Реферат56

Если вам пригодился реферат, пожалуйста
Отправьте 100 рублей на карту СБЕРБАНК 2202 2002 2736 8774
 




Реферат
«Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем»




 Студент:
(Фамилия И.О.)
Группа
     Руководитель:
     (Фамилия И.О.)





Новосибирск, 2020
 
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Функции физической культуры(их классификация и характеристика) 4
2.Роль физической культуры и спорта в формировании личности 8
3. Положение физической культуры на современном этапе развития общества 10
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12


;
ВВЕДЕНИЕ

Физи;ческая культу;ра — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, в процессе осознанной двигательной активности. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене.
Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке. Физическая культура с присущим, ей дуализмом может значительно влиять на состояние организма и психики человека. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков. Основные показатели состояния физической культуры в обществе — это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
 


1. ФУНКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Первая группа функций физической культуры – общекультурные (социальные), которые характеризуют физическую культуру как часть (вид) культуры социума. К числу основных общекультурных функций можно отнести: эстетическую, нормативную, информационную (ценностную), коммуникативную, нравственную, образовательную, социализирующую.(рисунок 1)
 
Рисунок 1 – Схема функций физической культуры

Суть эстетической функции физической культуры проявляется в удовлетворении потребности людей в сформированности у них эстетических идеалов и вкусов, качеств и способностей, отражающих отношение к физической культуре.
Нормативная функция проявляется в том, что она отражает те регламентирующие начала (свод правил) физической культуры, которые сложились в практике ее использования. К ним можно отнести: нормы дозирования физических нагрузок, оценочные нормативы, нормы подготовленности, нормы поведения и т.п.
Информационная функция (ценностная) обозначает роль физической культуры в получении, накоплении и распространении собственных ценностей (материальных и духовных) в социум и личность; установлении взаимосвязей с иными отраслями (науками) знаний о человеке и обществе.
  Коммуникативная функция отражает значение физической культуры в удовлетворении социальной и личностной потребности в общении, налаживании и установлении межличностных и межнациональных взаимоотношений.
 Нравственная функция физической культуры отражает потребности социума и потенциал ценностей физической культуры в становлении нравственной культуры личности, проявляющейся в освоенности морали социума
Образовательная функция отражает социальную направленность использования физической культуры в освоении специфического совокупного опыта. Речь идет об освоении физической культуры как социального явления; освоении совокупности знаний, практических умений и навыков для обеспечения нормальной социальной практики жизни и деятельности социализации.
Социализирующая функция проявляется в обеспечении физической культурой становления социализированности личности, т.е. сформированности в ней характерных черт, качеств.
Вторая группа функций физической культуры – специфические; характеризуют свойства физической культуры как самостоятельного вида культуры, более конкретно отражают специфику физического образования и функциональный потенциал физической культуры в деле формирования физической культуры личности. Основными специфическими функциями физической культуры являются: воспитательная, обучающая, развивающая, профессионально-прикладная, рекреационная, реабилитационная (оздоровительная), спортивная.
Воспитательная функция физической культуры отражает главным образом ее потенциал в разностороннем и комплексном воспитании жизненно необходимых и физкультурных двигательных (физических) качеств (способностей).
Развивающая функция отражает направленность физической культуры на становление оптимального физического развития, развитие основных психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание, воля, воображение, эмоции).
Профессионально-прикладная функция выражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной (включая военную) деятельности.
Рекреационная функция выражает степень использования физической культуры в сфере организации и реализации досуга, отдыха и развлечений, переключения с различных видов деятельности на целесообразно построенную физкультурно-спортивную деятельность.
Реабилитационно-оздоровительная функция отражает направленность физической культуры на восстановление (компенсацию) различных отклонений в состоянии здоровья (в физическом и психическом аспектах.
Спортивная функция проявляется в роли физической культуры как фактора подготовки к демонстрации и демонстрации максимальных спортивных достижений; изучении и накоплении сведений о роли спорта в становлении и реализации двигательных и личностных способностей человека.
Третья группа функций физической культуры – внутренние, которые характерны более для каждого вида физической культуры и отражают потребность социума и личности.
Говоря о внутренних функциях, следует отметить основные положения:
- эти функции так или иначе отражают общекультурные и специфические функции физической культуры;
- внутренние функции присущи и характерны преимущественно для каждого из компонентов физической культуры;
- соревновательно–эталонная (достижения в спорте – «мерило» возможностей человека);
- эвристическо–достиженческая (включает моменты открытия, творчества, открытия достиженческих возможностей человека);
- воспитательная (становление личностных свойств и качеств);
- кондиционная (поддержание индивидуального уровня спортивной подготовленности);
- рекреационная (эмоциональное насыщение);
- эмоционально–зрелищная (удовлетворяет потребности в общении; приобретение образца для подражания и как следствие – включенность в физкультурно-спортивную деятельность);
- социализирующая (как в аспекте социализации личности, так и в социальной интеграции и международных связях);
Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
 
2. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодёжи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста.

Спорт представляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания.
Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

 
Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т. е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.
 






;
3.ПОЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Физическая культура и спорт в XX веке стали одной из важных сфер человеческой деятельности. Огромные достижения в этой области легли в основу многих социальных и научно-технологических преобразований в обществе. Место физической культуры и спорта в жизни общества значительно определяется ролью, которую играют в общественном развитии физическое здоровье людей, их физическая дееспособность, умения и навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств.
Переход к новым формам собственности и производственных отношений вызвал сокращение возможностей государственных социальных гарантий и отразился на состоянии всего физкультурно-оздоровительного комплекса.
В настоящий момент экономике сферы физической культуры и спорта нужен мощный приток инвестиций для обновления материально-технической базы, в первую очередь физкультурно-спортивных сооружений, развития человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрения единой наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.
Помимо физических упражнений физическая культура готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер участников, учат их правильному отношению к окружающим.

;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности: учебник / О.П.Андронов — М.: Мир, 1992. – С. 98.
2. Козлова, С. В. Социальные функции физической культуры и спорта / С. В. Козлова, А. С. Бирюкова, В. В. Вольский.
3. Попов В. Физкультура и спорт: учебник / В.Попов, Ф.Суслов – М., 1984 г. – С. 224.


Рецензии