Фатализмом по башке

 
«Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений. Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее»
                Лев Николаевич Толстой
 Судьба мгновенья
собирает,
а пальцы –
связывают бусы:
на шею милой
надевает,
вплетая утро
в её косы.

Что нас с тобой
не убивает –
то превращает
в тень от фресок:
ещё сильнее
в твердь врастает,
судьбы
задуманный
набросок!

И дремлет
наше верстовое,
хоть кажется –
весь лес прочёсан!
Но бьётся в венах
кровь живая,
и рождены
уже матросы…

Аврору
ржавую зимою
покрасят,
выбросят матрасы –
и песня
зазвучит лихая,
под смех и пламя
папиросы.

Хихикнет бабка,
смерть хромая:
«И где закон,
что вам не писан?!»
Мы все
накроемся зарёю –
как в грязной бане
медным тазом!

Всё в мире меняется, дополняя свежие краски и новые подходы к решению тех или иных задач. Но есть и то, что тяжёлым грузом оседает в нашем сознании – как раз то, что называется непонятным иностранным словом «фатализм».
Мы в России – все фаталисты: верим в слова, врывающиеся в нашу жизнь с газетных полос, с экрана телевизора, с компьютерного монитора. И, самое удивительное, наш мозг не может критически отсеивать получаемый словесный шлак – мы привыкли верить словам!
«Дыма без огня не бывает!» или «Без вины – в тюрьму не посадят!» – и много ещё чего подобного!
Мы удивительно быстро попадаем под магию слова – и потом долго не можем избавиться от этого состояния! Отсюда наша инертность и нелюбовь к переменам.
Мы постоянно ждём неприятностей – от Полиции, Росгвардии – не важно откуда! И живём в ожидании Большой войны.
И власть чутко реагирует на запросы большинства: с завидной регулярностью организует всякие локальные войны и конфликты, что потом и скармливаются населению в виде телевизионных шоу и повышения цен на продукты и налоги.
Отсюда постоянные обиды на окружающий нас мир. Особенно на народы Европы и Балтии, что не похожи на нас: живут, оберегая своё внутреннее пространство, думая о материальном благополучии и бережливости. А ещё объединяются в самоуправляющиеся коммуны, разнообразные ассоциации.
А главное – трепетно охраняют завоевания гражданского общества: частную собственность, право выбирать и быть избранным. Они даже информируют власти о любых замеченных проступках своих сограждан, а затем безоговорочно верят в решения своих судов. И при этом умудряются пару часов спать днём, хорошо питаться и заниматься спортом!
При всей внешней схожести – это совсем другое общество, где столетиями культивировался порядок и мной уже упомянутая бережливость. Там не тычут в глаза своей религиозностью, но скромно по субботам ходят в церковь, чтобы пообщается с соседями и узнать последние новости.
Нам не нравится жить в мире с соседями – кажется, что кто-то в чём-то нас постоянно ущемляет! Поэтому живём памятью о войнах, что давно закончились, но до сих пор теребят наше творческое сознание и душу…
Гоголь или Салтыков-Щедрин высмеивают нашу грязь, хамство, разгильдяйство и заскорузлое чиновничество. Но такие тексты не переводятся для соседей по Европе – они им просто непонятны! А вот экзотичный Достоевский, со своим самокопанием и болезненным взглядом на реальность – им намного ближе: его тексты лишены конкретики, но очень близки сторонникам психоанализа Зигмунда Фрейда, так как пахнут чем-то мрачным и таинственно пугающим.
Но фатализм, как социальная болезнь – тем и опасен, что ему периодически требуется переходить в свою противоположность. Яростную необузданную социальную активность.
Подобное – с пугающей регулярностью! – проходит в истории нашей страны каждые пятьдесят лет. Видимо, отвечает нашему национальному характеру!
Сначала крах Самодержавной Империи (в Октябре 1917 года) и строительство Империи советской. После смерти Сталина (с марта 1953-го) – отказ от его наследия, жёсткая критика сталинизма. Затем 1991 год – развал Советского Союза и строительство новой России…
Как уверяют нас все знающие политологи, сейчас мы строим что-то похожее на бывшую ГДР, что была отгорожена от мира каменной стеной и где каждый третий писал доносы на своих сограждан. Но мне кажется они не правы, подобный проект не осуществим в России – не в последнюю очередь из-за традиционно присущего фатализма и упадничества. (В нашей реальности, в отличие от немцев, просто разворовывается весь кирпич, из которого такая стена должна быть выстроена!)
Так что нас ждёт за поворотом истории? Я не знаю… Поэтому просто пью пиво, пишу стихи и картины, размышляю о жизни. (Такая, вот, бессрочная командировка в иное измерение – где пахнет масляными красками и страницами новых книг!).
И такие же «творцы-фаталисты» – сквозь линзы своих очков с иронией наблюдают за происходящим вокруг.
Понимая, что в сущности ни на что не могут повлиять!..
ФАТАЛИЗМ  мать его …
 


Рецензии