Реферат181
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
Реферат на тему:
«Социальные функции физической культуры и спорта»
Выполнил:
Проверил:
Новосибирск – 2020
Оглавление
Введение 3
Материальные и духовные ценности физической культуры. 4
Физическое развитие человека. 8
Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе 11
;
Введение
Слово «спорт» когда-то давно означало развлечение, или игру. В настоящее время это понятие значительно выросло. Занимаясь спортом, люди соревнуются не только физических, но и интеллектуальных достижениях. Увлечение спортивными соревнованиями постепенно охватило весь мир. Во многих цивилизованных странах спорт и физкультуру считают одним из важных средств, влияющих на воспитание современного человека. Ведь они сочетают в себе и физическое совершенство, духовный рост, и высокую мораль. Физкультуру и спорт можно эффективно использовать не только как средство укрепления здоровья и физического развития людей, но и как сферу их общения, полезную форму проведения досуга человека. Занятия спортом, кроме физического воздействия на организм, влияют и на прочие стороны жизни людей: на оценку нравственных ценностей, положение в коллективе и авторитет, на качество трудовой деятельности, на интеллект и эстетические идеалы. Спорт влияет не только на спортсменов, но и на зрителей-болельщиков. В настоящее время спорт и физкультура имеют такую силу и социальную значимость, каких в истории человеческого общества никогда не было.
Материальные и духовные ценности физической культуры
Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей. По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет), является носителем культуры и создает новые культурные ценности. Освоение, "потребление" физической культуры проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, "владельцем" которых он и является.
Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является важной частью культуры общества в целом. С одной стороны, от духовной культуры общества она получает и перерабатывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой - она сама обогащает культуру, науку, искусство, литературу специальными ценностями в виде теории, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки.
Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, гак и духовные ценности.
Материальными ценностями физической культуры являются результаты ее воздействия на биологическую сторону человека - физические качества, двигательные возможности. К материальным ценностям физической культуры относятся также спортивные сооружения, спортивные базы учебных заведений, спортивно-медицинские учреждения, учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты.
К духовным ценностям физической культуры относятся произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту, - живопись, скульптура, музыка, кино; система управления физкультурной деятельностью в государстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности воплощаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности.
Поэтому физическая культура - это сложное социальное явление, которое не ограничивается решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции в области политики, морали, этики и эстетики.
Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной деятельности, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, новым методикам, новым техническим средствам. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, побуждает к созданию приборов, конструированию и совершенствованию инвентаря и оборудования. Тем самым она способствует созданию новых материальных и духовных ценностей.
Физическая культура обогащает культуру общества уникальной информацией о влиянии на человека предельных физических и психических нагрузок (в спорте, космосе), об особенностях адаптации к ним, о биологических резервах организма. Эта информация может использоваться и используется в смежных науках - физиологии, биохимии и т.д.
Она способствует возникновению и развитию новых направлений в теории и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технологий (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям мирового спорта), создании искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных катков).
В социальной жизни, системе образования, воспитания, сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, экономические и общекультурные функции, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Физическая культура призвана выполнять ряд специфических функций:
- образовательную - получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития;
- прикладную - повышение специфической физической подготовленности и работоспособности для трудовой деятельности и воинской службы средствами профсссионально-прикладной физической культуры;
- спортивную - достижение максимальных результатов в избранном виде спорта;
- рекреативную - организация содержательного досуга;
- оздоровительно-реабилитационную - предупреждение утомления и восстановление временно утраченных функциональных возможностей организма.
При веденные функции физической культуры могут удовлетворить запросы и потребности в физкультурной деятельности любого человека.
В современных системах физического воспитания все большее место занимает спорт. Это объясняется особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта.
Несмотря на то что спорт без соревновательной деятельности не существует, его функции не исчерпываются достижениями чисто состязательных целей. Спорт представляет собой эффективное средство для совершенствования человека, преобразования его духовной и физической природы в соответствии с запросами общества, является действенным фактором воспитания и самовоспитания.
Социальная ценность спорта заключается и в том, что он является средством этического, эстетического, нравственного воспитания личности.
Достигаемый в процессе занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных умений и навыков могут в значительной мере предопределить ускоренное усвоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности.
Велико значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей. Спортивный эталон предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях и обладает широкими возможностями для развития познавательных способностей человека.
Спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная сущность спорта незаурядна. Она способствует привитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, внедрению их в образ жизни. Современные технические средства коммуникаций способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ как никогда прежде расширилась, а это увеличило неординарное влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются прежде всего повышением общего уровня работоспособности, укреплением здоровья, увеличением продолжительности жизни человека. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, издательской и научной деятельности.
Спорт считают одним из средств социализации личности. Непосредственно в процессе спортивной деятельности возникают разнообразные специфические отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами и т.д., которые так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, становление социального опыта.
Физическое развитие человека
Физическая культура представляет собой неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает особое место в учебе, работе людей . Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическое состояние людей зависит от многих параметров, в первую очередь, естественных, а также социально определенных. Физическое развитие человека представляет собой социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме труда и отдыха, можно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности . С возрастом потребность в двигательной активности не падает, но претерпевает противоречивые изменения. В основном, снижается интерес к ее первичным формам. Одновременно, глубже осознается личная необходимость поддержания физического состояния и здоровья. С этой целью подбираются средства, которые очень часто не совпадают с предыдущим личным опытом занятий физическими упражнениями и спортом в детстве и юности. Это достигается только за счет накопленного багажа знаний и опыта в отношении физкультуры. Важнейшей специфической функцией физкультуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. Функции социализации личности проявляются в процессе реализации ее потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура представляет возможности для привлечения людей к общественной жизни, формирования у занимающихся опыта социальных отношений, общения. Функции социальной интеграции физкультуры проявляются в объединении людей в определенные организации на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте. Социальная система спорта имеет еще одно очень важное направление - детский и юношеский спорт. Именно в этом направлении проводят свою профессиональную деятельность специалисты. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира. Спорт является органической частью физической культуры, особой сферой выявления и унифицированного сравнения достижения людей в определенных 3 видах физических упражнений интеллектуального и других видов подготовки путем соревновательной деятельности. Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения. Как социальной системе большой сложности спорта присущи такие качества: целостность, целеустремленность, динамичность, сложность и иерархичность, особенность управления, способность к самоорганизации, делимость, относительная изолированность. В совокупности материальных ценностей спорта следует отнести те же виды спорта, их постоянное развитие на протяжении всей истории человечества; спортивное оборудование и новейшую технологию их производства; спортивные сооружения, архитектуру, и технологию их строительства; научное, медицинское оборудование и аппаратуру и даже спортивную моду. Современные исследования показывают, что у людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, производительность труда выше, чем у тех, кто спортом не занимается. Кроме того, текучесть кадров среди активных спортсменов значительно ниже, чем у их сверстников. Это же касается трудовой дисциплины. Такие факторы благоприятно сказываются на производительности труда и производстве в целом. Спорт не только повышает качество производительных сил общества, но и как средство социально-экономического укрепления страны проявляется во многих других сферах человеческой деятельности. Например, положительно влияя на состояние здоровья человека, спорт способствует приросту ценного из всех богатств – дееспособного населения, что, в свою очередь, увеличивает благосостояние самой страны. Рассматривая этот аспект влияния на экономику, необходимо отметить, что здесь важно, прежде всего, физическое воспитание и массовый спорт. Основная их цель оздоровления населения и поддержка его репродуктивных возможностей.
Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
Физическая культура и спорт, являясь сложными многофункциональными явлениями современного общества, выполняют ряд социально-важных функций: - укрепление здоровья людей, содействие воспроизводству населения и сохранению генофонда страны; - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности со стремлением к достижению ею физического совершенства; - удовлетворение потребностей общества в людях, физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины; - интернациональное воспитание граждан страны, укрепление единства и сплоченности наций, дружбы и сотрудничества между народами. Рассмотрим их более подробно. Физическая культура и спорт как средство укрепления здоровья людей и сохранения генофонда страны. Бесспорно, основным показателем физического состояния человека является его здоровье. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности определяется как важнейшая социальная задача, роль которой в любом обществе чрезвычайно велика. Кроме того, одной из важнейших задач современного общества, динамика жизни которого достаточно высока, является борьба со стрессогенными факторами и гиподинамией. В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направленного использования физических упражнений, соблюдения здорового образа жизни можно изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Сегодня отечественными медицинскими работниками обоснован минимум, необходимый для поддержания нормального состояния, который составляет 12 часов физической (спортивной) нагрузки для школьников и 10 часов – для студенческой молодежи. При этом следует помнить, что увеличение психических нагрузок должно сопровождаться пропорциональным увеличением нагрузок физических, что позволит в полной мере снять накопившееся напряжение за счет смены вида деятельности и получить соответствующий заряд бодрости. Выбор средств физического воспитания, регулирования физических нагрузок основан в первую очередь на контроле за состоянием здоровья занимающегося со стороны врача, тренера-преподавателя, что считается обязательным условием при занятиях физической культурой и спортом. Забота о генофонде населения страны выступает одной из важнейших, а ныне и актуальнейших, государственных задач. Существенный вклад в решение этой проблемы могут внести физическая культура и спорт. В одном из своих выступлений Президент РФ В.В. Путин справедливо заметил, что невнимательное отношение к спорту может «пагубно отразиться на здоровье нации». Именно культура физическая будущих родителей, которые сегодня – студенты, их здоровье и здоровый образ жизни могут обеспечить здоровье генофонда страны. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Стремление к физическому совершенству. Наиболее действенным в реализации этой социальной функции физической культуры являются сам процесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта. При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оптимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений). Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитанию других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и идейно-патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель его гармонического формирования. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами. Суть физического совершенства наиболее кратко изложена в определении его понятия. Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека. Подготовка людей к профессиональному труду и защите Родины. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подго- товки человека к трудовой и военной деятельности. Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Хорошо физически подготовленный человек быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволит ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производственной и деловой жизни. Внедрение в вооруженные силы новейших видов боевой техники не снизило требований к уровню физической подготовленности молодых людей, поскольку хорошая физическая подготовленность дает дополнительную уверенность при адаптации в новом коллективе и к особым условиям армейской жизни. Физическая культура и спорт – средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития. В нашей стране в настоящее время национальная форма развития физической культуры и спорта проявляется в развитии национальных видов спорта, в осуществлении физического воспитания на родном языке, в массовой подготовке национальных спортивных кадров. Выступая в спортивных соревнованиях, проводимых в разных областях, краях, странах, представители различных национальностей знакомятся с историческими местами, бытом и жизнью людей других национальностей. Дружеская атмосфера, в которой проводятся спортивные соревнования, правила их проведения, требующие уважения к сопернику, совместные тренировки спортсменов различных национальностей – все это способствует интернациональному воспитанию спортсменов и зрителей, наблюдающих за состязаниями. Международные спортивные встречи помогают преодолевать расовые предрассудки, поощряют международное сотрудничество, создают атмосферу взаимопонимания между людьми. Рассмотренные социальные функции физической культуры и спорта тесно взаимосвязаны между собой, но не следует забывать, что эти «общественные функции» складываются из активной позиции и действий каждого отдельного человека, каждого члена общества и представителя этой сферы культуры. Именно в физкультурно-оздоровительной сфере в наибольшей степени сближены и сбалансированы личные и общественные интересы. Следует отметить, что в обществе на сегодняшний день нет других средств, кроме физической культуры и спорта, позволяющих готовить развитых физически людей.
Свидетельство о публикации №120120203974