Обзор от Надежды Назаровой

 Надеюсь, что никого не обидела своими замечаниями. Ведь и свои стихи нравятся мне, пока только выходят из-под "пера". А со временем перечитываю, кажется, всё бы переписала, чем, бывает, и занимаюсь не по одному разу, хотя, может, только порчу первоначальный вариант. Но надеюсь – не всегда.
 
1. Озорное летящее стихотворение, как воздушный шарик, описанный в нём. Понравилось:
"Счастье чем измеряют? Улыбками или аршинами?..
Внук пасёт в небе шарик и зорко глядит в облака."
 Хорошие рифмы: «утешим ли – улетевшее», «стихотворение – уверены»,  «псевдохандра – чудо-игра». Нечёткая рифма «счастьице – неудачнику». Междометие «ага» как будто притянуто только для рифмы.
 Уменьшительные слова не очень приветствуются в стихах, а здесь их несколько. Слишком много слов «счастье» для одного стиха – в каждом катрене, а в 3-ем даже дважды. К тому же дважды идёт «Счастьем надо делиться», хотя, может, это для усиления мысли. Тяжело читается «Нам же что-то».
  «Радость» и «осенняя псевдохандра» как-то не представляются рядом, хотя хандра здесь и «псевдо». Идёт слияние «этоММы».
2. Без обсуждения.
3. Лёгкий ностальгический стих. Удачное ёмкое завершение: «Только однажды взял и разбился ёлочный шар...»
 Но какая-то путаница в рифмовке. Первые четыре длинные строки рифмуются в конце: «подростки – блёстки», «вечеринка – картинка». Пятая длинная строка не рифмуется ни с чем. В остальных длинных строках рифмуются слова внутри и в конце строчек.  «В новогодье – вспомнить» – рифма натянутая. Неточные рифмы «мерцал – шар» и «пропал – шар». У детей-подростков «в сердце - пожар» – такое ощущение, что «пожар» просто притянут для рифмы со словом «шар».
 Школьная вечеринка – почему-то «царственный дар», как-то «царственный» не вяжется с обычной школой.
 «Радости-беды, взлёты-победы» – если идёт противопоставление в первой части фразы, то и во второй напрашивается так же противопоставление «взлёты-падения». Видно, «победы» притянуты в рифму к «бедам».
  Сбой ритма: в трёх первых длинных строках – по 11 слогов, в остальных таких же строчках – по 10.
4. Стих читается сначала легко, привлекает внимание. Интересно использована в стихе «треугольная рифмовка» шестистишия (abcabc). Только не очень точная рифма «друга – старуху». Нечёткая, как будто недописанная фраза «И урезана квота». «Квота» чего – веселья, жизни?..
 Не очень приветствуется в стихах разговорное «уж» вместо «уже». «Просто жизни окружность» - инверсия.
 Немного сумбурная концовка: окружность, которая «качнётся» (это как?!), «станет музыкой  песни» и
 улетит словно «шарик» – накручено...
 «окружность вдруг, качнётся слегка станет музыкой  песни» – запятая должна стоять не после «вдруг», а после «слегка». «Словно  шарик воздушный, улетит в облака» - здесь, наверное, запятая не нужна. (В каких-то источниках пишут, что перед сравнительным союзом «словно» и после слов сравнения с чем-то  запятая ставится всегда. Но чаще пишут, что в подобной фразе запятая не нужна, т.к. «не выделяются запятыми сравнительные обороты с указанными союзами, если они входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу», и «если сравнение с этим союзом можно легко заменить творительным падежом существительного» – «улетит шариком».)
 В двух соседних шетистишиях идут слова «песням», «песни».
5. Моё.
6. Стих написан с любовью и теплом к дочери. Он про взросление, но такое ощущение, что для матери дочь так и осталась маленьким ребёнком. Сплошь идут уменьшительно-ласкательные слова, как чаще бывает в стихах для детей. И сплошь «шарики» – в стихотворении, два в первом катрене вполне вписываются, но и в третьем они снова идут дважды, в 4-ом катрене снова присутствует слово «шарики".
 Неточные рифмы «синее – милые», «шарики – маленькой».
«Год еще прибавился - но еще не плакала» – дважды «ещё» в одной строке не украшают её. Может, лучше – «целый год прибавился» или «год уже» (хотя второе тоже не очень).
При прочтении получаются какие-то «днИЗАДНИ», может, заменить на более привычное «дни за днями»: «Вяжет дочка кружево: дни за днями – годики». Хотя здесь имелось ввиду, видимо, что дни цеплялись за дни; но и уменьшительное «годики» выбивается из фразы.
 Наречие «вмиг» (быстро, в одно мгновение) пишется слитно. «Ни гостей
не хочется» – напрашивается продолжение фразы «ни... (кого-то или чего-то ещё)». Или, может, после «не хочется» поставить многоточие, а затем уже про слёзы писать.
 Вроде бы есть прямая речь в тексте (дочери к матери и наоборот), но никак не выделена.
 Не очень понятна фраза «Дочь, зачем кручинишься: нет свечей на тортике». То ли дочь кручинится от того, что нет этих свечей, то ли мать спрашивает: «почему их нет?» или «где они?» (как про шарик в тексте).
 Сбой ударения «Где же твОи шарики».
7. Тёплый, добрый ностальгический стих. Хорошее завершение стиха «Шар, хранящийся  с  восьмидесятых, я для внука на елку повешу…»
 Только рифма «коробку – неловко» не очень удачна. Больше бы подошло «коробку – робко», но тогда пришлось бы и над текстом поработать. Рифмовка "«Снежинки» приклеим – волшебною «Феей»" звучала бы лучше
так: "«Снежинки» наклеим – волшебною «Феей»". Тем более, что: ПРИклеить (к чему-то), НАклеить (на что-то) - здесь «НА платье».
Идёт слияние «разныХХлопот». И сливается при чтении «САнтресоли», приходится нажимать интонационно на «с», чтобы как-то разделить.
 «И ты будешь красивою самой! Или будешь волшебною «Феей»?» – тяжело читается в начале "ИТы бУдешь", тем более, здесь дважды идёт «будешь». Может, лучше написать: Будешь точно красивой самой! Может, даже
волшебною "Феей".
 «Перламутровый шар с  поздравленьем - (Наверху шапка снега искрится)  -
Привязала за ветку с терпеньем.» Перед открывающей скобкой не ставятся знаки препинания, тире не нужно. В скобках законченное предложение, нужна точка перед закрывающей скобкой. А т.к. в основном предложении «Перламутровый шар с  поздравленьем привязала за ветку с терпеньем.» не предусмотрены знаки препинания, то после закрывающей скобки тире тоже не нужно. Ещё здесь, конечно, имелось ввиду, что привязывали игрушку терпеливо, но выглядит так, как будто это сама «ветка с терпеньем».
8. Интересный стих. Чёткость ритма, который придают стихотворению короткие строки словно «гитарным боем» гольпеадо или гольпе (ритмичным постукиванием ногтём пальца по деке гитары во время игры). И хорошие
рифмы отбивают этот ритм. Захотелось послушать этот стих под гитару.
 К сожалению, есть инверсии: «Наполняло меня сладких чувств ассорти густо» (А ведь такая интересная фраза!), «Не вставляет в мозги удовольствия чип водка». И после слова «чип» желательно бы поставить
тире. «А сегодня в душе, хоть шаром покати, - пусто.» – Перед тире запятая уже не нужна. А вот сама фраза ёмкая, хоть и «пусто» в душе.
«Не берутся баррэ и гитара молчит кротко.» - Не хватает запятой после слова «барре» (сложносочинённое предложение), а фраза хорошая. После вводного слова «может» нужна запятая.
9. Легко и душевно написано «Письмо к Деду Морозу». Речь льётся в строчках так легко! Хотя в них есть и боль, но есть и надежда, вера. Рифмы – одна к одной. Удачное завершение стиха вызывает добрую улыбку
. Не умаляет достоинства стихотворения присутствие двух однокоренных слов в одном катрене: «доказательств» и «доказать». Не поднялась рука занизить оценку, хотя есть и слияния («ВФарс», «воТТебе»), и не хватает запятых после слов «может» – "»Может сжалишься, может поймешь…» (Вводное слово со значением возможности,
вероятности выделяется запятыми.)
10. Проникновенный стих. Завораживает фраза словно из рыцарского романа – «Напраслиной чёрной Любимый мой ранен». А в конце – нераскрытая тайна, надежда... и догадки, догадки, что ждёт героиню.. Рифмы все удачные.
11. Интересный стих с лёгкой иронией и философской грустью. Удачное сравнение – «и дни водой из крана по запястьям». Меткие образы – попадание в «десятку»:
«Чужая жизнь бесстыдно, напоказ
мелькает-нерестится килькой мелкой,
зачем-то красит чёрное побелкой,
вываливая в перьях дурака.»
 Понравились лирические отступления, особенно «страна большая выгуливает новых малышей». И просто супер – заключительная часть:
«Земная жизнь до святости грешна.
В ней каждый бомж Ганеша или Кришна.
Заблудший странник на дорогу вышел...
Идёт и знает тайну - жизнь одна.»
 Можно даже не заметить слияния «знаеТТайну».
12. Картина Пикассо оживает в этих строках. Веет романтикой, но с философским подтекстом, как и само полотно художника «Девочка на шаре». Особенно проникновенно-образны заключительные строки:
«Светило пустыню жарит,
Как ломтик сухого хлеба…
Девчушка стоит на шаре
И руки возносит в небо.»
 И рифмы удачные.
13. Испытываешь потрясение, читая эти строки. Каждая строка, каждое слово дышит, живёт жаркой, шумно-базарной, песчано-чинарной чужбиной. Здорово!!! Чтобы отметить особенные образные находки, придётся повторить весь стих от слова до слова. И как соединились эти образы с таким, кажется, обычным каждодневным бытом ! – «в женских склянках царствовал сандал», «Протяжный крик слепого муэдзина в окно, как шар бильярдный залетал», «всё шатко, зыбко — жизненный бархан терялся из-под ног», «туча на закате гнула спину, как будто буйвол шёл на водопой», «перистые плыли
 оригами»...
 Заключительные строки замечательно завершили повествование. Рифмы все удачные.
 Слияние «оТДувалов» и инверсию «и неба полинялый парусин» даже не хочется замечать. А стих так и хочется читать и перечитывать.
14. Так, кажется, просто – посмотреть в звёздное небо и написать прекрасный стих. Но эта простота даётся умением, трудом и талантом. Ведь в этом стихе точным образам сопутствует философский подтекст. Рифмы подобраны удачно. И заключительный строки достойны:
«Минуют века – так же будут качаться Весы
И резво бежать за Медведицей Гончие Псы…»
15. Легко, с юмором. Как, оказывается, можно обыграть тему високосного тяжёлого года, в котором «Шалит все время неуемный космос, порой планеты посылая вспять», когда и «Марс попятный», и «Меркурий-ретроград». Отличные образ Солнечной системы, как и хороший вопрос звучит в тексте стиха:
«Зачем в бильярде Солнечной системы
Туда-сюда катаются шары?»
 Рифмовка не подкачала. И «доверчивая» Земля понравилась.
16. Оказывается, как поэтично можно даже погонять шарики на экране. Улыбнуло. Тем более, в чём-то знакомо. И ведь сколько есть людей, для которых «Жизнь в реале кажется химерой!» Удачная фраза – «День ползёт к унылому закату». Что ж, и концовка соответствует замыслу:
«День прошёл бездумно и впустую.
Но без страхов перед новостями!»
 Рифмы отличные.
17. Всё на месте и соблюдено. Жизненно для кого-то. Но так не хочется, чтобы беременность такие вот перебежчики от одной женщины к другой, как в этом стихотворении, называли «шар, увы, легко зашедший в лузу». Хорошо, что женщина в этом стихотворении решила оставить ребёнка:
«Призванье женщины, быть может, высшее -
Я вопреки всем испытаниям исполню!»
 Рифмовка удачная, но есть слияние «ССарказмом».
18. Какой хороший добрый стих, пусть и с лёгкой грустинкой! Хорошая зарисовка:
«Когда я выглянул в окно, то снега не было в помине,
Один подтаявший сугроб чернел с ведром посередине…»
 И то, что с годами вспоминаешь с грустью, в детстве, наверное, вызывало горечь, поэтому и конец стиха такой:
«Немало лет прошло с тех пор, но вспоминается теперь мне:
Унылый в лужах старый двор и чувство горькое потери.»
 Рифмы есть удачные, но есть и неточные: «нормальной – скатали», «перерыва – счастливым», «в помине – посередине». Идёт слияние «оННе  в шутку».
 После фразы «для глаз нашли ребята уголь» сразу идёт «С ним было весело играть» – получается, что весело было играть с углём, хотя имелся ввиду снеговик.
19. Злободневно. Ритмично. Точные слова о Земном шаре: «Раненый в разных войнах,
топтаный сапогами», «он ведь больной и старый». И предостережение в самую точку:
«Если под слоем пыли
Всё подлежит забвенью,
Значит, не заслужили
Божеского прощенья.»
Рифмы, в основном, удачные, но есть не совсем точные по звучанию «забвенью – прощенья», «орбите – извините».
20. Грустно, лирично. Ёмкая фраза «Зал, где моё одиночество множит так равнодушно толпа…» И точно написано, как же всё меняется с годами:
«Тот, чьё лицо и не вспомню, пожалуй,
Был целым миром моим…»
 Очень понравилась последняя фраза о том, что мог бы насочинять дискотечный шар:
«Сказку, в которой с ударом последним
Я опоздала на бал.»
 Удачная рифмовка. Но идёт двойное слияние «целыММироММоим».
 
 Никак не могла определиться, какие стихи мне понравились больше, читала и перечитывала. В результате решила отметить и больше стихов, чем делала это обычно:
От меня по 200 баллов - авторам стихов №№ 9,10,11,12
и 300 баллов – автору стиха № 13.


Рецензии
Надежда, спасибо от "Деда Мороза"))) Прочла пока не весь обзор, дочитаю со временем. Люблю Ваши замечания, они дельные. Конечно, хорошо, когда замечаний нет, но если есть, то надо прислушиваться)))

Лена Болдырева   27.11.2020 00:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.