Реферат216
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
РЕФЕРАТ
«Социальные функции физической культуры и спорта»
Новосибирск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА……………5
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ……………………………………………………...6
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………….8
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…………………..10
ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА……………………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..12
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………13
;
ВВЕДЕНИЕ
Физкультура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и поэтому являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.
Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы,- здоровье.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.
Российское общество вступило в фазу постепенного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Для понятия «здоровый образ жизни», которое объединяет все сферы жизни человека, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Забота о развитии физкультуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. В физкультурно-спортивной сфере через разнообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом. Из-за своих особенностей спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом и рассматриваются как один из самых важных механизмов формирования подобных мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматривается как спортивно патриотическое воспитание.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает особое место в учебе, работе людей. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическое состояние людей зависит от многих параметров, в первую очередь, естественных, а также социально определенных. Физическое развитие человека представляет собой социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности. С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. В основном, снижается интерес к ее первичным формам. Одновременно, глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья. С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры. Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура представляет возможности для привлечения людей к общественной жизни, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения. Функции социальной интеграции физкультуры проявляются в объединении людей в определенные организации на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте. Социальная система спорта имеет еще одно очень важное направление - детский и юношеский спорт. Именно в этом направлении проводят свою профессиональную деятельность специалисты. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира. Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижения людей в определенных.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Физического воспитания составляет совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности на содействие всестороннему и гармоническому развитию личности занимающихся, на реализацию для каждого физкультурника возможности достижения физического совершенства укрепления и сохранения здоровья, подготовку к профессиональным видам деятельности. Основой здесь является изучение истории развития физической культуры и спорта в мире, в России и регионе; обобщение данных науки об использовании средств физического воспитания для укрепления и совершенствования здоровья человека, содержание законодательных документов, раскрывающих вопросы организации и реализации системы физической культуры граждан.
Полезно знать будущим специалистам, что в нашем регионе существуют замечательные школы подготовки спортсменов и тренеров высочайшего класса, добившихся высоких результатов на всероссийской и международной арене. Это велосипедная и конькобежная школа заслуженного мастера спорта СССР Алексея Нестеровича Головченко, имеющая замечательные семейные традиции; школа классической спортивной борьбы Юрия Яковлевича Сапожникова и его ученика, профессора Василия Викторовича Громыко; школа бокса, зачинателем которой является Сергей Иванович Дудов, а продолжателем–заслуженный тренер России Леонид Иванович Киселёв, подготовивший дважды олимпийского чемпиона Алексея Тищенко.
Большое значение для формирования идеологии подрастающего поколения имеет изучение участниками процесса физического воспитания исторического вклада физкультурников и спортсменов при защите нашего отечества в Великой Отечественной Войне. Здесь нужно отметить и наших земляков, спортсменов нашего региона – профессоров Юрия Павловича Симакова, Евгения Васильевича Гнатюка, Евгения Сергеевича Гецольда; заслуженного мастера спорта СССР Юрия Алексеевича Головченко; участника Сталинградской битвы, судью Всесоюзной категории по волейболу Виктора Константиновича Ларионова; заведующего кафедрой физического воспитания Омского педагогического института Семёна Борисовича Расина; директора спортивного комплекса "Нефтяник" Олега Михайловича Юдина. Омские спортсмены в боевых условиях проявляли мужество, а один из лучших спортсменов, в прошлом руководитель физкультурного движения в Омске, Николай Бударин, гвардии подполковник, за подвиг при форсировании Днепра был удостоен звания Героя Советского Союза. В память об этом замечательном человеке в Омске проводятся традиционные лыжные гонки на приз Николая Бударина.
В период Великой Отечественной войны в области проводились массовые лыжные кроссы «Фронту – физически крепкие резервы», в одном из них в феврале 1942 года участвовали почти 154 тысячи человек. На старт летнего кросса, в июне 1942 года, вышли 205,4 тысячи человек. Два раза проводилась 132-километровая скоростная мужская лыжная гонка и многокилометровые лыжные походы, самый продолжительный был маршрут Омск – Тобольск – Омск. В 1943 году футболисты Омской области стали чемпионами первенства Сибири по футболу, и в том же году сборная региона заняла первое место в Спартакиаде народов Севера, проходившей в Салехарде.
Показательно, что, вернувшись домой, фронтовики стали активно развивать спортивное движение, являлись примером для молодёжи. Например – Евгений Сергеевич Гецольд, придя с фронта без одной руки, продолжал занятия спортом и стал чемпионом города, соревнуясь со здоровыми спортсменами по лыжным гонкам. Долгое время выступали на соревнованиях Олег Михайлович Юдин как футбольный вратарь с незаурядными способностями, а Валерий Добросмыслов, Виктор Константинович Ларионов – в соревнованиях волейболистов. Виктор Константинович Ларионов и сейчас, будучи судьёй Всесоюзной категории продолжает проводить соревнования различного масштаба, воспитывает молодёжь.
Ещё один пример. До войны Юрий Алексеевич Головченко был чемпионом и призером России по нескольким видам спорта. На фронте он воевал башенным стрелком танка Т-34. За бое¬вые заслуги он был награжден орденами Славы и Отечественной войны, девятью медалями. В боях был ранен несколько раз. Особенно тяжелым было последнее ранение, в бедро. Врачи говорили об ампу-тации ноги, но молодой организм справился с болезнью. Восемь ме¬сяцев Юрий ходил на костылях. Восстановить прежние возможности ему помогли, по его словам, занятия лечебной физкультурой. Первые послевоенные соревнования, в которых принял участие Юрий Алек¬сеевич Головченко, состоялись в 1945 году в г. Горьком – через два года после тяжелейшего ранения. Еще через два года Юрий Алексеевич выполнил норматив мастера спорта и был принят в сборную СССР. Последую¬щие годы приносили новые достижения. В 1949 году он занял второе место на чемпионате СССР, а в 1950 году стал чемпионом СССР. В 1951 году– завоевал три золотые медали на международных студен¬ческих играх. В 1952 году ему присвоено почетное звание «Заслужен¬ный мастер спорта СССР». Ю.А. Головченко продолжал заниматься коньками и, перешаг¬нув семидесятилетний рубеж, успешно выступал в соревнованиях ве¬теранов спорта. Это достойные примеры для подражания.
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом: создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий. Образование человека. В процессе занятий ФКС человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности. Оздоровление человека. Физическая культура -- важная часть валеологии. Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) -- новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции. Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.
По признакам общности их можно объединить в следующие группы:
1. Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития (формирование и развитие физических качеств и способностей, совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)
2. Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества (мобилизационная функция физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка).
3. Удовлетворение потребности людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни).
4.Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельных уровней.
5.Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.
Социологические данные, полученные многими учеными убедительно доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Разносторонние интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции.
Специфические функции - это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся
С п е ц и а л ь н о - о б р а з о в а т е л ь н ы е функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;
- р а з в и в а ю щ и е функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями;
- п р и к л а д н ы е функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;
- с п о р т и в н ы е функции выражены в области спорта высших достижений. Они заключаются в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений;
- р е к р е а т и в н ы е функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма;
- р е а б и л и т а ц и о н ы е - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях).
Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей.
ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
В современных условиях основой развития России является создание эффективной экономической системы, фундамент которой образуют государственное регулирование и принципы рыночной экономики. Именно такое органическое взаимодействие основ построения экономических систем позволит обеспечить условия эффективной реализации экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.
Физическая культура и спорт в XX веке стали одной из важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой области легли в основу многих социальных и научно-технологических преобразований в обществе. Место физической культуры и спорта в жизни общества значительно определяется ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность, умения и навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
С развитием рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта наблюдается рост конкурентной борьбы, требующий привлечения значительного объема финансовых ресурсов с целью развития отрасли и предоставления населению конкурентоспособных физкультурно-оздоровительных услуг. Переход к новым формам собственности и производственных отношений вызвал сокращение возможностей государственных социальных гарантий и отразился
на состоянии всего физкультурно-оздоровительного комплекса.
В настоящий момент экономике сферы физической культуры и спорта нужен мощный приток инвестиций для обновления материально-технической базы, в первую очередь физкультурно-спортивных сооружений, развития человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрения единой наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.
Посредством физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.М. Максименко Основы теории и методики физической культуры. М., 2001
2. Теория и методика физической культуры /Под общей редакцией Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений: - М.РГАФК. 2002
4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004
5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2004
Свидетельство о публикации №120120406799