68. Тетради - отклики

     "Оплодотворение. Семя, влагаемое мужчиной в женщину во время зачатия, <семя,> которое станет человеческим существом, должно заключать в себе энергию, трансцендентную по отношению к жизненной энергии так же, как энергия жизненная <трансцендентна> энергии механической, химической, электрической, а та, в свою очередь, — теплоте. Если семя, вместо того чтобы быть испущенным вовне, разлагается в теле мужчины, высвобождая эту энергию — подобно тому как превращение дерева в золу высвобождает механическую и тепловую энергию, — то у человека в распоряжении оказывается форма энергии более высокая, чем все, что он мог бы получить иным способом. Это удержание высшей энергии и есть целомудрие.
[Имеют ли женщины такой источник? Не оттого ли они ущербны в гениальности и в некоторых аспектах святости?]
ДУМАЮ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ В РЕАЛЬНОСТИ, ВЕРОЯТНО, НЕ ПРОИСХОДИТ. А ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ТАМ, ГДЕ МЫ УСМАТРИВАЕМ ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ЕСТЬ, ВЕРОЯТНО, ЧТО-ТО ДРУГОЕ.
Должен быть и у женщины внутренний источник энергии, трансцендентной по отношению к энергии жизненной, иначе зачатие не нуждалось бы в соединении полов.

В живой материи что-то причастно неразрушимости, и это что-то и продолжает вид. Но это что-то разделено между самцом и самкой и соединяется вне их.
Самец, самка, детеныш: детеныш есть гармония, рождаемая от соединения противоположностей. Но эта гармония <находится> вне обоих ее членов, она есть нечто третье.
Жизнь разделена надвое разделением полов".

     С. Вейль. Тетради.


     В человеке коренное страдание жизни - половое. Все прочие страдания - сюда же, если они только страдания жизни, а не страдания духовные, трансцендентные. Половое страдание просматривается на всех уровнях человека как невозможность выйти за определённый способ своего бытия и его однонаправленный противоположный образ, как только лишь возможность быть другим, но в реальности без Другого - всякий раз не-действительность им быть. Это и есть наше основное страдание.
По одному из мифов человек был андрогин (двуполое существо), а стал только человек - половина целого с оборванным краем и запросом этого края к восстановлению.
    Человек ищет потому что ощущает свой ущербный край. С той стороны где он оборван человек ощущает бездну, а порой и зло, в зависимости от происходящего. В свой половине, собственной человек видит однозначное добро, но всякий раз забывает, что это добро никак теперь уже не может быть однозначным, ибо без работающей другой половины и своя не работает должным образом.
    В трансценденции или духовности человек преодолевает этот разрыв и становится полным, совершенным андрогином. В таких состояниях совершенства он пишет музыку, сочиняет стихи, философствует, совершает подлинно человеческие поступки. Но всякий раз при этом он понимает, что истинным освобождение для него было бы "написать другого человека" своей любовью, а не написать только стих о нём. Ему не хватает "последнего освобождения", "последней эмансипации". Так даже в своём духовном творчестве человек остаётся несчастным.

    Симона пишет о том, что неразделимо и неразрушимо, хотя и находится в разных полах. Но не менее важно тогда выяснить и обратное - что же разделяет нас и является этой мировой трещиной?
     Кто есть андрогин и что есть бездна, лежащая между нами?
   Все наши категории и понятия также двуполярны, мы живём посреди множества противоположностей. Уже по одному этому фвкту нашей действительности, можно догадаться, что проблема мужского и женского образа жизни искажает не только наше случайное эмпирическое бытие, но и теоретическое, но и духовное, да и вообще любое. Мы расщеплены в чувстве и мысли, во взгляде и в пристрастии. И расщеплены на такую глубину, заглядывать в которую невозможно без головокружения.


    "Первородный грех и разделение полов по Платону. Катарский текст: «Ангелы, видя себя в телах из грязи, несходных, плакали». Дева, свободная от первородного греха, могла родить без участия земного супруга. Зевс, съедающий свою беременную супругу, Мудрость, и рождающий Афину «из головы»(что близко к индуистскому представлению о жиле, которая поднимается вертикально от почек к темени, проделывает в нем отверстие и через него возводит сексуальную энергию)".

     С. Вейль. Тетради.


     Телесные способы животворящей двуполярности: зачатие и рождение без оплодотворения и рождение из головы.

     Первый способ - способ женского избавления от ущербности - дух воспринимается вне мужского семени - совершенно чисто и входит через своё чистое восприятие в земные права и способности. Через душу в тело и новую жизнь. Так был зачат Христос.
     Второй способ - способ мужского избавления от ограниченности. Семя не изливается, а удерживается и по заранее открытым в теле каналам возводится, поднимается до головы - через которую и рождается. Так символически рождается мудрость человека (Афина) - Зевсом.
    Вглядываясь пристальней в эти способы, мы начинаем видеть более конкретней что здесь задано.
    Совершенно очевидно, что мужской способ избавления это и есть то, что названо в собственном смысле творчеством, созданием великих произведений искусства, великих свершений, а Афина это ещё и их предводительница, гениальных мыслей и открытий. Всё это практически полностью лежит на мужской стороне и нечего удивляться, что лишь частично и мало затрагивает женскую. Ибо такой прообраз "освобождения" вытекает из учёта концентрации духа внутри мужского организма, его поднятия и выведения наружу. То есть из внутреннего образования "неделимого" и "неразрушимого", что не свойственно женщине, поскольку она получает тоже самое извне. Для мужского же "освобождения" характерно - внутреннее тугое самособирание, как задача номер один и поднятие и высвобождение собранного как задача номер два, то есть характерно управление началом и концом всего происходящего - управление пределами.
    Гораздо труднее увидеть женскую эмансипацию. Это происходит потому, что она в основном приуготовляет и ждёт, если только не отклоняется от своей природы и не совершается по мужскому стилю. Сам Бог и только Бог смог оплодотворить деву Марию непорочным, чистым способом, но кто из живущих или живших на Земле мужчин способен на нечто подобное? К тому же, и девы Марии так часто не встречаются.
Надеюсь, что мой читатель понимает, что речь идёт не о каких-то там мистически не существующих процессах, а всего лишь о том, чтобы мужское освобождённое было способно стать тем духовным, что было бы способно воспринять и женское.
То есть подлинный процесс избавления от полового разделения осуществляется через несколько крайне сложных этапов преодоления расщеплённости, и прежде всего требует предварительного телесного преодоления её, как в мужском способе, так и в женском. Непорочное зачатие и рождение из головы - это два символических прообраза предварительного телесного устранения полов в мужчине и в женщине.

     Надо предполагать, что когда такое полное чудо восстановления андрогина из серьёзно-ущербных половин, получится впервые на Земле - наступит рай освобождённого человечества. Женщина сможет "родить" другого ребёнка - именно того, кого она любит - в славе его, а не другого ребёнка, которого будет любить вместо отца его зачавшего, как делают все матери. И мужское будет полностью окутано женским как славой его, а женское из своего рассеяния будет сосредоточено мужским, и оба они будут один андрогин.


     "Лукреций: мужчина и женщина в плотском соитии хотят стать одним, но не могут. Это единственное физическое желание, которое по самой своей сути не может быть удовлетворено.
Их единение — ребенок — чуждо и одному и другому".

      С. Вейль. Тетради.


     Нынешние мужчины столь заняты "своим" делом, будь то примитивные расклады или же высокие духовные ценности, что не замечают даже того, что женщина рядом, если она конечно рядом. Но и нынешние женщины не лучше - они заняты в основном семьёй, ребёнком и мужем как отцом семейства и не более того.
     Мужчина - "лишенец" и не может даже осознать того, в какой мере он лишён радостей жизни, которые он затем добирает в пьянстве, разврате и прочих расслаблениях тем сильней, чем больше он их потерял первоначально.
    Женщина - слишком земна, слишком "реалистична", чтобы не фантазировать также "опосля", и главное - не в точности и без меры и не терроризировать затем своими фантазиями окружающих.
    Стремление друг к другу такие мужчина и женщина сводят к совокуплению.

    Между тем, природа показывает нам, что пол - лишь одна из её выдумок, что она может размножаться в принципе и без пола, а к самому полу относится легко и беззаботно (пол многих земноводных и рыб постоянно меняется). Но в человеческом существе пол закреплён. Это означает, что сама природа задаёт нам загадку противоречия - она утверждает в общем-то разное - она, с одной стороны настаивает на поле, но тут же показывает нам, что в принципе можно обойтись и без него. Несомненно, воспринимаемая нами природа - женщина, судя по тому как она себя ведёт)). Но как же нам себя вести с такой "женщиной"? Как нам быть с нашей природой?
     Напрашивается ответ: необходимо выскочить из исключительно единственной жёсткой противоположности природы - половой, и опираясь на другую её противоположность, не половую, организовать свою жизнь так, чтобы мы стали не просто человеческой природой, но всей природой - целиком. Чтобы мы жили с полом, но словно бы "без пола". Наша эмансипация к этому нас и ведёт, хотя мы пока ещё не видим её ясно.
     Мы всё ещё слепы в отношении друг к другу, всё ещё слепы в любви.


     "В «Пире» и в «Федре» Платон, кажется, рассматривает целомудрие как оплодотворение человеком самого себя. Желание возбуждает производство семени, которое, вместо того чтобы излиться вовне, порождает в самом человеке энергию более высокого порядка.
(Не связано ли присутствие в каждом поле вторичных признаков другого пола с этим внутренним оплодотворением? Во всех \поистине\ подлинно выдающихся мужчинах есть нечто женственноое, в женщинах — нечто мужественное. Объясняет ли это строки «Пира» о предпочтениях юношей и девушек, предрасположенных к духовной жизни?
Не от того ли самого вызывает отвращение гомосексуализм, что в нем деградирует возможность высшего?"

      С. Вейль. Тетради.


     Внутреннее оплодотворение, как две возможности в одном, как мужское в женском и женское в мужском - без сомнения первые зачатки нашей эмансипации и величие человека измеряется им косвенным образом, потому что нельзя сделать великий замах без надёжной основы. Только мужское как бы оно высоко не поднималось - падёт, само по себе оно несёт опасное уничтожение - угрозу жизни, поскольку жизнь не поспевает за ним. Только женское - дурно, натуралистично. Те лучшие имена, которые мы знаем в истории, как со стороны женщин, так и со стороны мужчин - все двойственны, но и так сказать будет мало (как говорят Симона или Отто Вейнингер), нужно сказать - все ГЛУБОКО двойственны.

     Величие - это глубина противоположностей в одном человеке.
Это поставленная на карту вся суть мужского и женского образов жизни. Это их самодвижение, приподнимающее человека над всеми остальными. Великий человек показывает нам нас самих с разных сторон. Он опережает - нашу же будущую историю. Мы отказываемся его узнавать, потому что сравниваем его с тем, что есть. Мы скудны прошлым и недалеко видим будущее, а великий человек далеко и обширно распростёрт в них. Он - это мы, но он с нами не сочетается. Мы любим его за то, что он нам помогает, но ненавидим его и не понимаем за то, что он нас "укоряет" (в чём не хотим признаться самим себе). На его фоне мы чувствуем себя как "не те". Наше самолюбие уничтожает великого человека. Наша любовь его прославляет. Беда с нами - потому что это именно в нас перемешано наша самолюбие и наша любовь.

      Что же касается гомосексуализма, то не стала бы так быстро и прямо о нём судить. Иначе само начало истории любви (Платон, эрос) оказалось бы под большим вопросом и сомнением - ведь древние греки были практически сплошь гомосексуалисты. Очевидно, что в этом есть какая-то необходимость для любовного становления - прекрасный юноша Хармид, к которому Сократ испытывает вожделение имеет к самому Сократу гораздо более верное отношение, чем его жена Ксантиппа. И так может быть в среде гомосексульных пар и до сих пор. Современный мир превратил, конечно, гомосексуализм почти в театральное действие, в манифестацию, протест и только, но это лишь поверхностное обстояние дела не должно скрывать от нас того факта, что многие великие люди и по сей день - тоже были гомосексуалистами. Мишель Фуко и Федерико Гарсия Лорка, Марсель Пруст и Кавафис, Оскар Уальд и Пётр Чайковский, Томасс Манн и Уолт Уитмен - этот список можно было бы крайне долго продолжать и продолжать.
     И поскольку, как я уже писала, великие люди - одни из самых глубоких людей, которые вообще среди нас встречаются, то написать, что гомосексуализм однозначно "деградирует возможность высшего", как написала это Симона Вейль, наверное будет поспешно.


Рецензии