Аткарск и классики. Агент по хламу

Наш город, несмотря на достаточную удалённость от обеих столиц, как государственной, так и культурной, всё же сыграл заметную роль в литературе, взращивая будущих писателей и давая им богатый материал для работы.

Известный русский писатель, литературовед, один из основателей и бессменный председатель ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка), лауреат Государственной премии СССР Виктор Борисович ШКЛОВСКИЙ (1893 — 1984) даже некоторое время жил и работал в Аткарске.

А привели его в наш город «грехи молодости». Революция и гражданская война забрасывали русскую интеллигенцию в самые непредсказуемые места. Будучи эсером и противником советской власти, Шкловский в 1918 году тайно уезжает в Саратов, где находит убежище в… психиатрической лечебнице, а затем перебирается в Аткарск и поступает на должность «агента по использованию военного имущества», то есть старых сапог, штанов и разного хлама при военном складе.

Период с 1917 по 1922 годы до сих пор остаётся самым малоизученным эпизодом жизни Виктора Борисовича Шкловского. Это было время бесконечных скитаний: Персия, Петроград, фронты, Киев, Харьков, Москва, Саратов, Аткарск.

Достоверно подтверждённым считается киевский эпизод биографии эсера-боевика Шкловского. В конце 1918 года он занимался диверсионной работой в Киеве, выводя из строя гетманские броневики накануне обороны города от наступавших петлюровцев. Этот эпизод описывается в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», где Шкловский выведен под именем прапорщика Михаила Семёновича Шполянского. Есть сведения, что и в Саратов будущий литературовед прибыл, чтобы развернуть диверсионную деятельность и наладить связь с группами сопротивления. В Аткарске, например, в то время действовала группа из двадцати человек. Шкловский якобы предлагал взрывать поезда с помощью добытого им пироксилина, но это было отклонено.

Шкловский, создатель формалистической теории, оказавшей огромное воздействие на мировое литературоведение, автор книг о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, В. В. Маяковском — кладовщик в Аткарске? Да, так было. И если бы не Саратов и Аткарск, кто знает, уцелел бы Виктор Борисович в революционной круговерти. Наш город приютил бывшего эсера и дал ему возможность для творчества. Здесь, на листах амбарной книги, при свете коптилки на подоконнике рождается один из основополагающих трудов всемирно известного в будущем литературоведа под названием «Сюжет как явление стиля».

                Алексей НИКИТИН

 


Рецензии