Голосовые сигналы доречевой коммуникации в работе
Кандидат педагогических наук, доктор философии МУФО в области музыкальной педагогики (Оксфордская сеть), педагог дополнительного образования по музыкальному развитию, победитель конкурса «Элита Российского образования» в номинации «Здоровьесберегающие технологии в образовании» (Золотая медаль) – 2016 год, г. Москва, дипломант конкурса мастер-классов в номинации «Комплексный подход в сфере музыкальной психокоррекции» - С-Петербург – 2012г.
e-mail: voloshina.mila2011@yandex.ru
Государственный Психолого-педагогический Центр (ГППЦ), г. Москва.
"Голосовые сигналы доречевой коммуникации как универсальный музыкотерапевтический метод включения механизмов саморегуляции, развития и коррекции голосообразования и речи в работе с детьми с ОВЗ (аутизм, синдром Дауна ЗПР и др.)
Ключевые слова: технология, коррекция, механизмы саморегуляции, тренинг, голосовые сигналы доречевой коммуникации, телесно-ориентированная голосовая активность, архетипы.
Справка.
По оценкам ВОЗ, более миллиарда человек, или около 15% населения мира (согласно оценке глобальной численности населения 2010 года), живут с какой-либо формой инвалидности. Всемирный доклад ВОЗ выдал статистику, проанализировал возможности и дал 9 подробных рекомендаций миру о том, как устроить жизнь инвалидам.
"По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 году она составляла 617 тыс. человек, то, к 1 января 2019 года - 670 тыс. детей", - отмечается в распространенном сообщении.
Выступления на международных и городских музыкотерапевтических конференциях в Москве, мастер-классы и семинары в Белоруссии, на Камчатке, в Омске показали огромную заинтересованность данными технологиями, как наиболее эффективными в работе с категорией детей с ОВЗ.
Создав, строго технологичную пошаговую систему телесно-ориентированной активности, мы убедились, что гармонизация процесса голосообразования автоматически вызывает гармонизацию всего человеческого существа, его энергоинформационной составляющей.
На основе голосовых сигналов доречевой коммуникации ( в дальнейшем ГСДК) нами было создано своеобразное методическое пособие «Музыкальные складушки про весёлые игрушки» для детей с ОВЗ дошкольного возраста, а также для музыкотерапевтов, родителей, воспитателей, логопедов, дефектологов и других.
Так появилась «Сказка про то, как Бегемот научил петь своих друзей». Методика основана на принципе игры в Лесную школу пения и осуществляется на каждом занятии в виде тренинга.
Основным инструментом в работе является собственный голос ребёнка и его тело. Это безоплатный, природой данный, уникальный инструмент!
Целью данных технологий определяется домузыкальное освоение координации голосообразующих движений со слуховым восприятием фонетики и звуковысотности.
Фундаментальной задачей тренинга является развитие голосовой активности и речи на основе природных механизмов саморегуляции и приобретение навыков показателей певческого голосообразования, развитие музыкального слуха и голоса.
Данные человеку эволюционно, ГСДК присутствуют в глубинах бессознательного при рождении и составляют природосообразную основу коммуникативных компетенций. Являясь тренинговыми операциями художественного типа, они направлены на осознанное развитие слуховой, голосообразующей и речевой детей.
ГСДК – это единственное природное, а потому доступное и целесообразное средство для включения ребёнка в активную речевую и певческую деятельность, так как дети даже с отсутствием речи умеют звучать: кричать, плакать, пищать, шипеть, гудеть и т. д., то есть проявлять в голосе неосознанные реакции экстралингвистической коммуникации. Именно это обстоятельство может явиться той исходной позицией, а затем и возможностью, с которой можно начинать работу по коррекции имеющихся нарушений. ГСДК в зоне экстралингвистической коммуникации создают необходимые естественные условия для перехода к осознанным действиям, поскольку (5) – это уже не реакции, а осознанные, эмоционально насыщенные действия - сигналы, нацеленные на общение.
ГСДК, облачённые в художественную форму знакомых образов из сказок и мультфильмов, объединённых сюжетной линией, создают нужную эмоционально-образную среду, поддерживая живой и неподдельный интерес детей к событиям и выразительному исполнению песенок. Таким образом автоматизация звуков далека от нудного многократного повторения, она приобретает творческий импровизационный характер, в процессе создания настроения какого-то звукового образа – героя.
Особенно ценным в работе с детьми дошкольного возраста является метод телесно-ориентированной голосовой активности, который целостно захватывает ребёнка и направлен на развитие сенсорной интеграции. Включение пластического интонирования (крупной моторики) как осознанных и эмоционально целесообразных телодвижений в процессе звучания голоса способствует улучшению ориентации в пространстве, тренируют межполушарные связи, активизируют нейронные сети, подготавливая мозг к развитию когнитивных способностей.
Телесно ориентированная голосовая активность развивает наблюдательность и способность отслеживать процесс вокально-телесных ощущений. Помогает ориентироваться в звуковысотности (регистры – высокий, низкий, средний), в чувстве времени – пульсации, ритме, в динамике (тихо, громко, напряжение, расслабление), диапазоне – ощущении мелодического пространства голоса (широко - узко, статично, плавно - остро), а также в понимании грудного и фальцетного режима работы гортани.
Последние научные эксперименты с мозгом человека показали, что в процессе восприятия и исполнения музыки на инструменте или голосом, мозговая деятельность активизируется максимально. Способности мозга увеличиваются многократно и могут реализовываться в других видах деятельности. [6]
Литература:
1. Волошина Л.К. Гармонизация как основной принцип здоровьетворения в педагогике искусства. // «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)». Материалы Всероссийской научно-методической конференции, 3-5 декабря – Томск, 2002. - (0,2 п.л.).
2. Волошина Л.К. Проблемы духовности в художественной педагогике .//Сб. научн. трудов «Актуальные проблемы художественного образования». – М., 2005. - (0,5 п.л.).
Волошина Л.К. Музыкальные складушки про весёлые
Свидетельство о публикации №120112709253