У Да и Нет ответ заведом

Совсем нередкая затея – рифма.
Строфа к строфе - душевный эпикриз.
В какой-то строчке много эротизма,
В какой-то гений пишет стих про крыс.

У жизни редкий разум не в почёте,
У зависти и молодость - старик;
Несётся время, увядают годы,
И чувства пишут пошлости дневник.

У «Да» и «Нет» ответ всегда заведом.
У правды до полудня десять рук.
Мы придаём значение беседам:
Главнее эпизоды, а не суть.

Где чехарда, там легче; и мы рады,
По-разному, как выгодно, поняв,
Вражду заставить говорить иначе -
Так легче правде. Можно, не приняв,

Сказать смеясь: «Надежда не подкова,
И символом удачу не возьмёшь».
Где больше риска - стойкость не готова;
И только правдой сердце обожжёшь.

Ей только можно много раз гордиться,
Сто раз пойти на паперть и на смерть.
Кто миром лжи коварной тяготится,
Того пораньше съест могильный червь.

На глазомер померкнет жизнь, примеря
Последний раз, судьба найдёт итог,
Немного радости найдёт и горе:
Три ночи до утра слезу прольёт,

Найдёт ответ в глазах у вещей птицы,
Пожнёт глазами даль ушедших дней,
И соль земли – мозоль на пояснице -
Откроет двери в дом, где нет дверей.

Сойдёт с резьбы, поняв, что невозможно
Искать пути, которых вовсе нет;
До бытия дойдёт, найдёт безбожниц,
Отдав не каждой тайну сладких тщет.

Сложились годы. Бремя попрекая,
Ошибки можно немощью склонять.
В неверье жил. Критерий счастья знаю:
Всего лишь нужно с прошлым разорвать.

Нагретой жизнью совесть унижая,
По горло сыт. И, кажется, вовек
Не мы, какие-то иные, жалясь,
Найдут какой-то явный паритет,

Найдут слова - пародию насмешкам,
Хара́ктерным словам найдут скрижаль,
Ответят хитро, воздадут бурлескам,
И смех подарит мудрости печаль;

Кому - лицо помятое и ложку,
Обрывки детства, на глазах ячмень,
Улыбку строгую и суп с картошкой.
Обсажен памятью далёкий день.

Руками невозможно гладить солнце.
Руками расстояние - удел.
Но можно выпить сладкого кагору,
Собрав любимой на кошме постель.

На ощупь можно полюбить, не глядя,
Руками можно. Видя, не смотреть…
Коварство жаждет отравить без яда.
Тщеславный любит длинный барельеф.

Вселенной дух гуляет до разгулья,
Покорный дух - двукратный фарисей.
Люблю, когда желают до безлунья,
На выворот костей и до кровей!


Рецензии
Это монолог поэта, глубокомысленный и рассудительный ("душевный эпикриз"), но одновременно достаточно резкий и местами даже дерзкий ("пародия насмешек").
Сколь близка концепция "Да и Нет" идее шекспировского "Быть иль не быть... "? Лично для меня это произведение Михаила Гуцериева не менее выразительно, чем бессмертный монолог Гамлета (в переводе Владимира Набокова).Хотя здесь нет и следа от растерянности принца Датского. Это слова и мысли сильного человека. Это не смирение,это вызов.

В этом контексте произведения очень интересен уникальный приём поэта, который из библейской метафоры "соль земли" вывел великолепный неоднозначный афоризм-оксюморон -притчу:
"И соль земли – мозоль на пояснице -
Откроет двери в дом, где нет дверей".
Вот эти две изрядно насмешливые строки о чрезвычайно продуктивном низкопоклонстве сразу выводят произведение на грань гражданской лирики. Что мозоль? Дело житейское..., Зато какие перспективы открываются при попадании в дом где нет дверей... Кстати, и на выход дверей там тоже нет...
Однако, здесь есть и второй смысл (если не первый!)- коль речь идёт о трудяге, которому натруженная "мозоль на пояснице" открывает двери в рай.... И такая трактовка, конечно, ближе к словам Христа... И тогда строки сразу теряют признаки насмешливости. Хотя, как знать.... Именно эта возможность противоположного понимания смыслов, которую даёт читателю поэт, очень ценна. Ведь все слова и события стоит рассмотреть с разных сторон и только так можно постараться постичь истину.
"Надежда не подкова..."- я думаю, что это и есть та основная мысль, которую поэт и вложил в свое произведение.

В целом, здесь каждая строфа заслуживает внимания.
Особо для себя я выделил символы вещей птицы (Гамаюн, без сомнения) и рук (здесь я нахожу множество значений этого символа у разных народов, культур и верований. К примеру, если взять одно из значений рук, как символа божественной силы или вселенной, то сразу станет понятен посыл строки поэта о её духе...

В произведении много строк - афоризмов, изящных по форме и глубочайших по сути -"Руками невозможно гладить солнце", "Коварство жаждет отравить без яда"....

Некоторые из строф я склонен рассматривать, как самостоятельные произведения. Взять, например, первую или вторую. Законченные мысли и драматургия.

Это высокохудожественное произведение на стыке интеллектуально-философской и лирико-эпической поэзии. Отмечу безупречное стихосложение. Весьма впечатляет работа поэта с рифмами, даже появляется искушение назвать её ювелирной.
По моему собственному эмоциональному отклику на это произведение, я назову его умной, лаконичной и весьма чувственной поэзией.
А это и есть собственный уникальный стиль поэта Михаила Гуцериева.
Спасибо!

Сергей Ростовъ 2   13.11.2025 20:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.