Аткарск и классики. За правдой - в Ясную Поляну

Лев Николаевич Толстой не бывал в Аткарске, но и на его жизненном пути встречались наши земляки.

Ясная Поляна была местом постоянного паломничества, там бывали люди различных сословий, ищущие справедливости, пытающиеся отыскать духовную основу жизни. Подобные искания были свойственны не только интеллигенции, дворянству, но и крестьянам. В декабре 1909 года посетил Ясную Поляну и аткарский крестьянин А. А. Степанов. 18 декабря 1909 года Толстой записал в дневнике: «Приехал саратовский мужик, старик. Продал лошадь, чтобы приехать по душе побалакать. Из беглопоповцев, совсем серый мужик. Ходил и ездил с ним». А вот запись от 19 декабря: «Ходил и ездил с саратовским гостем. Всё так же хорошо. Он хочет перейти в «мою» веру, а я ему внушаю, что у меня моей веры нет никакой. Рассказывал страшную историю убийства и казни. […] Прочитал саратовскому на прощанье «Разговор с проезжим». […] Саратовский рассказал страшный рассказ». А 20 декабря в письме В. Г. Черткову Толстой сообщает: «А вчера был серый мужик, 50 лет, Аткарского уезда, продал лошадь, чтобы приехать, серьёзный, глубоко религиозный, свободный, еле грамотный. Такая радость — общение с такими людьми, одно знание, что есть такие». Стоит пояснить, что продать лошадь, по тем временам означало лишиться средств к существованию. Может, этому человеку больше нечего было терять? А где именно в Аткарском уезде он проживал, какую страшную историю рассказал Льву Николаевичу и утолил ли великий писатель его духовную жажду, пока остаётся тайной.

В переписке с классиком состояло семейство Александра Николаевича (в некоторых источниках — Ивановича) Ягна, члены которого считали себя последователями учения Толстого. Александр Ягн был врачом в Саратовской губернии, за успешную борьбу с холерой был пожалован дворянством и имением в Аткарском уезде, вблизи Баланды (ныне — Калининск). Имение это было названо Ягновкой и существовало под этим названием до революции. В 1898 году, будучи восьмидесятилетним стариком, Александр Ягн послал Толстому свою рукопись «Напрасные бедствия и страдания людей», с которой адресат по какой-то причине не смог ознакомиться.

Писала Толстому и старшая дочь Ягна — Александра Александровна. Из ответов Льва Николаевича ясно, что она задавала вопросы о правомерности революции, которой писатель не одобрял. Всего в собрании сочинений Л. Н. Толстого помещено шесть писем к А. А. Ягн.

Так, в поисках ответов на насущные вопросы, аткарчане не стеснялись обращаться к яснополянскому графу, который не отказывал в общении никому: ни дворянину, ни простому «серому» мужику.

                Алексей НИКИТИН


Рецензии