Конкурс. Метаморфозы жанра в Декабре - 2020

    Дорогие друзья!

   Открываем конкурс, завершающий 2020 год, из серии "Метаморфозы жанра по месяцам". В месяце ДЕКАБРЕ попробуем противостоять грусти и сплину, удручающему воздействию короткого дня в период пандемии. Итак, жанр месяца предвещает быть нескучным. Встречайте:
                ОДА

  ОДА (от греч. песня) лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением.

 Ода как отдельный жанр появилась еще до нашей эры и поначалу являлась лирическим стихотворением, которое предполагало хоровое исполнение. Тематика была различна. Так, древнегреческий поэт Пиндар (около 520–442 г.г. до н. э.) в своих торжественных одах воспевал царей и аристократов, которые, считал поэт, удостоились благосклонности богов. В понятие одического произведения в те времена входили гимны, дифирамбы, хвалебные песни в честь богов, олимпийских победителей и т.д. Блестящим составителем од считался Гораций:

Кто из богов мне возвратил
Того, с кем первые походы
И браней ужас я делил,
Когда за призраком свободы
Нас Брут отчаянный водил?

  Далее развитие оды приостановилось, и в начале нашей эры она как жанр не развивалась. И даже в средние века такого вида стихосложения в европейской литературе не существовало.

    «Воскресла» ода в качестве торжественного стихотворения в Европе в эпоху Возрождения. Она стала особенно популярной в период европейского классицизма (16-17 вв.). Сочинению од посвятил значительную часть своего творчества основоположник французского классицизма Франсуа Малерб (1555–1628). Поэт прославлял абсолютистскую власть Франции. На одном из этапов творчества развитием одического жанра занимался Жан Батист Руссо.  После Малерба и Руссо видными представителями жанра оды во Франции были Лебрен, Лефран де Помпиньян и Ламот.

    Считается, что в русскую литературу классическую оду привнес Антиох Кантемир. Другие литературоведы называют Гавриила Державина. Но и те, и эти сходятся в том, что собственно термин «ода» введен не ими, а Василием Тредьяковским, его «Ода торжественная о сдаче города Гданска» являет собой образец классической оды в русской поэзии.
    Как и у древних греков, ода на Руси была призвана восхвалять кого-либо. Обычно в ней рассказывалось об известных и великих людях. Поскольку ода являлась жанром высокой литературы, славословить и превозносить рабочих или крестьян не было принято. Императоры, императрицы, их фавориты, высшие сановники – именно им посвящались оды.

   Несмотря на большой вклад Кантермира, Державина и Тредиаковского в становлении одического жанра, подлинный основоположником русской оды, по мнению большинства литературных критиков, является Михаил Ломоносов. Именно он утвердил оду как основной лирический жанр феодально-дворянской литературы 18 века и обозначил главное ее назначение – служение и всяческое превознесение феодально-дворянской монархии в лице ее вождей и героев:

Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
Вы, наглы вихри, не дерзайте
Реветь, но кротко разглашайте
Прекрасны наши времена.
В безмолвии внимай, вселенна:
Се хощет лира восхищенна
Гласить велики имена.
*
Русской поэзии свойственна не только торжественная, так называемая пиндарическая ода (от имени древнегреческого поэта Пиндара), но и любовная – анакреонтическая, нравоучительная – горацианская и духовная – переложение псалмов.
Знаменитыми сочинителями од в русской литературе были Гавриил Державин, Василий Петров, Александр Сумароков и др.

  В России ода получила развитие в первую очередь в творчестве М.В. Ломоносова. Поэт разделяет оды, написанные им, на похвальные и духовные, которые, строго говоря, не совсем подпадают под определение оды.
 Дело в том, что для од была характерна определенная строфика и композиция. В частности, использовалась знаменитая одическая строфа – десятистишие, написанное ямбом, с необычной рифмовкой.

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.

Так начинается «Ода на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны» (1747). Ода довольно четко делится на вступительную часть, основное содержание, в котором восхваляется описываемый предмет, а завершается своеобразным итогом. Для упомянутой оды он таков:

Тебе, о милости Источник,
О Ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против Тебя восстать войною;
Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь Твою благословенну
С числом щедрот Твоих сравнит.

Интересно, что в одах следовало не просто восхвалять тот или иной предмет, а приводить аргументы, почему тот или иной человек достоин хвалы, почему важно то или иное событие. Композиция в этом случае не обговаривалась, но Ломоносов считал, что начинать нужно с главного, а заканчивать второстепенным, а не наоборот.

Конец 18 века ознаменовался началом падения европейского классицизма и, как следствие, - потерей значимости оды. Она уступила место новым на тот период времени стихотворным жанрам – балладам и элегиям. Но если и остался жанр оды, то он стал видоизменяться, особенно тематика. Например, Фридрих Шиллер создал аллегорическую «Оду к радости»:

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, -
Бог, в любви пресуществлённый!

   Долгое время жанр оды был каноничен в том виде, в каком его разработал Ломоносов. Бытовые подробности были недоспустимы в оде, элементы сатиры – тем более. Однако постепенно эти правила стали изживать себя.

     После классицизма ода практически ушла из активного употребления. Если автор использует название оды, это чаще всего переосмысление или пародия. Так, у Н.А Некрасова в «Современной оде» так восхваляется некий безымянный герой:

Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
И — беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко...
…………………………………………………..
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
И без умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
…………………………………………………
Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть;
Знаю: с неба к тебе всё свалилося
За твою добродетель и честь!..

При общем похвальном тоне сатирическая направленность очевидна.

 Попытками возродить жанр оды занимались символисты, но их оды носили, скорее, характер удачной стилизации, не более.

В 20-ом веке к этому жанру, однако, обращался даже В.В. Маяковский. «Ода к революции» хотя и написана характерным для него свободным стихом, композиционно соответствует жанру.

 Приведём здесь в качестве примера начало и финал:

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
………………………………………………………
Тебе обывательское
— о, будь ты проклята трижды! —
и мое,
поэтово
— о, четырежды славься, благословенная!
*
    Так что нельзя сказать, что жанр оды окончательно ушел. Просто теперь его каноны и правила написания стали очень размытыми, равно как и тематика.

   Ода нового времени – это не столь распространенное явление в поэзии, как было, например, в 17-18 вв. Однако и современные поэты нередко обращаются к этому жанру, чтобы воспеть героев, победы или выразить восторг по поводу какого-либо события.
      Главным критерием при этом считается не форма, а искренность, с которой написано произведение.
 
   В заключительной части истории жанра приведём каноны формы жанра классической оды:
Классическая ода имеет форму десятистишия по схеме рифмовки:

                ababccdeed

 В качестве примера приведём строфу оды признанного мастера Г.Державина. Например:
 
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Меня твой голос возбуждает,
Меня твой сын препровождает;
Но им последовать я слаб.
Мятясь житейской суетою,
Сегодня властвую собою,
А завтра прихотям я раб.

Для сравнения с классической формой приведём ещё два современных примера:

      Ода               /Арсений Тарковский/

Подложи мне под голову руку
И восставь меня, как до зари
Подымала на счастье и муку,
И опять к высоте привари,
Чтобы пламя твое ледяное
Синей солью стекало со лба
И внизу, как с горы, предо мною
Шевелились леса и хлеба,
Чтобы кровь из-под стоп, как с предгорий,
Жарким деревом вниз головой,
Каждой веткой ударилась в море
И несла корабли по кривой.
Чтобы вызов твой ранний сначала
Прозвучал и в горах не затих.
Ты в созвездья других превращала.
Я и сам из преданий твоих.
*

   Ода сплетникам           /Андрей Вознесенский/

Я сплавлю скважины замочные.
Клевещущему — исполать.
Все репутации подмочены.
Трещи,
трехспальная кровать!
У, сплетники! У, их рассказы!
Люблю их царственные рты,
их уши,
точно унитазы,
непогрешимы и чисты.
И версии урчат отчаянно
в лабораториях ушей,
что кот на даче у Ошанина
сожрал соседских голубей,
что гражданина А. в редиске
накрыли с балериной Б…
Я жил тогда в Новосибирске
в блистанье сплетен о тебе.
как пулеметы, телефоны
меня косили наповал.
И точно тенор — анемоны,
я анонимки получал.
Междугородные звонили.
Их голос, пахнущий ванилью,
шептал, что ты опять дуришь,
что твой поклонник толст и рыж.
Что таешь, таешь льдышкой тонкой
в пожатье пышущих ручищ…
Я возвращался.
На Волхонке
лежали черные ручьи.
И все оказывалось шуткой,
насквозь придуманной виной,
и ты запахивала шубку
и пахла снегом и весной.
Так ложь становится гарантией
твоей любви, твоей тоски…
Орите, милые, горланьте!..
Да здравствуют клеветники!
Смакуйте! Дергайтесь от тика!
Но почему так страшно тихо?
Тебя не судят, не винят,
и телефоны не звонят…
==============================

   Итак, на протяжении многовековой истории своего существования жанр ОДА претерпел коренные изменения тематического и структурного характера. Отметим несколько основных особенностей, характеризующих этот жанр в целом:

1) торжественный и величавый язык, возвышенный поэтический слог
2) в основе оды могут лежать выдающиеся события или в быть в центре внимания  выдающиеся люди или безымянные герои
3) утверждение идей гражданственности, патриотичности и др. достойные упоминания
4) внимание на благородство и преобладание чувства долга над всем остальным
5) может иметь (классическая ода) чёткую форму десятистишия и структурную трёхчастность (вступительная часть, основное содержание описывающего характера и итог, как заключение), но совсем не обязательно.
6) кроме торжественного-патетического характера, ода может иметь сатирическую, нравоучительную, духовную  и даже любовную направленность.
7) возможное использование аллегории и обращение к греческой мифологии, как средства выразительности

Предлагаем всем попробовать написать свою собственную оду! Но, просьба, не предаваться откровенно критиканству в политической направленности, для этого есть язык аллегорий! Дерзайте, поэты!
               
******************************************************

Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ДЕКАБРЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ: ЗАПАД... или ЛЮБОМУ ВИДУ ЛИРИКИ, но СТИХИ, которые можно отнести к жанру - ОДА, при всей свободе по отношению к форме и тематической направленности.
Другие стихи приниматься не будут.

 Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения  жанра - ОДА в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.

Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, опубликованное в ДЕКАБРЕ 2020 года. Будем внимательны!

Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.

Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.

Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра!  Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!

Порядок заявки:
      
Имя  автора - название стихотворения - ссылка.

Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.

Приём стихов будет осуществляться до конца года. Затем 1 ЯНВАРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от  участия в голосовании,  к следующему конкурсу не будут допущены.

Премиальный фонд конкурса:

1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)

Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!

БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.

  **
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!

Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование уже в новом году...
Всем здоровья и сил для продолжения воплощения своих идей и яркого проявления таланта! Чтобы руки не опускались, а вдохновение окрыляло всех!

Маллар Ме   01.01.2021 01:01     Заявить о нарушении
Голосование открыто: http://stihi.ru/2021/01/01/324

Маллар Ме   01.01.2021 01:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.