Смертельный номер - Жизнь!

Мне нравилось гулять по старинным кладбищам Москвы еще до того, как по рекомендации знакомого прочитала книгу Б. Акунина "Кладбищенские истории", которая оказалась весьма созвучна моим настроениям. Правда себя тафофилом называть бы не стала, т.к. по определению, это все-таки понятие из области медицины, характеризующее патологию влечений, и важно отличать ее от нормального культурного и эсетического интереса. Даже если учесть, что существуют ее непаталогические формы, думаю, лучше оставить это понятие в стороне, поскольку я не только по старинным погостам люблю гулять, а вообще интересуюсь историей и достопримечательностями. И, тем не менее, в данном случае речь пойдет о кладбищах, Смерти и Жизни.

Тема смерти достаточно табуирована в обществе, потому что она затрагивает основной и глубинный человеческий страх. Однако, все мы знаем, что жизнь всегда заканчивается смертью, как ни крути, - "Главная ирония жизни заключается в том, что из нее едва ли кто-нибудь выходит живым." (Роберт Хайнлайн).
Старинные кладбища прекрасны тем, что на них не сталкиваешься со Смертью лицом к лицу, - они уже отгоревали свое и стали частью Истории, - молчаливыми Хранителями многих Тайн, Свидетелями быстротечного Времени. Прав был Ларошфуко, говоря, что "ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор"(с). Эта первичная Сила настолько велика и непостижима, что часто представлялась людям в виде могучих Богов. Ее олицетворяли: Анубис, Осирис (в Египте), Аид, Танатос (у греков), Морена, Моржана, Мара (у славян) и т.д. (Кстати, обычай сжигать соломенную куклу на Масленицу - не что иное, как отголосок славянского культа Мары.)

И когда мы входим в ворота древнего кладбища, отчасти мы попадаем в мир царствия этих Богов, но он не пугает, а становится порталом во Времени, возможностью заглянуть в Историю и прикоснуться к Тайнам бытия; где каждая могила - это отдельная история человеческой Судьбы, оконченная второй датой на памятнике, - т.е. она уже завершена, как предложение, в котором поставлена точка, - а значит, рассказана и целостна. Как говорил Цицерон, "жизнь мертвых продолжается в памяти живых" (с), поэтому пока мы помним этих людей, в конце их "предложений" будут стоять многоточия!.. Кроме того, эти истории дают возможность научиться чему-то на примерах, а не на собственных ошибках; ответить себе на многочисленные вопросы, а именно: "как жить, чтобы не страшно было умирать?", "чему посвятить жизнь?", "как оставить свой след?" (не в бытовом понимании, а в памяти людей, истории, науке или культуре), "какой образ жизни способен сделать ее дольше?", "коренится ли Судьба в самом человеке или витает вокруг него?"  и так далее. И впоследствии, гораздо больше ценить радость своих настоящих дней и тот факт, что у нас еще есть возможность многое изменить, ибо мы живы! )

Существует ли "правильный" универсальный шаблон Жизни? - Конечно нет. Однако, узнавая факты чьей-то биографии, можно почувствовать modus vivendi (образ жизни), близкий именно Вам. Конечно, для этого не обязательно ходить на кладбище, можно пробежать глазами текстовый файл в интернете или прочитать бумажную книгу. Но поверьте, если стоишь у могилы человека, допустим, в осенний день (я пишу это осенью), - когда последние листья, влекомые всесильным ветром, покидают деревья и отправляются в полный неизвестности, путь Преображения, - душа на многое откликается острее и ярче.

Кладбище - это то место, где реальные истории уходят в Непознанное. Меня привлекает эта территория междумирья, на которой понятное, документальное сосуществует с Тайной, а иногда даже мистикой, - место последней правды.
Неизвестное всегда будоражит воображение. А что ждет за последней чертой, никто не знает доподлинно. Пять лет назад, во время инсульта, мне довелось пережить, мягко выражаясь, демо-версию смерти, - до приезда скорой я была без сознания, - минут 10-15 наверное в среднем. Что можно рассказать об этом времени? - Эти 10-15 минут меня просто не было. Это сравнимо с тем, как будто в комнате выключили Свет, и она погрузилась в темноту, - как бы исчезла. И когда известный сказочник - аниматор Хаяо Миядзаки говорит, что "жизнь - это просто мерцающий в темноте свет"(с), - в этом много правды. Я не летала по светлым туннелям и не смотрела на себя "с потолка", как описывают некоторые люди,пережившие клиническую смерть. Хотя, возможно, так не случилось именно потому, что я до той стадии не доходила, - Благодарение Богу! Однако, теперь я понимаю, что имеет в виду Томас Манн, когда в "Волшебной горе" пишет: "О смерти ни один человек, если бы он ожил, ничего не смог бы толком рассказать, ведь смерть не переживают. Мы приходим из тьмы и уходим во тьму, между этим лежат переживания, но начало и конец, рождение и смерть, нами не переживаются, они лишены субъективного характера, как события, они целиком относятся к сфере объективного." Эпикур выразился еще короче: "Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нет нас." Видимо в этом коренится феномен того, что люди живут, как будто они бессмертны!
 
Если посмотреть на жизнь Космоса и Рождение Галактик, станет понятно, что ничего не исчезает без следа, - скорее, преобразуется в другие формы. Например, одна планета погибает, потому что ее поглощает другая, - т.е., умирая, фактически Преображается в новый объект. Более близкий и понятный для нас пример: гусеница, которая проходит стадии серьезного Преображения в коконе (специалисты называют его метаморфоз, а точнее - голометаморфоз, т.к. от гусеницы остаются части - лапки. И понимают под этим полное перерождение форм, когда тело полностью расщепляется в жидкое вещество, из которого могут сформироваться другие ткани, - это подобно тому, как из расплавленного металла отливают новую форму) и становится бабочкой, - существом, значительно отличающимся от "исходника" по всем своим показателям. Скорее всего, нечто подобное происходит и с людьми, и смерть, по сути, является вратами в Преображение. Единственное, Преображение это настолько фундаментально, что воплотившись в новом качестве сложно вспомнить прежнее (хотя, не исключены проблески таких воспоминаний).

Не случайно все религии мира повествуют о дальнейшей жизни в разных ипостасях: либо это жизнь в раю или аду, либо это новые воплощения на Земле, - в общем, как пел В.С. Высоцкий, "что мы, отдав концы, не умираем насовсем" (с). С одной стороны, человеку психологически легче жить с мыслью своей бесконечности, а с другой - быть может, это имеет под собой основание.

Идея Бессмертия издревле неизменно манила людей, поэтому практически в каждой мифологии существовал эликсир Бессмертия, правда он, как правило, служил пищей Богов. Алхимики неустанно старались создать эликсир Молодости, - исцеляющий любые болезни и отодвигающий старость напиток. В сказках часто встречается упоминание Живой Воды. И сейчас ученые бьются над тем, чтобы увеличить продолжительность человеческой жизни. Однако, пока "буквальное", физическое бессмертие человека не достигнуто, можно согласиться с высказываением Фрэнсиса Бэкона: "Бессмертие животных - в потомстве, человека же - в славе, заслугах и деяниях." И действительно, кого мы помним более всего (я сейчас не беру членов семьи и родственников) и дольше всего - людей, которые достигли выдающихся успехов в науке, культуре и искусстве; делали много добрых дел; совершили подвиг. Их надгробия на кладбище как правило выделяются среди прочих, созданные известными скульпторами, и такие же особенные, как их необыкновенная жизнь. О других людях, которые покоятся на тех же погостах, мы зачастую знаем либо мало, либо совсем ничего, - как писал Герцен: "Жизнь, не оставляющая прочных следов, стирается при всяком шаге вперед." Я, как человек творческий, склонна считать, что ближе всего к Бессмертию подошли люди Искусства, т.к. "рукописи не горят", и партитуры тоже, поэтому жизнь их авторов продолжается в этих произведениях и долгой памяти потомков. Искусство - это Магия, которая возникает, когда автор произведения реализуется как Творец, уподобляясь Богу в процессе Творения, и во многом приобщаясь к его Силе и возможностям. Можно сказать, что эликсир Бессмертия уже существует, и это Искусство!

Кроме того, Искусство отличается, например, от науки, тем, что запечатлевает личность своего создателя, его чувства, а зачастую, и момент создания. Если говорить о Стихах, то когда мы читаем:"Мороз и солнце; день чудесный!", - мы сразу же переносимся в солнечный и морозный пушкинский день и видим то утро глазами восторженного автора! Не всегда это так буквально, т.к. в литературе зачастую присутствует лирический герой, и тем не менее. Если говорить о живописи, то глядя на "Кувшинки" Моне, например, мы вполне можем мысленно прогуляться по красивейшему саду в Живерни в тот день, который изобразил Моне. Есть хорошее слово "увековечил", - то есть, запечатлел момент, тем самым продлив его на века! - Иными словами, подарил ему Бессмертие! В музыке Моцарта, например, мы слышим его Душу и Время!

Само же Искусство немыслимо без Любви и Страсти. Оно вырастает из Любви, напитано ею и дарит ее вовне. Более всего мы чувствуем себя живыми, когда любим и любимы. Лучше всех спел об этом В.С.Высоцкий:"Я дышу - и значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу!"(с) Однако, Искусство усиливает Любовь и дает ей возможность длиться вечно, - вспомним Ромео и Джульетту, Тристана и Изольду и т.д.! ) И при этом, мы закономерно приходим к тому, что еще одна дорога в Бессмертие - это Любовь! )

Т.е. получается, чтобы обрести Бессмертие, надо Жить! Жить полной Жизнью, - реализовывать данные от природы Таланты, наполнять сердце Любовью, дарить окружающим Свет своей Души! Как бы тяжело и сложно порой ни было!
И бесконечно дорожить каждым моментом этого захватывающего представления под куполом Неба, под названием Жизнь!


Рецензии