69. Тетради - отклики

     "Когда внимание сосредоточено (или сосредоточилось) на каких-нибудь непостижимых тайнах и при этом обнаруживаются совершенно простые и ясные для разума истины, которых оно (внимание) прежде не замечало, — это критерий".

      С. Вейль. Тетради.


     Когда проступили "древние письмена" - из ниоткуда. Когда на месте бывшего хаоса вдруг появляется простая и ясная мысль всё собой обнимающая. После многолетних усилий - озарение. Или после предельной огромной концентрации.
     Так Сократ испытывал "глубокое погружение" для того, чтобы найти эти истины. Так Ньютон сидел под деревом, пока его не пробудило падающее яблоко. Так расположился под деревом и Будда, желающий или прямо тут умереть или получить истину. Так они уходили потом вместе с тем, что им открылось в мир. Так с заговорщицким шёпотом Ницше сообщал друзьям и знакомым, что его посетила идея вечного возвращения. Люди, сами по существу представляющие собой такие простые и ясные идеи, до которых они добрались усилием воли к истине и глубокой страстью познания.
     Менделеев увидел свою таблицу во сне, как на ладони. Это был миг, в который "всё сложилось". Миг совершенно точного совпадения человека (его концентрации) и идеи. А во сне ли, под деревом или в застывшей позе (амехании) не важно. Где-то оно настигает того, кто ищет, и практически на пределе отчаяния. Но многие не доходят до этого предела и не способны дойти. Большинство же тех, которые дошли, считают это божественным откровением.
     Мы можем называть это божественным откровением, а можем называть нашими механизмами прорыва к сосредоточию проблемы, суть дела от этого не поменяется - принцип сосредоточенности и принцип внимания себя не отменит, а достойное исполнение этого принципа не отменит любви и страсти, которые его ведут за собой и приводят к цели.


     "Распространенный предрассудок, будто бы творческие люди нуждаются в свободной сексуальной жизни ради своей творческой деятельности, несомненно, основан на недоразумении. Они нуждаются в возбуждении для выработки в организме энергии, необходимой их искусству. Но <сексуальное> удовлетворение, отнюдь не помогая им, забирает у них часть вызванной таким образом энергии. Если они все же творят, то потому, что у них сохраняется остаток".

      С. Вейль. Тетради.


      Почему Ван Гог посещал бордели?
    Можно ответить, конечно, потому что был развратным - это стандартное представление обыкновенного человека о том, кто ведёт необыкновенную жизнь. Дело в том, что сам обыкновенный человек посещал бы их именно по этой причине - по причине скуки от своей же обыкновенной жизни и так как обыкновенный человек всё меряет по себе, то он со злорадным удовлетворением подмечает, что и великий человек "такой же". В силу этого закона, у обыкновенного человека все великие - всё же и непременно негодяи, не в той, так в другой области - иначе обыкновенный человек мыслить мир не может. Ведь для того, чтобы мыслить этот мир иначе, обыкновенный человек должен был бы открыть для себя этот иной мир. Поэтому он смотрит в зеркало, а видит там в основном "чью-то" кривую рожу.
    Выдающаяся сила Ван Гога и его страсть вели его по жизни такими быстрыми и крупными шагами, что за ним никто не поспевал. Ван Гог не только пытался опробовать своё призвание в реальной жизни, когда хотел стать священникам и помогать людям, а помогал он им всецело и самозабвенно (например, выхаживал больных и увечных шахтёров), но и любил - также крупно и также глубоко, как и всё, что он делал. Ван Гог два раза любил по настоящему разных девушек и хотел ответной любви - признавался и получал отказ. Но ужас его ситуации заключался вовсе не только в том, что он получал отказ, ужасней было то КАК он получал этот отказ - как он наталкивался на то, что мир живёт и хочет жить лишь по своим буржуазным законам и больше ничего. Любя, этот человек ощущал, что то, что он любит - его калечит. Во время второго чувства Ван Гог писал письма, но не было ответа. Тогда он приехал сам, но девушка даже не вышла к нему, за неё холодным и равнодушным отказом отвечали родители. Он хотел бы хоть что-то - хотя бы увидеть и услышать самостоятельное "нет" - но самостоятельное "нет" лицемерно скрывается буржуазным обществом. Можно найти тысячи причин для оправдания этой девушки, которую мы даже не знаем, например, что она боялась такого экцентричного человека как Ван Гог - чем не причина? О да, для нас это, причина, да! И мы даже не замечаем как всё это мерзко - рассматривать всё происходящее лишь по канонам нашей морали и сентиментально проявлять сочувствие девушке по этим же канонам. Но Ван Гог, не попадая в эти каноны для нас - уже не человек. Тогда, чтобы его заметили, чтобы увидели как ему больно - он протянул руку в пламя свечи и держал там руку - он просил всего лишь увидеть того, кому хотел сказать пару слов. Чего же добился он от этих мелких людишек? "Сумасшедший" - кличка, которую они подарили ему заранее, ещё до всякого безумия.
      Так убили его человеческий запрос на любовь. Оставалось искусство. А пришибленное человеческое чувство, он попытался позже осуществить по отношению к падшей женщине с ребёнком, считая, что если такая женщина получит основу - семью и дом, то она возродится к хорошей жизни. Для самого себя же он хотел лишь одного - чтобы ему было о ком заботится.
      Но женщина не возродилась, она оказалась скверной в изначальной своей натуре, потому что даже возрождение невозможно без первоначальной чистоты. Ситуация кстати, типичная для великих людей, которые часто пригревали разных подлецов, наивно не замечая их подлости по своему любвиобилию. В общем со спасением грешника у Ван Гога тоже ничего не получилось. И вот тогда возник и бордель. От скуки? От буржуазной скуки?
      Нет, у таких людей бордель это не буржуазная скука или какой-нибудь изврат, а две формы равновесия для загнанного в тупик существа - две формы отчаяния - это либо открытое откровенное отчаяние, либо холодный бездушный автоматизм (согласие на зло без прикрас, признание, что живу во зле, посреди "добрых людей" творящих зло с любезной улыбочкой). То есть это прежде всего правда. Правда жизни и правда горечи.
     Но какой куцый ум и какое выращенное в свинарнике чувство признает это за Ван Гогом?


Рецензии