноискусства:

1962 – «Семь нянек»
1963 – «Пропало лето»
1966 – «Айболит – 66»
1970 – «Внимание, черепаха!»
1971 – «Телеграмма»
1974 – «Автомобиль, скрипка и собачка Клякса»
1982 – Свадебный подарок»
1983 – «Чучело»
1990 – «Я сюда больше никогда не вернусь»

Ролана Анатольевича, охотно приглашали сниматься у других режиссёров, чему он был очень доволен и никому, это при его собственной загруженности, не отказывал. Вот названия популярных фильмов, где Ролан Быков снимался:

1954 – «Школа мужества»
1959 – «Шинель»
1964 – «Вызываем огонь на себя» Первый 4-х серийный военно-исторический телевизионный художественный фильм.
1967 – «Комиссар»
1968 – «Служили два товарища»
1968 - "Мёртвый сезон"
1971 – «Проверки на дорогах»
1972 – «Большая перемена»
1975 – «Приключения Буратино»
1976 – “Деревня Утка»
1978 – «По семейным обстоятельствам»
1979 – «Жил был настройщик»
1985 – «Подсудимый»
1993 – «Серые волки»

Сериалы:

-12-ть стульев.
-Большая перемена.
-Приключения Тома Сойера и Гельберри Финна.
-Дни хирурга Мишкина.
-Хождение по мукам.

  Отдельно необходимо сказать о создании фильма «Комиссар», где Ролан Быков с Нонной Мордюковой сыграли главные роли, который сразу после создания в 1967 году был запрещён и вышел на экраны спустя 21 год, в горбачёвскую перестройку, в 1988 году.

«Комиссар» - советский художественный фильм, снятый в 1967 году режиссёром Александром Аскольдовым по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Сценарий написанный Александром Аскольдовым прочёл Сергей Герасимов, благодаря ему  фильм вообще позволили снимать.

Действие фильма происходит в начале 1920-х, во время Гражданской войны… 

Проходя через еврейское местечко, полк красных оставил в доме многодетной семьи Ефима Магазанника и его жены Марии своего комиссара – беременную Клавдию Вавилову, жену погибшего командира. Ей не по себе в многодетной семье, где все тихо любят друг друга.

   Героиня – комиссар Красной армии Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова) – привыкла на войне к суровой мужской жизни, кажется в ней уже ничего не осталось женского. И неудивительно, что неожиданная беременность приводит её в ужас.

  Еврейская семья живёт в южном городке, где расквартировался красноармейский полк. Ефим Магазанник – глава еврейского семейства, живущий в постоянном страхе погрома и мечтающий об « интернационале хороших людей».

  Подозрительная насторожённость с обеих сторон постепенно уступает место более тёплым чувствам. Героям удаётся если не понять, то принять друг друга.

  Попав в семью бедного многодетного еврея Ефима Магазанника (Ролан Быков), с искалеченными ,испуганными малыми детьми, видевших кровавый погром, который не раз проходил на их глазах, комиссар постепенно оттаивает.

Со временем она так проникается доверием к этим людям, что оставила им новорождённого. Не у чужих людей, но в семье, ставшей для неё своей, которую она идёт защищать.

Но жестокое время диктует свои жестокие законы…

  Единственный фильм  Александра Аскольдова, без единого показа публике был положен на «полку». Он, так и не снял ещё фильма, оставшись в истории кино создателем одного – единственного шедевра.

  Его судьба – печальный отголосок эпохи, которая пробудила революционное искусство, достигшее больших художественных высот, на самом  же  деле сожрала своих детей и едва не уничтожила лучшие их творения.

  Надо сказать, схожая история произошла и с советским военным фильмом 1971 года, самостоятельный режиссёрский дебют Алексея Германа «Операция «С Новым годом!», его отправили на полку, так как чиновники Госкино посчитали фильм дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны.

  Картина также вышла на большой экран только в 1985 году, во время перестройки, под названием «Проверка на дорогах». Создатели фильма были отмечены призами разных кинофестивалей, а также Государственной премией СССР.

  Режиссёра Александра Аскольдова, за создание фильма «Комиссар» уволили со студии со штампом в трудовой книжке «профессионально непригоден», исключили из партии, лишили возможности работать по профессии.

  Выселили из Москвы за тунеядство. Александр Аскольдов был вынужден уехать в Казань на строительство «Камаза», работать в бригаде плотников-бетонщиков до 1974 года.

  После просмотра, в 1967 году, Сергей Герасимов,(1906-1985), художественный руководитель студии имени Горького, на счастье проявил гражданскую смелость и не подчинился требованию смыть все негативы фильма, после его смерти в сейфе режиссёра ничего, кроме партбилета и единственного негатива фильма «Комиссар».

  Справедливость, через долгое время – все же восторжествовала, и к фильму и к режиссёру, создавшего его.

  Премьера фильма «Комиссар» состоялась 8-го июля 1987 года, в перестройку, вне конкурса на Московском международном кинофестивале, после чего картина с триумфом прошла по экранам многих стран и собрала целую коллекцию наград, её знают и ценят ведущие мировые кинематографисты.

     Международные призы.

 - 1988 – Гентский (Бельгия) Международный кинофестиваль. Лучший режиссёр – А.Я, Аскольдов.
 - 1988 – Берлинский кинофестиваль, конкурсная программа. Серебряный Медведь – специальный приз жюри FIPRESCI/
 - Приз имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри.
 - Приз Международной Католической организации в области кино. 1989 .
 - Ника за 1988 год. Лучшая мужская роль Ролан Быков. Лучшая роль второго плана Раиса Недашковская. Лучшая операторская работа Валерий Гинзбург. Лучшая музыка Альфред Шнитке.
 - ГрнПри, Международногокинофестиваля, Иерусалим, Израиль.
 - Гра При, Международного кинофестиваля, Кемпер, Франция.
 - Гран При, Золотой Дельфин, Международный кинофестиваль Троя, Сетубаль, Португалия.
 - Гра При Международного Фестиваля Европейского Фильма. Сан-Франциско, США.
 - Кро-киноприз Католического радио и телевидения, Нидерланды
 - Приз «Звезда года-золотая роза», газета «АЦ, Мюнхен, ФРГ.
 - Приз кинокритиков ГДР. Абсолютно лучшему фильму 1989 года на экранах ГДР.
 - «Комиссар» признан «Фильмом года в ФРГ, Швейцарии, Швеции и ГДР, а также «Самым успешным русским фильмом на экранах ФРГ после Второй мировой войны.
 - Нонна Мордюкова за фильм «Комиссар» названа среди десяти лучших актрис ХХ века (Британская энциклопедия, Лондон, раздел «Кто есть кто».
 - Торжественный показ в Конгрессе США.
 А режиссёр Александр Аскольдов избран почётным членом Международной киноорганизации Всемирного совета церквей – Интерфильм.

  Советский режиссёр Александр Яковлевич Аскольдов (17.06.1932.Москва. – 21.05.2018.Гётеберг, Швеция). После гонений на себя со стороны властей, с 1967 года, за создание фильма Комиссар», ему позволили  создать  только два документальных фильма: «Товарищ Камаз» - 1972 год и «Судьба моя Камаз» - 1975 год.

  Отец Александра Аскольдова – Яков Аскольдов(1893 – 1937), во время Гражданской войны работал в ВЧК, с октября 1918 по январь 1919 года возглавлял Витебскую губернскую ЧК, в 1922-1924 годах возглавлял Главное военно-инженерное управление РККА, позже-советский хозяйственник, в Киеве работал директором завода «Большевик».

  Детство Александра прошло в Киеве, где работал директором завода его отец, который был арестован и расстрелян в 1937 году. Вскоре после ареста отца пришли за матерью.
Сам, Александр, которому в то время шёл 5-ый год, убежал из квартиры.

  Вот как об этом печальном эпизоде, Александр Аскольдов вспоминал впоследствии:
«Сначала арестовали отца, на следующий день приехали за матерью. Я не спал, подглядывал из-под одеяла. В квартире проходил обыск. Мама одевалась под насмешливыми взглядами людей из НКВД.

Она попросила их отвернуться, на что те, нагло ухмыляясь, сказали: «Ничего, привыкай одеваться при мужиках». Самая страшная картина в моей жизни – на моих глазах оскорбляли самого любимого человека. И маму увели.

  Выходя, один из чекистов приказал другому: «За мальчишкой вернёшься, когда отвезёшь в тюрьму». Я ясно понял, что нужно уходить из этого дома.

 Мне шёл на ту пору 5-ый год. Но были две неразрешимые проблемы: не умел завязывать шнурки на ботинках и не знал, как открыть английский замок.

Но тут первый раз в жизни завязал шнурки, потом поставил стул и открыл замок… Захлопнув дверь и ушёл в темноту ночного Киева.

  Помню шёл по Крещатику. Начинался ранний рассвет, была весна, цвели каштаны, воздух переполнялся сладким запахом цветения. С тех пор этот запах я переношу с трудом.

  Почти инстинктивно пришёл к дому, где жили друзья моих родителей, многодетная еврейская семья. Позвонил, открыли, увидели на пороге, всё сразу поняли, расплакались, спрятали, сохранили.

  Позже меня переправили к бабушке, в Москву. После войны, уже став взрослым человеком я искал след этих людей, но он оборвался в Бабьем Яру – фашисты их расстреляли с тысячами других киевских евреев».

Друзья родителей переправили малыша Александра в Москву к бабушке по материнской линии, которая жила в коммуналке около Новодевичьего монастыря.

   В 1941 году мать вернулась из заключения, получила разрешения на временное проживание в Москве и, будучи врачом по профессии, вынуждена была устроиться на работу нянечкой в детском саду.

  Во время войны, благодаря медицинскому образованию, работала заместителем по фронту у Главного гематолога МЗ СССР, доктора медицинских наук, А. А. Багдасарова (1897-1961), стала одним из организаторов донорского движения в СССР.

  В 1955 году Александр Аскольдов окончил филологический факультет МГУ а в 1958 году – аспирантуру Литературного института им. Горького.

  Александр Аскольдов стал известен, проявил себя, как один из исследователей творчества писателя Михаила Булгакова. По телефонному справочнику Москвы разыскал вдову Булгакова – Елену Сергеевну. Помогал ей составлять опись булгаковского архива, занимался популяризацией творчества Булгакова.

  Александр Яковлевич Аскольдов работал в аппарате Министерства культуры СССР помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, которую знал с ранних лет.
Был членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР.

  Александр Аскольдов вспоминал: «Несколько лет я работал главным редактором Госкино, но умудрился не нагрешить. Это было время значительных фильмов, этакий проскок счастья: «Застава Ильича», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице», Два Фёдора», «Баллада о солдате».

 Кстати, Александр Аскольдов собственноручно писал представление режиссёру Григорию Чухраю на Ленинскую премию за фильм «Баллада о солдате»1959 год, а потом, с великим удивлением читал, что режиссёра за эту картину исключили из партии…

 Не ведал ещё Александр Аскольдов, что в недалёком будущем, по грустному совпадению, и его ждёт такая же несправедливость, со стороны чиновников, как и к Григорию Наумовичу Чухраю.

  В 1959 году на «Мосфильме» было большое собрание, на котором говорили о том, что вот Никита Сергеевич Хрущёв советовал нам снимать современные фильмы, а у нс снимаются несовременные…

Григория Чухрая критиковали за то, что он снял не современный фильм. Григорий Чухрай сказал:

- «У меня ещё раны не зажили, а вы называете этот фильм несовременным!».
Тогда послышались крики:
- « Не вешай нам лапшу на уши!»

На этом собрании Григория Чухрая исключили из партии.

  Для меня  вспоминал Григорий Чухрай, это было большим потрясением. Я всегда считал себя коммунистом, жил как коммунист и теперь этого не стесняюсь.

Я всегда выступал против бездуховности  руководителей искусства, но в идеи коммунизма верил. Кроме того, исключение из партии грозило тогда запретом на профессию: «снял фильм, который опозорил советскую армию».

Тем не менее, фильм был выпущен. Продвижению фильма «Баллада о солдате» помог случай. Зять Хрущёва – Алексей Аджубей занимал должность редактора центральной газеты «Известия», и через газету поместил анкету с вопросом : «Какой фильм, в последнее время, больше всего понравился зрителям, читателям «Известий».

Вся российская глубинка буквально ответила, при опросе: «Баллада о солдате».
Хрущёв узнав об этом факте от зятя, приказал отправить фильм «Баллада о солдате» на кинофестиваль в Канны, - Франция, 1960 год.

  В 1960 году за участие в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, фильм получил специальный приз жюри, а сценарист Валентин Ежов и режиссёр Григорий Чухрай были удостоены Ленинской премии.

В итоге фильм «Баллада о солдате» посмотрели более 30 млн. советских зрителей, собрал более 100 зарубежных призов.
 Григорий Чухрай (1921-2001), создал такие шедевры, за свою творческую жизнь, как:

«Сорок 41»-1956, «Баллада о солдате»-1959, «Чистое небо»-1961, «Жили-были старик со старухой»-1964, «Память»-1970, документальный,  «Трясина»-1977. «Жизнь прекрасна»-1980, «Я научу вас мечтать…»-1984, документальный, «Сталин и война»-1991, документальный, «Смертельные враги»-1992-1993, документальный.

  А Александр Аскольдов в 1966 году поступил на Высшие режиссёрские курсы.

  В 1967 году в качестве дипломной работы снял картину «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», который Максим Горький считал одним из самых лучших рассказов о гражданской войне. 

  После обсуждения на худсовете студии и массы замечаний, режиссёр все рекомендации учёл, но картина не прошла высокие этажи инстанций.
 
  Народный суд Бабушкинского района Москвы, несмотря на показания свидетелей. Н.Мордюковой и Р.Быкова в пользу Александра Аскольдова, постановил считать режиссёра профнепригодным.

  Фильм «Комиссар» пролежал на полке более 20 лет.

  Александр Аскольдов в 1974 году вернулся с ударной комсомольской стройки «Камаз», с Казани,  в Москву.

Работал директором у Аллы Пугачёвой.

  В 1981-1985 годах Александр Аскольдов работал директором и художественным руководителем киноконцертного зала «Россия».

  В 1987 году. во времена перестройки в жюри Московского международного кинофестиваля участвовало большое количество зарубежных кинодеятелей, Роберт Де Ниро, Ванесса Редгрейв, Стенли Крамер, Габриель Гарсиа Маркес, и другие.

  На пресс-конференции фестиваля при обсуждении темы запрещённого кино в СССР, Александр Аскольдов вышел из зала на трибуну и рассказал о своём запрещённом до того времени фильма «Комиссар».

  Члены жюри получили возможность увидеть фильм «Комиссар» воочию.
Позднее фильм «Комиссар» появился на экранах страны.
 В американской киноэнциклопедии эта лента названа «шедевром киноискусства». Картина «Комиссар» вошла во все мировые киноучебники.

  В последние годы Александр Аскольдов преподавал в киношколах и университетах Германии, Швеции, Англии и Италии. Издал несколько книг. Написал автобиографию «Возвращение в Иерусалим». Скончался  выдающийся режиссёр Александр Аскольдов21 мая 2018 года в Гётеберге, Швеция, прожив 85 лет.

  Лауреат Государственной премии СССР 1986, фильм «Чучело», Государственной премии братьев Васильевых 1987, фильм «Письма мёртвого человека» и премии Президента РФ 1998, в 1988 году, Ролан Быков получил премию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Комиссар», режиссёра Александра Аскольдова.

  За большой вклад в развитие Российского киноискусства и участие в общественной жизни страны,  Ролана Анатольевича –неоднократно поощряли:

Ролану Быкову присвоили Заслуженного артиста РСФСР -5.03.1973г.
Народного артиста РСФСР 18.06.1987г.
Народного артиста СССР 5.07.1990г.

  С 1989 года Ролан Анатольевич художественный руководитель объединения «Юность».

  В 1989 году организовал Всесоюзный Центр кино и телевидения для детей и юношества, позже преобразованный в Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, а после смерти выдающегося режиссёра он носит название «Фонд Ролана Быкова».

  C 1986 по 1990 год Ролан Быков –Секретарь Союза кинематографистов СССР. Директор Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества -1989-1992 год.

  С 1992 года – президент Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества –« Фонд Ролана Быкова». Член административного совета Генеральной ассамблеи по проблемам детского и юношеского кино при ЮНЕСКО.

  Возглавил Внепартийное общественно-политическое Движение 95 – Союз общественных организаций работников культуры, науки, образования и экологии. Избран академиком Российской Академии Кинематографических искусств.

За свою жизнь Ролан Быков сыграл 115 ролей и снял 10 картин.

Семейная жизнь Ролана Быкова:

  Первая жена, в течение 15 лет – Лидия Николаевна Князева (1925-1987), актриса, народная артистка СССР-1970, лауреат Государственной премии РСФСР им. Н.К.Крупской. В браке усыновили ребёнка Олега Роландовича Быкова (1958-2002).

  Вторая жена – Елена Всеволодовна Санаева-1942. Актриса, общественный деятель. Заслуженная артистка РСФСР-1990, приёмный сын – Павел Владимирович Санаев 1969, писатель, актёр, режиссёр, сценарист.

За весомый вклад в развитии Российского киноискусства, Ролан Анатольевич, при жизни был награждён многими призами и наградами:

    Призы и награды.

- Лауреат Премии Московского комсомола 1967 года. за создание фильмов для детей и юношества.
- МКФ в Москве, 1971 год, Главный приз по разделу детских фильмов. Фильм «Внимание, черепаха!».
- МКФ фильмов для детей и юношества в городе  Хихоне , Астурия –Испания,1971 год, Главный приз «Золотое весло», фильм «Внимание, черепаха!».
- Лауреат Государственной премии СССР 1986 год, за фильм «Чучело».
- Лауреат Государственной премии РСФСР 1987 год, за роль в фильме «Письма мёртвого человека».
- В 1994 году награждён почётной Золотой медалью имени Л.Н.Толстого, вручаемой ежегодно Международной ассоциацией детских фондов.
- Премия «Ника» за лучшую мужскую роль1988 год, фильм «Комиссар».
- Премия Президента Российской Федерации -1998 год.
- Медаль «За трудовую доблесть» 1967 год.
- Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени, 1994 год.
- ВКФ 1975 Приз за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
- МКФ фильмов для молодёжи в Лионе , Франция,1986 год, Гран-при , за фильм «Чучело».
- Всеевропейский КФ детского и юношеского в городе Виши, Франция, 1987 год, Главный приз, фильм «Чучело»
- Почётный профессор МГУ 1998 год.

  В последние годы жизни, несмотря на прогрессирующий рак лёгких, Ролан Анатольевич  много работал на радио и телевидении, писал книги стихи. Умер выдающийся режиссёр, актёр, поэт и педагог Ролан Быков 6 октября 1998 года, не дожив 6-ти дней до 69 лет.

  Похоронен на Новодевичьем кладбище.

  На могиле установлен вертикальный памятник из серого полированного гранита. Стела в форме вытянутой арки. На лицевой стороне вырезана небольшая ниша, повторяющая формы православных храмов с куполом.

 Внутри ниши помещён медальон с изображением рублёвской «Троицы», вырезаны имя, годы жизни и эпитафия:

«Но я и после смерти буду жить любя»

Стелу венчает небольшой четырёхконечный крест. Высокий круглый цветник из гранита выполнен в тон памятнику.

Познакомившись со стихотворениями Ролана Анатольевича Быкова, ещё больше проникаешься уважением к выдающемуся режиссёру, со столь обширным духовным миром, без которого ничего достойного не создать в любом творчестве.

Из поэтического наследия Ролана Быкова.

     ***

Мне что-то постоянно одиноко,
Мне как-то беспрестанно тяжело.
Без всякого намеченного срока
Я ждал и ждал, а время шло и шло.

А время становилось злей и злее,
И каждый день пускало под клише,
Оно давно свилось петлёй на шее,
Повисло камнем на моей душе.

И вот пришёл тот день, когда нет мочи,
Когда терпеть, всё это нету сил,
И глупо ждать восхода среди ночи,
И жизнь любить, бредя среди могил.

И страшная уверенность приходит,
Что срок истёк, и это - не беда,
Всё было на земле – и всё проходит,
Так было – так останется всегда.

Я жить хочу, но это очень трудно,
А главное – нетрудно умереть,
Когда так больно, долго и так нудно
Терять, разуверяться и стареть.

     ***

Я видел Самарканд, Хиву,
Париж, Мадрид, Белград,
Я очень счастлив, что живу,
Я рад, когда я рад!

Я видел пальмы, море, рожь,
И пистолет к виску,
Я знаю вдохновенья дрожь
И смертную тоску.

Я видел женщин, я любил
Во сне и наяву,
Я счастлив, что я столько жил,
Я счастлив, что живу!

     Е.Санаевой.

Опять в дороге, вновь в «стреле»,
Как старый чёрт на помеле,
Несусь сквозь тьму и ночь,
Пишу стихи, хлебаю чай,
Стихи приходят невзначай
Больной душе помочь.

И мысли снова  вдаль влекут,
Они проходят сквозь строку,
И только боль острей.
Стучат колёса мерно в такт,
Передо мной за фактом факт,
И всё быстрей, быстрей.

Через пробоины в душе
Я вижу детство в шалаше,
Как плакал, всех любя.
Глядел на небо из дыры
И видел дальние миры
И глубину себя.

Как пахла прелая трава!
Как больно ранили слова!
И как был сладок сон.
Смешное было так смешно,
Грешное вовсе не грешно,
И жизнь со всех сторон.

Рос ясень и ловился язь,
Меж всем была простая связь,
Как птица и полёт.
Обиды были горячи,
И били из земли ключи
Холодные, как лёд.

Стучат колёса, бьют в висок,
Струится подо мной песок,
Я у воды лежу.
Она в купальнике, в очках,
Вся в золотистых волосках,
Я на неё гляжу…

Как этот день сейчас далёк,
Он вдруг явился между строк
И летом обдал вдруг.
Как я люблю вас, облака,
Как я люблю тебя, строка,
Мой добрый, нежный друг.

     ***

Я не прислал тебе письма,
Но видит Бог,
Хоть я виновен, и весьма,
Но я не мог!
И дело всё в прямой связи,
Как дважды два, -
Застрял в работе, как в грязи,
И жив едва.
Как вырваться, не знаю друг,
Как будто цел,
Но на поверку сделал круг
К делам от дел!
Вокруг простор – лишь коридор,
И цель, как щель!
Я весь в проблемах, как во вшах,
Сплошной вопрос,
Но всем сомнения парша,
Я врос, пророс!
Куда так быстро день течёт
День ото дня?
Какой итог меня влечёт,
Что ждёт меня?
Зачем любовь моя ушла
На задний план?
Зачем так жизнь моя пошла
И пошл я сам?
И я спешу, бегу, лечу –
Где мой порог?
Я очень дорого плачу
За всё, что дал мне Бог!

    ***

Я – сонный дом, скребутся мыши.
Часы стучат. Вокруг покой и тьма.
Я начал год, расслабив мышцы
И рук, и ног, и воли и ума.

Я к датам чувствую какое-то влеченье,
В них есть всегда мистический порог,
В них для меня есть тайное значенье,
Ничем не исчисляемый итог.

И пусть я твёрдо знаю, что задача
Подвластна лишь усильям и боям,
Я всё равно зову тебя. Удача,
Возлюбленная милая моя!

     «Отчего трагичны лики…»

Отчего трагичны лики,
Мудрецы, зачем так грустны,
Так печальны все святые?
В их глазах страданий блики,
Их сомненья безыскусны,
В них живые, без покрова
Истины глядят простые.
На печальной этой тризне
Нету большего страданья,
Чем простое пониманье
            Нашей жизни.

    ***

Последняя строка на сон грядущий,
Волшебная строка,
Душе мятущейся и вечно ждущей
Доверилась рука!

Исхода своего ещё не зная,
Трепещет мысль,
Весь мир любовью обнимая,
Несётся ввысь!

Неясность цели – честная дорога
И верный путь.
От всякой цели дайте, ради Бога,
Нам отдохнуть.

Я не хочу ни взвешивать, ни мерить,
Ни к цели звать,
Ведь это значит не любить, не верить –
Подозревать.

Пусть сосчитают люди всё на свете
И всё учтут,
Никто при этом, право не ответит,
Зачем я тут?

Цель? Нет, не цель – гораздо проще:
Покой. Простор.
Любовь, искусство, берег, роща
И разговор!

     «Спаси меня, великий Боже…»

Спаси меня великий Боже,
от доброты.
Она меня дробит и множит
До срамоты.
Она давно уж не подходит
Под времена
И, как коня, меня подводит
Под стремена.
Вокруг друзья с большой дороги,
Как в страшном сне,
И редко кто не вытрет ноги
О душу мне.


Рецензии
Не думал, что Бармалей - поэт. Спасибо, что просветили, Лев. Но в основном, все его роли в эпизодах, на памяти многие, интересные, " Большая перемена, Женитьба Бальзаминова и т.д" А фильм "Комиссар" как то ускользнул, наверно в силу запрета.Обязательно посмотрю. Комиссар у меня ассоциируется с другим " Комиссаром - страшным и жестоким фильмом( а может это он? Но хотя вряд ли) про парнишку- чекиста, которому пришлось приводить в исполнение приговоры) И вспоминается роль Быкова -" Вот пуля пролетела, и ага".



Андрей Примак   02.03.2023 16:32     Заявить о нарушении
Андрей! Благодарю,Вас, за доброе слово! Заходите ещё на страницу, буду Вам рад.
С уважением!
Лев.

Лев Баскин   03.03.2023 01:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.