Смертельный номер - Жизнь!
Тема смерти достаточно табуирована в обществе, потому что она затрагивает основной и глубинный человеческий страх. Однако, все мы знаем, что жизнь всегда заканчивается смертью, как ни крути, - "Главная ирония жизни заключается в том, что из нее едва ли кто-нибудь выходит живым." (Роберт Хайнлайн).
Старинные кладбища прекрасны тем, что на них не сталкиваешься со Смертью лицом к лицу, - они уже отгоревали свое и стали частью Истории, - молчаливыми Хранителями многих Тайн, Свидетелями быстротечного Времени. Прав был Ларошфуко, говоря, что "ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор"(с). Эта первичная Сила настолько велика и непостижима, что часто представлялась людям в виде могучих Богов. Ее олицетворяли: Анубис, Осирис (в Египте), Аид, Танатос (у греков), Морена, Моржана, Мара (у славян) и т.д. (Кстати, обычай сжигать соломенную куклу на Масленицу - не что иное, как отголосок славянского культа Мары.)
И когда мы входим в ворота древнего кладбища, отчасти мы попадаем в мир царствия этих Богов, но он не пугает, а становится порталом во Времени, возможностью заглянуть в Историю и прикоснуться к Тайнам бытия; где каждая могила - это отдельная история человеческой Судьбы, оконченная второй датой на памятнике, - т.е. она уже завершена, как предложение, в котором поставлена точка, - а значит, рассказана и целостна. Как говорил Цицерон, "жизнь мертвых продолжается в памяти живых" (с), поэтому пока мы помним этих людей, в конце их "предложений" будут стоять многоточия!.. Кроме того, эти истории дают возможность научиться чему-то на примерах, а не на собственных ошибках; ответить себе на многочисленные вопросы, а именно: "как жить, чтобы не страшно было умирать?", "чему посвятить жизнь?", "как оставить свой след?" (не в бытовом понимании, а в памяти людей, истории, науке или культуре), "какой образ жизни способен сделать ее дольше?", "коренится ли Судьба в самом человеке или витает вокруг него?" и так далее. И впоследствии, гораздо больше ценить радость своих настоящих дней и тот факт, что у нас еще есть возможность многое изменить, ибо мы живы! )
Существует ли "правильный" универсальный шаблон Жизни? - Конечно нет. Однако, узнавая факты чьей-то биографии, можно почувствовать modus vivendi (образ жизни), близкий именно Вам. Конечно, для этого не обязательно ходить на кладбище, можно пробежать глазами текстовый файл в интернете или прочитать бумажную книгу. Но поверьте, если стоишь у могилы человека, допустим, в осенний день (я пишу это осенью), - когда последние листья, влекомые всесильным ветром, покидают деревья и отправляются в полный неизвестности, путь Преображения, - душа на многое откликается острее и ярче.
Кладбище - это то место, где реальные истории уходят в Непознанное. Меня привлекает эта территория междумирья, на которой понятное, документальное сосуществует с Тайной, а иногда даже мистикой, - место последней правды.
Неизвестное всегда будоражит воображение. А что ждет за последней чертой, никто не знает доподлинно. Пять лет назад, во время инсульта, мне довелось пережить, мягко выражаясь, демо-версию смерти, - до приезда скорой я была без сознания, - минут 10-15 наверное в среднем. Что можно рассказать об этом времени? - Эти 10-15 минут меня просто не было. Это сравнимо с тем, как будто в комнате выключили Свет, и она погрузилась в темноту, - как бы исчезла. И когда известный сказочник - аниматор Хаяо Миядзаки говорит, что "жизнь - это просто мерцающий в темноте свет"(с), - в этом много правды. Я не летала по светлым туннелям и не смотрела на себя "с потолка", как описывают некоторые люди,пережившие клиническую смерть. Хотя, возможно, так не случилось именно потому, что я до той стадии не доходила, - Благодарение Богу! Однако, теперь я понимаю, что имеет в виду Томас Манн, когда в "Волшебной горе" пишет: "О смерти ни один человек, если бы он ожил, ничего не смог бы толком рассказать, ведь смерть не переживают. Мы приходим из тьмы и уходим во тьму, между этим лежат переживания, но начало и конец, рождение и смерть, нами не переживаются, они лишены субъективного характера, как события, они целиком относятся к сфере объективного." Эпикур выразился еще короче: "Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нет нас." Видимо в этом коренится феномен того, что люди живут, как будто они бессмертны!
Если посмотреть на жизнь Космоса и Рождение Галактик, станет понятно, что ничего не исчезает без следа, - скорее, преобразуется в другие формы. Например, одна планета погибает, потому что ее поглощает другая, - т.е., умирая, фактически Преображается в новый объект. Более близкий и понятный для нас пример: гусеница, которая проходит стадии серьезного Преображения в коконе (специалисты называют его метаморфоз, а точнее - голометаморфоз, т.к. от гусеницы остаются части - лапки. И понимают под этим полное перерождение форм, когда тело полностью расщепляется в жидкое вещество, из которого могут сформироваться другие ткани, - это подобно тому, как из расплавленного металла отливают новую форму) и становится бабочкой, - существом, значительно отличающимся от "исходника" по всем своим показателям. Скорее всего, нечто подобное происходит и с людьми, и смерть, по сути, является вратами в Преображение. Единственное, Преображение это настолько фундаментально, что воплотившись в новом качестве сложно вспомнить прежнее (хотя, не исключены проблески таких воспоминаний).
Не случайно все религии мира повествуют о дальнейшей жизни в разных ипостасях: либо это жизнь в раю или аду, либо это новые воплощения на Земле, - в общем, как пел В.С. Высоцкий, "что мы, отдав концы, не умираем насовсем" (с). С одной стороны, человеку психологически легче жить с мыслью своей бесконечности, а с другой - быть может, это имеет под собой основание.
Идея Бессмертия издревле неизменно манила людей, поэтому практически в каждой мифологии существовал эликсир Бессмертия, правда он, как правило, служил пищей Богов. Алхимики неустанно старались создать эликсир Молодости, - исцеляющий любые болезни и отодвигающий старость напиток. В сказках часто встречается упоминание Живой Воды. И сейчас ученые бьются над тем, чтобы увеличить продолжительность человеческой жизни. Однако, пока "буквальное", физическое бессмертие человека не достигнуто, можно согласиться с высказываением Фрэнсиса Бэкона: "Бессмертие животных - в потомстве, человека же - в славе, заслугах и деяниях." И действительно, кого мы помним более всего (я сейчас не беру членов семьи и родственников) и дольше всего - людей, которые достигли выдающихся успехов в науке, культуре и искусстве; делали много добрых дел; совершили подвиг. Их надгробия на кладбище как правило выделяются среди прочих, созданные известными скульпторами, и такие же особенные, как их необыкновенная жизнь. О других людях, которые покоятся на тех же погостах, мы зачастую знаем либо мало, либо совсем ничего, - как писал Герцен: "Жизнь, не оставляющая прочных следов, стирается при всяком шаге вперед." Я, как человек творческий, склонна считать, что ближе всего к Бессмертию подошли люди Искусства, т.к. "рукописи не горят", и партитуры тоже, поэтому жизнь их авторов продолжается в этих произведениях и долгой памяти потомков. Искусство - это Магия, которая возникает, когда автор произведения реализуется как Творец, уподобляясь Богу в процессе Творения, и во многом приобщаясь к его Силе и возможностям. Можно сказать, что эликсир Бессмертия уже существует, и это Искусство!
Кроме того, Искусство отличается, например, от науки, тем, что запечатлевает личность своего создателя, его чувства, а зачастую, и момент создания. Если говорить о Стихах, то когда мы читаем:"Мороз и солнце; день чудесный!", - мы сразу же переносимся в солнечный и морозный пушкинский день и видим то утро глазами восторженного автора! Не всегда это так буквально, т.к. в литературе зачастую присутствует лирический герой, и тем не менее. Если говорить о живописи, то глядя на "Кувшинки" Моне, например, мы вполне можем мысленно прогуляться по красивейшему саду в Живерни в тот день, который изобразил Моне. Есть хорошее слово "увековечил", - то есть, запечатлел момент, тем самым продлив его на века! - Иными словами, подарил ему Бессмертие! В музыке Моцарта, например, мы слышим его Душу и Время!
Само же Искусство немыслимо без Любви и Страсти. Оно вырастает из Любви, напитано ею и дарит ее вовне. Более всего мы чувствуем себя живыми, когда любим и любимы. Лучше всех спел об этом В.С.Высоцкий:"Я дышу - и значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу!"(с) Однако, Искусство усиливает Любовь и дает ей возможность длиться вечно, - вспомним Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду и т.д.! ) И при этом, мы закономерно приходим к тому, что еще одна дорога в Бессмертие - это Любовь! )
Т.е. получается, чтобы обрести Бессмертие, надо Жить! Жить полной Жизнью, - реализовывать данные от природы Таланты, наполнять сердце Любовью, дарить окружающим Свет своей Души! Как бы тяжело и сложно порой ни было!
И бесконечно дорожить каждым моментом этого захватывающего представления под куполом Неба, под названием Жизнь!
Свидетельство о публикации №120112604465