Моя статья

Хасан Юсуф Файзбахш, журналист и писатель об угрозе самосожжения в Союзе писателей Таджикистана, когда ему отказали в членстве СП:

«Я надел костюм и брюки, которые собирался одеть на заседание по поводу моего членства, по дороге взял две полуторалитровые бутылки (вероятно, пластиковые баклажки – А. С.) с бензином и направился к Низому Косиму (нынешний председатель СП Таджикистана – А. С.). Я задал ему вопрос о причине такого решения. Когда тот заявил, что «пока я здесь, тебе не быть членом союза…» Я был шокирован этим заявлением, и я облил себя с ног до головы одной бутылкой бензина…»

(Радио Озоди, 21 ноября; публикация газета «Азия-плюс», 26.11. 2020 (№ 46 (1480)) Причём время назад в редакцию этой газеты я также передавал свои книги - "Чудеса..." и "Дорога..." И газета также ответила мне своим молчанием, хотя раньше выходила под девизом НОВАЯ ГАЗЕТА НОВОГО ТАДЖИКИСТАНА, а сейчас выходит под слоганом: ПОСТРОИМ БУДУЩЕЕ ВМЕСТЕ!

Слава Богу, что касается лично меня, то мне посчастливилось, задолго до этого «примечательного разговора», получить так желанную «корочку» члена Союза писателей Республики Таджикистан. И это неприметное событие произошло в 2011-ом году. Членскую книжку СП РТ мне в руки выдал тогдашний председатель Союза М. Бахти, за № 404, за что признателен ему и благодарен. Считай, на будущий год будет уже – десятилетие, и к тому времени, искренне надеюсь, я ещё напишу и издам своими силами пару-тройку новых книг. А в год вступления я уже имел на руках шесть написанных-изданных книг: «Чудеса священного месяца Рамазан», «Азъ есмь пиит (Я – поэт»», «Душанбинские картинки», «Неровные стихи», «Чёрная книга» и «Дорога к сыну». А сегодня в библиотеке моего литературного творчества насчитывается 12 книг.

Но я не об этом. Дело в том, что первый рассказ-новелла «Чудесный сон Бобо Ахмеда» был посвящён и посвящение остаётся до сих президенту Таджикистана
Эмомали Рахмону. 27-го июня 2007-го года было подписано так называемое мирное соглашение между оппозицией и официальным Душанбе. С тех пор, вот уже 13 лет, таджикистанцы c радостью отмечают этот день – это выходной день государственного значения как День национального согласия.

Я поверил лидеру таджикской нации за его политическую и гражданскую прозорливость, за его выдержку и терпение, ибо, как говорят мудрые, «только терпеливый достигает победы», уважал и уважаю далее радушный и гостеприимный таджикский народ и посвятил им свою книгу. Первое издание книги «Чудеса священного месяца Рамазан» состоялось в 2008-ом году, и это было признательностью и благодарностью, в ту пору, ещё Эмомали Рахмонову за его мудрую и терпеливую политику, за построение мира и согласия на таджикской земле, которые длятся и поныне. На сегодня уже состоялось пять изданий.

И хотя рассказы-новеллы этой книги повествуют о чудесах доброты и милосердия, благородства и великодушия, душевного участия и посильной помощи таджиков и других мусульманских народов, проживающих на таджикской земле – о чудесах, какие проистекают в этот священный месяц как по отношению к своим единоверцам, так и по отношению к представителям другой веры, – эта книга, по прошествии 12-и лет так и осталась незамеченной и непрочитанной.

Но это не так страшно, поскольку, более того, книга «Дорога к сыну» (уже состоялось три издания), как «героическое Слово о таджикистанцах» по сей день остаётся в стороне от внимания читающей публики нашей республики. Я, православный человек, собрал всех таджиков, всех мусульман мира на широкий поднос своей души и поднял высоко к солнцу, чтобы все увидели, насколько таджики, венценосный народ, если «тадж» с таджикского языка – ВЕНЕЦ! – миролюбивый и терпеливый, трудолюбивый и мудрый народ, который больше всего ценит мир и согласие равно на своей земле, равно и со своими соседями. Мусульманин, как говорят герои моей книги, это не самоназвание, это не формальные молитвы, посты и паломничество в Мекку, а, прежде всего, добронравие, основанное на единстве мыслей, слов и поступков. Словом, мусульманин, как таковой,  должен быть не на словах, а в душе, в сердце и в уме и добронравным он должен быть ко всем, кто его окружает – независимо от языка, цвета кожи и вероисповедания. Мусульманин как носитель света и святости ислама (ислам – покорность и покорность доброте и великодушию, мудрости и милосердию) становится гарантом мира и дружбы, образцом покорности порядку и разумению, совести и стыду.

И, не смотря на то, что первое издание книги состоялось в 2011-ом году (с этой книгой на руках, наравне с другими произведениями, я отправился в СП страны зарабатывать себе членство этой организации), и это был год первого десятилетия со Дня независимости Таджикистана, моя книга по сегодня осталась обойдённой и в Союзе писателей, и в Министерстве культуры и в Аппарате президента (в мэрии Душанбе) страны, и это правда чистой воды. Ничего не убавляю и не прибавляю – пишу, как есть. Что интересно, по выходу первого издания книги «Дорога к сыну» передал несколько экземпляров в Аппарат президента Таджикистана и в этот же день бандеролью отправил книги в Москву – «Чудеса священного месяца Рамазан» и «Дорога к сыну». Так вот, не прошло и двух месяцев, как из Кремля получил письменное уведомление о том, что книги были переданы в руки Владимира Путина и он их установил в своей библиотеке.  Только от Администрации президента Эмомали Рахмона  по сей день не получил ни строчки – видимо, Москва находится гораздо ближе, чем официальный Душанбе.

Да ладно, дело не в этом. Главное, что книги вышли, что написаны всей душой, всем сердцем, всей добротой и любовью автора к земле, на которой живёт, к народу, который его окружает. И пусть эти книги до сих пор не прочитали-не приняли ни в Министерстве культуры страны, ни министерствах образования и здравоохранения, в отделении ООН в Таджикистане (причём, «СиДи»-диски с полными электронными версиями  были отправлены в штаб-квартиры ООН и ЮНЕСКО, откуда пришло сообщение, что диски получены, в то время, когда «Русский мир» в Москве (Вячеслав Никонов), как и 4-е отделения фонда «Русский мир» в Душанбе, ответили молчанием), я не потерял чувство пера и слога и продолжаю поныне писать. Благодаря этому всеобщему равнодушию вертикали власти и горизонтали общества, я понял одно, что у этой страны нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего – у неё нет истории, а если что-то и есть, то это только – слова, слова и слова… 

Откладывая деньги от своей зарплаты педагога-воспитателя среди ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ – по российским меркам получается очень скромная сумма как 6. 000 росс. руб. – в течение года-двух, ограничивая себя во многих вещах и благах, издаю свои книги по 50 экз. и просто отдаю людям, обращаясь к ним с одной просьбой, чтобы они прочитали и высказали своё мнение о прочитанном. За свои труды я не жду наград ни от президента, ни от народа, но лишь непредвзятого спокойного чтения. Мол, понравится книга – пожмёте руку при встрече, не понравится – плюнете в лицо. Но прошло уже 9 лет, и мне так никто ни пожал руки и ни плюнул в лицо. А в книге указаны домашний адрес, адрес электронной почты и номер телефона. И – ти-ши-на… И – «мёртвые с косами стоят»…

И выходит, что мои литературные герои силой моей души и моего ума, даже и отрицательные персонажи, вышли более живыми и энергичными, более добрыми и великодушными, более мусульманами, что ли, чем живые конкретные люди, таджики? И выходит, что мои книги нужны современному Таджикистану, как собаке – пятая нога? И выходит, раз из года в год повторяется и длится такое безобразно-демонстративное равнодушие, что зиждется на почве национального самосознания таджиков, как самостоятельного народа, то отсюда вытекает следующее, что следует Таджикистану отказать, в дальнейшем, в публикации моих литературных вещей, в течение ближайших 100 лет?

Ай-ай, дорогие товарищи, что я тут такого пишу? Видимо не с той ноги встал или не на той руке заснул? Как бы там ни было, напраслину наводить не стану. Всё-таки нашлись люди, которые, как могли и чем могли отблагодарили меня, поскольку дорог не подарок, а – внимание! Итак, кто-то из моих местных знакомых за мои литературные труды и страдания подарил мне 20 самони (300 росс. руб.), кто-то – угостил порцией плова за 15 самони, а в 2017-ом году пригласили даже на торжественный ужин во Дворце Согласия (Кохи Вахдат), когда В. Путин встречался с Э. Рахмоном, и ваш покорный слуга, дорогие друзья, читал стихи, посвящённые Таджикистану:

«Цвети, таджикская земля –
Земля Джами и Рудаки –
Прольётся солнце на поля
И вдохновение руки…»

Как говорится, спасибо и на этом, что не забыли. И, право, на этом всё и… закончилось. Но в то время, как во Франции радикальный ислам отрезал головы пожилым дамам, а в Австрии «проснувшийся агент» расстреливал на улицах Вены совершенно неповинных людей, вера Магомета в моей книге – «Дорога к сыну» – как ислам, несёт каждому человеку признательность и благодарность, служит для возвышения человека, а не для его унижения, во благо и для процветания человека, а не во зло и во вред ему. Вера, которая призывает человека к жестокости и насилию перестаёт быть верой – об этом моя книга, написанная 9 лет тому назад.

Право, я хотел издать книгу в одном из российских издательств и уже собирал посильную сумму, как меня вскоре отрезвили своими расценками. Оказалось, я должен отдать около 70. 000 росс. рубл., чтобы издать свою книгу – 100 экз. в твёрдом переплёте. А я, видит Бог (Аллах), такую сумму не потяну, если даже и ограблю Национальный банк Таджикистана...

Вот, наверно и всё, что я хотел рассказать тебе сегодня, уважаемый читатель ОК. Извини меня, если написал что-то не так. Появятся после какие-нибудь новые мысли и чувства, я вскоре напишу. А пока – разрешите откланяться. И – спокойной ночи!

P.S.
Что касается отношения титульной нации к русским на отдельных – можно сказать, бытовых примерах. Как-то купили картошки у одного местного продавца – 5 кг. за 10 самони. Моя супруга, «проверяя на вшивость», попросила продавца передать нам просто так какую-нибудь картофелину. Продавец отказал. Супруга снова попросила, и снова был отказ. Тогда супруга без лишних слов высыпала обратно всю картошку из своей сумки и попросила возврат денег. И что тут началось и что откуда бралось у светлого добропорядочного мусульманина. Он тотчас вспомнил весь наш род и всех матерей, послал нас туда, куда Макар телят не гонял, проклиная наших детей и историческую Родину. Я только сказал СПАСИБО на всю его «гневную тираду», и мы спокойно ушли восвояси.

Или ещё история.  Ехал на работу в маршрутке. За проезд
отдал 3 самони одной монетой. Сдачи должен был получить 1 самони 40 (50) дирам. Мне сдачу передали, и я, не глядя, опустил её в карман. И каково было моё удивление, когда пришёл на работу и выложил на стол полученную на сдачу мелочь? Вместо положенной суммы на столе лежало 1 самони и 20 дирам, и вместо других 20 дирам было 10 российских копеек. Маршрутка была совершенно пустая, и я вспомнил нехорошую ухмылку водителя после того, как он долго перебирал свою мелочь при хорошем освещении и спокойно выдал мне сдачу.  Как тут быть, друзья?

Но было и так, что издательство "КОНТРАСТ" (Душанбе), узнав о моём бедственном положении, подарило в 2008-ом году ПК старой модели - пусть старенький, но отлично и долго работающий в своё время, благодаря чему написал и посильно издал несколько новых книг, за что по гроб жизни обязан и благодарен всему коллективу издательства "КОНТРАСТ". И далее - бывают чудеса на земном свете. Как-то обратился в таджикское отделение Фонда Сороса, и представители, выслушав моё повествование о своих литературных больших и малых победах, не знаю каким образом, собрали некоторые деньги, на которые я смог переиздать три свои книги: "Чудеса...", "Азъ есмь пиит..." и "Душанбинские картинки". И это случилось то ли в 2008-ом, то ли в 2009-ом годах...




(С уважением к вам, Андрей Сметанкин, Душанбе, Таджикистан, 29.11. 2020).


Рецензии