Реферат175

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774




Реферат
«Профилактика девиантного поведения молодежи средствами физической культуры и спорта»



                Студент:
Руководитель:







Новосибирск, 2020
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях наблюдается нарастающая волна детской преступности и увеличение числа подростков, склонных к девиантным формам поведения. Всё это выдвигает на первый план проблему исследования психологических особенностей, порождающих данные опасные явления, применительно к подростковому возрасту, так как в этот период личность ребёнка находится в стадии своего становления.
В условиях общественной неопределённости, социальных рисков в российском обществе обострились подобные отрицательные моменты как формирование девиантного поведения в подростковой среде и разнообразные его проявления – агрессия, вредные привычки, противозаконные действия. Девиантное поведение в подростковой среде проявляется в различных формах, но, несмотря на это все они взаимосвязаны. Алкоголизм, употребление табака и наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок, а приобщение подростка к одному виду девиантного поведения увеличивает возможность его вовлеченность в другие.
В педагогической литературе понятие девиантное поведение рассматривается как концепция действий либо единичные действия человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от общепринятых норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательные отклонения в поведении человека, противоречащие установленным в обществе правовым и моральным общепризнанным нормам.
 Проблема девиантного поведения была предметом исследования таких учёных как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Мид, П. Сорокин, что отражает требования общества, ощущающего на себе возросшее воздействие насилия и жестокости. В настоящее время школа не застрахована от проявлений различных форм девиантного поведения во время уроков, на 5 переменах и на улицах. Некоторые проявления девиантности, например, агрессии могут быть показателем развивающихся патопсихологических изменений личности. (возбудимая неуравновешенность, паранойя, эпилепсия и т.д.).
В формировании самоконтроля над девиантным поведением значительную роль играет формирование психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способностей к пониманию других людей и к сопереживанию им, содействующих развитию понятия о другом человеке как уникальной личности.
Проблема девиантного поведения у подростков выдвигает на первый план вопрос разработки, содержания и организации специальной практикоориентированной деятельности социального педагога по профилактике девиантного поведения посредством которой совершается разрушение прежде сформированных определённых негативных установок, взглядов, ценностей, мотивов, стандартов поведения и развитие новых с целью достижения самореализации личности в обществе.
 Существуют разнообразные формы профилактической работы, одной из которых является интенсивное обучение общественно значимым навыкам: общения, управления собственным эмоциональным состоянием, формированию уверенного поведения, умения корректно выражать свои эмоции, самопознания и самоопределения. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, поскольку он является сенситивным для развития данных навыков, а использование активных методов обучения повышает эффективность профилактической работы.
Следовательно, данная проблема является актуальной и требует всестороннего изучения.

;
1.1 Сущность понятия «девиантное поведение» и его типология
В педагогической литературе девиантное поведение рассматривается как концепция действий либо единичные действия человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от общепринятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательные (негативные) отклонения в поведении человека, противоречащие установленным в обществе правовым и моральным общепризнанным нормам.
 Девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от общепризнанной или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры и нравственности. [1] В. Д. Менделевич трактует девиантное поведение как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие установленным в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, не адаптивности, нарушений процесса самоактуализации и отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения целостности аргумента и его результатов, намерений, и практических дел, целей и средств, т.е. единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые охватывают человека, его внутреннее психологическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними социальными факторами.  [3]
В последние годы научный интерес к проблематике подростковой агрессивности существенно вырос. Учёные различных течений предлагают разные подходы к установлению сути агрессивного поведения, его психических механизмов. При всём разнообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах подразумевается, как целенаправленное причинение физического и психического ущерба иной личности. Повышенная агрессивность считается одной из наиболее интенсивных трудностей в подростковой среде. Она беспокоит не только педагогов, но и родителей. Для большинства подростков характерны те или иные формы агрессии. Как правило все подростки обзываются, ссорятся, дерутся. Конечно с усвоением законов и норм поведения эти конкретные проявления детской агрессивности уступают место про социальным формам поведения. Однако у установленной категории молодых людей агрессия, как стабильная модель поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в стойкое качество личности. В результате деформируется его личностное развитие, снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются способности полноценного общения. Агрессивный ребёнок создаёт массу трудностей не только находящимся вокруг него людям, но и самому себе.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте приводит к таким негативным последствиям как противоправное поведение, потеря межличностных связей, суицид (в случаях, если агрессия направлена на себя). Противоречия между оценкой личности подростка окружающими и самооценкой может привести молодого человека к поиску групп, где практикуются любые формы агрессии как специфического способа самоутверждения. Неудовлетворённая потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя в негативных формах активности – преступлениях, насилии. В данном возрасте быть агрессивным зачастую обозначает «выглядеть или быть сильным». Противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными поступками. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей.
 Стремясь дать ответ на вопрос о природе противоправной агрессии, Р. Уолтерс и А. Бандура исследовали индивидуальные характерные черты школьников и социальные условия становления со стабильным антиобщественным поведением. По мнению авторов, молодые люди с антисоциальной агрессией существенно отличаются от своих сверстников, наиболее эффективных в социальном плане. Они чаще и более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома).
Авторы предполагают, что неумение устанавливать позитивные отношения с отцом, одно из главных условий развития у парней противообщественной ориентированности. Агрессивные подростки, не соблюдающие законы, не верят находящимся вокруг, избегают ситуаций, в которых имеют все шансы быть в эмоциональной зависимости. Они практически не ощущают вины за враждебное поведение, менее доброжелательно относятся к ровесникам. Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, чем внутренним ограничениям. Подобные школьники действуют практически во вред себе, вследствие того, что в результате своих действий ещё больше лишаются привязанностей и попадают под жёсткий надзор представителей власти, к которым не испытывают ни уважения, ни доверия. [1]
Тот факт, что, несмотря на серьёзные и повторяющиеся наказания агрессивное антисоциальное поведение сложно искореняется, приводит многих исследователей к заключению, что такого рода возмутитель спокойствия практически не способен учиться на собственном опыте. Возможно, это сопряжено с тем, что справедливое наказание практически никогда не следует незамедлительно за проступком или не наступает совсем. Уверенность в том, что агрессия (преступное деяние) останется ненаказанным играет значительную роль в поддержании антисоциального поведения. [3]
;
1.2 Причины и факторы девиантного поведения подростков
Интерпретация факторов девиантного поведения непосредственно сопряжена с осознанием самой природы этого явления. В человеческом поведении совмещаются элементы разного уровня – биологические, психологические, педагогические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках этой либо другой концепции придаётся основное значение, формируются и ключевые предпосылки данного поведения.
Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается, в первую очередь, в рамках социологического подхода. Социологические концепции анализируют девиантное поведение в контексте социальных процессов и общепризнанных норм, утверждённых внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, зависящим от времени и общества, их возможно предсказывать, а в ряде случаев их возможно регулировать.
Для разъяснения общественных девиаций Э. Дюркгейм предложил концепцию аномии. Он подчёркивал потребность разъяснения разных конфигураций социальной патологии именно как общественных явлений, как следствие нормативно – ценностной дезорганизации социума. Р. Мертон, анализирует девиантное поведение как итог несогласованности среди определяемым культурой устремлением и социальной текстурой, задающей ресурсы их удовлетворения.
Личность, с раннего детства помещённая в девиантную субкультуру (конфликтную, криминальную), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения. Наравне с осмотренными беспристрастными социальными факторами функционируют так называемые индивидуальные предпосылки девиантного поведения.
В соответствии с концепцией стигматизации (Г. Беккер, Э. Лемерт) девиации - результат того, что само общество наклеивает на личность соответствующие ярлыки путём соотношения действий определенного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Со временем создается имидж, что заставляет индивидуума придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).
Сазерленд в 1939г определил концепцию дифференцированной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение – непростая и дифференцированная модель поведения. Ему обучаются в содействии.
 Данная процедура содержит усвоение девиантной мотивации, оправдания и техник реализации девиантного поведения. Девиантное поведение также может быть описано с помощью понятия «социальная роль» или «социальная функция личности». (Р. Краус, М. Дойч, Дж. Мид)
Роль – это система ожиданий относительно поведения человека, представление человека о модели собственного поведения, в конечном итоге поведение сообразно занимаемым положением – статусом. В соответствии с этим люди имеют все шансы принимать на себя различные роли в том числе и девианта. Индивидуальным фактором отклоняющегося поведения может стать подход самой личности к социальным нормам. (Д. Матза, Г. Сайк)
Таким образом, социологические теории анализируют девиантное поведение как результат социальных процессов, трудных взаимоотношений между обществом и определенной личностью.
Другим значимым условием, оказывающим большое влияние на поведение личности, выступают внутренние, биологические условия – та естественная почва, с которой взаимодействуют всевозможные внешние условия. Биологические предпосылки включают: потомственно – генетические характерные черты, врождённые свойства индивида (приобретённые во время внутриутробного развития и родов), импринтинг, (запечатление на ранних этапах онтогенеза).
Поскольку девиантное поведение имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить его по всей видимости, невозможно. Можно говорить лишь о потребности уменьшения его проявлений посредством обучения активным формам поведения.
;
1.3 Тренинг как средство профилактики девиантного поведения подростка
В психологической литературе понятие «профилактика» трактуется как предупреждение, предохранение, направленно на то, чтобы не допустить возникновения чего либо, нежелательного или неприятного. Профилактика - это область психологии, её задача состоит в 20 предоставлении специальной помощи людям для предотвращения и облегчения агрессивных реакций. [3] Методы профилактики включают в себя:
; Массовые обследования для выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними.
; Информирование населения.
; Коррекционную работу в рамках консультативных центров.
Важная задача профилактики – ранняя диагностика и предотвращение начальных форм отклонений. [4]
Психопрофилактика является разделом общей профилактики, содержащий комплекс мероприятий, которые обеспечивают психическое здоровье, в том числе профилактику индивидуальных и профессиональных кризисов. Подразделяется профилактика на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика – совокупность событий, нацеленных на предотвращение вредных воздействий на психику человека. На этом уровне система профилактики состоит из изучения нервной системы к влиянию вредоносных агентов окружающей среды и возможных путей повышения данной выносливости. Вторичная профилактика – предельно раннее обнаружение первоначальных фаз отклонений, их своевременное (раннее), предотвращение. Она заключается в контроле за «неутяжелением» либо в предотвращении отрицательных последствий начавшегося психологического кризиса. Третичная профилактика – предупреждение рецидивов отклонений и восстановление трудоспособности. Профилактическая деятельность направлена на предотвращение формирования определённых негативных установок, мотивов, ценностей, стереотипов поведения, представлений и формирование новых с целью свершения самореализации личности в обществе. [4]
Посредствам профилактической работы совершается распад прежде сформированных установок, методов, ценностей, осуществляемое психологическими и социально–педагогическими средствами. Необходимость в профилактике возникает в случаях отклонений в поведении подростка, стимулированных главным образом социальными нарушениями. Профилактика девиантного поведения подразумевает концепцию специальных и общих событий в разных степенях общественной организации. Критериями эффективной профилактической работы считают её комплексность, своевременность, последовательность, дифференцированность. Последнее условие в особенности немаловажно при работе со стремительно формирующейся личностью, т.е. с подростками. Целью профилактики является предохранение, предупреждение личности от негативных факторов, вредно отражающихся на развитии личности, отклонений от оптимального уровня его индивидуально – психологических способностей и особенностей. [2]
Существуют разные формы профилактической работы.  Первая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их созидательное самовыражение, участие в группах общения и индивидуального роста, арттерапия – всё данное пробуждает индивидуальные средства, обеспечивающие в свою очередь активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Вторая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Предполагается, что люди применяют психоактивные вещества, поднимающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.
Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытания себя (спорт с риском, походы в горы), значимое общение, деятельность (в том числе благотворительная, религиозная, профессиональная), любовь. Третья форма профилактической работы – организация социальной среды. В основе этой формы работы возлежат понятия о детерминирующем воздействии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, возможно, избежать ненужное в поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению.
 Объектом работы может семейный круг, социальная группа (кружок, секция, школа) или конкретная личность. В рамках данной модификации предупреждение зависимого поведения у молодых людей включает в первую очередь социальную рекламу по развитию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, подобранные кинофильмы, выступления молодёжных кумиров – всё это должно иметь качественно иной уровень, нежели этот, который прослеживается на сегодняшний день Четвертая форма – информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме бесед, распространения особой литературы, лекций либо видеоматериал и телефильмов. Сущность подхода заключается в стремлении воздействовать на когнитивные процессы личности, с целью повышения её возможности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно применяется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном воздействии наркотиков на здоровье и личность. При этом перечисляются отрицательные последствия употребления наркотиков или описываются трагические судьбы девиантов, их индивидуальное деградирование.
Метод на самом деле повышает познания, однако слабо оказывает влияние на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Пятая форма – организация здорового образа жизни. Эта форма выходит из представлений о личной ответственности за состояние здоровья, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Способность человека достигать оптимального состояния и благополучно противодействовать негативным условиям среды считается в особенности значимым.
Здоровый образ жизни предполагает правильное питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такого рода образ базируется на экологическом мышлении и значительно находится в зависимости от степени формирования общества. Шестая форма – активное социальное обучение социально важным навыкам. Данная модель реализуется преимущественно посредством социально-психологического тренинга, поскольку это способствует формированию навыков общения, формированию уверенного поведения, управления своим собственным эмоциональным состоянием, умением корректно выражать свои эмоции, самоопределения и самопознания. Эти аспекты актуальны именно в подростковом возрасте, так как общение является ведущей деятельностью подросткового возраста и очень значима в субъективном плане для большинства из них. В то же время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано в первую очередь с малым социальным опытом.
;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном российском обществе совершаются переломные процессы, которые оказывают отрицательное влияние на психологию людей, в особенности школьников, порождая девиантное поведение.
Девиантное поведение — осуществление действий, которые противоречат общепризнанным меркам общественного поведения в том или ином сообществе. Девиации возникают из-за высокого темпа конструктивных научнотехнических преобразований, которые регулярно выдвигают новые условия. Огромный приток информации создает «шумы», которые пагубно действуют на молодого человека, который еще не имеет четкой жизненной позиции. Они активизируют у детей ощущение безнадежности и раздражение.
При этом нарастает реакция неповиновения, в некоторых случаях неосознанного, усиливается индивидуализация, которая при утрате общесоциального интереса приводит к девиантному поведению. Отклоняющееся от социальных норм поведение представляет интерес с точки зрения причин его зарождения. История вопроса содержит разнообразные и принципиально отличные трактовки в их понимании. Около столетия ученые вели спор и пришли к выводу, что поведение личности определяется обычно сочетанием эндогенных и экзогенных факторов. Для объяснения точек зрения исследователей рассмотрим ряд концепций, по разному трактующих причины девиантности. Остро возникает вопрос такого поведения в подростковом возрасте, когда происходит трансформация к новому этапу формирования личности. Среди школьников усиливается негативизм, демонстративное поведение по отношению к взрослым, учащаются эпизоды проявления безжалостности и агрессивности.
;
Список литературы
1. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст]: монография /М.И. Буянов. – М.:Академия, 1998, - 465с.
2. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] /Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: ПраймЕврознак, 1999, - 274 с.
3. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст]: учебник / В. Л. Васильев– СПб: Питер, 1997. – 656с.
Евтихов, О.Л. Практика психологического тренинга [Текст]/ О.Л.Евтихов. – Спб:Питер, 2005.


Рецензии