Реферат222

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774








Реферат

АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ НА РАЗНЫХ
ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Дисциплина: Физическая культура




Выполнил:

Проверил:


Новосибирск – 2020


Оглавление
Введение 3
Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация 4
Механизмы адаптации 7
Резистентности 8
Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. 11
Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам. 14
Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам 16
Заключение 19
Список литературы 22







Введение
Значение и роль физической культуры и спорта в жизни людей трудно переоценить. Социологические исследования, индивидуальные ощущения, многолетняя практика ежедневно и ежечасно подтверждают: каким бы делом не занимался человек, в какой бы сфере не трудился, он может работать гораздо больше и лучше, если регулярно, систематически занимается спортом. Это придает ему уверенность в своих силах, помогает преодолеть трудности, воспитывает силу воли.
Известно, что ведущей патологией у работников вынужденных постоянно сидеть являются заболевания опорно-двигательного аппарата, которые негативно сказываются на их основных рабочих функциях, снижают эффективность работы. Поэтому для оптимальной работоспособности, уменьшения утомляемости, профилактики профессиональных заболеваний является организация спортивно оздоровительной работы в организациях.
Возрастание роли человеческого фактора в эпоху ускорения научно-технического прогресса определяет необходимость усиления внимания к решению ряда теоретических и прикладных проблем физиологического обеспечения высокой работоспособности человека и сохранения его профессионального здоровья. Одно из центральных мест среди этих проблем занимает проблема старения организма человека. В своей реферате я дам оценку физическим нагрузкам на разных возрастных этапах.
 






Адаптация к физическим упражнениям. Срочная и долговременная адаптация
Срочная и долговременная адаптация. Резкое изменение условий внешней среды, несущее угрозу организму, запускает его сложную адаптивную реакцию. Основной регуляторной системой последней является гипоталамо–гипофизарноадреналовая система, деятельность которой, в конечном итоге, и перестраивает активность вегетативных систем организма таким образом, что сдвиг гомеостаза устраняется или заблаговременно прекращается. В этой адаптивной перестройке активно участвует и нервная система, особенно ее гипоталамический отдел. В центральной нервной системе происходят изменения клеточного обмена, в частности, повышается метаболизм важнейших биологических макромолекул — РНК и белков. После ликвидации нарушений гомеостаза метаболизм макромолекул в нервных структурах, участвующих в процессе адаптации, все еще остается измененным. В этом и заключается механизм адаптации: если угроза повреждения гомеостаза повторится, она будет протекать уже на фоне измененного, адаптированного к стрессорному воздействию метаболизма клеточных структур.
Поскольку повторное воздействие стресс-фактора приводит к адаптации, а именно на этом основаны тренировки, то сдвиги в метаболизме РНК и белков биологически целесообразны и способствуют более эффективному развитию физиологических адаптации. В процессе формирования адаптации к природным факторам среды ведущую роль играют реакции коры надпочечников, возбуждаемые секрецией адренокортикотропного гормона гипофиза. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к появлению в организме изменений, лучше всего определяемых по состоянию надпочечников — их весу и химическому составу или по выделению в кровь и содержанию в тканях гормонов кортикостероидов и катехоламинов. Это касается, в основном, формирования индивидуальных адаптаций, реакций организма на факторы внешней среды [1].
Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья.
При кратковременных воздействиях экстремальных факторов на организм человека запускаются все имеющиеся резервные возможности, направленные на самосохранение, и только после освобождения организма от экстремального воздействия происходит восстановление гомеостаза.
При длительных неадекватных воздействиях экстремальных факторов на организм человека функциональные перестройки определяются
Своевременным включением процессов восстановления гомеостаза их силой и продолжительностью.
Большинство адаптационных реакций человеческого организма осуществляются в два этапа: начальный этап срочной, но не всегда совершенной, адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации.
Срочный этап адаптации возникает непосредственно после начала действия раздражителя на организм и может быть реализован лишь на основе ранее сформировавшихся физиологических механизмов. Примерами проявления срочной адаптации являются: пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на тепло, рост легочной вентиляции и минутного объема кровообращения в ответ на недостаток кислорода. На этом этапе адаптации функционирование органов и систем протекает на пределе физиологических возможностей организма, при почти полной мобилизации всех резервов, но не обеспечивая наиболее оптимальный адаптивный эффект. Так, бег нетренированного человека происходит при близких к максимуму величинах минутного объема сердца и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации резерва глюкогена в печени. Биохимические процессы организма, их скорость, как бы лимитируют эту двигательную реакцию, она не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.
Долговременная адаптация к длительно воздействующему стрессору возникает постепенно, в результате длительного, постоянного или многократно повторяющегося действия на организм факторов среды. Основными условиями долговременной адаптации являются последовательность и непрерывность воздействия экстремального фактора. По существу, она развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество — из неадаптированного превращается в адаптированный. Такова адаптация к недостижимой ранее интенсивной физической работе (тренировка), развитие устойчивости к значительной высотной гипоксии, которая ранее была несовместима с жизнью, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов. Таков же механизм и качественно более сложной адаптации к окружающей действительности.
При действии на организм слабых, пороговых раздражений (реакция тренировки) в центральной нервной системе развивается возбуждение, быстро сменяющееся охранительным торможением, что обеспечивает снижение ее возбудимости, реактивности по отношению к слабому раздражителю. При действии раздражителей средней силы происходит развитие "реакции активации" — активации защитных систем организма, которая, однако, не носит характера патологической гиперфункции. Уровень энергетического обмена при этой реакции менее экономичен, чем при реакции тренировки, но, в отличие от стресса, не приводит к истощению. Таким образом, адаптация организма к слабым и средним по силе воздействиям происходит без элементов повреждения и истощающих организм энергетических трат. При этом отмечается в первом случае (реакция тренировки) — постепенное, а во втором (реакция активации) — быстрое повышение резистентности организма [2].



Механизмы адаптации

Есть четко отработанный механизм адаптации организма к физическим нагрузкам, суть которого сводится к следующим позициям:
Любая физическая нагрузка – это раздражитель. Первый километр, 10 километров, полумарафон, стресс на работе, влюбленность – всё это воспринимается организмом как раздражитель, на который надо как-то ответить, приспособиться к нему, перестроиться. Первая линия обороны, реагирующая на любой раздражитель, – центральная нервная система. Она подает сигнал тревоги, а в ответ происходит выброс гормона адреналина. Его основное действие – мобилизация организма, что приводит к учащению сердцебиения и дыхания. Знакомая ситуация?
Маленькая молекула адреналина отвечает за то, что после начала пробежки наш пульс ускоряется. Но это ускорение пульса не прихоть, организму во что бы то ни стало надо обеспечить адекватный кровоток к работающим мышцам и помочь нам во время тренировки.
Бег пришелся вам по вкусу, и вы продолжаете тренировки с той или иной регулярностью, а когда-то новая нагрузка стала для вас совсем привычной. Поздравляю, вы достигли дзэна стадии равновесного состояния. Организм уже подготовлен, и после начала пробежки работа всех систем направлена на поддержание их нормального функционирования.
Но если вы думаете, что можно сразу же покорять марафоны, то подумайте еще раз. Пример, который знаком каждому из нас. Накануне вы легко пробежали пять километров, так как дистанция для вас привычна. А сегодня утром вы внезапно решили пробежать 20 километров. Почему бы и нет, вы считаете, что достаточно для этого подготовлены. Но для организма это новый, неизученный раздражитель, и он не понимает, как на него реагировать. Быть может, вы погибнете в конце дистанции и нужно срочно вас спасать. Преодолев часть дистанции, вы почувствуете, что темп бега снижается, а иногда хочется просто перейти на шаг. Знакомая ситуация? Всё дело в том, что достигнутое равновесное состояние длится до тех пор, пока организм может быть обеспечен энергией. Когда тело не справляется с возрастающими энергетическими запросами, наступает фаза истощения и организм запускает режим самосохранения: снижается скорость, а в крайних случаях вы попросту не можете бежать [3].
Механизм, который описан выше, – это так называемая срочная адаптация. Она развивается каждый раз при однократном воздействии физической нагрузки, а изменения могут сохраняться от 6 до 48 часов. Чем чаще вы тренируетесь, вызывая развитие срочной адаптации, тем более длительной будет адаптация долгосрочная. Именно она является «виновницей» полезных изменений в организме.

Резистентности
Состояние резистентности или устойчивости – приспособление к физической нагрузке. Это состояние приводит к поддержанию нормального существования организма в новых условиях. Под резистентностью понимается устойчивость, сопротивляемость организма воздействию внешних факторов. Специфическая резистентность – устойчивость по отношению к определенному фактору, неспецифическая – по отношению к различным факторам.
При систематическом повторении тренировочных воздействий развивается стадия перестройки, переходящая затем в стадию тренированности, при которой резистентность организма более значительно повышена за счет активности защитных систем организма, в первую очередь тимико-лимфатической.
Количественно-качественная закономерность развития адаптационных реакций не ограничивается одной триадой (тренировка, активация, стресс). Мы показали, что эта триада является лишь функциональной единицей, повторяющейся многократно по мере увеличения дозы (силы) воздействия от минимальной до смертельной, т.е. на разных уровнях («этажах») реактивности. Между триадами отмечается особая зона - зона реактивности, когда раздражитель оказывается как бы не действующим [4].
Организм обладает двойной шкалой отсчета силы (дозы, биологической активности) любого действующего фактора. Одна шкала - относительная - определяет характер развивающейся адаптационной реакции. Если для данного уровня реактивности организма раздражитель слабый, развивается реакция тренировки, если средний - реакция активации, если сильный - стресс. Абсолютная величина раздражителя определяет тот уровень, на котором развивается реакция. Между одноименными реакциями есть признаки отличия, они зависят от уровня реактивности организма. Прежде всего, это касается энергетического обеспечения реакций. Реакции, вызываемые раздражителями большей величины, т.е. на низких уровнях реактивности (высоких «этажах»), требуют больших затрат энергии, чем реакции, вызываемые раздражителями, малыми по абсолютной величине, т.е. на высоких уровнях реактивности (низких «этажах»). Таким образом, наиболее физиологическими реакциями являются реакции активации и тренировки, развивающиеся на высоких уровнях реактивности организма. Для молодых здоровых людей реакция активации, развивающаяся на высоких уровнях реактивности, является физиологической нормой [5].
Дозированная мышечная работа служит прекрасным средством получения и поддержания реакции активации, однако при больших мышечных нагрузках организм работает на низких уровнях реактивности (высоких «этажах»), что увеличивает выносливость организма к физической нагрузке, но требует больших энергетических трат. Реакции тренировки и активации высоких «этажей» часто бывают напряженными или переходят в стресс. Проведенное нами обследование 112 спортсменов (пловцов, боксеров и хоккеистов) показало, что, наряду с напряженной активацией, часто отмечается развитие стресса, особенно в предсоревновательном и соревновательном периодах. В эти периоды стрессорное воздействие оказывает не только физическое, но и психическое перенапряжение. В напряженных реакциях тренировки и активации, а особенно при стрессе, спортсмены чувствуют себя хуже, появляется раздражительность, неуверенность в себе, снижаются спортивные результаты, нередки простудные заболевания [6].
Известно, что для гармоничной активации нейрогормональной регуляции и оптимального уровня гомеостаза нужна физическая нагрузка, не вызывающая чрезмерного напряжения и переутомления. Вместе с тем специфические черты мышечной тренировки требуют систематического применения значительных по величине нагрузок. Можно ли и как защитить организм от перенапряжения, развития стресса? Реальная возможность такой защиты обусловлена в первую очередь тем, что организм реагирует дискретно, а не суммируя действие всех раздражителей. Поэтому малые раздражители действуют, несмотря на наличие сильных. Адаптационные реакции организма имеют суточный ритм. Если с помощью слабого раздражителя выработать необходимую реакцию, то ее в течение суток даже трудно; перевести в другую, т.е. по отношению к адаптационным реакциям отмечается своеобразная рефрактерность: из двух раздражителей, последовательно действующих на организм, характер реакции и даже уровень реактивности организма определяется первым раздражителем. Следовательно, если большой мышечной нагрузке будет предшествовать слабое воздействие, то в здоровом молодом организме в большинстве случаев должна развиться реакция активации даже без специального подбора силы (дозы). Если же подбор силы осуществлять по принципу обратной связи с использованием простого показателя адаптационных реакций - соотношения различных форменных элементов крови, то реакцию активации можно целенаправленно вызывать и стойко поддерживать. Мы испытали такие воздействия на спортсменах (боксерах и хоккеистах). В качестве слабых действующих факторов использовались электромагнитные и магнитные поля малой интенсивности, биостимуляторы растительного и животного происхождения (элеутерококк колючий, пантокрин) в малых дозах (в десятки и сотни раз меньших терапевтических) и внутриклеточные метаболические регуляторы типа солей янтарной кислоты. Применение солей янтарной кислоты связано с установленным увеличением содержания эндогенной янтарной кислоты при реакции активации. Всех спортсменов (39 человек) удалось вывести из стресса и перевести в стойкую активацию. Самочувствие и настроение при этом быстро улучшились. Следовательно, установлена целесообразность исследований использования физиологических адаптационных реакций тренировки и особенно активации для повышения неспецифической резистентности организма при мышечной деятельности.
Дальнейшее исследование количественно-качественного принципа развития адаптационных реакций организма в связи с мышечной деятельностью может способствовать выявлению скрытых резервов организма и снижению энергетических трат при больших мышечных нагрузках [7].

Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые дни адаптации к жизни вне материнского организма ребёнок должен осваивать самые необходимые навыки питания, приспосабливаться к различным термическим условиям среды, реагировать на окружающие лица и т.п. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий.
Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньше всего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) – зрительные. Моторные, слуховые и др., затем вторичные (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния – третичные, ассоциативные поля коры ( зоны высшего анализа и синтеза). Моторная зона формируется к 4 годам, а ассоциативные поля к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80 %, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.
Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами и обеспечивающие жизненно необходимые навыки – сосания, защитных реакций (моргание, чихание и т.п.), элементарных движений. Однако медленнее происходят процессы налаживания горизонтальных межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий. В результате этого для первых лет жизни характерна недостаточность межсистемных связей в организме.
Детям первых лет жизни требуется значительная длительность сна. С небольшими перерывами для бодрствования. Общая длительность сна составляет в возрасте 1 года – 16 часов, 4-5 лет – 12 часов, 7-10 лет – 10 часов, а у взрослых 7-8 часов [8].
Электрическая активность мозга (ЭЭГ) отражает разобщённость различных территорий коры и незрелость корковых нейронов. У детей в возрасте до 1 года в основном встречаются волны с частотой 2-4 колебания в секунду. Затем преобладающая частота колебаний электрических потенциалов  нарастает: в 2-3 года – 4-5 колебаний в секунду; в 4-5 лет – 6; в 6-7 лет – 6; в7-8 лет – 8; в 9 лет – 9; к возрасту 10 лет устанавливается основной ритм покоя – 10 (альфа-ритм), характерный для взрослого организма.
Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процессов возбуждения невозможно, и дети быстро утомляются.
При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях, в этом отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредоточить внимание лишь на 15-20 минут. Также у ребёнка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени, сложное пространственное представление, процессы экстраполяции (предвидения).
Высшая нервная деятельность детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая деятельность.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребёнка.
Особое значение в поведении ребёнка имеет развитие речи. До 6 лет  у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы, а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы.
Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Зрительная сенсорная система особенно быстро развивается на протяжении первых 3 лет жизни, затем её совершенствование происходит до 12-14 лет.
Слуховая сенсорная система ребёнка имеет важнейшее значение для формирования речи. Слуховая сенсорная система, анализируя продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувства времени, а благодаря наличию двух ушей(бинауральный слух) – включается в формирование пространственных представлений ребёнка.
Двигательная сенсорная система созревает у человека одной из первых. Формирование проприорецепторов – мышечных веретён и сухожильных рецепторов начинается уже с 2-4 месяцев внутриутробного развития и продолжается до 4-6 лет. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к возрасту 6-7 лет объём подкорковых образований увеличивается до 98% от конечной величины, а корковых образований – лишь до 70-80%.
Вестибулярная сенсорная система. С возрастом у ребёнка анализ вестибулярных раздражений совершенствуется, а возбудимость вестибулярной сенсорной системы понижается, и это уменьшает проявление побочных моторных и вегетативных реакций. При этом многие дети проявляют высокую вестибулярную устойчивость к вращениям и поворотам [9].
Тактильная сенсорная система. Тактильная чувствительность увеличивается с ростом двигательной активности ребёнка и достигает максимальных значений к возрасту 10 лет. Пороги болевой чувствительности снижаются от грудного возраста до 6 лет в 8 раз. Температурная рецепция у новорождённых проявляется резкой реакцией на повышение или понижение температуры окружающей среды. Чувствительность вкусовых и обонятельных систем заметно повышается к возрасту 5-6 лет, в младшем школьном возрасте практически достигает взрослых значений.

Физиологические и анатомические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста, особенности адаптации к физическим нагрузкам.


Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и активную деятельность подкорковых структур, вызывающих сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций. Эти изменения ведут к нарушению координации движений, ухудшают память и чувство времени. Временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях (до 13-15 лет, затем доминирует левое). При этом снижается контролирующее влияние коры на поведенческие реакции. Это приводит к внушаемости и несамостоятельности подростков, которые перенимают вредные привычки. Зрительная сенсорная система к 10-12 годам достигает функциональной зрелости. Детская дальнозоркость исчезает, но привычка рассматривать мелкие предметы с близкого расстояния и может привести к близорукости. В 12-13 лет заканчивается созревание слуховой сенсорной системы. В костной ткани продолжается процесс окостенения, который в юношеском возрасте завершается. Заметным является «пубертатный скачек роста» (13-14 лет до 8-10 см. в год). В среднем школьном возрасте завершается формирование морфотипа. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, что приводит к функциональным нарушениям осанки. На средний и старший школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития всех физических качеств (кроме гибкости). Cистема кровообращения полностью формируется. Увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, количество лейкоцитов снижается до норм соответствующих взрослому организму. МОК увеличивается за счет систолического объема. АД (125/73) и ЧСС (70-80) еще несколько ниже, чем у взрослых. Возрастает дыхательный объем и снижается частота дыхания (в 14 лет приближаясь к взрослому уровню). МОД к 14 годам (5 л/мин.) также приближается к величинам взрослого (5-8 л/мин.). К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается. В 10-м возрасте процессы всасывания в желудке прекращаются и осуществляются у подростка главным образом в тонком кишечнике. К старшему школьному возрасту все основные функции пищеварительной системы завершают свое развитие. Средний и старший школьный возраст характеризуется активным половым созреванием, проходящим в 5 стадий. При этом Д опережает М на 1-2 года. В этот период происходит значительная перестройка деятельности всей эндокринной системы. В этом возрасте снижается значение химической терморегуляции и повышается роль физической. В юношеском возрасте терморегуляционные реакции становятся более эффективными и экономичными. Положительный азотистый баланс к юношескому возрасту сменяется азотистым равновесием. Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Раннее физическое качество гибкость, совершенствование которой начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем и наиболее высоких показателей достигает к 15 годам. После чего начинает снижаться. Благоприятный период развития ловкости 7-14 лет. С 10 до 15 лет резко улучшаются различные показатели быстроты. 11-14 лет является сентситивные для развития скоростно-силовых способностей. Сенситивный период развития силы приходится на 14-17 лет. Позже других качеств развивается выносливость к длительной циклической работе (сенситивный период 15-20 лет). Статистическая выносливость нарастает к возрасту 18-20 лет. Процессы аэробной энергопродукции у подростков достигают основного развития, что приводит к повышению аэробных возможностей организма и величины МПК. Максимальных значений абсолютные величины МПК достигают в 14-15 лет. Длительность устойчивого состояния короче, чем у взрослых, утомление развивается быстрее. В этом возрасте велика роль физической активности, поскольку оптимальные систематические занятия физическими упражнениями крайне необходим растущему организму. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышает неспецифическую резистентность к простудным заболеваниям и вирусным инфекциям. Велика роль закаливающих процедур в этом возрасте, которые ускоряют развитие механизмов развитие физической терморегуляции, что также снижает возможность простудных заболеваний [10].

Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам

Возрастные изменения, происходящие в органах и системах ор­ганизма, особенно отчетливо проявляются при физических нагруз­ках. В полной мере это относится и к сдвигам, происходящим в цен­тральной нервной системе. Так, И. П. Павлов, анализируя симптомы возрастного снижения реактивности мозга, указывал, что с возрас­том отмечается падение способности точно координировать выпол­нение нескольких действий одновременно. С другой стороны, регулярные занятия физическими упражнениями лицами зрелого и пожилого возраста повышают функциональные возможности организма и корригируют уже развившиеся неблагоприятные изменения в орга­нах и системах. В частности, при занятиях физическими упражне­ниями улучшается работа вегетативных и анимальных систем, под­держиваются механизмы нервной и гуморальной регуляции функ­ций и сохраняется установившийся стереотип жизнедеятельности. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучшим способом профилактики болезней и сохранения функциональной активности являются регулярные занятия физическими упраж­нениями. Установлено, что люди зрелого и пожилого возраста, хорошо физи­чески подготовленные, успешно разучивают и запоминают уп­ражнения как при рассказе, так и при показе. У недостаточно подго­товленных лиц запоминание строится преимущественно на показе. Таким образом, способность к разучиванию и запоминанию физиче­ских упражнений, а следовательно, и выработка двигательных навы­ков зависит не столько от возраста занимающихся, сколько от уров­ня их физической подготовленности. Наблюдения показывают, что у людей в возрасте 40-50 лет процесс формирования новых двига­тельных навыковмдетдостаточно быстро, после.50лет —замедляет­ся. Поэтому улиц пожилого возраста формирование двигательных навыков должно быть сочетанным: словесная инструкция должна подкрепляться показом разучиваемого упражнения. Это положение отражает общие физиологические закономерности образования дви­гательного навыка на основе взаимодействия конкретно-образной (первой) и абстрактно-понятийной (второй) сигнальных систем. Роль второй сигнальной системы проявляется на всех этапах обра­зования и осуществления двигательных навыков при постоянном активном влиянии как речевого отчета, так и внутренней речи, свя­занной с продумыванием упражнений. Для успешного овладения новыми двигательными навыками лицами зрелого и пожилого воз­раста большое значение имеет запас разнообразных двигательных действий, приобретенных ранее, в том числе и не связанных пря мое разучиваемыми упражнениями. Как правило, люди, разносторонне физически подготовленные, быстрее и лучше овладевают новыми двигательными навыками. У людей зрелого и пожилого возраста большие затруднения вызывает выполнение различных игровых приемов, сложно координированных движений, что связано с ослаблением внимания и ухудшением авто­матичности двигательных актов. Существенно затруднены выполне­ния физических упражнений, если они осуществляются в быстром темпе. Чтобы успешно выполнить последующее движение, необхо­димо значительно замедлить предыдущее. Таким образом, образова­ние новых двигательных навыков у лиц рассматриваемого возраста зависит, прежде всего, от запаса ранее приобретенных навыков, ак­тивности второй сигнальной системы (внутренней речи) и характера центральной регуляции движений. Центральная регуляция движений во многом индивидуальна, но общие ее физиологические закономерности у людей зрелого и пожи­лого возраста характеризуются следующим: ослаблением кор­тикальных и ретикулярных влияний; снижением торможения в коре головного мозга, функций экстрапирамидных систем и таламуса; ухудшением лабильности мотонейронов спинного мозга и восстано­вительных процессов в ЦНС; замедлением проведения возбуждения по нервам и в синапсах; снижением синтеза медиаторов и др. По ме­ханизму обратных связей на функции нервных центров оказывает влияние ослабление импульсации с проприорецепторов. При этом определенные структурные изменения отмечаются и в мышцах, ко­торые выражаются в уменьшении числа миофибрилл и быстрых мы­шечных волокон, снижении силы мышц и др. Многие характеристики центральной регуляции движений опре­деляются уровнем снабжения кислородом нервной системы. Вслед­ствие сосудистых нарушений, с возрастом кислородное обеспечение ухудшается, что проявляется развитием дегенеративных изменений в нейронах головного, спинного мозга и в проводящих путях. Естественно, такие структурные нарушения могут вызывать существенные изме­нения функций нервной системы и их регуляторных влияний на двигательный аппарат[11].



Заключение

Высокий уровень тренированности в состоянии относительного мышечного покоя характеризуется функциональными и структурными изменениями, которые отражают нарастающую экономичность физиологических функций, повышением потенциальных возможностей организма к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Наиболее выраженные структурные изменения наблюдаются в опорнодвигательном аппарате, а также в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. В костной ткани происходят морфологические перестройки, повышающие механическую прочность костей (их поперечные размеры увеличиваются, становятся более выраженными бугристости и костные гребни — места прикрепления мышц). У спортсменов с высоким уровнем тренированности состояние ЦНС характеризуется большой слаженностью регуляторных влияний на соматические и вегетативные функции, повышенной способностью центральных приборов анализаторов к срочной переработке текущей информации. Для этих спортсменов характерно уменьшение скрытого времени двигательных рефлексов, умеренное повышение порогов возбудимости зрительного анализатора. Систематическая тренировка приводит к усилению процессов внутреннего торможения, более быстрому формированию сложных двигательных дифференцировок. Начальные фазы тренированности характеризуются созданием элементов функциональной системы управления произвольными движениями. По мере повышения уровня тренированности все более значительную роль в этой системе играют вегетативные элементы. Вегетативные реакции становятся упорядоченными, адекватно отражающими потребности организма. Главным признаком этой упорядоченности является более экономное функционирование гормональной системы и снижение порогов чувствительности тканей-мишеней. Так, уже на начальных этапах развития тренированности повышается чувствительность сердечной мышцы к адреналину. Следовательно, едва намечающийся сдвиг в секреции этого гормона приводит сердце в состояние готовности к усилению сократительной функции. Выраженность физиологических реакций при напряженной мышечной работе определяется соответствием структурных и функциональных адаптивных перестроек специфической тренировочной нагрузке. Это соответствие проявляется главным образом в понижении чувствительности к действию нагрузок. Однако тренировка может сопровождаться и обострением чувствительности к специфическим упражнениям 10 (например, к сложным по координации движениям в гимнастике, прыжках в воду, акробатике, фигурном катании на коньках). Адаптация к физической работе, вызывающей предельное напряжение физиологических функций, сопровождается не снижением чувствительности к ней, а повышением способности к максимальной мобилизации ресурсов организма при повторном выполнении работы. Круг приспособительных реакций существенно расширяется за счет эмоциональной регуляции физиологических функций. В числе важнейших регуляторов адаптации выступает и сознательная установка на достижение положительного результата. Обобщенной характеристикой тренированности спортсмена является энергопроизводительность организма, т. е. способность обеспечить достаточным количеством энергии самую напряженную мышечную работу. В свою очередь, все функциональные системы организма в этих условиях должны сохранить относительную устойчивость, т. е. «не переходить грань», разделяющую физиологические сдвиги от патологических нарушений жизнедеятельности. Таким образом, наиболее физиологическими реакциями являются реакции активации и тренировки, развивающиеся на высоких уровнях реактивности организма. Для молодых здоровых людей реакция активации, развивающаяся на высоких уровнях реактивности, является физиологической нормой. Дозированная мышечная работа служит прекрасным средством получения и поддержания реакции активации, однако при больших мышечных нагрузках организм работает на низких уровнях реактивности (высоких «этажах»), что увеличивает выносливость организма к физической нагрузке, но требует больших энергетических трат [11]. Адаптационные реакции организма имеют суточный ритм, если большой мышечной нагрузке будет предшествовать слабое воздействие, то в здоровом молодом организме в большинстве случаев должна развиться реакция активации даже без специального подбора силы (дозы). Адаптацией можно управлять, то есть способствовать повышению выносливости своего организма. Необычные факторы окружающей среды (в данном случае – физическая нагрузка) оказывающие неблагоприятное влияние на общее состояние, самочувствие, здоровье и работоспособность человека, называются экстремальными факторами. По длительности воздействия на организм эти факторы могут быть кратковременными, воздействие которых организм компенсирует за счет имеющихся резервов, и длительные, которые требуют адаптационной перестройки деятельности функциональных систем человека, иногда даже неблагоприятной для здоровья [12].













Список литературы
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет: Справ. изд. – 2-е изд. стер. – М.: Химия, 1999 – 400 с.
2. Велитченко В.К. Физкультура без травм. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144с.
4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стерео-тип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 с.
5. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб.пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Педагоги-ческое общество России, 2000 – 407 с
6. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 479 с.
7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: СпортАкадемЭкспресс, 2000. - 280 с
8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки. / Методические основы развития физических качеств / Под ред. А.В.Карасева. - М.: МПТОС, 1994 . - 368 с.
9. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена./ Учебник. - М.: ФиС, 1990. - 368 с.
10. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. /Под ред. М.Я. Виленского, О.С, Метлушко. - М.: Аспект Пресс, 1995. -318с.
11. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. / Учебник . - М., 1997. - 304 с.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. /Учебник. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.


Рецензии