66. Тетради - отклики

     "Геракл продолжает фольклорную тему чудесного ребенка".

      С. Вейль. Тетради.


    Кто "чудо" - тот "чудо" с детства.
  Чудесный ребёнок Геракл душит двух огромных ядовитых змей, подосланных со злым умыслом умертвить его - прямо в колыбели. То есть он не может ещё ходить, но не испугавшись, хватает руками змеиные головы и передавливает змеям их глотку. Тут, в одном акте сразу же много признаков героя - отсутствие страха, молниеносность действия, могучая сила.
   Иисус, будучи маленьким "чудесным" ребёнком входит во храм и там поучает мудрейших старцев истинной вере и разумению. Его находят и забирают родители, но дело сделано - мы все уже увидели, что ребёнок, который перед нами - мудрее старца.
Маленький Моцарт в 4 года сочиняет музыкальную композицию взрослого человека - это пример привожу для того, чтобы мы все не думали, что речь идёт лишь о мифах человечества, - нет, речь идёт о том, что есть на самом деле.


     "Техника, ставя силу и цивилизацию по одну сторону, делает невозможными регенерации. Она проклята".

      С. Вейль. Тетради.


     Если цивилизация делает свою окончательную ставку на силу (технику), то рано или поздно, она сама же погибнет от руки силы - другой силы - варварской. Ибо только варвар чисто соответствует "смысловому понятию" - "сила". Сила как таковая низкая категория, она по сущности своей, взятая без всего остального и есть натуральное варварство.
    Вот почему наша цивилизация должна именоваться "новым Вавилоном" или новым техническим варварством. Техногенное средневековье - где характеры и связи подлинных отношений между людьми заужены и стеснены, а "силовые" связи повсеместно господствуют.
    Регенерация - восстановление - самовоссоздание из праха - понятие живого организма, а живой организм по своим целям, структуре и уровню превышает понятие одной только "силы".
    Но техногенный человек стремительно теряет возможности и способности регенерации.


     "Нужно хотеть либо того, что в точности существует, либо того, чего вообще не может быть; а еще лучше — того и другого сразу. То, что есть, и то, чего не может быть, — оба находятся вне становления".

      С. Вейль. Тетради.


     Подлинная глубина человеческого существа это становление, потому что и подлинная глубина всего нашего мира - оно же. Человек может лишь достичь своей собственной глубины как глубины мира.
     Что такое становление?
   Это то, что находится по ту сторону добра и зла, но не потому что упразднило их и перешло в животный образ жизни, а потому что зло и добро в нём ещё только устанавливаются, борются. Что будет названо добром, а что злом ещё надлежит установить. Добро и зло как взаимные противоположности в становлении станут тем, что они есть.
   Становление является переосуществлением и само впереди себя полагает и устанавливает свои законы, но опять же не из СВОЕГО произвола, а из характера движения к новому порождению. Находясь в становлении невозможно сказать - я есть такой-то, но лишь в нашем привычном нам смысле успокоенности и удовлетворённости собой, а в другом смысле - смысле себя нахождения и обретения - только в нём, в становлении и можно так сказать - я есть такой-то. Здесь, "я есть такой-то" является подвижной границей моего самообретения - насколько я сам с собой совпадаю в происходящем. Таким образом, в совершенной точности "то, что есть" - является одной из границ (нижней) самого становления. Второй границей (верхней) является то, к чему я стремлюсь как к невозможному. Обе эти границы - единственные границы всего становления в совокупности.

    Следовательно, в предельной глубине есть только становление и его границы. Границы становления это то, что не-становление и его отрицает.

    Быть тем, что ты есть нельзя не становясь постоянно тем, что ты есть. Если кто-то больше не становится собой - он вчерашний. В этом смысле мы видим, что нижняя граница как граница есть становление, но поскольку она как граница есть и не становление - то возможно, чтобы мы себя считали неизменными.
    Принцип "люби меня таким, какой я есть" предполагает в нас эту неизменность. Поскольку предполагается, что я не буду изменяться, а буду оставаться таким же, и также неосознанно предполагается, что меня "такого же" можно увидеть в подлинном "есть" без всякого становления. И то, и то - ошибка. Точное "есть" по Симоне - это граница становления (то, что удерживает становление в своём отрицании). Нельзя ТОЧНО увидеть КТО ТЫ ЕСТЬ, пока ты не становишься. Не являешься - в сниженном варианте ( заговори, чтобы я тебя увидел - Сократ).
Но и верхняя граница также может быть абстрактной, это ТРЕБОВАНИЕ, взятое само по себе в голом виде. Чего мы хотим в реальности невозможно, и тогда мы начинаем хотеть меньше, меньше и меньше - без требований мы мельчаем незаметно, но существенно.
    Самодовольство того, что есть, которое само себя нисколько не знает и голый крик требования - лишь крайности того, что вышло из русла становления и больше "никуда не спешит", обманываясь на свой счёт и лишь "наличествуя". Налицо застой "естины", как её называл Флоренский и высоты, духа (невозможного). Так запустите же "машину становления" и вы увидите как всё радикально изменится, и мёртвые границы того и другого моментально оживут!

    Не бойся меняться, человек! Чего ты боишься? Потерять то, что ты считал "своим"? Но если оно настоящее, то оно не потеряется, а если оно не настоящее - то и чёрт с ним!
    Но я знаю чего боятся люди и почему они опасаются и избегают становления - потому что они смутно догадываются, что настоящего у них нет, и что то, чего они придерживались быстро рассыпется. Не погружается в становлении тот, кто боится остаться в нём "ни с чем", но поскольку он не погружается в становление, то он и остаётся взаправду "ни с чем", как того и боялся.


     "Солнечная энергия проникает в растения в форме преобразования в сахар пары вода — углерод. Мы расщепляем ее, превращая сахар обратно в воду и углерод. Сок растений, сок винограда и т. д. — все это вода плюс огонь. Мы впитываем этот огонь, и остается вода. — Вода есть Мать, огонь — Отец жизни, которая есть воздух, дуновение (anima, ;;;;;;), а дыхание фактически является этим переходом. Для индусов дыхание было священным актом, как для нас вкушение во время причастия.
Расщепление солнечной энергии снабжает нас нашей энергией. Чтобы располагать энергией, нужно, чтобы солнечная энергия вошла в нас, а потом в нас была расщеплена".

      С. Вейль. Тетради.


     Мы - переход. Вечный переход.
   В четырёх элементах: огонь, вода, воздух, земля - два первые - базовые, остальные - переходные. Воздух и земля соответствуют воде и огню. Это пары противоположностей. Их осмыслением занимались многие древнегреческие философы. Трактовки были разными. Но если попробовать всё же свести их к чему-то достигнутому то, сущее и весь мир это огонь. А остальные элементы - его состояния. Вода - прямая противоположность огню и его первая "разъятость", из воды возникает всё живое, то есть не из земли, а из воды - на землю оно только переселяется. Первое живое - растения формируют воздух, пустоту, хотя кислород был до них и повсюду, но нигде как пустота, которую можно вобрать в себя. Второе живое, животное впускает в себя пустоту воздуха - дышит. Земля - крайний элемент превращения всех этих элементов друг в друга - результат или дно, от которого можно отталкиваться. Металлы как некие "твёрдые", не текучие элементы, производятся звёздами как завершённость, оконеченность ядерных синтезов. Все элементы, помимо земли - текучи, подвижны и мобильны, то есть находятся в своей стихии "элементалиев". Земля им противостоит.
     Поэтому, огонь - первая точка, земля - последняя точка, и они тоже в таком отношении - противоположности. Каждый элемент в каком-то смысле противоположен каждому.
    Элементы являются первобытными силами и символами.
   Они - крепь мира, его скрепы.
 Человек дышит воздухом, пустотой, - духом; живёт водой (мы почти целиком состоим из воды), горит огнём - если становится, и возвращается в землю, если умирает... Если умирает...


Рецензии