Присяге императору Петру III не изменили всего три

Не плагиат- перепечатка,
что сам узнал на карантине.
Простая немка в русской схватке-
хвала Великой Катерине!

Растяпа муж- туда дорога,
кто верен клятве- жаль немного...


Из интернета
...............
Автор-
Блог Valerongrach-а

Присяге императору Петру III не изменили всего три человека.
Расскажу про одного из них
26 ноября
.
Мои читатели, вы, наверняка, знаете, что в российской истории был такой интересный император Петр III. Он правил страной всего полгода и даже короноваться не успел, потому что «дорогая» и «нежно любимая» супруга (на самом деле они, к тому моменту, когда пришел их черед встать у руля Российской империи, друг друга категорически не переваривали) свергла его с трона 28 июня (9 июля) 1762 года.

Присяге императору Петру III не изменили всего три человека. Расскажу про одного из них
Достаточно справедливо принято считать, что Петр III недооценен историками и откровенно оболган победителями, которые к тому же обладали несомненным умом и, что еще важнее – литературными талантами. Но самое печальное заключается в том, что все благие начинания императора, похоже, из его современников никто толком не заметил. Потому что в тот самый сложный час он мало того, что не нашел поддержки, точнее, почему-то почти ее и не искал, так еще и тех, кто голову готов сложить за своего императора, которому давал присягу как-то не нашлось.

Фактически, когда зашла речь о присяге Екатерине II, то присягать ей отказались всего ТРИ человека.

«…Ей не присягнули Андрей Васильевич Гудович, Пётр Иванович Измайлов и князь Иван Фёдорович Голицын…»
Интересно, что Екатерина II отнеслась к поступку всех троих с пониманием. Настаивать на их присяге она не стала, через некоторое время намекнула, что, может быть, все-таки стоит присягнуть. И когда узнала, что все трое отказываются, сказала:

«Вижу, что они не любят меня. А за что? Им же хуже»
И оставила всех троих в покое. Ну как в покое… В отставку отправила.

Присяге императору Петру III не изменили всего три человека. Расскажу про одного из них
Голицын и Гудович на тот момент были генералами. А Петр Измайлов – офицером Преображенского полка. Петр III произвел его из поручиков в капитаны в день, когда не стало Елизаветы Петровны. Сблизился будущий император с Измайловым на его свадьбе в 1757 году. Петр Измайлов женился на Екатерине Салтыковой, фрейлине Елизаветы Петровны. Так вот невесту в церковь сопровождал будущий Петр III, там он и заинтересовался женихом, которому на тот момент было 33 года. Потом, позднее, приблизил его к себе.

В день переворота Измайлов за императора драться не стал. Преображенский полк был настроен, скажем так неоднозначно, и если верить воспоминаниям Воронцова, подходя к Казанскому собору, готовился ударить в штыки по мятежным полкам. Часть офицеров именно так настраивала своих солдат. Но на подходе к собору Александр Меншиков, сын знаменитого Александра Даниловича, крикнул

«Виват императрица Екатерина Алексеевна, наша самодержица».
И все сразу рухнуло. Зато Меншиков заслужил генерал-аншефа.

Ну а Петр Измайлов в день коронации Екатерины II 22 сентября 1762 года получил отставку в чине армейского полковника. Справедливости ради надо отметить, что Екатерина поступила с офицером, отказавшегося присягать ей, так как присягнул ранее ее мужу, справедливо. Да, это было отстранение от двора и увольнение из армии. Но Екатерина соблюла все положенные при отставке политесы – при выходе в отставку было принято повышать офицера на один чин. Так как Измайлов был гвардейским капитаном, ему дали армейского полковника – следующий чин по «Табели о рангах».

И на тридцать с лишним лет Петр Измайлов выпал из армейских и государственных дел. Жил в своих имениях, гонял крепостных и обустраивал хозяйство. И так продолжалось, пока 6 ноября 1796 года Екатерину не разбил апоплексический удар.

Присяге императору Петру III не изменили всего три человека. Расскажу про одного из них
Новый император Павел чтил память отца и приблизил к себе тех, кто сохранил ему верность в 1762 году. Тех, кто к тому моменту еще был жив, потому что тому же Измайлову было уже 72 года! В результате Гудович и Голицын стали генерал-аншефами, а Петр Измайлов – генерал-поручиком, кавалером ордена святой Анны и Александра Невского, а заодно и владельцем неплохих поместий и особняка в Петербурге.

Измайлов приехал в Петербург, его представили императору. Впрочем, тут стоит процитировать воспоминания зятя Измайлова, Федора Головкина, который несколько ядовито, но справедливо обрисовал картину всех этих почестей от императора:

« …Явилась группа стариков, в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти лет, одетых в старые кафтаны, с широкими золотыми галунами, потёртыми от времени, отвешивающих при каждом слове глубокие поклоны, целующих руку у государя каждый раз, когда он им улыбался, и преподнёсших каждый императору какую-нибудь вещь в воспоминание времён Петра III...
Между ними был также Измайлов, мой тесть, который был уволен в 1762 г., будучи капитаном гвардии. Он принёс гренадерскую каску с султаном и старую алебарду…»
Кстати, через год Павел Петрович сделал Измайлова еще и действительным тайным советником. Но потом Павлу I приложили табакеркой в висок и вся успешная карьера старика Измайлова на этом закончилась. Он опять отправился в свои поместья. Надо отметить, что в самом финале своей жизни Петр Измайлов стал одним из тех немногих помещиков, которые воспользовались указом Александра I о «вольных хлебопашцах», отпустив крестьян из имений, пожалованных ему Павлом I на свободу.

Вроде бы и ничего такого особенного не совершил. Но все-таки надо иметь жесткость, твердость и упертость, чтобы остаться верным присяге, когда все ей изменили. Не прогнулся, когда все прогнулись и купились за подарки, посулы и награды.


Рецензии