Дуэль 21 века Лирика Павла Блюме

ДУЭЛЬ 21  века    Лирический герой Павла Блюме

Кто же поспорит с тем, что  наше время отбрасывает своих писателей, а тем более поэтов куда-то на обочину дороги, по которой мчатся Чичиковы, считая, что миром правят только деньги,  власть и страсть. А там  места для поэзии нет и быть  не может.  Но эти самые ребята очень удивались бы, узнав, что  поэты есть, они живут среди нас, и не только в дорогой и суматошной столице обитают настоящие поэты… В провинции они самобытны и прекрасны, и очень интересны, поражают своей  самобытностью.

Поэт 21 века, в Омске -  граде,  сотканном из противоречий: мрачный русский гений назвал его  «мертвым домом», а блестящий адмирал -  последней столицей России.

Кстати, пишу все это в день рождения нашего адмирала, вовсе не чуждого поэзии, все знают, как он любил песню «Гори, гори, моя звезда», а многие утверждают, что и написал ее он сам. Это еще один миф, прекрасный и таинственный, а сколько их живет и бытует на Сибирской земле.

Но из трагического века 20  переносимся в настоящее время - ровно через сто лет  по улицам  последней столицы  той полузабытой  России шагает поэт, да еще и филолог, да и просто  самый обаятельный и привлекательный человек - Павел Блюме.

И если вы хоть раз встречались с Павлом, то подтвердите, что он не обделен всеми перечисленными мною  выше качествами – талант, образование,  внешнее обаяние, согласитесь, что даже двух компонентов  для  того. чтобы поэт состоялся  более, чем достаточно… Но как говорил А.П.Чехов – в нашем поэте все прекрасно, не верите – убедитесь сами.

 Меня всегда   привлекали  филологи, пишущие хорошие стихи, поэты с филологическим образованием, и могу свидетельствовать, что их очень мало в природе встречается. Вспоминаю  своих однокурсников. И затрудняюсь кого-то назвать, стихи писали, но так, чтобы состояться как  поэты –не помню. Из первого выпуска нашего университета был С.П.Денинсенко, из моего потока –нет…
Павел учился значительно позднее, потому и встретились мы с ним уже на поэтическом конкурсе «Строфа 55», где ему удалось привлечь  в жюри  конкурса  профессионалов – филологов, что тоже редкость, а потому качество конкурса стало совсем иным,  чему  была живым свидетелем.  И это в первую очередь заставило обратиться к его поэтическим книжкам, к его творчеству, профессионалы – это такая редкость сегодня.

 «Дуэль» -  первый сборник стихотворений, с которым я познакомилась.
И сразу повеяло веком 19, поединки реальные и  литературные из повествований Пушкина и  Лермонтова создали особую атмосферу восприятия  его лирики. Сколько там было дуэлей, но понятно, что у  этого слова есть  глубинное значение и смысл. Не только для наших гениев, но и для самого Павла оно играет очень важную роль,  становится знаковым. Пока это только мои предположения, и пора обратиться к текстам.

Вот и  первое стихотворение в сборнике   отсылает нас к более  ранним временам, к  мифам и эпохе Возрождения – здесь и  Лета – река забвения,  и  комедия,  названная  Божественной  современники Данте «Что движет солнце и светила»,  и Моцарт – величайший из  музыкантов всех времена.  Эти три ориентира в мировой культуре  дают нам возможность попытаться  понять, какого уровня  перед нами поэт, о чем он будет с нами говорить. На какой уровень понимается сам, и куда поведет своих читателей и слушателей.

Любовь, не канувшая в Лету,
что движет солнце и светила,
из глины сотворив поэта
 от колыбели до могилы.

Любовь, не канувшая в бездну,
хоть реквием звучал вчера.
Когда б услышал Моцарт песню
от Сотворенья до утра

Догадка о том, что все в творчестве Павла будет происходить «под управлением любви» оказывается верной. По мере того, как мы  знакомимся с его стихотворениями, утверждаемся в этом мнении.

И когда мы  размышляем  о лирическом герое,  то можем догадаться,  что  это будет Пушкин. Вслед за Мариной Цветаевой каждый из нас произносит сокровенную фразу «Мой Пушкин». У Павла он  свой, но важно то, что  Пушкина он открыл для себя  достаточно рано, и вписал его  в эпоху золотого века ярко и последовательно. Здесь намечается не только  тонкое понимание поэзии и поэтики, но и жизни, и судьбы нашего гения. Это  поражает  сразу и заставляет  поверить в силу таланта самого Павла, ведь если его  нет, то  стихотворец  будет выглядеть смешно и нелепо в контексте гениальных строчек. В его же лирике  все органично.

Немного о Пушкине, несколько слов:
Я помню Неву в январе и июне.
Ахматовский Саша – он смуглый и юный,
не слышавший Исаакия колоколов.

А табор уходит, презревши любовь,
смотритель грустит об уехавшей Дуне.
Цветаевский Пушкин в снегу накануне,
смертельною пулею ранен в живот.

И, кажется, Пушкин у каждого свой,
какая же ты из кибитки, Россия?
Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
 похожий на льва с африканской главой!

Немного о Пушкине, но как же немного,
когда он так дорог для сердца и Бога.
 
В этом сонете возникают  разные портреты Пушкина, в зависимости от того, кто пишет его портрет, здесь  у нас на глазах филолог, прекрасно знавший   Пушкина Ахматовой и Цветаевой,   рассказывает и о своем Пушкине:
Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
 похожий на льва с африканской главой!

Вот третий образ поэта, шагнувший к нам    из «Евгений Онегина»,   из воспоминаний современников поэта  - эстет, денди , законодатель моды – все мы, читая и перечитывая роман, как –то упускаем этот образ,  он ускользает от нашего восприятия.  Павел обращает на него внимание наше.  Думаю, сам  Пушкин был бы доволен, взглянув на такой портрету. И живописцы - современники часто его такими и изображали на своих полотнах. Гусарский мундир М.Ю. Лермонтова хорошо оттеняет вольности, кажущуюся небрежность в   одежде Пушкина, над которой он очень много  работал, тому есть свидетельства в романе «Евгений Онегин», который недаром считается энциклопедией русской жизни. Павел все это видит и чувствует лучше других.

В следующем сонете,  напоминая о путешествие в  Кишинев  - факте прекрасно нам всем известном, поэт акцентирует внимания на еще одной важной детали в судьбе своего героя

Повсюду первый: средь друзей,
за чаркою, в стенах Лицея….
И у Дантеса под прицелом,
И такой российский и ничей!

И почти физически ощущается насколько тяжело быть первым в любые времена, разве не об этом хрипел Высоцкий: «Не надо рваться  в первые ряды». Но  это если у нас  есть выбор, а был и он у Пушкина?  Судя по всему, нет,  и в лучах его славы всем, кто был рядом,  было  спокойнее и уютнее,  а ему доставались  скандалы, пасквили  и интриги, и  к трагедии  дуэли он шел  напролом.

Когда перед нами поэзия филолога, важны  нюансы и акценты, которые он делает  на всем  известных  фактах. Тогда  чужое становится своим, а чтобы оно стало таковым, чтобы мы поверили автору,  он должен быть точен  в деталях, только тогда из пазлов сложится определенная картина,  не существовавшая  изначально – она рождается у нас на глазах, часто меняя замысел самого автора.

 А когда  только она будет прорисована, тогда  он может удивиться сам  тому, что получилось и удивить нас, что для поэта одинаково важно и значимо.
Я рада, что у Павла это оказался именно Пушкин, потому что  у нашего гения  было редкое стремление к гармонии.  К сожалению,  поэзия после гибели Пушкина пошла другим путем – Лермонтовским,  и о гармонии можно было не мечтать, а ведь как показала жизнь  – это самый верный путь.
 
И в следующем сонете «Кричат  грачи за черной речкой» - гармония окончательно разрушена – это та самая дуэль и гибель, но  в этой печальной картине  есть необычные нотки и акценты;

Тогда и ныне – все едино:
Любовь, дуэли и снега.

Павел дарит нам надежду на то, что и сегодня в нашей жизни есть все то, что было в 37 году  19 века, что мир  мало изменился на самом деле, вот понять бы только желаемое это или действительное? Хотелось бы верить, что так и было, а иначе поэзия не имеет смысла, если нет любви, если поэт не выходит к барьеру, чтобы  защитить свою честь и честь любимой женщины…

Стихотворение о дуэли находится как раз в середине книжки, и казалось, здесь нам надо проститься с Пушкиным, а что потом? Ведь исход этого поединка всем известен, поэт смертельно ранен, дни и часы его жизни сочтены.

А потом посмертная судьба поэта – начинается его творческая жизнь, очень хорошо сказал Игорь Царев  о посмертной судьбе поэта

И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово о Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки.
И.Ц.
Игорь Царев   09.12.2012 00:28

Это относится к любому большому поэту, и, конечно,  к Пушкину. Нас часто упрекают в том, что  слишком часто всуе произнося имя поэта, мы не читаем, не понимаем, не знаем его творчества.  Павла в том упрекнуть никак нельзя, потому  что в каждом последующем стихотворении та самая  судьба творчества  нашего  гения, он все делает для того, чтобы  «тьма забвения не затоптала тот свет,  ту гармонию», которая есть в строчках.

Есть в году 37-м
роковое начертанье.

Смерть приходит на свиданье
на Неве в дуэльный дом

-первая точка отсчета. И поэт замечает ту закономерность, что именно этот год был страшен в веке 19,   и в 20 веке  он остается каким-то роковым для поэтов, творцов, сегодня мы можем о том говорить. И в любом времени мы ищем приметы и образы  Пушкина, и вот еще одно открытие – о вечном, бессмертном
Россия – то же Лукоморье:
 русалки и иные звери.

А что на это скажет Пушкин,
когда известная всем сказка
не нитью – цепью рассказа
все тянется сегодня, завтра

Сам гений  размышлял  о том, что он будет жив, пока останется хоть один пиит.   Можно смело   заявить, что у нашего времени есть  такой поэт,  - красивый, мудрый, на филологическом факультете  постигший все, о чем писали предшественники. Павел вписал  свою страницу  в книгу под названием «Мой Пушкин».   О том  свидетельствует  и этот небольшой сборник не просто стихотворений, а  тесно связанных между собой  текстов, в большинстве своем написанных в форме английского сонета.  Они  организованны   вокруг стихотворения о  дуэли  по принципу ромашки, где каждое стихотворение – один из ее лепестков, тесно прикрепленных к сердцевине и  уходящих в  недавнее прошлое и современность нашу. Ребенок, читающий программное «У Лукоморья дуб зеленый» - это та связь, с золотым веком нашей поэзии, которая не рвется, и будем надеяться, что не порвется никогда.

И дальше идут   стихотворения, где в финале возникают  бессмертные строки «На холмах Грузии», а  потом  «Узник» с эпиграфом из стихотворения.
«Остановить мгновенье» - это уже отсылка  к Фаусту. Вспоминается  знаменитое условие  Мефистофеля, - герой погибает в тот момент, когда произнесет   кодовую фразу. Но ведь и там он был обманут, ничего там прекрасного не было, и здесь  примерно такая же ситуация

Остановить мгновение прекрасно,
но, впрочем, что прекрасного, когда Жизнь –
это миг случайный и напрасный, где 37 –
не ладится к годам

Но нам  понятно, почему в 37 Пушкин останавливает это мгновение, в  последний период жизни, он уверял и себя и нас всех в том, что « на свете счастья нет, а есть покоя и воля».  Его стремление к покою и воле  одержало верх над радостью жизни, от гармонии в реальности мало что осталось.  И мудрец  Гете был совершенно прав, Фауст прерывает  ход вечного обмана, уже лишившись сил, ведь вместо строительства  нового мира он копает себе могилу,  поэт повторяет этот путь. увы… И мы вместе с поэтом склоняемся  к такому открытию. А в следующем стихотворении Павел делает  гениальное открытие о смысле жизни, которая умещается в одно стихотворение

Все будет по-иному,
как в первый день Творенья….
Когда от смерти к жизни
– одно стихотворенье.

Одно гениальное стихотворение – вот что нужно каждому поэту.  Такой была «Незнакомка»  А.Блока,  таким стихотворением было « Я вас любил»  у Пушкина или «Белеет парус одинокий»  Лермонтова. Но чтобы оно написалось,  осталась в веках, должна быть прожита яркая и неповторимая жизнь.
И вот  это стихотворение – то самое  прекрасное мгновение, когда можно остановить движение времени, если оно уже создано.

Образ одинокой, покинутой, любящей и любимой женщины – это то, что остается после роковой дуэли – в том мире наступает вечная ночь, и  это  не время суток, это состояние души любящей женщины,  ведь она  чувствует себя виноватой в том, что произошло, это семь лет ее жизни без него,  жизни переполненной  только воспоминаниями

Приходит ночь в тот город, где и Пушкин
бродить с Натальей будет до зари….

Кстати, мало кто был так милосерден к вдове поэта, как  Павел. Он способен понять, что случилось, что было с ней, и почему он так поступил, принимая вызов на  дуэль. Ни Ахматовой, ни Цветаевой, увы, понять это не  было  дано. И фраза поэта «Она ни в чем не виновата» была для них пустым звуком.  Но на этот раз перед нами рыцарь Прекрасной дамы из века  21, отважившийся  подать голос в защиту женщины, жены гения,  и наверняка  услышавший Пушкина – это дорого стоит, особенно для современного поэта.

Впрочем, возникает и другой женский образ,  рыцарь старается быть объективным в описании эпохи, всех ее светлых и темных сторон. Если не Наталья Гончарова, то кто же убил Пушкина?
Столетие раздвоено на (вы),

Где (стрел) в снегу оканчивает повесть.
Идалия Полетика и совесть
несовместимы в городе, где львы

Полузабытый образ светской красавицы, ее  не каждый филолог вспомнит и может что-то о ней сказать, но ведь  без нее дуэли могло и не состояться вовсе.

«Вы клеветали на Натали, кокетничали с Дантесом и сыграли по отношению к ней дурную роль!»
 
«Я ни о чем, ни о чем не жалею…» — признается она в письме к Екатерине.

Она не смогла скрыть ненависти даже к памяти Пушкина. Так и сходятся на страницах книги образы белой и черной лебеди – это любовь и ненависть, вступившие в вечный поединок. Пиковой Дамой для Пушкина стала именно эта светская львица, влюбленная в Дантеса,  сделавшая все, для того, чтобы убрать А.С.Пушкина из поэзии и жизни. И здесь акценты расставлены  Павлом  верно.

  В  финальной  части  книги все стихотворения пропитаны весной, возрождением природы и человека, возникает образ журавлей,  несущих в небесах души ушедших. А нам остается в наследство  память и их творения.

Все это чувствовал Пушкин,
знает в Тригорском скамья.
 Книги – бессмертные души,
 где-то капели звенят!
 
То,  что было только предположением в начале знакомства с книгой, стало реальностью в финале – это книга о русском гении, о поэте 19 и 21 века, как тут не вспомнить  знаменитые строчки О.Мандельштама

И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет;

Вот это как раз тот самый случай, когда  должно пройти несколько поколений, прежде чем появится в России поэт, который дойдет до самой сути, до глубины и высоты пушкинских творений. И снова возвращаясь к началу «Дуэли», посмотрим еще раз  на    портрет

Мой Пушкин – с Тверского бульвара, красивый,
 похожий на льва с африканской главой!

Эта внешняя красоты постепенно становится и красотой внутренней тоже,  и судьба его в контексте роковой  дуэли не только с Дантесом, но с и жизнью самой тоже оказалась в интерпретации Павла красивой,   и печаль оказалась светла,  потому, что  «любовь, что движет солнце и светила»  сильнее смерти самой. И нам остаются « книги – бессмертные души» - тот самый нерукотворный памятник поэту, дарящий ему бессмертие. И надо признать, что «Дуэль» - прекрасное тому подтверждение.  Живое свидетельство всему, что было сказано выше – заключительное стихотворение…

Пришла пора, мой Пушкин, нам проститься,
У набережной, между двух мостов.
Шумит Нева, снуют прохожих лица,
Клин журавлиный в небе вереницей,
И лишь строке последней не случиться,
Но все ж случилась встреча и любовь


Рецензии
Любовь!
Достойный труд. Это очень важно -
рассказывать о своих земляках-поэтах.

С уважением,

Марина Апфельбаум   27.11.2020 10:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина!!!
Омские поэты для меня - особая любовь.
Но Павел уникален и выходит далеко за Омские рамки.
И конечно, особая прелесть в том, что он филолог
Любовь

Любовь Сушко   27.11.2020 10:53   Заявить о нарушении
Да, я прочла на сайте ТОРН
несколько стихов Павла, например
"Плач о Федерико Гарсии Лорке",
вызывает интерес.

Марина Апфельбаум   27.11.2020 11:27   Заявить о нарушении
Но вот отдельные стихотворения проигрывают его книгам, потому что как у Блока картина становится наиболее яркой именно в лирическом цикле, где каждое последующее стихотворение дополняет предыдущее. Эта целостность тоже имеет большое значение.
Завтра будет статья о книге "Город"- совсем все другое и тоже невероятно интересное...
Любовь

Любовь Сушко   27.11.2020 15:26   Заявить о нарушении
У Вас в избранных Никита Брагин -Антиквар - это очень близко Павлу по составлению и работе над каждой отдельной книгой- этим мало кто занимается. кстати
Любовь

Любовь Сушко   27.11.2020 15:28   Заявить о нарушении